Часть 1 о казаке Осипе Проспихине

(памяти основателей деревни Проспихино)

      У каждого человека есть увлечение, мое в последнее время увлечение помимо рыбалки и охоты - это изучение архивных документов, и общение с интересными умными людьми на сайте и форуме ВГД (Всероссийское Генеалогическое Древо), где собираются люди, увлеченные генеалогией, историей (в том числе родного края – краеведением), геральдикой и так далее.
      И вот ранним утром 21.10.2021 года, открыв свою страницу на форуме, увидел письмо от моего Абанского друга Николая Трощенко, где он под логином pineforest с которым я делился ссылками на свои расшифровки архивных документов. Письмо было короткое, но емкое….
Василий, спасибо!!!
      А у тебя где-нибудь не мелькал казак Осип Проспихин в первой половине 18 века ? 
      Вот такая запись в третьей ревизии по Спасскому Усолью - «Елистрат Павлов Кузнецов у Елистрата жена Ефросинья Осипова 50 лет взята Тасеевского острогу у казака Осипа Проспихина». Однако, в Тасеевском остроге Проспихиных в начале XVIII века точно не было.
      Вот такая загадка. Но исходника у меня нет. Дело не оцифровано. Атрибуты следующие РГАДА Ф.280 Оп.4 Д.2659 л.746об. Успехов!!!
      Прочитал и забыл, но буквально через три дня, расшифровывая четвертую ревизию Кежемской слободы деревни Барнаулева (Барноулева) острова (с 19 века Фроловой) я наткнулся на такую вот запись….
-   умершего Кирила (примечание Карноухова) жена Анна Степанова дочь взята в замужество Енисейского ведомства деревни Проспихинской у крестьянина Степана Проспихина - ныне на лицо 46 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 27 лет от роду.
      Реквизиты дела - ГАКК Ф.909 (Енисейский уездный суд) Оп. 1 Д. 8 (181-307). Ревизские сказки жителей города Енисейска и Енисейского уезда 1782-83 года, сканированный лист (кадр) 235.
      Более того, прочитав внимательно расшифрованные Николаем Трощенко ревизские сказки Енисейского уезда за 1782 год четвертую перепись податного населения 1782 года по Богучанскому присуду и его подведомственным деревням (ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7 ЛЛ. 468-545), размещенные на сайте Проза.ru Обнаружил интересные сведения:
в ИРБЕНСКОЙ деревне
-      Федор Давыдов БРЮХАНОВ - ныне на лицо не числиться (умре в 1767 году) по последней (3 ревизии 1763 года) 40 лет от роду.
 -      сын его Илья - ныне на лицо 30 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 11 лет от роду.
-      у Ильи жена Олена (Алена) Емельянова - ныне на лицо 30 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 11 лет от роду, взятая, того же присуду (присуда) Проспихиной деревни у крестьянина Проспихина
в ШИТКИНОЙ деревне
-      Федор Федоров БУРМАКИН - ныне на лицо 41 году по последней (3 ревизии 1763 года) 22 лет от роду.
-      сын его Семен - ныне на лицо 18 лет.
-      у Семена жена Марфа Васильева - ныне на лицо 19 лет, взятая, того же присуду (присуда) Балтуринской (Болтуринской) деревни у крестьянина Проспихина.
      Таким образом, люди с фамилией «Проспихин» в XVIII веке в нашем регионе были и наиболее ранние из документально подтвержденных персон, казак Осип Проспихин (неизвестного года рождения), Ефросинья Осиповна Проспихина - дочь казака, была 1702-1703 примерно года рождения, крестьянин Степан Проспихин (не известного года рождения), Анна Степановна (если, конечно, Степановна) – дочь крестьянина, была 1736 года рождения, был ли Степан Проспихин сыном Осипа Проспихина или его братом, пока не выяснено.
      Но вот загадка - в 4 ревизии деревни Проспихинской, проведенной в 1782 году, отражавшей, в том числе и 3 ревизию, точнее события меж ревизионного периода с 1763 по 1782 год, не упомянуты крестьяне Проспихины, ушли, видимо до 3 ревизии еще, или лицами, обязанными платить налоги не были (не податного сословия были), или платили их (налоги) не в Проспихино, где просто жили, а там, где числились, и поэтому в ревизии по месту жительства не отразились, в общем, загадка, над которой голову сломать можно, но дыма без огня, знаете ли, не бывает, и легенды есть отражение действительности.
      В данном случае это легенда из моего Проспихинского детства, о казаках или казаке, который, сплавляясь на плотике с молодой женой-тунгуской, а может быть, буряткой, проспал место, которое ему было определено казачьим начальством (личное примечание - сибирские казаки именовались служилыми и получали жалование за службу). В легенде той есть даже указание на место «приписки»: ниже Пашинских островов, около речки (Пашинской речки или Верхней Кежмы), где хорошая долина. Но казак проплыл ровно на десять вёрст (верста 1,0668 км.) ниже по течению, отчего получил прозвище «Проспиха». В ещё одном пересказе добавляется конкретика: казаков уже четверо, один из которых Роман. Но ребята не просто проспали, их сморила медовуха, (личное примечание – 90 лет на Ангаре уже промышленные лесозаготовки ведутся, но никто в дуплах деревьев меда диких пчел не находил, да и домашних ангарцы до последних лет не заводили) которой их угостили по дороге (обочины дороги, видимо, были многолюдны). Из-за этой повальной «спячки» не только путники получили характерное прозвище, но и деревня, которая в простонародье нередко так и называлась – Проспиха.
      Легенду эту хотела включить в свою вторую часть энциклопедии Кежемского района Диденко Надежда Алексеевна, но, увы не успела, добрая ей память.
      В общем, смысл легенды ясен, где проснулись, там и зимовье срубили, (именно топором срубили) так как дело, судя по фрагменту легенды, о том что «Казак был с молодой женой буряткой или тунгуской», отсылает к середине-концу XVII века, когда казаки еще женились на крещеных инородках, продавали их другим, снова женились, имели по жене в различных волостях, куда ходили для ясачного сбора. Случалось, что из России приедет жена к казаку, а он уже был женат на инородке. Но «дефицит жен» в Сибири закончился в начале XVIII века. А в допетровские же времена конца XVII века Россия еще не знала пилы, первую из которых «Царь – ПЛОТНИК» Петр Алексеевич Романов привез не то из Англии не то Голландии в начале XVIII века, поэтому зимовье «срубили» или сложили, если плот, собственно говоря, и был готовым разобранным «срубом» зимовья, что в принципе объясняет, почему, проснувшись, не поднялись пешочком по берегу на 10 верст выше по течению по южному (правому) берегу Ангары (тогда верхней Тунгуски или просто Тунгуски реки) до устья речки Верхней Кежмы (Пашинской), где, если верить записям посла в Китай - Спафария Николая Гавриловича, в 1675 году уже кто то жил - на той же стороне зимовье гулящих, промышленных людей, которые промышляют соболи от островов (применительно к цепочке Проспихинских островов, вдоль южного, берега Ангары) пол 2 версты, хотя Кежемскую слободу (в тумане видимо) этот Молдавский Грек на русской службе, почему то не заметил. Более того, на своем пути от Енисейска до устья Илима не указал почти ни одного селения, пашни, сенного покоса, упомянув лишь изредка зимовья гулящих промышленных людей и юрты тунгусские.
      На вопрос, сколько поселений служилых не упомянул на своем пути от Енисейска до устья Илима Спафарий – мой ответ все.
      Не указали их, очень туманно описав в 1693 году дорогу от деревни Букуча (Богучаны) и Кезьма (Кежма) - Избрант Идес и Адам Бранд в «Записках о Русском посольстве в Китай» (1692-1695) из всей дороги, запомнившие лишь «дикий холод» и тунгусов в окрестностях Кезьмы (Кежмы) да еще то, что при стоянке в Кежме долго не могли сыскать лошадей для дальнейшего путешествия (как будто незадолго до них, кто то еще проехал).
      Не указал их и посланник в Пекин - Джон Белл в 1720 году, заметивший по дороге, лишь «стада зайцев», тунгусов и монахов Кашиношиверского монастыря, поднесших посланнику 4 марта 1720 года «Хлеб соль» - должно быть, свой, выращенный на великолепных пашнях в окрестностях монастыря, и уступивших свои кельи. Также не упомянув ни Богучаны ни Кежму.
      А селения были, и люди в них как раз круглогодично обеспечивали, в том числе и «комфортное путешествие» вышеупомянутых персон. О чем свидетельствуют их же записи, в чем я и попытаюсь разобраться и замолвить наконец слово об этих селениях и людях в них тогда живших.
      И так приступим. Не указав на своем пути иных селений кроме монастыря Джон Белл подробно описал - способ расчистки земли от лесов с целью получения пашен и сенокосов, вот он…..
- Вся сия пространная земля покрыта непроходимыми лесами. Места, лежащие при реках, очень изрядны, и производят пшеницу, ячмень, рожь и овес. Способ, который употребляют жители для искоренения толстых елей, состоит в том, чтобы облупить с нее кору четверти на три, тогда сок перестает подниматься в дерево, и оное в несколько лет засыхает. После чего подкладывают они огонь, с помощью коего очищают они место и пеплом утучняют землю.
      Россияне примечают, что земля, на коей растет сей род Елей, называемых обыкновенно Эссекскими Елями, завсегда производят пшеницу, но не так сие бывает на той, где растет Сосна, или другое подобное сему дерево.
      Способ «Искоренения лесов» для разработки пашен варварский, но гениальный! Оказывается, все было гораздо проще, чем все думают - скобель и огниво, лучше не придумаешь, ну может потом пару тройку корневищ и надо было выковырять, но в августе у нас в пойменных ельниках не только ели, но и земля (толстый слой мха и неперепревшей древесной ветоши) сгорает дотла, почти без остатка.
      С описанным выше Джоном Беллом способом «искоренения толстых елей» перекликается дорожный дневник Спафария Николая Гавриловича 1675 года – «кресты на Кашино шивере от пожаров подгорели», речь видимо о множестве пожаров. Мое мнение – причина пожаров, от коих "кресты подгорели", поджог, так как и во время посольства в Китай Спафария способ раскорчевки полей был тот же, что и через 45 лет после него, просто он "скромно умолчал" о полях и лугах (сенных покосах) на своём пути, которые в Сибири каждую весну «была мода» выжигать от соломы и старой травы, и при Спафарии, и после него, о чем упомянул в своем очерке «Поездка в Якутск» Н. Щукин, проследовавший маршрутом Иркутск – Верхоленск - Якутск в 1844 году через 170 лет после Спафария.
Орфография источника сохранена 1:1
-   Предо мною возвышалась Веселая гора. Съ вершины ея вид;нъ весь Иркутскъ; за нимъ, далеко на Запад;, б;л;ютъ сн;жные Тункинскіе гольцы; вправо син;етъ Ангара и б;л;ется колокольня Вознесенскаго монастыря. Прелестно! Только недостаетъ небесной лазури: вся атмосфера была наполнена дымомъ отъ горящихъ л;совъ. Каждую весну горятъ зд;сь л;са безъ всякой надобности. Обыкновеніе выжигать солому на пашняхъ и старую траву на с;нокосахъ, производитъ л;сные пожары. В;теръ гонитъ пламя съ необыкновенною быстротою по сухой трав;; огонь переходитъ въ л;съ и распространяется во вс; стороны на большое пространство. Ночью картина горящихъ л;совъ чрезвычайна. Вы видите Этну, изрыгающую дымъ и пламя, огненную р;ку, бродящіе огни. Пламя зм;ится тропинкою на вершину горы, б;житъ по стволу сосны, обхватываетъ разомъ вс; в;тви, исчезаетъ, опять обнаруживается. Иллюминація великол;пная и дешевая! Палы, такъ называютъ зд;сь л;сные пожары, истребляютъ л;са гораздо усп;шн;е, нежели с;кира дроворуба. Палъ ходитъ свободно по л;су до перваго сильнаго дождя. Очень р;дко случается, чтобъ крестьяне позаботились погасить пожаръ. Это бываетъ тогда, если палъ подойдетъ близко къ деревн;. Мосты, домы на пашняхъ, нарубленныя дрова, поскотины (околицы) все исчезаетъ. Кром; того, палы истребляютъ птицъ, зв;рей, и отгоняютъ ихъ запахомъ дыма.
      В дополнение к сказанному, как человек, с раннего детства, покормивший в наших краях мошку и комаров, ответственно заявляю – на свежем пожарище гнуса - меньше в разы.
      Таким образом, двигаясь одним и тем же путем в течении 45 лет ответственные дипломатические работники России (Российской империи) (Н.Г. Спафарий, Избрант Идес, Адам Бранд, Джон Белл - не упоминают селения.
      Объяснение этому может быть лишь одно - о местах поселения служилых (даже если там жили не только они, но и посацкие с крестьянами), по современному понятию военных баз, распространяться было не принято, сведения связанные с обеспечением обороноспособности государства, во все времена составляли государственную тайну. А от поступления в Москву Государевой соболиной Казны, которую казакам было предписано «Ангарские пороги, летом обносить посуху, дабы не намочить» - экономическая безопасность этого государства, как бы сейчас сказали, собственно и зависела.
      По «Великому Сибирскому пути», важной частью которого, была тогда Ангара (верхняя Тунгуска) перемещались товары, купцы, войска, дипломаты, Государева казна и почта.
      Почему все-таки, казак Осип Проспихин не подселился к «зимовью гулящих промышленных людей», для меня остается загадкой – так как вместе людям государевым и людям гулящим промышленным выживать в этих не обжитых еще краях было сподручнее. Как сказали бы сейчас – осуществлять государственно-частное партнерство в освоении природных ресурсов.
      И действительно согласно 3-х томного исторического очерка «Забайкальские казаки» Афиногена Прокопьевича Васильева.
      С казаками рядом, а иногда и вперед, промышленники за пушным зверем шли сушею. Их зимовья строились в лесу. Зимовье, как казака, так и промышленника – курная изба с глиняной печью, окна из слюды или льда. Изба иногда огораживалась, около нее деревянный крест в отличии от соседей нехристей. Зимою шли на лыжах – промышленники за зверем, казаки за ясаком. Олени или собаки везли нарты – узкие, длинные до 6 аршин (один аршин 71,12 см.)….. Вдоль дорог, ведущих из Сибири в Москву, возникали поселения, в которых жили Ямщики. Это так называемые Ямские слободы…..   «Всякий завод – железо, топоры, тесла, ножи, бумагу для отписей (отписок), церковные предметы – присылали из Руси»….
      В 1697 году в Сибири численность служилых всех родов (дворян, детей боярских, казаков конных и пеших, стрельцов, служилых татар, ружников, оброчников) – 9862 человека, посадских 1093 человек (личное мнение – значительная часть их в конце XVII века это числящиеся в посадах, гулящие, промышленные люди)
      В XVII веке по тракту из Маковского острога в Енисейск содержали ямскую гоньбу по наряду Казаки, посадские и крестьяне. По очереди они обязаны  были давать подводы под Государевы хлебные и другие запасы. Главным образом несли ямскую службу Енисейские Слободские крестьяне. Личное примечание - Кежемская слобода в XVII веке и в первом десятилетии XVIII века, до 1709 года включительно в подчинении Енисейских воевод и только с 1709 по 1781 в Илимском уезде.
     Слободские крестьяне обслуживали путь в 4-х направлениях:
-      до Маковского волока.
-      по реке Лене к Якутску
-      по Ангаре к Байкалу (личное примечание – через Илимск)
-     по реке Енисею до Красноярска.
      Ямская служба ложилась на них большой тягостью. Из Маковского острога на протяжении 89 верст дорога шла волоком до Енисейска, оттуда опять водный путь по Енисею, Ангаре (личное примечание Илиму), Байкалу и Селенге до Верхнеудинска…. В 1673 году было установлено выдавать прогоны ямщикам, отвозившим отписки в Москву, из тех городов, откуда отписки посылались.
-       Не дойти было зимой от Енисейска до Илимска (Ленского волока) в 50 - градусный мороз по метровой высоты снегам, трех метровой высоты ледяным торосам русла Ангары (Тунгуски) без промежуточных стоянок. Летом же ямщики становились лоцманами – лед таял и путь этот был водный, с коварными порогами и шиверами, и вместо троек с бубенцами были лодки и баржи (дощеники до 10 тонн грузоподъемностью), которые надо было вверх по течению изо всех сил тянуть, а вниз по порогам и шиверам осенив себя крестным знамением и помолившись, лихо проводить между камней с помощью одних лишь весел и божьей помощи, и не дай бог ценный груз разбить.
      Поэтому были обустроены станки по Енисею, Ангаре, Илиму, Лене.  Память о них не сохранили, или все таки сохранили?
     Вот небольшая цитата Богучанского журналиста Анатолия Александровича Тодорашко (добрая ему память), который в бытность геофизиком имел возможность побывать во многих местах.
      Я видел в целости и сохранности древний ямщицкий стан Конярма и даже спер оттуда жестяной знак времен Екатерины Второй. Это в Эвенкии. На речке Платоновой (это приток Кумонды - притока Камо). Раньше там путь на Якутск пролегал для государственной почты. А начинался он под Кежмой в деревне Мозговая.
      Вопрос в достоверности сведений о древности объекта, так как Ангарская народная молва с легкостью окрестила Дворец-Тайшетскую колесную дорогу, сданную в эксплуатацию переселенческим ведомством в 1916 году, в Екатерининский царский тракт.
      Но стерлись из народной памяти Ангарские ямщики XVII - XVIII века, оставив, потомкам своим века XX лишь понятие «Ходить в ямщину». Да и в архивах не густо, пока лишь из четвертой ревизии населения 1782 года удалось обнаружить только «эхо» тонкого перезвона колокольчиков ямщицких троек разносившегося некогда над рекой Ангарой. Движение, по которой когда то было весьма интенсивным и зимой и летом, до постройки Московского тракта в 1741-47 году после чего стратегической «государевой» дорогой стала уже не Ангара, и все таки три зацепки обнаружить удалось…..
      1782 года Ноября 27 дня Иркутской губернии города Илимска Кежемской слободы выборный Федор Суздалев, староста Дмитрий Привалихин, лоцман Кирило Карнаухов, да Кежемской слободы старший крестьянин Михайло Иванов Брюханов, с товарищи после состоявшегося 1781 года ноября 16-го Ея Императорского величества и в народ публикованного манифеста. Дали сию скаску (сказку) - сразу видно, что лоцман тут человек не последний и не мудрено - без него плыть через пороги самоубийство.
     Из мемуаров Иогана Георга Гмелина в 1738 году по Ангаре (Верхней Тунгуске):
-      Уже после захода солнца, примерно восемь верст ниже Васильева острова, прошли мы вниз по левой стороне Курейскую шиверу (при подъеме же надо держаться правой стороны). Около девяти часов вечера стояли мы два часа выше Аплинского порога, потому что ЛОЦМАНы не решались спуск совершить ночью. Почти весь день шел дождь, и было почти без солнечного света. Вечер обещался быть чуть получше; небо посветлело, но холод пронизывал. 19 августа до восхода солнца мы сразу тронулись в путь и за короткое время удачно прошли вниз по этому «водопаду». Только мой транспорт правой стороной столкнулся с утесом, но ни малейшего ущерба не получил. Плавание в начале, было быстрым, и вдоль правого берега тянулась отвесная и голая скала. И при подъёме вверх её и не миновать. «Водопад» не так уж и глубок, и волны совсем мелкие. Только мы прошли этот порог, как нам встретилось два поднимающихся вверх судна, и в этот же день до обеда - ещё четыре других.
      Здесь, в монастыре, должны мы были взять себе лоцманов, чтобы спуститься вниз по Кашниной шивере. Но был только один единственный; за другим - послали, а третьего не было. Это сильно задержало нас. Прежние ЛОЦМАНы, что до этого были с нами, категорически отказывались без сопровождения местных ЛОЦМАНов провести суда по этому опаснейшему месту. По крайней мере, не под их ответственностью. Второй ЛОЦМАН, за которым послали и которого мы ожидали четыре версты ниже монастыря, долго не приходил. Около пяти часов к вечеру, когда ещё не было другого ЛОЦМАНа, мы с первым из них спустили одно судно. Между тем пришёл и другой, и повёл следующее судно. Первого ЛОЦМАНа в это время отправили назад, чтобы провести третье судно, которое в сумерках, слава Богу, прибыло к остальным.
      Шесть вёрст ниже Писанного камня была Бузуканова заимка, выше которой мы перешли на левую сторону реки, чтобы удобнее и надёжнее пересечь небольшую шиверу, расположенную несколько ниже. Десять вёрст ниже мы прошли мимо деревни мурская или Климова, которую из-за разбросанности за островами нельзя было увидеть. Мы должны были там взять ЛОЦМАНов, чтобы спуститься по «водопаду». Мы остановились несколько ниже, когда уже порядком стемнело, и поджидали ЛОЦМАНов, они прибыли только около полуночи. Целый день нам навстречу дул сильный ветер, иначе мы ещё наверняка сегодня могли бы спуститься по «водопаду».
      И еще одна запись 4-й ревизии Кежемской слободы 1782 года - Никифор Леонтьев сын Брюханов – который был в отлучке по прежней ревизии написан, явился в 764 (1764 году) - ныне на лицо 60 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 41 году от роду.
- у него Жена его Федосья Андреева дочь – взятая в замужество в городе Якуцке (ЯКУТСКе) у казака Андрея Садовникова - ныне на лицо 50 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 31 году от роду.
      То есть жители Кежмы по долгу жили в Якутске и даже оттуда жен привозили, но, по правде сказать, из Иркутска и Енисейска невест было больше, и туда их из Кежемской слободы в жены тоже охотно брали.
      Дальнейшие сведения о ямщиках, лоцманах и почтовых станциях XVII – XVIII века следует искать в служебной переписке между Якутском и Енисейском, а точнее в организации доставки государственной почты которая требовала регулярности, да, собственно, и не только доставка почты.…
      На Енисейских воеводах в XVII веке лежала трудная обязанность – ежегодно доставлять для служилых людей в Красноярск, в Якутск и Забайкалье более 40 тысяч пудов хлеба (1 пуд- 16,38 кг.)…. Причем с 1679 года Енисейским казакам выдавали хлебное жалование не ранее того как были снабжены Якутские, Селенгинские и Нерчинские. Полный оклад давали казакам только в городе Енисейске, а в острогах, слободах (Кежемская слобода тогда была в подчинении Енисейских воевод) казакам хлеба не давали вовсе, собираемый же там хлеб отправляли в Якутск и Забайкалье».
       Не в одном хлебе нуждалась Сибирь. Требовались для нее и сермяжные сукна на кафтаны и холсты и крашенина на рубахи и юфть и сафьян на сапоги, требовались медные деньги как меновая ценность, бумага для отписей (писем), вино для собственного употребления служилых и угощения инородцев, посуда – медные котлы и оловянные стаканы и тарелки, железные вещи, топоры, ножи и другое.
       На Илимских казаках лежало судовое дело. Они должны были изготовлять все дощаники для перевозки хлеба по Лене и Ангаре. Значительнейшею же из этих обязанностей казаков было сопровождение казенных речных флотилий, доставлявших в Сибирь определенные припасы»
       Известный архивариус Оглоблин на основании изучения столбцов Сибирского приказа, приходит к следующему заключению – разнообразна была в XVII веке в Сибири жизнь Служилых людей (Казаков), в каких то ролях и на каких то промыслах мы не встречаем их: в роли администраторов, ратных людей, дипломатов, мореходов, финансовых деятелей, сельских хозяев, горных инженеров и прочих. Ко всему «повидимо» они были годны, и не от какого государева дела не отказывались»
-      Служилые на берегах Ангары (верхней Тунгуски) в конце XVII века остро нуждались в хлебном жаловании, а посадских людей никто и не собирался им снабжать. Судя по уже советской публикации «Очерки по истории земледелия Сибири 17 век» В.И. Шункова изданных Академией наук СССР 1956 году «Служилые люди Енисейского района занимались земледелием в большей степени, нежели  служилые люди западных районов Сибири. Служилые люди обзаводились своими заимками и деревнями с сельскохозяйственными угодьями. «Служилая пашня» под Енисейским острогом отмечена переписью Петра Сабановского уже в 30-е годы XVII века. Инициатива в создании и развитии этой пашни принадлежала самим служилым людям.
      Да и куда им было деваться, если жалования хлебного им не платили, коня в наших краях 9 месяцев зимы сеном кормить нужно, чтобы выжил (конь ведь не олень, ягель не ест), а если ехать куда – овса задай чтобы силы у него появились сани тянуть.
      Распахивало пашню и посадское население Енисейского района, которое часто называлось посадским не потому, что жило в посаде, занимаясь ремеслом и торговлей, а потому, что было по указу приписано к посаду не - зависимо от места жительства и занятий (лишь бы налоги платили). Недостаток, а иногда и отсутствие хлеба на городском рынке, еще слабое отделение города от деревни, были естественной предпосылкой для занятия городских жителей сельским хозяйством. 

Вывод

-      Первые селения на берегах Ангары (верхней Тунгуски) в конце XVII века основали, и первые пашни распахали служилые и посадские, далее в веке XVIII переведенные в разночинцы и обложенные податями по "генералитецкой полковника князя Сонцова-Засекина переписи" с 1747 года. А так же посацкие (мещане) жившие на селе (в ими же основанных селениях), насильно записанные в крестьяне во второй половине XVIII века. Память об этом их потомки не сохранили, так как процент названий населенных пунктов (упомянутых в 4 ревизии) в нашей части Приангарья, не укладывается в лимит, установленный такими корифеями истории Сибири как В.А. Александров и В.Н. Шерстобоев.  Утверждающих, что  в XVII – начале XVIII века: главным образом в названиях селений сохранялись имена первых поселенцев — крестьян, служилых и посадских людей, чьими руками поднималась Енисейская целина. У нас же таких населенных пунктов по состоянию на 1763 - 1782 год на первый взгляд, далеко не подавляющее большинство. Или все-таки имена первых поселенцев, служилых и посацких сохранились на современных картах территории в границах нынешнего Кежемского района? И кроме всем известных деревень Климинской, Рожковской, Пановской, Привалихинской, Савинской (Усольцево, Фролово не в счет, так как лишь в 19 веке получили эти названия, до этого именовавшимися деревнями от места расположения на острове), есть и еще деревни от имен и фамилий «отцов основателей»?
      Просто о людях с фамилиями не соответствующими современному «признаку Ангарской Идентичности»  слово некому замолвить? Но об этом в следующей части.

Благодарю за помощь в сборе информации для подготовки статьи следующих пользователей ВГД форума:
Олега (ovt)
Николая Трощенко (pineforest)
Попову Нину Васильевна благодарю отдельно за моральную поддержку и содействие в переводе дорожных дневников И.Г. Гмелина.
Хильду Рудольфовну Фохт бдагодарю за перевод дорожных дневников И.Г. Гмелина со старогерманского сначала на обычный немецкий и далее на Русский.

Список Источников

1. Перепись податного населения 1782 года по Богучанскому присуду и его подведомственным деревням (ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7 ЛЛ. 468-545) расшифрованная и размещенная Николаем Трощенко на сайте Проза.ru - доступная по ссылке http://proza.ru/2021/03/21/232

2. Ревизские сказки жителей города Енисейска и Енисейского уезда 1782-83 года (ГАКК Ф.909 (Енисейский уездный суд) Оп. 1 Д. 8 (181-307)), расшифрованные и размещенная Евстифеевым Василием (то есть мной) на сайте Проза.ru - доступные по ссылке  http://proza.ru/2021/11/21/374

3. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария / с введ. и примеч. Ю. В. Арсеньева. - СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1882.- 214, [1] с. - На обороте тит. л.: Извлеч. из 10-го т. Зап. Рус. Геогр. О-ва по отд-нию Этнография. Страницы 99-100 электронного варианта, 95-96 печатной версии. Доступное по ссылке

http://elib.shpl.ru/nodes/11175

4. Избрант Идес и Адам Бранд «Записки о Русском посольстве в Китай» (1692-1695) главы 6-10 - доступные по ссылке
https://drevlit.ru/texts/i/ides2.php

5. Белевы путешествия чрез Россию в разные Асиятские земли а именно в Испаган, в Пекин, в Дербент и Константинополь перевел с Французскаго Михайло Попов, часть первая, цена 65 копеек, отпечатано в Санкт Петербурге при Императорской Академии Наук (имеется в виду Шотландец на русской службе Джон Белл) - Путешествие из Санкт-Петербурга в Пекин, при отправленном посольстве от Государя Петра-1, к Камхи, Богдыхану Китайскому или Хивинскому. Страница 138 печатного текста, 145 электронной версии. Доступны по ссылке - http://cloud.mail.ru/public/49jZ/3vwsy8dd9

6. ПО;ЗДКА въ ЯКУТСКЪ. Н. Щукина. ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. Съ рисунками. С.-ПЕТЕРБУРГЪ Въ Типографіи Департамента Военныхъ Поселеній. 1844. (Орфография источника сохранена 1:1. Прим. А.Северин) https://www.yakutskhistory.net/--/-----1844/

7. «Забайкальские казаки» исторический очерк : [в 3 т.] / А. П. Васильев. - Чита : Типография Войскового Хозяйственного Правления Забайкальского казачьего войска, 1916-1918. автор Васильев, Афиноген Прокопьевич (историк; 1872-1942). https://www.prlib.ru/item/333267

8. В. Н. Ш е р с т о б о е в . Илимская нашня, т. I. Иркутск, 1949, стр. 80—97).
9. Очерки по истории земледелия Сибири 17 век В.И. Шунков издательство Академии наук СССР 1956 год доступны по ссылке


10. В.А. Александров - Русское население Сибири 17-начала 18 в. (Енисейский край), изд. Наука Москва 1964 год. Кадр 175 (стр. 171)

11. Газета «Советское Приангарие» от 10.01.2021 года, из статьи «Как исследователь – немец узнал всю мощь сибирских шивер» фрагмента книги Иоганна Георга Гмелина «Путешествие по Сибири» изданной в Геттингене в 1752 году на СтароГерманском языке готическим шрифтом том 3 страницы 98-110 (нумерации бумажных листов) страницы 49-61 (электронной версии книги), участок пути от села Кежемского до Мурского порога. Перевод Хильды Рудольфовны Фохт, при участии Людмилы Васильевны Привалихиной (Колпаковой), Нины Васильевны Поповой. (статья размещалась ранее в ниже приведенной ссылке)



Рецензии
Замечательно!!!!!!!!!!

Павел Суздалев-Заславский   27.11.2021 19:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.