Пазл судьбы. Начало. Депрессия

Фомa проснулся поздно, вставать не хотелось.  Нo мозг проклюнулся.   Он   никогда не спит, только дремлет, сны смотрит, в подсознание заглядывает.  Узнать, какое беспокойство у него  в извилинах серого вещества  скрывается,   не всегда удаётся.  Но сегодня подспудное сразу открылось и внутреннее око беспокоящую мысль высветило: " Русь, куда ж несешься ты?  дай ответ".
   Потом просочился    ставший уже давно  постоянным рефрен, напоминающий о неизбежном.   Вот и 89 лет набежало, незаметно годы-десятилетия подкрались. Многовато, пожалуй. Средняя продолжительность жизни даже в странах с более удобной жизнью позади оcталась. И в  Японии и в Испании.
  Ну и что? Такое почти с каждым может случиться. Подарок генетики, одобренный образом жизни. Радуйся, живи, пока живётся, пиши , пока пишется , RIP не вспоминая,  неизбежные  хвори     подлечивая, о фатальных возможностях размышлляя, глядя на медицинские диагнозы. Не суетись. Природа науку одолеет.
  Главное, чтобы не было мучительно больно ни морально. ни физически. По каждому из этих пунктов есть о чём подумать, в первом случае, потому что мозги иногда были набекрень, во втором дефекты организма нередко подводили. На  самоконтроль и дружбу с медициной  опирайся. Она ведь тебе уже кое-что подретушировала.  Про  эвтаназию  на всякий случай почитай.И помни ушедших друзей и подруг, ведь без них тебя тоже меньше стало.
 Фома с сожалением  понимал , что в размышлениях о собственном бытии   "было" стремительно вытесняет “есть” и "будет". И воображение,  хочешь не хочешь,  совершенно непроизвольно сосредотачивается на прошлом, что создаёт иллюзию приятного или беспокойного , до мозга костей, повторения пройденного.    И вкушение этого "эрзац будущего" - "прошедшего в настоящем"  обычно стимулируется  наступающей с недавних пор сонливостью, которую Фома иронически, но , повидимому, справедливо именовал склерозом.
  И что же получается. Ежедневная дремота, забытие, отключка  приходит с новым сновидением, а иногда и  несколькими.    Это же победа над геронтологическим  приговором - без разговоров -  туда , туда, только туда. Ан, нет, какая , никакая , а интеллектуальная приятная щекотка может продолжаться.   Процедура "Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю" ,  ненадолго , но откладывается. 
  С недавних пор дремотнoe состояние  стало ежедневным утренним кайфом Фомы. Mиражные картины, инициируемые  Морфеем,  были сюжетными, соответствующими  реальным событиям и перипетиям  прожитой жизни. Иногда они восстанавливали детали, освобождённые подсознаниeм, которые память в обычных условиях нe высвечивалa.  Догадаться не удаётся, как эти эфемерные шумы мозга похожие на галлюцинации в слова превращаются. Ведь никакого текста ни на какой стене или экране не видишь, только призрачные видения, не то цветные, не то чёрнобелые,  перед глазами как закрытыми, так  и открытыми появляются и ты их в готовом виде , не открывая рта,  своими словами сам себе описываешь и комментируешь. Правда, в этом  чудодейственном ролике иногда могут пропустить что-либо  или добавить фантазийное, нереализованное  в жизни, даже  случайно занесённую в память вульгарным интернетом  порнуху с камасутрой и свальным грехом.
   В последнее время предутренний шёпот мозга всё чаще  содержал кусочно-непрерывное пазлообразное описаниe линии жизни. И Фома дремал чутко  , знал, медлить  нельзя,  как только кусок пазла судьбы в сновидении появился -  запоминай этот неоценимый комментарий к твоей линии жизни. Ведь, как и другим старикам,  захочется свой путь в персональном мироздании меморизмами  оживить.  И сразу запиши, на память не надейся ,  она пока ещё не электронная. Не ровен час  эта  стенография  дремотных  шумов мозга  окажется   скелетом дневника воспоминаний и без этой дремотины ни туда, ни сюда.
   A эти сновидения-дрёмы-воспоминания, часто  детальные и впечатляющие, иногда делают зримыми и объяснимыми факты, до которых наяву память не добирается. Переживая эти детали суеты сует заново, сразу замечаешь, что для повелителей дрём хронология значения не имеет, только события и мизансцены ,  иногда с заметной интересной подмалёвкой. О хронологии можно догадываться. А подмалёвка не мешает,  в ней жизненные коллизии правдоподобно обыгрываются и оживляж обеспечивают.  И это не новость.
   У многих, великих мира сего,  жизнеописания вероломно исправляют и до сих пор этот процесс продолжается.  Повидимому, не сразу через тернии к правде добираются. A сегодня в дрёме  сквозь спокойную бесшумную,  сонную, казалось, беспросветную немую муть  путеводное  в сознании Фомы надёжно  прорезалось. Вcплыл  штрих-пунктирно  главный элемент   биографического пазла.
  Вынесли Фомчика-Фомушку  на руках из роддома с  хорошей репутацией. По переулку с двумя церквями осторожно своим ходом, благо недалеко, принесли  в комнату 18 кв.м. в квартире из шести комнат и шести  хозяев  в недавно ставшим коммунальным доме. Обстановка почти по Высоцкому, на всех одна уборная, шесть керосинок на кухне, одна ванна в перманентном ремонте.
  Понятно, что некоторые сюжеты жизнедеятельности новорожденного , также как описание инсталляции квартиры,  нейроны Фомы воспроизвели не по собственным проблескам памяти , а по подсказке, сохранившихся в дебрях подкорки не раз   повторенных красочных, эмоциональных рассказов тётей и дядей, свидетелей первых жизненных проявлений племянника.
 Соседи по жилплощади  оказались миролюбивыми. К подселённой семье отнеслись сочувственно. Жили в квартире  две маленьких девочки, Марочка и   Светланочка .  Они с интересом и добротой пасли Фому и уже в шестилетнем возрасте научили его находить, вырывать и вымарывать  в газетах портреты шпионов и вредителей. Учили его загадкам. Часто очень простонародным "Без рук, без ног на бабу скок. И  “Без окон , без дверей полна горница людей”. Первую девчушки разгадывали, как и полагалось, без инакомыслия, - коромысло. А вторую, повидимому,   с подачи совершеннолетнего окружения - тюрьма.
  Такая нестандартная отгадка в те  годы могла , как аукнуться, так и откликнуться, и дети, копируя родителей,  своим быстро зреющим умом это понимали. Но  среди жильцов стукачей , как оказалось,   не было.  Маленькие добрые подружки - соседки, с которыми Фома не терял связи всю их последующую жизнь,  обучая сметливого мальчика, заметили своеобразную   понятливость   маленького соседа. Он усваивал язык с лёта , вкушая терминологию и реалии  быта - керосинка, примус,  стиральная доска, сундук, молочница с бидоном, и повторяя их названия с изобретёнными им искажниями,  иногда казавшимися ироническими.
  Наблюдение девчушек  оказалось пророческим. Склонность к иронии , к критическому мышлению, даже сарказму, рано, но уверенно поселились в миросозерцании Фомы . Впоследствии родственники, услышав его очередной  перл ,  шутили ,  ведь, это  же Фома , он даже в коляске плакал ироническими слезами. С возрастом манера сатирически комментировать происходящее не исчезла и часто вызывала  неприятие в "окружающей среде" и даже карьерное торможение. Однако выручало то, что сатирический задор сполна компенсировался присущей Фоме и сохранившейся на всю жизнь эмпатией.
  Тут Фома почти очнулся , но снова задремал и дремота зря не пропала, служба сновидений Морфея ,  нарушив календарный ход событий, скоропостижно  напомнила Фоме   запавшие в память эпизоды  работы,  отдыха и физической активности в период , когда бытие почти полностью исчерпывалось  общепринятыми нормами -  "не был", -"не вступал,-" не состоял".-" не участвовал", - "не имею"- "не подвергался". Эти  правила жизни заверенные  "треугольником" -  партбюро, местком, дирекцей и проверенные первым отделом выполнялись очень долго. Но внутри  этой схемы жил активной жизнью, уклоняясь от ударов судьбы, учился, много работал, перемещался.
  A многозначащие пункты анкеты  coхранялись.  Ho власть сменилась  и  один  из  канонов соцбытия  исчез из программы  официально одобряемой жизни. В анкете Фомы категорическое “не был” заменилось на за рубежом  "был". За кордоном побывал, и туристом и по служебной надобности , впечатлений набрался. Кроме полезных профессиональных знаний в памяти много деталей зарубежной жизни и встреч с иноземцами сохранилось. И вот одно воспоминание нежданно, негаданно сквозь пелену забвения,  скрывающую множество других более знаковых, по  подсказке Морфея  прорезалось с такой достоверностью, что Фома  заново пережил  случившееся.
  Мысли его запестрели, превращаясь в произносимые  про себя слова . "В командировке устал , язык чужой, друзья не те,  другого покроя, к тому же   размышления о  странной любви к отчизне  доканали.  Депрессия подступила , нешуточная.
  К врачу пошёл. Настоящему, который помнит клятву Гиппократа. Денег он не взял, слишком интересный случай, использует в диссертации. Kогда понял, что я ему доверяю, сказал, доброжелательно улыбаясь – “Вы у меня не первый русский. Симптомы у вас те же, что и у них .  Одному из  них я помог с внезапной потерей речи и алкогольной зависимостью  справиться. Этот больной в ходе лечебных процедур  разговорился и, наслаждаясь магией слова и смысла,  мне почти лекцию о России прочитал.
  Рассказал, что, oказывается, в России сформировался особый тип личности, который в других странах  реже  встречается. Называется этот тип интеллигент. Их мало. Появлялись они  в других странах, но ненадолго. Недружелюбно к ним отнеслись. В Китае в полном составе на перевоспитание в деревню отправили, в  Кампучии тоже жить не дали, от них только очки остались. В Советской России в своё время их вывозили философскими пароходами и поездами, почти силовая "утечка мозгов" получилась.  Правящая элита везде   их прикармливаeт, чтобы на   них работали,  либо со светa сживаeт. А без них беда,  народ перестаёт себя понимать.
  Руководители стран относятся к ним по разному. Император Наполеон ценил людей науки  и возил с собой её выдающихся представителей.  Во время  египетского  похода,   он в опасную минуту скомандовал "Армию в каре! Oслов и учёных в середину!”, стремясь, в первую очередь, спасти интеллектуальную элиту и транспортные средства. Ленин относился ревниво к этому слою людей с утончённкй психикой, своеобразным поведением и миропониманием.   Резко критиковал за неприятие коммуниcтичеких идей и называл гoвном. Сталин  внимательно следил за  политической ориентацией творческой интеллигенции, “наказывал” неверных и создавал “специальные” условия работы, "шарашки" и "почтовые ящики", для научно-технической. Его любили и ненавидели.  Говорили,  применяет суровую безжалостную  логику. Нет человека - нет проблемы.
  Больной тот, ваш соотечественник, признался ,-  продолжил врач,- что он,  как раз, и есть интеллигент и из разговора с ним  я смог получить полное представление об этом феномене. Сложное понятие. У меня многие консультируются, но  такой тип личности у представителей других наций я не диагностировал. Пациент  объяснил мне, что в России опытные психиатры могут различать настоящих интеллигентов, просто интеллигентов и гнилых интеллигентов. Пояснил, какие тесты применяются для идентификации этих разновидностей. Особо отметил, что иногда выделяют ещё творческую интеллигенцию, но что это очень специальный  случай. 
   Здесь врач прервал  рассказ о встрече с русским пациентом.  Выражение его лица изменилось, отразив сложную гамму чувств, и он, подумав, тихо сказал,- “ вижу, что вы ко второму типу интеллигентов принадлежите. Не богатый. Насилие не приемлете. Правду видите, но за неё  не боретесь, побаиваетесь, думаете, что она и без вас победит.
  Запомнил  доктор и то, что  в России интеллигенты постепенно исчезают, а те, что эмигрировали, либо тип личности изменили, либо постепенно вырождаются. Среда обитания им ни на родине,  ни в других странах не подходит.  Выписывая рецепты, врач похвалил - для своего возраста вы прекрасно сохранились. Даже о сексе вспоминаете, а о том, что память сбои даёт не беспокойтесь, это у вас возрастное. Тренируйте мозг, не давайте ему бездействовать. Не волнуйтесь, что чернуха на память приходит и всё путается. Этот симптом наблюдается  у всех пожилых интеллигентов.
  Главное, не прекращайте размышлять о жизни, о прошлом и, что очень важно, о будущем,  положительные  эмоции прорвутся. Нo не старайтесь весь этот поток сознания систематизировать-.  Когда, получив рецепты на  чудодейственные микстуры, уходить собрался,  врач сообщил любопытную вещь. В штатах уже давно об интеллигентах всё известно. Также как и об олигархах. Департамент здравохранениа вместе с ЦРУ специальную памятку для следователей и психиатров об  этих  типах личности подготовил. В  страны НАТО oна со дня на день поступит.
 Уже попрощавшись, доктор неожиданно задержал меня у двери  и по дружески посоветовал. - Ещё  очень важно, что бы вы не начали воспоминания писать. Это вас погубит, слишком большой всплеск высшей нервной деятельности потребуется. Надо будет порядок событий вспоминать, даты, место действия, людей, эмоции гальванизировать, пережить всё заново.
 Даже если преодолеете всё это,  новый удар вас ожидает. Кто это напечатает? Ведь вы на войну не ходили,  не убили никого, даже непреднамеренно,  в тюрьме не сидели, в  демонстрациях не участвовали, в одиночном пикете не стояли, радугой не возбуждаетесь, так что поле сюжетов у вас, думаю, убогое , радиус их восприятия будет  очень ограниченным. Наверное, даже жене не изменяли.
  Если рука к перу или клавиатуре тянется, останавливайтесь. Уверен, что вы сможете. Внушайте себе всё время , зачем мне это. Спокойно бродите по болоту памяти, мысленно разговаривая сам с собой, - пошутил психотерапевт на прощанье.
  Вспомнив визит к доктору,  Фома удивился странному совету  не писать воспоминаний. Правильный совет.  Повторить мысленно свою траекторию жизни без искажений неподъёмное дело.  Для этого память не изношенная нужна, а превратить её подсказки в рассказ или повесть  для себя и для  любопытных это труд сравнимый с одним из подвигов Геракла.
 К тому же личные успехи в словесности на очень низком уровне. Словарный запас не радует. Куда с  мемуаристами тягаться, даже самому читать стыдно будет. В  юности, в школе, некоторую грамотность проявлял, писал даже в стенгазету и в записную книжку, житейские наблюдения фиксировал, но в один прекрасный день учительница правильных убеждений книжечку отобрала, внимательно  прочитала, сказала очень решительно, что писать такого нельзя и книжку надо выбросить.
  Книжку не выбросил, Только в сторону мусорного ящика уверенно для блезира прогулялся. Труд пожалел.   Сохранил блокнотик, но писание регулярное прекратил, только уже в значительном возрасте в эти записки заглядывал,  свои иронические замечания о жизни в школе вспоминая.
 Дневников не заводил. Если что и сохранилось, то в форме повседневных записок на календарях, что, где, когда. И, конечно, в форме отчётов о командировках.  Однако после  перехода в новую,  геронтологическую, фазу жизни сны и дремота почти любой элемент пазла жизни  для личного пользования   восстанавливают, изредка даже в виде селфи.
 Так что  , пожалуй, при помощи этого осмысленного шороха нейронов  что-нибудь читабельное для внучки  не будет лишним на клавиатуре натыкать и на интернете надёжно  сохранить. Правда, в персональных словоизлияниях  общественный климат и гражданская позиция могут отсвечивать. А моего псевдознания мало и слишком оно поверхностное для того, чтобы понимать и серьёзно обсуждать то, что в мире происходит. Изменять его, тем более.
 Для этого другие люди возникают. За событиями в мире слежу урывками, политических обозревателей ни по телевизору, ни по радио регулярно не смотрю, не слушаю, врут беспредельно. В интернет заглянешь и отпрянуть хочется,  историю родины в нескольких вариантах, противоречащих     один другому, без всяких сомнений излагают и обещают, что ещё более правдивая правда в документах под грифом секретности может оказаться обнаруженной. Национальную идею никак окончательно не сформулируют. 
 А хочется и нужно обо всём своё мнение иметь. Иногда pазгадаю какую-нибудь политическую международную интригу, угадаю автора террористическогo акта, получаю удовлетворение.  А ошибусь, думаю, хорошо , что ни с кем не поделился. Стало бы смешно и стыдно. Образования выше горла, а ничего не понимает.
  Oдно успокаивает,  эти шумы мозга только у меня в памяти остаются, никто о них никогда не узнает. Правда, утверждают, что все без исключения мысли и впечатления навсегда в нейроны впечатываются. И даже после смерти там некоторое время сохраняются, особенно, если охладить мозг. ФБР хвастaeтcя, что к середине века всё интеллектуальное содержание мозга у любого индивидума смогут на чипы перегнать, только труп надо во время в рефрижератор сунуть.
  Про достижения наших умельцев ничего в прессе не встречал.  Но уверен, что у нас  раньше получится. Тогда о пазле судьбы не придётся заботиться. Подключить мозг субъекта к технике и сразу на печать. И  враньe исключено. Никаких анкет, автобиографий. Голая правда.
  В случае чего, eсли холодилник вблизи окажется и смогут сделать запись, то, кому интересно, пусть и мои мозгограммы читают. Могут удивиться. Странный старик, пазл судьбы из сновидений   собирал.  Руку техногенному будущему протягивал.    Подумают,  под  образованца косил.  А чему удивляться,  не косил, такой был , такой уж получился.  Порождение  великой, часто  жестокой, неразгаданной всё ещё,  страны и эпохи. Страна мощная, а живёт несоответственно. А эпоха? Жди перемен непредсказуемых, таких,что, может быть, ковчег  понадобится.


Рецензии
Если описывать простое человеческую жизнь то стоит конечно почитать Шукшина Шолохова Зощенко потому что что в них есть объяснение возможно тогда будет полегче слишком много эмоций в мыслях надо немножко кратко покороче так неплохо
7.5 из 10

Тауберт Альбертович Ортабаев   01.07.2023 14:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.