Шлюпка. Часть вторая - информационная

Часть первая по ссылке: http://proza.ru/2021/10/24/939

    Я сидел, тупо уставившись в мерцающий экран своего ноутбука. На экране отображалась пустая страничка «Google» с призывной строкой сделать поисковый запрос.
    - «Шлюпка» – набрал я на клавиатуре. Потом, немного подумав, исправил: - «Спасательная шлюпка».
    «Google» выдал десятки страниц с рекламой, картинками и текстом, во всех возможных вариациях набранного словосочетания.
    - О Боже, – подумал я – как же в этом хаосе отыскать именно то, что мне нужно? И не факт что это «то, что нужно» есть в «этом хаосе».

    Я давно уже задумал написать рассказ о необычных событиях захлестнувших меня в  самом начале моей трудовой деятельности в 1992 году на судостроительном заводе «Кама». А деятельность моя началась сразу с освоения нового проекта – спасательной шлюпки. Сейчас, за давностью лет я многое забыл, и мне пришлось всё тщательно вспоминать, иначе никакого рассказа не получилось бы вообще. Не получилось бы рассказа и без номера проекта. Передо мной всплывали отдельные чёткие, красочные пазлы прошлого, но из них было не собрать всей картины. Не хватало множества связующих элементов. Но главное, отсутствовал самый первый пазл - номер проекта шлюпки. Без него вся картина зависла бы в воздухе, не имея точки опоры. Его обязательно надо было найти.

    В поисках этого главного звена я перевернул вверх дном всю квартиру в поисках чертежа шлюпки, на котором в штампе был этот самый номер. В своё время я специально оставил себе копию чертежа на память. Но в великом хаосе моего бумажного хозяйства это, оказалось, сделать совсем не просто.
    - Ерунда какая-то! – приговаривал я в пятый и десятый раз, перерывая коробки и шкафы.
    – Ну не мог я его выбросить, рука б не поднялась. А ведь ещё же был и мой рисунок шлюпки…. Где эти чёртовы бумажки? – спрашивал я себя, роясь в несметных богатствах журналов и книг, чертежей и рисунков, накопившихся за многие годы.
    Чертёж находиться отказался наотрез.

    «Хаос» странички «Google» оказался не таким уж и беспорядочным, как показалось мне в  начале. Я почитал «Википедию»,  посмотрел картинки шлюпок, которые частично восстановили некоторые моменты в памяти. Но на картинках были современные и более совершенные шлюпки, появившиеся гораздо позже. А о той единственной, что я искал, не было и намёка.
    - Эээхх, сейчас бы ещё номер проекта вбить в «поисковик» – в сердцах думал я,  одновременно сознавая, что именно его то и ищу.

    С того момента как я впервые набрал в «гугле» «Шлюпка», я перерыл множество сайтов, но какого либо материала по именно моей шлюпке было - ноль. Кое-что было о донорском проекте 00022, но так мало, что я практически ничего для задуманного мной рассказа не узнал.
    - Это какой-то заговор – негодовал я, но упорно продолжал «рыть» бескрайние просторы информационной сети.
    - Почему только «сеть», ведь существуют ещё библиотеки? – задавал я себе вопрос и сам же на него отвечал: - Да потому что проект уникален! Проект делали под наш заказ, и шлюпок было сделано всего две! Конечно, такая информация никак не могла просочиться ни в журналы, ни, тем паче, в книги. Нет, вероятность отсутствия информации в библиотеке конечно не стопроцентная. Но, учитывая уникальность проекта, вероятность найти его в общественной «кладези мудрости» неумолимо стремится к нулю.

    И вот, в один прекрасный, солнечный день августа 2021 года моё упорство принесло свои плоды и стало побеждать молчащую «всемирную паутину». Я наткнулся на сайт «Водный транспорт» где нашёл свой судозавод, а вместе с ним и те самые Морские Буксиры, для которых я строил шлюпки. Но угадайте «с трёх нот» чего там не было? Правильно – шлюпок! В списке судов построенных заводом были все пароходы и теплоходы, катера стальные и алюминиевые выпущенные заводом с самого его основания, а вот шлюпок не было.
    - Как же так? – возмущался я. – Наша шлюпка это же настоящий автономный маленький «корабль» с неограниченным районом плавания, способный пересекать моря и океаны, способный выдерживать громадные волны и проходить через сильнейшие шторма, а её даже нет в списках? Несправедливо!
    Но я же не хозяин сайта и не я решаю, что должно присутствовать на его страницах, а что нет. И я не стал больше беспокоить администрацию сайта.

    Я стал писать электронные письма всем подряд, кого удалось найти. И информация медленно, дозировано, но потекла ко мне, выливаясь в строки моего рассказа. И чем дальше я углублялся в поиски, тем интереснее становились развивающиеся события, образуя причудливые повороты. Поиски превратились в настоящее журналистское расследование.

    - А мысль то точно материальна! – уже в который раз убедился я после долгих поисков.
    Несомненно, сайт «Водный транспорт» очень сильно мне помог. Он открыл мне двери реминисценции. И я частично восстановил память о своём судозаводе, о происходивших событиях, которым я был свидетель и участник. И хоть сайт о самих шлюпках не говорил ничего, зато была информация о судах, для которых я строил шлюпки. Были фотографии этих судов, на которых висели мои шлюпки. Я узнал их, это были, бесспорно, они! Это была мощная зацепка. И вот через  эти суда я и решил действовать дальше.

    Мне удалось связаться с нынешним владельцем Морского Буксира «Маршал Василевский». Информацию о том, что «Зубр» в 2012 году был переименован в «Маршал Василевский» мне, конечно, сообщил сайт «Водный транспорт» и я уже целенаправленно искал теплоход по его нынешнему имени. В 1993 году он был первым буксиром, для которого предназначалась и первая шлюпка. Я написал письмо, и мне ответила Служба судового хозяйства АО «Томской судоходной компании» (ТСК). Она любезно предоставила мне качественные фото шлюпки с очередной приёмки Морским Регистром. За что я ей очень благодарен. Но, к сожалению номера проекта, служба не знала. Загадка «номера» по-прежнему пожелала остаться не разгаданной. Но это уже была хоть и маленькая, но победа! Наконец-то за долгое время пыток Интернета реальные люди приоткрыли завесу тайны многострадальных шлюпок.

    Второе судно, на которое делалась вторая шлюпка, пожелало остаться в тени. Морской Буксир «Бизон» после возвращения из Казахстана в Россию «растворился» где-то на бескрайних просторах реки Волги. О том, что он находился на Волге, красочно свидетельствовали его фото найденные в «сети» и мне даже попалось несколько частных видео съемок сего года, на которых буксир «Бизон» следуя по Великой Русской реке и сверкая оранжевой шлюпкой на левом борту, таскает баржи.
    Информация сайта «Водный транспорт» подтвердилась в Регистровой книге Российского Морского Регистра Судоходства, но не вся. Не срастался город расположения владельца теплохода. ООО «Волжская судоходная компания» по версии сайта «Водный транспорт» находилась в Нижнем Новгороде, а Морской Регистр говорил, что в Казани. Я сделал запросы и в Казань, и в Нижний Новгород, и даже в Астрахань (порт приписки «Бизона») на всякий случай, но все они пожелали не отвечать на странные письма неизвестного «сумасшедшего». Выйти на нынешнего владельца «Бизона» мне так и не удалось.

    На этой пессимистичной ноте, после моего сокрушительного триумфа в Томской судоходной компании, «дверца откровений» опять захлопнулась. И снова пришли долгие и затяжные поиски, раздумья - где или как найти этот утраченный памятью номер проекта? В голове у меня крутились всего два варианта: либо связаться с организацией, которая проектировала шлюпку, либо с организацией, которая её строила. Существуют ли они сейчас вообще? Я на тот момент этого не знал.

    Поисками организации ЦКБ «Редан» проектировавшей наши катера и шлюпки, о которой я почти ничего не знал, решил заняться позже. Мне что-то внутри подсказывало, что найти «родной завод», на котором я когда-то работал, и строил катера и шлюпки будет гораздо продуктивнее. И я не ошибся.

    Сайт «Водный транспорт» говорил, что сейчас судозавод «Кама» должен быть ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс». Я открыл карты «Яндекс» и «Google» и они в один голос подтвердили, что, да, такой комплекс существует. «Яндекс» даже его сайт предложил посетить. Но я не спешил прыгать по первой же ссылке. Я сначала прошёлся по панорамам улиц карт сайтов гигантов и многое вспомнил. Пришла ностальгия. Мне очень приятно было видеть спутниковые и панорамные фото Перми, а в особенности района Закамска где находится судозавод.
 
    Общежитие училища, в котором мы с женой некогда жили, было почти не видно, но зато «малосемейка» в которой нам обещали отдельную квартиру, нависала своими десятью давно заселёнными этажами над улицей Буксирной, уже имея довольно пошарпанный от времени вид. Когда мы покидали Пермь, она была не достроена, и всего три этажа не хватало до «нашего счастья». Стройка была заморожена. А ведь получи мы собственную квартиру в этом доме, может, и не покинули бы никогда город, к которому успели прикипеть душой.

    - Всё это хорошо, – подумал я с сожалением – но моему расследованию ностальгия мало, чем помогает, и я взял себя в руки.

    Сайт «Верхнекамского судостроительного комплекса» по ссылке «Яндекса» оказался приличным сайтом со всеми атрибутами полагающимися промышленному сайту. Но что-то было не так. Наряду с рекламой собственной продукции, коротенькой исторической справкой о заводе и контактной информацией, раздел «Вакансии» не содержал никаких сведений. Это мне показалось странным для действующего предприятия. Обычно предприятие всегда нуждается в специалистах.

    Я, конечно, попытался позвонить по указанным в «контактах» телефонам, но одни телефоны молчали, а другие предлагали соединить с каким-то оператором, проигрывая мне в ухо приятную мелодию. Так «межрегиональный роуминг», который отменили, сожрал все мои «телефонные денежки» и я решил больше телефоном не пользоваться.

    Наконец задав очередной «стопитсотдесятый» вопрос «Гуглу» я натолкнулся на небольшую статью, в которой говорилось о том, что некая АО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК) «… презентовала руководству края планы по восстановлению судостроения в Пермском крае». Без труда, найдя сайт компании, я убедился, что АО «КРПК» выкупила имущество ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс» и в июле сего года было создано юридическое лицо ООО «Пермская судоверфь».
    - Это он! Отлично! – обрадовался я. – Теперь надо найти сайт судоверфи и дело в шляпе.
    Но я рано обрадовался. Да, сайт судоверфи уже существовал, но из-за своего зачаточного состояния не содержал ни малейшей крупинки какой либо информации.
    - Тююю, – разочаровался я – а к кому же там можно обратиться?
    Выход был один - писать в «Корпорацию» с просьбой как-то состыковать меня с ООО «Пермская судоверфь».

    И. О чудо! Мне ответил исполнительный директор ООО «Пермская судоверфь» Михаил Мухаметсафин. Вот с этого момента клубок «шлюпочных загадок» стал стремительно раскручиваться. Михаил Мухаметсафин соединил меня с начальником технического отдела судоверфи Федяковым Игорем, который и подарил мне тот самый вожделенный ключ, открывающий дверцу в историю шлюпки. Оказалось, технический архив завода чудесным образом уцелел в процессе целой серии пертурбаций завода. Всё в нём, конечно, было в очень далёком от идеала состоянии, но то, что было мне нужно, нашлось. Номер проекта шлюпки и её технические характеристики сразу выстроили разрозненную цепочку событий в единую прочную цепь. И я как благодарный, воспитанный человек естественно выразил Михаилу и Игорю свою признательность в письме:
    - « …Я очень рад, что в Перми по прежнему живут добрые, и отзывчивые люди. Спасибо Вам большое! Вы мне очень помогли! ….»
    И в знак благодарности отправил им самое драгоценное, чем теперь обладал сам – фото шлюпки «Маршал Василевский».

    И как вы думаете, кем оказался Федяков Игорь? Ни за что не догадаетесь!
    Игорь и я оба оказались выпускниками Николаевского Кораблестроительного Института (НКИ). Разными были только специальности и время выпуска. Игорь окончил институт раньше и уехал работать в Пермь на судозавод «Кама». Но что примечательно, учась в институте, мы с Игорем жили в одном общежитии и даже были «слегка» знакомы по почтовым делам общежития, но это было столь мимолётное знакомство, что ни я, ни он его даже не запомнили. Игорь всего на год старше меня, но институт закончил на 4 года раньше. Я задержался в учёбе на целых три года. Один год я «потерял» поступая в МФТИ, а на второй, из-за снятой с военной кафедры института брони, меня отправили на два года топтать сапогами степи Казахстана. Но об этом в другой раз.
    По воле судьбы на заводе нам не удалось пересечься, потому, что как только я устроился на завод, Игорь с него уволился. «Лихие 90-е» понимаете ли. Они невероятными темпами шагали по стране, разгоняя или растаптывая всех, кто находился на их пути. А когда Игорь вернулся на судозавод, я уже был далеко. И только по прошествии почти 30-ти лет, благодаря шлюпке судьба нас свела вновь. Правда очень удалённо, через многожильные, оптоволоконные кабеля, через пространство и Пермско-Московское время…. Но мы нашлись!

    Благодаря своему коллеге я выяснил, что Пермский судостроительный завод с того момента как я оставил его, не один раз сменил хозяев, прошёл неоднократные  переименования, и к моей великой радости остался существовать в роли именно судостроительного завода.
    На сайте «Водный транспорт» он имеет свою страничку с отражением множества своих ипостасей, начиная с 1930 года. А вот последнее его, совсем недавнее, перевоплощение в новое имя ООО «Пермская судоверфь» отражено теперь благодаря вашему покорному слуге.

    Летопись можно было заканчивать, оформлять и отправлять в анналы истории судостроения. Но теперь, после моих почти годичных шлюпочных приключений, пыток Интернета, поиска людей и разговоров с ними, мне показалось, что она будет не полной без описания этих приключений. И вот они перед вами. Теперь, друзья, эту полную историю знаете и вы.

Дмитрий Зимин
25.11.2021 г.


Рецензии
По горячим следам пишу отзыв. Приключения в процессе поиска номера проекта и технических характеристик легендарной шлюпки, длящиеся почти столько же по времени, что и строительство самой шлюпки в свое время, вызывает некоторое любопытство в целесообразности такого поиска. По канве повествования получается, что без номера проекта шлюпки и ее чертежей, невозможно было бы написать и первую часть рассказа, о том, как строилась сама шлюпка. Или я ошибаюсь?

Что-то похожее было у меня, когда я сочинял балладу о Куликовской битве, три месяца собирал материал, узнав, что Пересвет был когда-то монахом, и выяснял, как получилось, что монах, будучи послушником у Сергия Радонжского стал участником в поединке с Челубеем? И такие же подробности поиска описал в рассказе: "Инкубатор". Прослеживается анология в двух повествованиях. И это уже не в первый раз переплетение твоих и моих сюжетов.. Дерзайте дальше! Жду рассказы твои про армию и девяностые годы... Удачи! СА

Александр Сивухин   25.11.2021 18:20     Заявить о нарушении
Саша, спасибо за такую объёмную рецензию и хороший отзыв. Скажу сразу - игра стоила свеч. Без фото, номера проекта и характеристик шлюпки рассказ был бы ни о чём - о пустом месте. В любой литературе ты не увидишь употребление слова "цветок" без его названия или описания как он выглядит и пахнет. Так и в судостроении эти атрибуты - лицо судна. Кроме того при поиске я попутно выправил некоторые неточности сайта "Водный транспорт" и многое узнал нового! А ещё испытал море положительных эмоций, и главное, нашёл своего коллегу с кем можно пообщаться о нашем, кораблестроительном. ;)

Дмитрий Зимин 2   25.11.2021 20:19   Заявить о нарушении