Жизнь старого огурца

 
   Заканчивалось лето.  Солнце ещё грело, но все чаще накрапывал мелкий дождь. Овощи словно радовались такой погоде – было нежарко и влажно. Капуста раскинула свои лопухи, кабачки прятались в огромных листьях, словно играли в прятки друг с другом. Свёкле и Моркови не хватало места на грядке, и некоторые корнеплоды сползли на межу. 
   Толстый Жёлтый Огурец преклонного возраста нежился в теплице. Вокруг него были молодые зелёные братья, которые ждали своего часа.  Два-три раза в неделю приходила хозяйка и собирала урожай.  В такие минуты все огурцы были настороже. Каждый ждал, кого на этот раз выберут. А когда хозяйка уходила, оставшиеся огурцы облегчённо вздыхали: можно жить дальше. Но жизнь была какой-то скучноватой, однообразной. Правда, когда в теплицу забегали мальчишки, огурцы старались затаить дыхание, потому что приход детей не сулил им ничего хорошего. Те безжалостно поднимали листья в надежде найти после хозяйки молоденькие огурчики. Иногда им это удавалось. А когда мальчишки ничего не находили, то ворчали, что больше не будут их поливать.
       – Очень-то и надо!  Подумаешь, поливальщики нашлись. Нас и бабушка хорошо польёт, – говорили тогда огурцы.
 
   В это раннее утро всё было как обычно: проснулись жильцы, потрясли листочками и приготовились прожить еще один день. Все молчали, и Жёлтый Огурец, окружённый со всех сторон зелёными подростками, решил рассказать им свою историю.
       – Да, повидал я за свою жизнь немало, – начал он. – Маленьким семенем положили меня в землю, а вот теперь смотрите: какой я красавец – большой, жёлтый, с толстыми боками. Не то, что вы – зелень.  – Молодые несмышлёные огурчики с завистью смотрели на своего старшего брата.
        – Да, да, – продолжил огурец. – Положили меня в землю, и через пару дней я увидел свет.
     «Проклюнулся!» – услышал я чей-то радостный голос. Наклонившись над грядой, хозяйка внимательно рассматривала меня и сожалела, что не взошли другие семена. Но я-то знал, что они все взойдут, только подольше полежат в земле.
   Мне, любознательному непоседе, было интересно узнать, кто же растёт рядом со мной, и с кем мне придется провести лето. Но рядом росли только Осот с Лебедой, да неподалеку – молодой кустик Хрена, который непонятным образом попал на огуречную грядку.
  Хозяйка вырывала их безжалостно вместе с корнем и, наклоняясь ко мне, ласково приговаривала: «Ах ты, скороспелка!»
 
   Вскоре из земли показались мои братья. Вот засони! Как долго спали!
Огуречные кусты раскрывали один лист за другим, подставляя их ласковому солнышку,   а по вечерам принимали тёплый душ. Иногда к нам подходили два мальчика, и один спрашивал: «Это чо?»  «Огурчики», – слышал я ответ другого, видимо, старшего. «А где они?» – допытывался малыш. «Пока нет, скоро будут, видишь, какие листочки».
   На следующий день всё повторялось: они подходили к нам, и я вновь слышал: «Это чо?»  Вот глупый, неужели трудно запомнить, что нас зовут: о-гур-цы.
     –  «Пора в теплицу пересаживать», – услышал я как-то ранним утром. «Как пересаживать? – забеспокоились огуречные кусты.  – Нам и здесь хорошо, на тёплой огуречной гряде».  А мне было интересно и ни капельки не страшно.  В теплицу так в теплицу.  Здесь, на гряде, стало уже тесно – младшие братья росли быстро, распуская свои резные листочки в разные стороны. Да, кому-то придётся переселяться.
   
   И вот мы в теплице. Каждому из нас определили свое место. Тепло и светло, свободно и просторно. Как только огуречные кусты подросли, в теплицу пришли бабушка со старшим внуком и стали натягивать шпагат. Она объяснила огороднику, что это дорожки для каждого огурца, по которым те будут стремиться к солнцу и быстрее расти. Огурцы цепляются своими усиками за шпагат и тянутся вверх. 
   Правда, мы с братьями как-то враз подросли и, чтобы не лежать на земле, дружно потянулись вверх. 
   Помидоры, которые росли рядом, нам завидовали. Ещё бы, они же не могли угнаться за нами и остались где-то там внизу.
  Однажды я прицепился усиком к помидорному кусту, чтобы подтянуть его повыше, но бабушка, увидев это, аккуратно отцепила мои усики и сказала: «Каждому – своё».
 Мы росли, тянулись, листья становились огромными, как лопухи. Со всех сторон появились пасынки, которые бабушка почему-то безжалостно обрывала. Однажды мне стало что-то скучновато, и я решил пошептаться с братом, который рос рядом.  Я протянул свои усы, схватился за соседний шпагат-дорожку. Мы обнялись и всю ночь шептались, рассказывая друг другу свои тайны.
   
   Наутро в теплицу зашел старший мальчик, внимательно посмотрел на нас и громко закричал:  «Бабушка, тут один огурец перебрался на соседнюю дорожку. Что делать?» 
   Не дожидаясь ответа, он  оторвал  усы и  перетащил меня на старое  место. Вот глазастый!. Нам с братом было так хорошо!
   Вскоре появились первые цветы. Вокруг нас носились пчёлы, мухи, шмели, в теплицу залетали даже бабочки. Они садились на цветы, собирая нектар и опыляя нас. А потом появилась завязь – мелкие Огурчики.  Я был среди первых. Нас стали больше поливать. Я любил этот час, когда из лейки лилась тёплая вода. Подставляя под струю то один  бок, то другой, я нежился, радуясь беззаботной жизни.
 
   Часто приходили мальчишки. Они любили время полива, чтобы и самим  побаловаться  водой. Правда, бабушка покрикивала на них, но не сердито, а так, любя, и поэтому мальчишки, успокоившись на минутку для вида, продолжали поливать себя тёплой водой, которая была предназначена нам.
  Лежать мне пришлось почти на земле, и под листом меня не было видно. Все  мои братья   так торопились расти, что почти каждое утро хозяйка собирала неплохой урожай.  Я любил слушать бабушку, которая, срывая с куста моих соседей, обычно приговаривала: «Вот молодцы, кормильцы вы наши, хорошо растёте».
   Однажды раздвинулись листья, и ко мне  потянулась чья-то рука.  – «А этот слишком перерос. Пусть лежит, зреет на семена», – услышал я чей-то голос. Так была определена моя судьба.
 
   Со временем вокруг меня оставалось все меньше и меньше огурцов.  Некоторые росли не такими красавцами, как мы, появившиеся в начале лета.  Я слышал, как бабушке объяснили, что нам не хватает каких-то веществ. А каких именно, я не запомнил.
  Помидоры краснели прямо на кустах, но листья у них стали покрываться желтым налётом. Однажды бабушка полила их каким-то лекарством, и на меня попали горькие-прегорькие капли. Помидоры, немного подлечившись, продолжали расти.
 Шли дни, вот и лету конец. Ночами нам было не так тепло и уютно, как раньше. Мы старались спрятаться под листья, но это не всегда помогало.  Хозяйка приходила к нам не так часто. Неслышно стало и радостных мальчишеских голосов.
 
   Вот такое наше лето. Многие мои родственники пошли на засолку. У вас, молодёжь, такая же участь. Вы зелёненькие, вкусненькие, не то, что я, и вас с каждым днём всё меньше становится.
 Немного помолчав, старый Жёлтый Огурец добавил:
     – Вот лежу, жду своего часа. Может, на что-то годен буду. Скорее всего, меня держат на семена, и на будущий год здесь будут расти мои детки. Ну, ладно, зелень, устал я что-то, подремать пора. 
    Рассказчик замолчал и, прикрыв глаза, повернулся на другой бок. 
2013 г.


Рецензии
Доброе утро, уважаемая Валентина.
Какая сказка милая и симпатичная.
Понравилась биография Жёлтого Огурца, пережившего всех своих соплеменников.
А, главное, его семена пойдут на посадку новых огурчиков, таких же умненьких и хорошеньких, и, надеюсь, появится новый Жёлтый Огурец, который даст жизнь другому потомству.
Вот он-круговорот жизни.
Главное, чтобы жизнь и дальше продолжалась.
С теплом души,

Варвара Сотникова   18.01.2024 11:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Варвара. Вот если бы раньше кто-то сказал, что я буду писать сказки и стишки, покрутила бы пальцем у виска: "вы что, ку-ку? Серьёзная учительница, к тому же, директор школы. Вы чего это, какие сказки?"
Но в душе всегда была ребёнком с необузданной фантазией.
Вышла на пенсию, и моя нерастраченная фантазия прорвалась...
И пошла писать губерния. Но всё из жизни. Про внуков и для внуков )))
Доброго дня Вам.

Валентина Колбина   18.01.2024 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.