Исследование происхождения фамилий

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (149)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2010


 Сколько фантазий относительно фамилий роилось в голове советского паренька Вовки Шушкевича из весей с непонятными названиями Веребки (папкина) и Гадивля (мамкина).

 Жил он как все его сверстники с мечтой стать активным строителем самого справедливого в мире общества с романтичным названием Коммунизм. Хотя нет, соврал. Жил он гораздо лучше своих друзей, поскольку был сынком учительницы и рабочего, а потому одевался в новые и по размеру одёжки, ел вкусную магазинную пищу, ну и учился соответственно лучше других мальцев и девок, которые не могли всего того себе позволить из-за безденежья родителей-колхозников и постоянного вкалывания за них в колхозе и на собственном хозяйстве. А потому голова Вовки рождала недосягаемое для других количество фантазий. Надеюсь, догадались, что повествование автор этих строк начал от третьего лица, а продолжает дальше от себя.

 Остановился на фантазиях, посещавших мою детскую голову. Взять, к примеру, фамилии. Откуда они пошли? Почему одни красивые, другие некрасивые, третьи вовсе непонятные? И почему я Шушкевич? Даже папка с мамкой не могут этого объяснить. Не фамилия, а абракадабра какая-то. Не зря меня, двух младших братьев и сестру в любых новых компаниях прозывают Шушками и Шушами. Получается что-то вроде как Фердыщенко, герой романа Достоевского «Идиот»,  плакался: «Разве можно жить с фамилией Фердыщенко?» «Идиота» я впервые прочитал, когда ходил в третий или четвёртый класс Гадивлянской начальной школы и беду Фердыщенко не разделял, поскольку его фамилию не считал такой уж неблагозвучной, как он сам. И хоть стенание Фердыщенко запомнилось, фамилия эта мне не показалась безобразной. Тем более что вокруг знал много вообще некрасивых, на мой тогдашний взгляд, фамилий. Ну, например, центр нашего колхоза «Родина» Велевщина полнится фамилиями Подобед. Ерунда какая-то. «Под обед»… Палудзень или полдник получается.

 Так это ещё не так страшно, как в близкой деревне Замошье соседнего Замошского сельсовета. Там живёт много людей с фамилией Бабаед. Баб они едят, что ли, эти бабаеды? А если заменить две последние буквы на близких к ним соседок по алфавиту, то получится вообще ругательное слово.

 Поинтересовался у своей бабы Ганны Прусской, какую фамилию она носила в девичестве, и ужаснулся: Калитухо! Калатуха какая-то, т.е. мучная похлёбка. Сказал о том бабе, а она возмутилась: это же самая красивая в мире фамилия! Вот с того момента я и понял, что надо всякую фамилию чтить, ибо её носил и ей пользовался твой род.

 И полюбил я свою фамилию, хоть она и продолжала приклеивать мне не совсем безобидную кликуху Шушка.

 Мамкина девичья фамилия – Прусская - не нравилась мне, поскольку считал, что происходит она от слова прусак – таракан, значит. Лишь позже узнал, что в давние времена была страна Пруссия, и в ней жил народ пруссы. Такое исследование возвысило в моих глазах род моего деда Ильи Прусского.

 Легко объяснялось происхождение фамилии Волков (много их жило в Поташне). Из Подбрус ходил в Свядскую школу Мишка Зайцев. Конечно, волк - зверь посерьёзнее зайца, отсюда и уважение к носителям этих фамилий было соответствующее. Но вот уже взрослым долго смеялся, когда на углу дома в городе Кличеве прочитал табличку: «Улица им. Зайца». Конечно, сразу понял, что Заяц – это фамилия известного жителя Кличева, но в тексте таблички явно не хватало инициал товарища Зайца.

 На Лепельщине распространена фамилия Пшенко. Я уже разобрался, что это переделанная на русский лад беларусская фамилия Пшонка. А пшёнка – это каша из пшена, злака такого.

 Мозго – что за фамилия? Понятно, что корень в ней «мозг». Но почему таким не очень подходящим словом обозначили целый род когда-то давным-давно? Мозгов, что ли, не хватает у носителей такой фамилии? Но не может их недоставать у единственного в Гадивле коммуниста и начальника смолзавода дядьки Павлика и у его жены и моей первой учительницы Анны Дмитриевны.

 Необъяснимой считал распространённую в соседней Свяде фамилию Дзёмка, переделанную на русский лад в Демко. Или Гридюшко, как у моего одноклассника и односельчанина Тимки (может, от слова «дюшка», которым у нас умилительно называли забавного поросёнка?) Кунчевские (мои друзья и троюродные братья Вовка с Валериком) – не смешно, даже в некоторой степени красиво, но совсем непонятно.

 Смеялся в моём лице юный исследователь со смешных, на взгляд пытливого школьника, фамилий вроде Шопа, Огризко, Бондарь, Карась, Щука, Щупак, Телица, Куркин, Пьянов, Жук, Метла, Бовдило, Лычёвко, Сковородко… Однако смеялся и с себя, каким был в дошкольном и младшем школьном возрасте несообразительным, когда фамилии принимал за название рода занятий, должности их носителей. Вот в Слободе жила Царева, которая лечила домашних животных. Долго малый я считал, что этим делом занимаются специалисты царевы. И лишь повзрослев, узнал, что лечащие животных доктора называются ветеринарами, а Царева – это фамилия местного ветврача.

 В Слободском сельсовете жил гроза местных самогонщиков милиционер Винник. Его как огня боялись и мои мамка с бабой Ганной. У многих соседей этот человек разворачивал бочки с брагой, ломал самогонные аппараты, выливал самогонку, штрафовал. Несомненно, этим неблагодарным делом занимаются люди, профессия которых винник. Оттого и фамилия такая – от слова вино, уничтожитель вина. Когда чуток подрос, с удивлением узнал, что Винник – это всего лишь фамилия местного участкового милиционера.

 А папкины Веребки кишели Мисниками. Страшная фамилия Мисник, поскольку имеет происхождение от дела, которым занимается мясник. Даже в какой-то книжке прочитал, как мисники отлавливали и резали собак. Что в прочитанном слове вместо буквы «и» стояла «я», забыл сразу же после прочтения, или вовсе не заметил по ходу чтения.

 Как-то в компании друзей поделился своими соображениями о происхождении фамилий.

 Они никого не заинтересовали. А Тимка Гридюшко вообще сказал:

 - Мы знаем, что ты гений, но нам это на фиг надо.

 После этого ко мне на некоторое время прилипло погоняло Гений. Я считал его очень обидным, поскольку понимал ироническое преувеличение моего интеллекта. Радовался, что называет меня так только Тимка. А ведь я должен был бы вроде как гордиться таким прозвищем.

 Свою фамилию стал уважать после приведённого выше высказывания бабы Ганны, а вот по-настоящему полюбил в первой половине 90-х, когда Председателем Верховного Совета Беларуси избрали моего однофамильца Станислава Шушкевича.

 До него всякий раз надо было диктовать мою фамилию не только по слогам, но и по буквам, чтобы правильно записали. А с восхождением на престол моего знаменитого однофамильца вдруг все зауважали и запомнили труднопроизносимый набор букв: Ш-у-ш-к-е-в-и-ч. После же одного случая на Оршанском вокзале так вообще возгордился, что судьба наградила меня такой знаменитой фамилией. А дело было так.

 Стою в огромной очереди за железнодорожным билетом в Москву. Поезда приходят часто, однако в них имеется одно-два места. Очередь растягивается на сутки. Наконец прибывает пассажирский состав с единственным местом – для меня. Кассир спрашивает фамилию, как того требовали правила. Называю. Молодица, выпучив на меня глаза, говорит с умилением:

 - И с такой фамилией вы ещё в очереди стояли? Вам бы в любой кассе сразу дали билет.

 - Так я же не знал, что она так почитается, - отвечаю.

 - Вот и знайте в следующий раз.

 Правда, следующего такого раза мне не представилось.

 Второй пример. Примерно в то же время лежал в аллергологическом отделении областной больницы. У каждого больного были новые клички. Благодаря тому же Станиславу Шушкевичу я на 21 день стал Президентом. Оттого мой лучший друг по фамилии Синицын огорчался:

 - Как тебе повезло с фамилией – Президентом стал! Не то, что меня нарекли Птицей.

 Прожил я, уже можно так говорить, долгую жизнь. Многие жизненные моменты память утеряла. А вот исследовательскую деятельность в области фамилий не просто сохранила, а даже подсказала написать мемуар о том. Спасибо тебе, память, за это – самому ведь было интересно вспоминать сии детские размышления, воскрешая их по ходу написания этого мемуара.


23 ноября 2021 года.


Рецензии