Агрессия. Ч2. Человек - голубь с ястребиным клювом
Так кто он, голубь или ястреб?
Об агрессивной природе человека доселе идут жаркие споры: одни называют его самым жестоким животным, другие возражают: нет, по натуре он добр. И те, и другие так сыплют взаимоисключающими примерами, словно говорят о ДВУХ РАЗНЫХ видах Homo sapiens.
Сородичи и впрямь ведут себя противоречиво, то нападая, то ища согласия. Впрочем, иного и нельзя было ожидать от столь чуднОго продукта эволюции.
Дело в том, что биологически этот «продукт» совсем безоружен: ни клыков, ни когтей, ни силы, ни яда. Одним словом, - голубь, да и только.
Однако дефицит силы он компенсировал разного рода приспособлениями – орудиями и оружием. Они расширяли его возможности и укрепляли положение в среде обитания.
И всё бы хорошо, да только кровавых схваток, стычек и конфликтов становилось всё больше и больше. Нескоро, очень нескоро «голуби» начали осознавать, что они уподобились я_с_т_р_е_б_а_м.
Ну ястребы и ястребы, живут же…Но проблема заключалась в том, что
/// «ЯСТРЕБИНОЕ» вооружение досталось существам с «ГОЛУБИНЫМИ» инстинктами!
Возникла гремучая смесь, невиданная природная АНОМАЛИЯ - что-то вроде ребёнка с автоматом.
Во избежание недоразумений хочу сразу оговориться, что «голубиное» совсем не значит «мирное». Скорее, наоборот. Голубь дерётся «по полной», но в естественных условиях не может причинить сопернику большого вреда.
Зато хищники оснащены так, что легко могут убить и своих, и чужих. Поэтому эволюция наделила их
/// ВАЖНЫМ ИНСТИНКТОМ, СДЕРЖИВАЮЩИМ АГРЕССИЮ ПРОТИВ СВОИХ
(не будь его, они бы истребили друг друга) *. Этот неодолимый запрет не позволяет им добить проигравшего.
Известно, что схватка волков останавливается, когда побеждённый сдаётся (подставляет противнику
шею). Тогда победитель отворачивается и отходит.
Змеи и вовсе не сражаются, а только поднимаются всё выше и запугивают противника.
А вот У СЛАБО ВООРУЖЁННЫХ ЖИВОТНЫХ ТАКОГО ТОРМОЖЕНИЯ НЕТ, им оно без
надобности: подрались, да и разлетелись в разные стороны.
Так и получилось, что МЕЖ СВОИХ ХИЩНИКИ БОЛЕЕ СДЕРЖАННЫ, чем их жертвы. Агрессивность присуща всем, но не все способны тормозить её. Не стал исключением и человек.
Его основные инстинкты сформировались давно, когда у него ещё не было эффективного оружия**, поэтому природа не стала заморачиваться и вводить запрет на убийство сородичей: безоружным сапиенсам он ни к чему.
Но вот на смену безоружному «голубю» пришёл необузданный «хищник» с топором, копьём и стрелами. Не умея сдерживать себя, он неизбежно должен был самоистребиться. Однако этого не произошло. Аномальный (аморальный) «венец природы» выжил, и спас его ещё один феномен – культура, которая стала тормозить его ярость вместо врождённого табу.
Короче говоря, природная агрессивность человека никуда не делась, однако он научился регулировать свои порывы. Но как?
------------------------------------------------------
* Интересно, что во время охоты агрессия не тормозится (иначе охотиться было бы невозможно).
** Эффективное оружие (боевые топоры, стрелы, копья) появились только десятки или сотни тыс. лет назад,
когда эволюция человека уже насчитывала 1, 5 - 2 млн. лет.
------------------------------------------------------
ВРАГ МОЙ – ДРУГ МОЙ
======================================================
Возможно, основой послужило малоизученное и противоречивое явление – НЕКРОФОБИЯ.
Древние люди боялись мёртвых. Пращуры верили, что дух покойника витает над ним и мстит соплеменникам,
особенно – его убийце.
И как не поверить, если они своими глазами видели растущие у т р у п а ногти и волосы, конвульсии и
оскалы (из-за окоченения мышц). Тут любой перепугается. К тому же все знали, что рядом с разлагающимся
телом люди заболевают.
Стало быть, покойник всё-таки жив, он всегда найдёт и покарает своего обидчика. Уж лучше не доводить ссору
до убийства. Раненому, калеке, недужному, старику лучше помочь, чтобы продлить им жизнь и, опять-таки,
избежать их мести. Более того, даже от грабежа лучше воздерживаться, поскольку духи вещей тоже
способны навредить.
Так заработал странный регулятор, тормозивший вражду страхом мести.
======================================================
НЕ МЫТЬЁМ, ТАК КАТАНЬЕМ
Оставив сапиенсов без важного противоагрессивного инстинкта, природа спохватилась и возвела другие заслоны от взаимной агрессии людей - жалость, забота, взаимопомощь (воспользовавшись уже накопленным опытом стадных и стайных животных)
Естественный отбор, как всегда, действовал бесстрастно и неумолимо: б е з ж а л о с т н ы е племена погибали (они плодили врагов и истребляли себя), а выживали те, кто заботился о детях, стариках, больных и слабых, кто помогал и выручал.
Сама жизнь постоянно зудила: в одиночку выстоять трудно, а потому – объединяйся, сотрудничай, помогай. Трать силы и время на других и получай ответные преференции. Это выгодно!
Выгодно пестовать детей: они вырастут и умножат племя.
Выгодно содержать стариков: они хранят и передают опыт.
Выгодно дружить: сплочённое племя сильнее других, внутренне разобщённых.
Выгодно заботиться: охотник и воин не побоятся рисковать, зная, что товарищи не бросят раненых…
Словом, зачатки морали и нравственности вырастали из практики и, в свою очередь, смягчали, «удобряли» практику.
Теперь неконтролируемая жестокость наталкивалась на МОРАЛЬНЫЕ преграды, и гнев остывал быстрее. В результате конфликты теряли остроту и жертв становилось меньше. Считаться с другими оказалось полезно!
Ну а то, что полезно для выживания, подхватывалось естественным отбором, закреплялось и передавалось как н а с л е д у е м а я первичная мораль (т. н. «Коллективное бессознательное»)
По сути, важные у с л о в н ы е рефлексы превращались в б е з у с л о в н ы е, и человек-зверь постепенно становился с о ц и а л ь н ы м животным (по выражению Аристотеля).
Но становился о-о-о ч е н ь постепенно! Шаг за шагом, век за веком…
А надо ли ждать, пока необходимые перемены сами собой проникнут в подсознание и овладеют им? Можно ведь
с о з н а т е л ь н о регулировать поведение.
Так появились новые важные регуляторы - обряды, ритуалы, сказания, поощрения и наказания. С их помощью люди сначала з а п о м и н а л и запреты («Не убий», «Не укради», «Не возжелай»), и лишь потом, повторяясь день за днём, поколение за поколением, эти запреты становились и н с т и н к т и в н ы м и (да и то – не у всех)
И всё-таки, благодаря обрядам (а потом и школе, наукам, искусству, письму) важные правила и ограничения усваивались гораздо быстрее.
* * *
Культура смягчала отношения, а новые технологии вновь обостряли их. Есть ли выход из этой нескончаемой гонки?
Об этом – в следующей статье про агрессию (http://proza.ru/2022/01/19/515)
______________________________________________________
Свидетельство о публикации №221112000572
С теплом
Ольга
Ольга Зауральская 17.09.2022 19:38 Заявить о нарушении
Вы очень верно отметили, что зачатки взаимопомощи появляются задолго до человека. Я же допустил неточность, пытаясь показать, какую роль в человеческой истории играла культура.
Надо будет как-то поправить это место, чтобы не возникало неправильного впечатления.
Спасибо за замечание.
С уважением,
Томас Твин 18.09.2022 07:50 Заявить о нарушении