Туве Янссон из мира ветрениц

Дети любят рисовать на свободную тему в классе. Этот процесс ухода от действительности может длиться бесконечно. Они вроде бы тут, рядом, но у каждого свой мир. И обычный школьник превращается в творца, который живет здесь и сейчас, но по своим законам.

Когда учитель дает задание – рисовать по ЕГО теме, это уже насилие, вмешательство в мир. Поэтому дети протестуют. Не случайно не все хотят относить домой вольные рисунки. «Мама не любит моих батманов» - сказала девочка и оставила в классе свой креатив. Дома ее заставляют жить по законам дома, то есть мамы.

Туве Янссон с младенчества жила среди себе подобных. В семье художников на острове все обитали по своим мирам на легальных основаниях. Они были настоящими мумитроллями.
 
Интересно, как Туве объясняла сама себе свой «сексуальный идентитет». Подростком она изобразила себя в очертаниях облака, как привидение. Кстати, размытые контуры ее лица уже на этой юношеской работе приобрели образ нездешнего существа: увеличенный нос-бомба, не человек, а некто.
 
До 1971 года в Финляндии запрещены были однополые отношения. Но не поэтому Туве скрывала решение быть не такой, как большинство. В письмах она называла эти отношения «привиденческими», то есть не от мира сего. Кажется, только в конце девяностых они с другой художницей признались публично о том, что живут вместе. Это была тайна, из области привидений юности.

Туве выросла на острове. Интересно, как в мир цветущей природы сказочных архипелагов ворвалась война. В письмах-дневниках к Конике (Эве Коникофф) есть запись от 20 июня 1941 года. Молодая Туве рассказывает, как она ездила по выставочным делам на один из островов Балтики. Среди моря цветущих белых ветрениц, зеленых нежных березок и настоящего Балтийского моря она чувствовала себя в полной безопасности. Переплывала с одного островка на другой на лодке, купалась голая, готовилась к встрече Юханнуса. В одной столовой даже пообедала без карточки! Конечно, Коника понимала, о какой карточке идет речь. Эве удалось успеть, до закрытия границ, покинуть Европу и поселиться в Америке у дяди. Уже со времен Зимней войны в Финляндии были ограничения на распределение продуктов, и речь шла о военной карточке, талонах на еду.
 
22 июня днем отец Туве, скульптор Виктор Янссон, прослушав радио, зашел в дом и сказал, что теперь все ясно. Мумитролли поняли без лишних слов и поднялись собираться. Каждый рассредоточился по острову, чтобы взять самые необходимые вещи. В июльских письмах Туве встречаются упоминания о том, как все они пережидали уже в городском бомбоубежище воздушную тревогу.

Несмотря на реальные события, войну, в письмах к Эве буйным цветом цветет мир бесконечного счастливого детства выдуманного – а может реального? – полотна из рисунков Туве Янссон. Ей было уже двадцать шесть, а Эве тридцать два, две сформировавшиеся и многое достигшие художницы, по нашим меркам. Но в письмах профессиональной фантазерки Туве их «интимный мир» с Эвой как будто остался замороженным навсегда, как в детской сказке про вечный рождественский лес.

Эта художническая иллюзия была наполнена и реальными чувствами тоски по уехавшей единомышленнице. А может и тоски по далекой стране, Америке, куда Туве мечтала попасть. Только в пятидесятые годы она побывала там со своей новой подругой, ставшей спутницей ее жизни. И Эва забронировала паре номер в отеле Нью-Йорка.
В тех июньских письмах первых дней войны интересно описывается столкновение двух миров. Островитяне спешно покидали свои дома из-за разразившейся агрессии. Мумитролли больше всего волновались о только что посаженном огороде. Как взойдет редиска и морковка без них? Кто будет прореживать всходы? «Ну ничего, польем как следует», - сказала Мумимама, вооружившись лейкой.
 
А в другом домике оставались котята! Много маленьких черно-белых «Муссу» - нашу кошку тоже так зовут! – будут хозяйничать на острове.
 
Когда Туве станет миллионершей, она обязательно его выкупит. Так, собственно, и произошло. Туве Янссон разбогатела на своих «муссятах» вместе с мумиками и приобрела не только тот дом, который снимала семья художников, но и весь остров. У писательницы не было детей, имущество унаследовала другая художница, та самая, с которой были самые прочные связи, из мира привидений.

Меня продолжает волновать вопрос: а был ли конфликт в этом выдуманном мире? Разве можно его уничтожить? Ведь если наступить военным сапогом на одну из ветрениц, цветок погибнет, но следующим летом опять зацветет? Ведь он же не боится самых сильных балтийских ветров? А если взорвать бомбу? А разве привидения умирают?
Вот такие детские вопросы продолжает задавать Туве со своими книжками и рисунками.


Источник: Kirjeita. Tove Janssonilta.Tm. B.Westin, H.Svensson. Schildt&Soderstroms 2014


Рецензии
Очень люблю Остров Мумми, обожаю Туве Янссон. Спасибо за Ваши добрые, полные сказочного света рассказы о ней, Милла. Вчера прочла, а ночью проснусь, вспомню про Остров ветрениц и улыбаюсь, будто снова брожу с Хемулем средь высоких трав и бабочек, слушаю, как спорят Вивсла и Товсла, рассматриваю Волшебную шляпу и наблюдаю за мирными картинками Мумми-дола.
С улыбкой,
Анна

Анна Дудка   27.11.2021 05:53     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Анна! Да, она оставила нам свой мир. Я на финском читаю ее переписку, она писем писала больше, чем другие крупные писатели. У нее письмо было формой дневника не только с текстом, но и рисунками. Картины продавала, книги издавала, а вот письма до наших дней оставались как бы сами по себе. Конечно, ее архив издали на шведском и финском, на русском пока нет.

Милла Синиярви   27.11.2021 09:04   Заявить о нарушении
Может, сделаете подборку перевода цитат из писем, объединённых какой-нибудь мыслью или планами Туве. Было бы интересно, Милла.

Анна Дудка   27.11.2021 09:17   Заявить о нарушении
Анна, именно так и хочу. Сейчас из-за эпидемии привязана к дому, располагаю наконец свободным временем. Буду думать, как оформить подборку. У нее на каждом письме помимо замечательного текста обязательно есть рисунки, еще более замечательные, это такой современный очень востребованный формат - изображение и буквы! Конечно, я приведу источники. По поводу авторского права на использование ее рисунков не знаю, но у меня нет цели издаваться, я пока все творчески перерабатываю в своей голове и душе.

Милла Синиярви   27.11.2021 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.