Блок. Гимн. Прочтение
В пыльный город небесный кузнец прикатил
Огневой переменчивый диск.
И по улицам – словно бесчисленных пил
Смех и скрежет и визг.
Вот в окно, где спокойно текла
Пыльно-серая мгла,
Луч вонзился в прожженное сердце стекла,
Как игла.
Все испуганно пьяной толпой
Покидают могилы домов...
Вот – всем телом прижат под фабричной трубой
Незнакомый с весельем разгульных часов...
Он вонзился ногтями в кирпич
В унизительной позе греха...
Но небесный кузнец раздувает меха,
И свистит раскаленный, пылающий бич.
Вот – на груде горячих камней
Распростерта не смевшая пасть...
Грудь раскрыта – и бродит меж темных бровей
Набежавшая страсть...
Вот – монах, опустивший глаза,
Торопливо идущий вперед...
Но и тех, кто безумно обеты дает,
Кто бесстрастные гимны поет,
Настигает гроза!
Всем раскрывшим пред солнцем тоскливую грудь
На распутьях, в подвалах, на башнях – хвала!
Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, –
Наши гимны, и песни, и сны – без числа!..
Золотая игла!
Исполинским лучом пораженная мгла!
Опаленным, сметенным, сожженным дотла –
Хвала!
27 августа 1904
– "В пыльный город небесный кузнец прикатил // Огневой переменчивый диск" – солнце
В прошлом стихотворении:
«…Заборы – как гроба. В канавах преет гниль.
Всё, всё погребено в безлюдьи окаянном.
Стучим. Печаль в домах. Покойники в гробах.
Мы робко шепчем в дверь: "Не умер – спит ваш близкий..."
3 июля 1904»
…дома были, как могильные склепы. В этом – солнце выгнало всё это быдло на улицы. Среди их пьяной толпы и – ещё «незнакомый с весельем разгульных часов» паренек, и молоденькая девушка до тех пор «не смевшая пасть».
( В черновиках она расписана определенней.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
«Вот – зовущая взглядом самца
Вся – в изломе закинутых рук...
В тесном сжатых губах, в очертаньи лица –
Просыпается звук…»
)
А вот и монах… В «Томе I» инок – привычная маска поэта:
«…Брожу в стенах монастыря,
Безрадостный и темный инок.
Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок.
11 июня 1902 С. Шахматово»
«…Будет день, словно миг веселья.
Мы забудем все имена.
Ты сама придешь в мою келью
И разбудишь меня от сна.
31 октября 1902»
В заглавном стихотворении про него дано уточнение что свои обеты он дал «бездумно»…
В «Томе I» солнце было одним из Твоих ликов, здесь оно стало орудием предательства.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
Пойте гимны, когда умерла
Золотая скала
Источавшая воду живую
Наши гимны и песни и сны – без числа!..
И этот «Гимн» – гимн предательству.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
(
« – Все испуганно пьяной толпой // Покидают могилы домов ...» – и след. – В стихах Блока этих лет отразились впечатления от прогулок в окрестностях казарм Гренадерского полка, где он в это время жил. "Иногда он (Блок. - Ред.), – вспоминал Белый, – захватывал на прогулки меня; мы блуждали по грязненьким переулкам, наполненным к вечеру людом бредущим от фабрик домой (где-то близко уже от Казарм начинался рабочий район); здесь мелькали измученные проститутки-работницы; здесь из грязных лачуг двухэтажных домов раздавались пьяные крики; здесь в ночных кабачках насмотрелся А.А. на суровую правду тогдашней общественной жизни" (Белый, 2. С. 225-226).
)
*
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
Свидетельство о публикации №221111600836