Блок. Барка жизни встала... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .            том II
  .          .    « Г  О  Р  О  Д »

13. «Барка жизни встала…»






       * * *   

                Барка жизни встала
                На большой мели.
                Громкий крик рабочих
                Слышен издали.
                Песни и тревога
                На пустой реке.
                Входит кто-то сильный
                В сером армяке.
                Руль дощатый сдвинул,
                Парус распустил
                И багор закинул,
                Грудью надавил.
                Тихо повернулась
                Красная корма,
                Побежали мимо
                Пестрые дома.
                Вот они далёко,
                Весело плывут.
                Только нас с собою,
                Верно, не возьмут!
                Декабрь 1904   








Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     Образ барки,  севшей на мель,  встречается  в  известной народной песне  "Ой, дубинушка, ухни ... ": "Наша барка на мель стала" (Великорусские народные песни, изданные А.И. Соболевским.  СПб.,  1902. Т.  6. С.  470-472,  №568
…Образ мог быть навеян  также петербургским  бытом, барками на  Неве (см.: Бекетова 12•  С. 46);  а также: (Засосов Д., Пызин В. Пешком по старому Петербургу. // Нева. 1987 . .№ 1.  С. 205).
     »

     Наивный метафоризм стихотворения понятен без всяких пояснений. Все эти блуждания по тёмному отражению Санкт-Петербурга в предыдущих стихотворениях книги «Город»  были очевидно тупиковы.
Вот только…

                Вот они далёко,
                Весело плывут.
                Только нас с собою,
                Верно, не возьмут!

     Действие и в заглавном стихотворении происходит всё там же, что и предыдущих стихотворениях книги "Город" - в «трансфизическом слое под великим городом Энрофа» (Д. Андреев). Но раньше для Блока всё это было, как экскурсионный тур в зарубежной турпоездке: бродит по улицам, смотрит по сторонам, что видит - пишет. И вот первый звонок, что «Барка жизни встала // На большой мели», что путь назад отрезан, что обратные билеты из этого Града на барку не продаются.
     ...что туризм оборачивается эмиграцией.

*
Блок. Дневники 1918 г. 30 (17) августа [о событиях 1901 года]:
  «
     К ноябрю началось явное мое КОЛДОВСТВО, ибо я вызвал ДВОЙНИКОВ [выделения Блока] («Зарево белое…», «Ты — другая, немая…»).
»

Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«
    ...Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз..
     …Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений, а о смерти говорим теперь только потому, что устали.
     За себя лично я могу сказать, что у меня если и была когда-нибудь, то окончательно пропала охота убеждать кого-либо в существовании того, что находится дальше и выше меня самого; осмелюсь прибавить кстати, что я покорнейше просил бы не тратить времени на непонимание моих стихов почтенную критику и публику, ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.
   Если "да", то есть если эти миры существуют, а все описанное могло произойти и произошло (а я не могу этого не знать)...
     »

Даниил Андреев. «Роза мира. Падший вестник»:
     «
      …Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга…
     »

   Текущая книга - "Город" - о том, как Блок в своих блужданиях с двойниками вышел на Град и застрял в нем. И больше нет никаких тебе "тучек" или "лучших драгоценностей",  а только "город", "город", "город"... 


Рецензии