Хоть кто-то выздоравливает?..

   Сэр Джордж Стонтон рассказывал, что, когда в одной из бесед его с императором Китая Кьенлонгом коснулись они вопросов медицины, монарх пожелал узнать, каким образом английские доктора зарабатывают себе на жизнь.
   После того как Стонтон сумел довести Его Величество до уразумения принципов оплаты врачебных услуг в своей стране, изумленный Кьенлонг воскликнул: «Но хоть кто-то — из всех, кого угораздило заболеть, — у вас там выздоравливает вообще?! А теперь расскажу я, — продолжил он, — каким манером с моими врачами я управляюсь. Их, кому вверил я заботу о моем здоровье, четверо у меня; каждому я плачу еженедельное жалование. Однако с того часа, когда заболеваю я вдруг чем-то, деньги им не платятся — вплоть до дня моего полного выздоровления. Нет, думаю, нужды добавлять мне, что любые мои недуги скоротечны всегда до крайности».

   ***
   “HOW TO BE KEPT IN HEALTH.” — Из книги “Clergymen and Doctors”, Edinburgh, 1868.
   © Перевод. Олег Александрович, 2021
   Иллюстрация: «Прибытие сэра Джорджа Стонтона в Китай», из книги “An Historical Account of the Embassy to the Emperor of China”, by sir G. Staunton, 1797.


Рецензии
Злободневно!
Превентивные меры очень важны.


Валентина Бутылина   02.12.2021 14:28     Заявить о нарушении
Да, тоже о таком подумалось: профилактические какие-то мероприятия (а доктора императора, можно догадываться, вынуждены были уделять им особое, первостепенное внимание) должны в медицине быть все-таки наверное на первом месте.

Олег Александрович   02.12.2021 14:47   Заявить о нарушении