О премудрости или духовной мудрости
Премудростью (духовной мудростью) Священное Писание называет духовную науку "деятельного богогопознания" (свт. Игнатий Брянчанинов). Эта духовная наука складывается не из многих знаний, а из страха Господня и любви к Богу и к ближнему.
Подробнее
Бог п р а в о с у д е н и м и л о с е р д е н. Поэтому е с т е с т в е н н о испытывать страх Божий перед Божественным правосудием и иметь любовь к Богу за Его неизреченное милосердие.
Вот что об этом пишет святитель Тихон Задонский:
«Начало духовной премудрости есть страх Господень, как говорит святой Давид: «Начало премудрости страх Господень» (Пс.110:10). Об этом святой Василий так учит:
«Страх Господень есть очищение души, также и пророк молится: «пригвозди страху Твоему плоть мою» (Пс.118:120). Где страх Божий, там всякая чистота души; оттуда всякое зло и неподобное действие убегает. Ибо члены телесные, страхом как бы пригвождаемые, не могут двинуться к неподобным делам. Как тот, чье тело пригвождено ко кресту гвоздями, не может действовать, так человек, утвержденный в страхе Божием, не может ни глаз обратить к непотребному, ни рук двинуть к злым делам и не может ничего, ни малого, ни великого, вопреки званию своему сделать, объятый страхом прещений, как болезнью некоей» (В Слове на начало притчей).
Так страх Господень есть начало премудрости: ибо очищает душу от скверны греховной и приготавливает место духовной мудрости. Как начало телесного здоровья – когда тело очищается от вредных соков, так начало здоровья душевного – когда душа страхом Божиим освобождается от злых похотей и тяжкого гнета греховного, которые ее, как вредные соки, в немощь и бессилие приводят.
Страхом Божиим, как жестоким врачеванием, очистившаяся и утвердившаяся душа бывает вместилищем истинного любомудрия, то есть христианской любви. Ибо для духовной мудрости требуется не только уклоняться от зла, но и творить добро. Ибо сказано: «уклоняйся от зла, и делай добро» (Пс.33:15). Но как от зла уклоняемся страхом Божиим, как выше сказано, так любовью Божией привлекаемся к добру. И так, как страхом Божиим полагаем начало духовной премудрости, так любовью к совершенству возводимся, насколько в этом веке возможно» (свт. Тихон Задонский)
То есть мудрость от Бога или христианское любомудрие (философия) складывается не из многих знаний, а из страха Господня и любви к Богу и к ближнему. Имеющие то и другое мудры, а не имеющие, хотя бы они знали наизусть всё Священное Писание и Толкование Его Святыми Отцами, истинной духовной мудрости ещё не достигли.
Страх Божий основывается на памяти о "четырёх последних".
Страх Божий основывается на памяти смертой, точнее на памяти о четырёх последних человека, о которых святитель Тихон Задонский говорит следующее:
«Памятовать последняя четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Сих всегдашняя память и верное размышление отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на оный век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. По суде две дороги откроются: едина во ад, которою поженутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут тою праведнии и святии. Сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытовать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать, и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным. Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)» (свт. Тихон Задонский).
Без этой памяти страх Господень в нас не утверждён. То есть в этой памяти начало страха Божия, который в свою очередь является началом премудрости.
Как об этом говорит Священное Писание?
1. «Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сирах. 1:1).
2. «Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)». «Смерть грешников люта» (Пс.33:22). Псалмопевец «разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма» (свт. Афанасий Великий).
3. «Начало премудрости — бояться Бога» (Сирах. 1:15). «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110:10).
4. «Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви» (Сирах. 1:13). "Стези любви" это исполнение заповедей, вначале с трудом, а в конце с радостью.
-------------------
* прп. Амвросий Оптинский: «Страх должен растворяться любовью, а любовь – страхом… Обоюдное растворение страха и любви составляет истинную добродетель».
Свидетельство о публикации №221112901655
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 13.09.2023 20:03 Заявить о нарушении