Вкус греха

     Голодное время совпало с отъездом бабы Дуни. При ней было хорошо. Была картошка, горох и фасоль и много еще всего, что родит огород. Она говорила:
- Пока есть огород, мы не пропадем.
Я это запомнил. И когда мы с бабой Дуней копали огород, я радовался тому, что у нас всего будет много. И если мать принесет из Правления немного муки, то баба Дуня испечет куху, немецкий язык, (куха – пирог с открытой верхней частью) с паслёном.
     Паслён я очень любил, он поспевал под осень, и еще назывался поэтому, наверное, поздника. Конечно, самое веселое время, когда на огороде все есть - это осень. Тогда мы заготавливали на зиму огурцы, помидоры и капусту. Все это закладывалось в кадушки, ставилось в погреб и нам хватало на целый год. Это значит, до нового урожая. Разве плохо так жить! Вот почему я любил копать огород. Но сил у меня было маловато. Я втыкал лопату (штык) в землю и прыгал на нее, держась обеими руками за черенок и лопата входила в землю.  Баба Дуня смеялась:
- Да не захватывай столько!
    
     В обед из Правления прибегала мать, и пока баба Дуня возилась в летней кухне, мы копали вместе с матерью. Она была сильной и за час выкапывала столько, сколько мы за полдня. Я показывал матери свой трюк, но она не смеялась. Она говорила:
- Горе ты мое луковое.
- Почему луковое?
- Вырастешь, узнаешь!

     Расти было долго, а знать хотелось сейчас.  Баба Дуня объясняла:
- От лука плачут.
Все равно было непонятно – при чем тут горе?
Но этого баба Дуня не объясняла. Приходилось ждать, пока вырасту.
Наш дом стоял на крайней улице, огород был на задах, то есть за ним, а дальше – шоссе. И баба Дуня часто говорила:
- Боюсь, как бы нас не ограбили. Приедут ночью и картошку выкопают, нет греха на них, нехристи, а не люди. – Тогда было много воровства и грабежей по деревням. Даже и людей убивали.
- Слава Богу, что нас пока обходят.

     Меня очень заинтересовало, что такое грех?
- Это когда Бога не боятся, крадут, грабят, обманывают. Но им воздастся, они за все заплатят.
- Кто?
- Кто так делает! Никогда не бери ничего чужого! Это такой грех! И Бог обязательно накажет.

     Рассказ про ад ужаснул меня: никогда не буду ничего красть!
И вот баба Дуня уехала в Энгельс. Там была ее дочь, тетя Поля. Она курила и вышивала картинки – на книге стоит голубая рюмка – очень красиво!

     Мы вскоре переехали на другую улицу в маленький дом. Там тоже был огород. И я за год стал сильнее, и копал, как надо. Вместе со мной копала Лиза Щербакова. Она была очень красивая и училась в шестом классе, и я влюбился в нее. Только она редко приходила к нам. А бабы Дуни уже не было. И в огороде ничего не уродилось, и уже летом нечего было есть, а осенью еще хуже. Я бродил по огороду, может быть, что найду. И однажды я нашел толстый, большой, желтый огурец. Он прятался в сухой траве у соседского забора. Мы с матерью съели его вечером. И это было все, что мы съели за целый день.

     Я уже был во втором классе. Каждый день я проходил мимо маленького домика напротив школы. Там жила старая учительница. Когда была война, они приехали из Ленинграда. Все другие умерли или уехали обратно. А она осталась, потому что у нее был брат Воробьев, и он работал в Саратове. А возле домика был маленький огородик. И я стал поглядывать туда. И увидел там среди сухой ботвы, маленькую красную помидорку. Эта красная точка сводила меня с ума. Я все время думал о красной помидорке, так что Людмила Прокофьевна сделала мне замечание:
- Что с тобой, Илья! Ты словно не в своей тарелке!

     Должно быть, это что-то ужасное. Я покраснел, как помидор. Все засмеялись. А я опустил голову к парте и принялся решать примеры. Помидорка продолжала светить мне днем и ночью как моряку маяк – спасение! И вот однажды я огляделся, откуда эта воровская привычка? Я перешагнул через низенький палисадничек и сорвал помидорку. Потом я побежал обратно, перепрыгнул заборчик, забежал за  угол и сунул помидорку в рот. Она оказалась гниловатой внутри. Вот, значит, каков вкус греха – гниль, и более ничего!

1947 - 2021 гг.
               


Рецензии
История жизни в США на 2021 : Чернокожие бунтуют после 200 лет - расизма и рабства с насилием - Белого и Звездного населения в США \я
-

" Меня очень заинтересовало, что такое грех?
- Это когда бога не боятся, крадут, грабят, обманывают. Но им воздастся, они за все заплатят.
- Кто?
- Кто так делает! Никогда не бери ничего чужого! Это такой грех! И Бог обязательно накажет.
"

Рюнтю Юри   22.11.2021 23:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.