О премудрости или духовной мудрости

      Кратко

Премудростью (духовной мудростью) Священное Писание называет духовную науку "деятельного богогопознания" (свт. Игнатий Брянчанинов). Эта духовная наука складывается не из многих знаний, а из страха Господня и любви к Богу и к ближнему.

      Подробнее

Бог  п р а в о с у д е н    и    м и л о с е р д е н.  Поэтому  е с т е с т в е н н о   испытывать  страх Божий перед Божественным правосудием и иметь любовь к Богу за Его неизреченное милосердие. 

Вот что об этом пишет святитель Тихон Задонский:

«Начало духовной премудрости есть страх Господень, как говорит святой Давид: «Начало премудрости страх Господень» (Пс.110:10). Об этом святой Василий так учит:

«Страх Господень есть очищение души, также и пророк молится: «пригвозди страху Твоему плоть мою» (Пс.118:120). Где страх Божий, там всякая чистота души; оттуда всякое зло и неподобное действие убегает. Ибо члены телесные, страхом как бы пригвождаемые, не могут двинуться к неподобным делам. Как тот, чье тело пригвождено ко кресту гвоздями, не может действовать, так человек, утвержденный в страхе Божием, не может ни глаз обратить к непотребному, ни рук двинуть к злым делам и не может ничего, ни малого, ни великого, вопреки званию своему сделать, объятый страхом прещений, как болезнью некоей» (В Слове на начало притчей).

Так страх Господень есть начало премудрости: ибо очищает душу от скверны греховной и приготавливает место духовной мудрости. Как начало телесного здоровья – когда тело очищается от вредных соков, так начало здоровья душевного – когда душа страхом Божиим освобождается от злых похотей и тяжкого гнета греховного, которые ее, как вредные соки, в немощь и бессилие приводят.

Страхом Божиим, как жестоким врачеванием, очистившаяся и утвердившаяся душа бывает вместилищем истинного любомудрия, то есть христианской любви. Ибо для духовной мудрости требуется не только уклоняться от зла, но и творить добро. Ибо сказано: «уклоняйся от зла, и делай добро» (Пс.33:15). Но как от зла уклоняемся страхом Божиим, как выше сказано, так любовью Божией привлекаемся к добру. И так, как страхом Божиим полагаем начало духовной премудрости, так любовью к совершенству возводимся, насколько в этом веке возможно»  (свт. Тихон Задонский)

То есть мудрость от Бога или христианское любомудрие (философия)  складывается не из многих знаний, а из страха Господня и любви к Богу  и к ближнему. Имеющие то и другое мудры, а не имеющие, хотя бы они знали наизусть всё Священное Писание и Толкование Его Святыми Отцами, истинной духовной мудрости ещё не достигли.


Страх Божий основывается на памяти о "четырёх последних".

Страх Божий основывается на памяти смертой, точнее на памяти о четырёх последних человека, о которых святитель Тихон Задонский говорит следующее:

«Памятовать последняя четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Сих всегдашняя память и верное размышление отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на оный век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. По суде две дороги откроются: едина во ад, которою поженутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут тою праведнии и святии. Сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытовать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать, и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным. Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)» (свт. Тихон Задонский).

Без этой памяти страх Господень в нас не утверждён. То есть в этой памяти начало страха Божия, который в свою очередь является началом премудрости.

Как об этом говорит Священное Писание?

1. «Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сирах. 1:1).

2. «Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)».  «Смерть грешников люта» (Пс.33:22). Псалмопевец «разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма» (свт. Афанасий Великий).
 
3. «Начало премудрости — бояться Бога» (Сирах. 1:15).  «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110:10).

4. «Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви» (Сирах. 1:13). "Стези любви" это исполнение заповедей, вначале с трудом, а в конце с радостью. 

-------------------
* прп. Амвросий Оптинский: «Страх должен растворяться любовью, а любовь – страхом… Обоюдное растворение страха и любви составляет истинную добродетель».


Рецензии
Интересно.
Даже очень.

Виктор Левашов   13.09.2023 18:46     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   13.09.2023 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.