Апокрифы на тему отечественной истории

Морская держава

А вы знаете, что Русское Государство в допетровские времена была для Европы главным поставщиком ворвани? Ворвань - это китовый жир, который в Средние Века использовали как топливо для заправки уличных фонарей. Промышленные объемы поставок ворвани требовали не только море и моряков, но и развитую инфраструктуру - суда, верфи, порты, перерабатывающие заводы. Да, да! Не смотря на то, что мы историю российского флота ведём с петровских преобразований, наша Родина всегда была морской державой. На карте времён Алексея Тишайшего внутреннее море России находится там, где сегодня мы видим  Северный Ледовитый океан и называется Окиян. Между прочим, это русское  слово, состоящее из двух основ: "о" (старое значение "около", "возле") и "киян" - "то, что бьет",   прибой. У Даля "киек" - основа причала (от кий, киянка), а в русских сказках он так и пишется: Киян (ср. "кий", "киянка"). Таким образом о-киян означает "возле прибоя" или проще говоря, морское побережье. Окиян - самый древний из терминов, означающих морской водоем. Похоже, именно здесь родилось мировое мореходство, потому что международным обозначением всякого "моря морей" стал "ocean" - латинская калька славянского слова.

Река Обь, или вернее место ее впадения в Окиян, относится к числу едва ли не самых популярных воспоминаний "золотом веке" человечества. В существование здесь блаженной Гипербореи верили древние греки. В византийские времена космографы помещали здесь счастливый остров Туле (Ultima Tule), который стал одним из названий Гипербореи. В древнейших документах славянской письменности (в «Книге Велеса» и в «Мазуринском летописце») устье Оби упоминается как восточный форпост владений Словена и Руса, мифических прародителей славян, которые были владыками на огромной территории до Финского залива. Уже тогда это место звалось Беловодьем, неподалеку от которого, согласно народным сказаниям, должен находиться золотой остров Алатырь. Сибирская топонимика, действительно, содержит отзвуки этого имени в таких названиях как Алтын, Алдан, Алтай. В фольклоре Алатырь - это "бел-горюч камень", источник ветров мира, которые в русских сказках вовсе не атмосферное движение, а  каналы, по которым передается воздух магии и волшебства. Не исключено, что образ раскаленной магмы отражает  тектонический характер событий, закрывших эпоху счастливого детства человечества. Ведь Карское море считается одним из самых мелких в мире - его дно усеяно обломками архипелага - того самого, который включал в себя все легендарные острова. На это указывает открытие  новосибирских геофизиков. Один из них, Дмитрий Метелкин, заявил, что остров Новая Сибирь, на самом деле, континент. Вернее, то что от него осталось после того как он развалился на части, когда откололся от древней Арктиды. Очевидно, после этой катастрофы райский уголок стал меркнуть. Развороченное дно Карского моря отогнало теплое подводное течение, и море Киян стал остывать. В документах времен Андрея Боголюбского его называли Дышащим, а к воцарению Дмитрия Самозванца он стал  Белым или Молочным. В смене эпитетов легко угадываются этапы остывания огромного  зеркала воды. Сначала Киян "дышал", то есть интенсивно остывал, окутанный туманами и снежными осадками, а потом стал ослепительно  белым, потому что его просторы стала затягивать  ледяная суспензия - шуга. Это была финальная эпоха океанского  мореходства - время поморских кочей. Коч (кочмара)- это не корвет, не шхуна, не бригантина и не фрегат. Коч - судно ледового класса,  приспособленное для плавания в торосах, создаваемых ледяной взвесью и ветрами. Геометрия днища не позволяла ему оказаться  затертым во льдах, а нос и борта обшивались "коцей" - специальной защитой от мелких льдин и ледяной взвеси. Отсюда и название. Кочи - это суда поморов, которые  задолго до эпохи великих географических открытий освоили все  уголки моря Окияна. Например, на следующий год после открытия Колумбом Индии-Америки, то есть в 1493 году,  король Португалии Хуан II получил из Нюрнберга сообщение про неких "подданных  Василия III", которые открыли остров Grulanda и  основали на нем большое поселение «под властью названного князя». В XVI-XVII  веках самым популярным маршрутом на Кияне был "Мангазейский Ход" - морская трасса от устья Двины до устья Оби.  По ней 6-тонные кочмары привозили из Мангазеи в Архангельск самый драгоценный в те времена груз - "мягкую рухлять".  В Европе было холодно, впрочем, как и везде (на Москва-реке времён Бориса Годунова лёд не сходил два года подряд), поэтому шкурка соболя стоила порядка 10 рублей. Чтобы понять, много это или мало, историк П.Н.Буцинский провел специальные исследования, согласно которым получилось, что за десять соболей (порядка 100 рублей) в 16-17 веках можно было приобрести  землю, дом, стадо домашних животных плюс несколько лошадей и рабов. То есть 10 соболей - это реально, состояние. Понятно, что  Мангазея, склады которой ломились от лучшей в мире пушнины, как магнит притягивала к себе купцов со всего мира.  Возможно, это и напугало Кремль, который сам узнал о существовании Златокипящей Мангазеи лишь в конце 16 века. Узнав, что суда  голландцев и англичан, толпившихся на рейде Мангазеи, то и дело пытаются зайти в Обь, чтобы присмотреть места для колоний,  Москва перегородила вход в Обскую губу огромной цепью. Мангазейский  Ход обезлюдел. Как впрочем и весь Окиян, который постепенно терял судоходное значение, так как  все больше и больше покрывался ледяным панцирем, но продолжалось это долго. Первым, кто  назвал его "ледовитым" в официальных документах, был русский адмирал Ф. П. Литке,   исследовавший Арктику в  начале 19 века. Позднее это название было утверждено как международное на заседании Лондонского   Географического  общества.

Колыбель европейской аристократии

Сегодня климатические качели сдвинулись в обратную сторону. Мы все стали свидетелями очередного глобального потепления, и видим, как освобождаются от льда северные острова, раскрывая свои тайны. В  каменной от холода земле полуострова Ямал  археологи стали находить ледяные линзы с застывшими в них саркофагами. Одним из них стало захоронение VI-VII века, которое было открыто в начале нулевых. Это был  завернутый в фольгу (!) человек в доспехах с боевым железным топором, с бронзовой пряжкой, на которой изображена голова медведя. Тут бы в пору задаться вопросом: а что, собственно, делал в полярной тундре мужчина, переодетый в Гота? Слово Ямал считается   самодийским, но тот факт, что оно в ненецком языке означает "край земли" заставляет задуматься. Разве есть такой народ, который бы свою родину назвал не началом земли, а ее концом? Надо полагать, племена уральских самодинов, достигнув предела земной тверди, узнали его имя от местных жителей. Оно и вошло в самодийский язык в значении "край земли". Иными словами, Ямал - досамодийское слово.  Его тайну раскрывает готский историк  Иордан, будничто сообщая, что правящей династией Готов на далекой северной прародине были Амалы (Ямалы?). Удивительно ли, что мы находим Гота на земле Амалов? Ведь советские  археологи всегда находили в каменной от холода земле полуострова огромное количество наконечников стрел, застрявших в каменной земле Ямала под углом 45 градусов. Такого рода  находки они считали «неожиданными для полярного круга» (В.И. Равдоникас, 1935 г.), хотя ни для кого не было секретом, что наиболее древние аристократические фамилии Европы ведут свой род из Самоедии (от самоназвания ненцев "самодин", ныне Ямало-Ненецкий округ). Например, в генеалогическом древе герцогов Шверина и Гюстрова (область Мекленбурга),  опубликованном в 1526 году, родоначальниками указаны "древние ободритские короли", которые вышли "из Сарматии, Пруссии, Руси и Самоедии". Так и записано: Samojeden, «где по сей день есть река Обь» ("Гюстровская ода”, 1716 г). В 1526 году Василий Третий по требованию Галины Глинской сбрил бороду, а Тевтонский Орден преобразовался в герцогство Пруссия во главе с последним великим магистром Альбрехтом Бранденбургским. То есть эпоха, вполне поддающаяся историческим исследованиям. Тогда почему советские археологи искали следы деятельности древних рыбаков и охотников  там, где надо искать следы "древних ободритских королей"? Ведь в Ханты-Мансийском округе и сегодня на берегу  Обской губы, значится историческая местность Обдора. Она известна со времен Владимира Красное Солнышко и официально значилась Обдорским княжеством до 1607 года.

Происхождение новгородцев

О Готах нам много известно, чего не скажешь о древних хозяевах Обдоры. Есть данные, что придя в Европу, они возглавили  вандалов.  Себя они называли Обдоритами (на латыни до сих пор пишется Obdoriten) - на картах Фракии или Бетики и сегодня можно найти Абдеру или Абдеры. После 410 года, когда войска Алариха впервые в истории низвергли  Великий Рим, Обдориты обнаруживают себя в числе племен, осевших на южном берегу Балтийского  моря. За четыре столетия они становятся Ободритами (что у некоторых исследователей ассоциируется с глаголом  “ободрить”) и строят в Нижней  Лабе (Эльбе) 53 города  ("Баварский  географ"). Страну, которую создали Ободриты вместе со своими соседями Вильцами (93 города), скандинавские саги именуют Гардарикой, то есть “Страной Городов”,  а средневековые хроники - Славией. Интересно, что этим же словом арабские географы, творивших в тот же период, называют Великий Новгород. Советские историки смотрели на сообщения достопочтенного Абу Зайд аль-Бахли снисходительно, пока в середине 1980-х годов археолог В.В. Седов  не сравнил черепа ранних новгородцев с черепами "из могильников Мекленбурга, принадлежащие ободритам". Они оказались  идентичными! Выходит, арабы ничего не перепутали: Новгород основали Ободриты, но генеалогия, самая древняя из форм исторической науки, свидетельствует, что Ободриты пришли из  Самоедии!  Достаточно одного взгляда на карту, чтобы убедиться: путь из  Ханты-Мансийского округа в Германию лежит через Южный Урал и Ильмень-озеро. Иными словами, Ободриты, прежде чем обосноваться в междуречье Одры (Одера) и Лабы (Эльбы), должны были построить Новгород (Славию арабских писателей). Это и есть причина, из-за которой Новгород в 10 веке все еще мог выглядеть в глазах арабских географов как метрополия по отношению к общинным республикам Полабья. Другое дело, что современные представления не позволяют нам принять информацию, что Новгород основали жители Нижней Оби. Где Новгород, и где Обь! Правда, в учебниках мы, не морщась, читаем, что в 11 веке жители города, расположенного в двух часах езды от Санкт-Петербурга, ходили за данью туда, где сегодня расположен город Салехард. Если это так, то почему нас должно шокировать известие, что те же люди прошли по тому же маршруту, но только в обратном направлении? Тем более, что дорусская топонимика Обдорского края просто-таки кричит об этом! Ведь еще в 17 веке устье Оби называлось абсолютно по-словенски: "Лукоморье"!

Лукоморье

На большинстве  зарубежных атласов, изображающих Сибирь (Г. Меркатора, 1546, И. Гондиуса, 1606, И. Массы, 1633, Г. Кантелли, 1683, Н. Витсена, 1714) Lucomoria - это огромная рука-лука (вытянутый залив) которую образует река Обь, прежде чем впасть в Карское море. И хотя отечественные географические карты никогда это место так не называли (обычно, Обское море или Карская губа), но австрийский посланник Сигизмунд Гербершейн свидетельствует, что во время своей миссии при дворе Ивана Грозного ему довелось держать в руках старинный русский подорожник (дорожную карту), в котором Лукоморьем называлась страна или местность, «лежащая на горах за рекой Обью». На карте, которую Герберштейн поместил в своих «Записках о Московии» (МГУ, 1988, с.150), Лукоморье указано как область в низовьях Оби. Похожим образом Lucomoria упоминается и в Начальной летописи («горы, заходящие в луку моря»), и у некого Александра Гваньини («область Лукаморья тянется длинной полосой подле северного моря»). Это далеко не полный список источников, которые могли бы подтвердить, что  Лукоморьем является реальный   географический объект в нижнем течении Оби. О его существовании мы  сами узнали благодаря  "Нашему Все" - Александру Сергеевичу Пушкину. Дело в том, что "солнце русской поэзии" был потомком целой кучи Пушкиных, которые несли цареву службу воеводами, да письменными головами в Мангазее, Пелыме, Сургуте, Тобольске, Туринске, Тюмени. Семейный архив поэта должен был питать его вдохновение не меньше, чем сказки Арины Родионовны.  Иначе откуда было взяться фантастическому букету образов в прологе к "Руслану и Людмиле"? Виссарион Белинский не зря назвал эту часть творчества Пушкина  “поддельными цветами" (Белинский, соч. 9 т. М. 1974:т.4 с.125). Ведь Лукоморье с его населением в лице летающего колдуна, древесной Русалки, Головы Великана и взвода морских рыцарей, абсолютно чуждо русскому фольклору, который собирался, как известно, в Волго-Камском бассейне. И тем не менее, Пушкин, перечисляя ямальские сюжеты, нашел необходимым  подчеркнуть:  "там русский дух… там Русью пахнет!" 

Русь - это оттаявшая земля

Вот теперь самое время вспомнить, что арабы - главные  эксперты средневековой географии - называли Славию (Новгород)  одним из трёх центров Русов. Первый находился в Куябе (в Киеве), второй в Арте (в Орде). Третий - в Славии, то есть в новгородско-мекленбургской Гардарике.  А кто такие Русы? На этот вопрос ответил вышедший еще в 1982 году совместный труд ученых СССР, Польши, Дании и Восточной Германии. Вывод однозначный: слово "Русь" родилось в Новгородской земле в значении «войско, дружина».  «Русская земля» - это новый, дружинный по формам своей организации общественный строй. Функция Руси – защищать «Русскую землю». На мой взгляд, выводы до сегодняшнего дня остаются незыблемыми, как впрочем, и непонятными. Что значит "защищать землю"? Защищать родину (город или княжество) - понятно. Зачем защищать землю? Руса, Порусье, Околорусье (в южном Приильменье), Руса (на Волхове), Русыня (на Луге), Русська (на Воложбе в Приладожье)... Что означали эти названия в момент своего рождения? Ответ - в языке  коренных обитателей Русского Севера.  Оказывается, слово "русь" здесь испокон веков означало не что-нибудь, а  "светлое, согретое солнцем место".  До сих в местных деревнях можно услышать “поставь на русь”, то есть на солнце (например, горшок с цветком на подоконник).  Если не забывать, что мы говорим об эпохе Великого Переселения народов, легко себе представить, что искали Обдориты, согнанные с родных мест небывалым похолоданием. Они двигались среди белого безмолвия в надежде найти русь - место, согретое солнцем! И нашли. Несколько островов оттаявшей земли, где можно было жить и разводить скот. Не этот ли факт отражают древние названия Новгородчины?

Рождение Европы

Кстати, здесь же и ответ на вопрос, поставленный историком А.Кузьминым: почему в Средневековой Европе одновременно существовало более десятка образований под одним и тем же названием Русь? Рискну предположить, что процесс поиска “земли обетованной” происходил не только там, где арабы указали “три вида Руси”. Малый Ледниковый Период завершался, и поиск затерянных среди царства льда угодий, уже оттаявшие под солнцем, стал культурной традицией. Русами называли тех, кто посвятил себя поиску Руси. Судя по именам в известном договоре Олега с Византией,  - это были интернациональные бригады искателей приключений, которые рыскали по снежным просторам Европы в надежде на "джекпот". Ведь найти русь - это основать собственное государство! Возможно даже это был не просто “новый”, а вообще самым первый общественный строй, который по определению  не мог не быть “дружинным” (основанным на военной силе), так как за каждую “Русскую Землю” (буквально: согретую солнцем территорию) шла драка не на жизнь, а на смерть. Так, в реалиях нисходящего ледникового периода, рождалась современная западная цивилизация с ее генетикой города и огромным количеством микрогосударств - баронств.

Гибель Лукоморья

Поток лукоморцев создал Славию - единую этнокультурную общность от Обдоры до Одры (Одера), где центром был Господин Великий Новгород, но уже к 10 веку эта цивилизация понесла существенный урон - большая часть элиты западных славов/словен  перешла в латинскую веру, породив феномен “немцев” (от славянского выражения “не мы”) - это когда элита придерживается одного мировоззрения, а народ - другого. Дело в том, что словом “nemes” жители полабских республик стали называть представителей собственной племенной знати (П.И.Шафарик), заговоривших между собой на латыни - чужом языке. Конечно, это произошло не вдруг и не с разу. По данным русского историка А.Ф.Гильфердинга, западничество среди представителей ободритской и лютичееской аристократии развивалось на протяжение нескольких поколений, влияя на их мировоззрение, обычаи, одежду, язык, пока формальные вожди языческих племен уже полностью не осознали себя в составе франко-саксонских феодалов. Это произошло в 939 году, когда христианские хроники зафиксировали факт того, что большая часть Западной Славии вошла в юрисдикцию Франконии. К этому времени латинизированные потомки общинных зипунов уже в массовом порядке отписывали Святому Престолу или саксонскому королю свои города "с землями, лесами, водами, озерами, мельницами, бортями, со всеми родами судопроизводства, сюда относящимися, с податью и со всеми другими принадлежностями" (из дарственной грамоты ордену Гроба Господня,  подписанной в 1198 году Гремиславом, правителем Вагров), чтобы получить их обратно в виде наследной “марки” вместе с графской короной. Никакого вторжения "франко-саксонских феодалов", о котором говорят учебники, не было. Западная Славия превратилась в Нижнюю Саксонию примерно по той же схеме, по какой РФ вышел из состава СССР - в следствие вырождения национальных элит. Оставшаяся часть Славии, не смотря на потерю, сохраняла единство и целостность как минимум до 1260 года. Даже после того, как одряхлевший Великий Новогод стал терять некоторые волости под военным давлением суздальских или тверских князей, единство великой державы, в целом, сохранялось. Не случайно, спустя два века Иван Третий, начиная операцию по покорению Новгорода, свой первый удар нанес не куда-нибудь, а в Северное Зауралье - мягкое подбрюшье Господина Великого Новгорода. В 1465 году  устюжанская рать Василия Скрябы совершила рейд туда, куда якобы не ступала нога "царевых людей". А потом, уже после победоносной Шелонской битвы (1471 год), не смотря на то, что Новгород полностью капитулировал, Иван Третий с маниакальной настойчивостью продолжал снаряжать сверхдорогие военные экспедиции к устью Оби: 1472, 1483, 1499, 1500 гг.

Страна богов

С кем воевали московские дружины у черта на рогах? Кого покоряли? Какую цель преследовали? Ведь по уверению светоча сибирской историографии Герхарда Миллера, она "ни ест зимля историческофая", и с этой точкой зрения до сих пор солидарна современная академическая наука. Во всяком случае, в учебниках продолжается сага о Нижнем Приобье как об историческом заповеднике охотников, рыбаков и оленеводов. Хотя все было ровно наоборот! Да, да!  Господин Великий Новгород с его гигантской периферией не случайно во всем  мире величался Славией. В середине 9 века сулоньские братья Кирилл и Мефодий, когда переводили Святое Писание на славянский язык, столкнулись с проблемой, как перевести с еврейского языка ключевое в Библии понятия “dbk”? Оно означало “вес, тяжесть” и использовалось в значении "физическое присутствие Бога", а так же как сияние, восторг и благоговение, которыми знаменуется это явление (Швецов П.Б. “Слава Божья”). Так вот, в 863 году наиболее подходящим по смыслу словом оказалось славянское выражение “слава”. То есть создатели славянской Библии, чтобы лучше объяснить, кто такой Яхве, и кто такой Иисус, сравнивали их со Славами! Одного этого факта достаточно, чтобы более менее точно представить, как относились к лукоморцам-славам (современное слово "славяне" появилось в 17 веке) и созданной ими Славии в средневековом мире. Не случайно результаты фантастической войны 15 века  были строжайше засекречены. Об этом красноречиво говорят дошедшие до нас документы. Для великих географических открытий (а дружины Ивана Третьего, ни много - ни мало, открыли Полярный Урал, Нижнее и Среднее  Приобье) отчёты об этих экспедициях выглядят вызывающе скупо и формально. Как американские кинохроники о визите на Луну. Занавес тайны и в последующие времена покрывал все, что было связанно с атакой Ивана Великого на Гиперборею. Ее результат очевиден: источник представлений новгородцев о собственной исключительности был полностью уничтожен. (Кстати, сами они в итоге были почти полностью расселены по территории Московского государства). А еще через пару веков старую топонимику устья Оби помнили только зарубежные атласы, а отечественные  историки  и в последующие времена старательно делали вид, что ничего не знают. И только хулиган Пушкин, оказавшись в этой посудной лавке, не отказал себе в удовольствии уронить драгоценный сервиз.   

Продолжение следует.


Рецензии
Очень интересно!

Григорий Аванесов   20.12.2021 05:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.