Блок. Барка жизни встала... Прочтение
* * *
Барка жизни встала
На большой мели.
Громкий крик рабочих
Слышен издали.
Песни и тревога
На пустой реке.
Входит кто-то сильный
В сером армяке.
Руль дощатый сдвинул,
Парус распустил
И багор закинул,
Грудью надавил.
Тихо повернулась
Красная корма,
Побежали мимо
Пестрые дома.
Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут!
Декабрь 1904
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Образ барки, севшей на мель, встречается в известной народной песне "Ой, дубинушка, ухни ... ": "Наша барка на мель стала" (Великорусские народные песни, изданные А.И. Соболевским. СПб., 1902. Т. 6. С. 470-472, №568
…Образ мог быть навеян также петербургским бытом, барками на Неве (см.: Бекетова 12• С. 46); а также: (Засосов Д., Пызин В. Пешком по старому Петербургу. // Нева. 1987 . .№ 1. С. 205).
»
Наивный метафоризм стихотворения понятен без всяких пояснений. Все эти блуждания по тёмному отражению Санкт-Петербурга в предыдущих стихотворениях книги «Город» были очевидно тупиковы.
Вот только…
Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут!
Действие и в заглавном стихотворении происходит всё там же, в «трансфизичесомй слое под великим городом Энрофа» (Д. Андреев). Но раньше для Блока всё это было, как экскурсионный тур в зарубежной турпоездке. И вот первый звонок, что «Барка жизни встала // На большой мели», что путь назад отрезан, что обратные билеты на барку не продаются.
Что туризм оборачивается эмиграцией.
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». «Падение вестника»:
«…Сперва — двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
Свидетельство о публикации №221120600923