Хуцпа

                ХУЦПА

                «Хуцпа (иврит, идиш) – свойство характера, приблизительно
                определяемое словами «огромная дерзость», «сверхнаглость»
 
                «Хуцпа – особая гордость, побуждающая к действию,
                несмотря на опасность оказаться неподготовленным,
                неспособным или недостаточно опытным,
                стремление бороться с непредсказуемой судьбой».
                (интернет)

          Начало 90-х… Первого сентября пятиклассник-сын вернулся из школы и сообщил, что директор, Нина Глебовна, просила учеников их класса спросить у родителей, не возьмётся ли ли кто-нибудь по совместительству вести в пятых классах уроки иностранного языка. Перед самым началом учебного года две учительницы английского неожиданно уволились, найдя работу в московских школах. Впрочем, ничего особо странного в этом не было: до столицы – двадцать минут на электричке, а зарплаты у учителей там не в пример выше. Пятиклашки остались без учителя, и какому языку их будут учить  зависело от того, какого учителя найдут (в школе преподавались на выбор два языка: английский или немецкий).
          Ирина подумала: «Ёшкин кот! Вот только немецкого и не хватало для полного счастья!» Её дочь-восьмиклассница учила английский, и проблема найти и купить словари была решена с большим трудом. Вероятность, что придёт учитель немецкого и опять встанет вопрос со словарями ужаснула Ирину настолько, что на следующее  утро она побежала в школу.
           Для преподавания в школе требовалось высшее образование, желательно педагогическое. «Вышка» у Ирины была, правда, не по профилю – она окончила Финансовый институт, зато был десятилетний педагогический стаж… но в дополнительном образовании (она вела туристские кружки в Доме пионеров). Вот с этим Ирина и явилась к директору школы, надеясь, что наличие стажа компенсирует «неправильный» диплом, и предложила себя в качестве учителя французского языка, которым неплохо владела и была готова преподавать. Директор, пожилая строгая женщина, выслушала её и вздохнула:
          – Понимаете, у нас нет учебников французского… Вот если бы английский…

          ...Была ещё одна проблема, о которой Ирина благоразумно умолчала:  английский язык она сама только-только освоила с помощью самоучителя, потратив на это три летних месяца. Зачем ей понадобилось учить английский? Ну, это особая история.
          Ирина любила читать. Французский язык она выбрала, когда сама училась в пятом классе, потому что в то время её любимой книгой были «Три мушкетёра», и она решила, что такую книгу надо читать на языке оригинала… Выучила, прочитала… С возрастом вкусы меняются, теперь она зачитывалась «Сагой о Форсайтах» Голсуорси… Муж смеялся над ней: «А как же Харуки Мураками?» Но Ирину трудно было смутить. «Мураками пусть подождёт своей очереди» – гордо отвечала она, и снова с головой погружалась в лабиринты английской грамматики…

          – Не могли бы вы вести английский? – с надеждой спросила директор. – Иначе, боюсь, в этом году языка у них не будет.
          Перспектива оставить сына без уроков иностранного языка вынудила Ирину сказать:
          – Хорошо! Пусть будет английский.
          – Замечательно! – обрадовалась директор. – Три класса – это шесть подгрупп, двенадцать часов в неделю.
          – Как двенадцать часов? – Ирина была неприятно удивлена таким оборотом дела. – Я предполагала, что буду вести уроки только в классе моего сына. Понимаете, мне же к десяти на работу!
          – А что я буду делать с остальными пятыми классами? – возразила директор.  – Мне важно обеспечить учебный процесс! Ладно. Сделаем так: не будем разбивать классы на подгруппы, вы будете заниматься с целым классом, это получится всего шесть часов. Только журналы, пожалуйста, заполняйте как полагается, по подгруппам. И платить я вам буду как за двенадцать часов. Поставим вам у пятиклашек первые уроки, а один раз в неделю сделаем два урока – нулевой и первый. Вы будете как раз  успевать на последнюю электричку перед перерывом. Если поторопитесь, конечно.
          На том и порешили.
          Ирина пришла домой и вечером сообщила мужу, что её взяли по совместительству в школу преподавать иностранный язык в пятых классах.
          – Замечательно! – сказал муж. – Вот и пригодился твой французский!
          – Нет, – вздохнула Ирина, – французский опять не пригодился. Я буду преподавать английский.
          – Но ты же его почти не знаешь! Что такое – три месяца по самоучителю!
          – Ничего, – засмеялась она, – мне дали три класса. Три раза объясню одно и то же, глядишь и сама пойму...
          Ирине повезло: в школьной библиотеке кроме учебника для пятого класса нашлись ещё методические рекомендации к этому учебнику, где было подробно расписано построение каждого урока. Это очень помогало, особенно на первых порах. Кроме того, понимая, что не может похвастаться хорошим произношением (о каком произношении может идти речь, если осваиваешь язык по самоучителю?), она старалась, чтобы дети поняли и усвоили грамматику и научились правильно писать слова. «Произношение мало кому понадобится, – рассуждала она (в то время поездки за рубеж ещё не были так доступны и популярны как сейчас), – а вот читать по-английски, понимать прочитанное и правильно строить фразу они будут уметь».
          Проработала Ирина в школе два года, потом нашёлся-таки настоящий учитель, и она с облегчением уволилась. Новый учитель удивлялся: дети имели большой словарный запас, быстро переводили английские тексты, правильно спрягали глаголы и вообще с грамматикой у них проблем не было,  но при этом почти совсем не владели устной речью. Впрочем, с этим ему постепенно удалось худо-бедно справиться…

          …Сын, ради которого Ирина и ввязалась в эту авантюру, вырос и стал хорошим программистом. Он всегда утверждал, что если бы мать с самого начала изучения языка не приучила их к работе со словарём и не заставила разобраться в грамматике, он вряд ли одолел бы английский, а без знания языка в его работе делать нечего…

          Так что же такое хуцпа – сверхнаглость или решимость действовать, невзирая на неблагоприятные обстоятельства?


Рецензии
Здравствуйте, Елена. Вернулась к Ваим рассказам. Отважня женщина, Ирина. Выучить за три месяца английский - это что-то! Конечно, школьный английский гораздо проще, но всё таки, это настоящая хуцпа!

Татьяна Мишкина   12.10.2023 22:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Татьяна. Рада Вам.
А у героини просто не было выбора. Что касается английского, то она продолжала его учить вместе со своими учениками: когда три раза то-то объяснишь другим, то и сам поймёшь!)))

Елена Путилина   12.10.2023 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.