Г. Свиридов. Время назад?

 

Российскую общественность уже много чем не удивишь.
Пронзительные заголовки газет и журналов  всё реже застают читателей врасплох.
Иногда событие делают из ничего.
Есть и события,  которые так  тревожат своей трагичностью и  непостижимостью, что хочется не брать их «в голову» и не принимать «близко к сердцу», а отвлечься  на что-то светлое. 
Самые стойкие из пытливых граждан  ещё пытаются «во всём дойти до самой сути».
Но и они уже вяло реагируют даже на страстные и смелые призывы «сомкнуть ряды» и противостоять невидимому монстру, определяющему ход тревожных событий.   
Воскликнет кто-то в порыве души: « Россия – колония! Долой правительство воров!».
А в ответ –  тишина. Не реагирует народ!
Тогда ему бросают обидные слова: «Народ достоин того правительства, которое его имеет».
А в ответ:  «…мы уважаем только то лицо, которое поставлено и стои;т».
 Не хотят люди резких перемен.  И свято верят, что можно обойтись без потрясений.
А «без вождя и без ветрил»  обойтись нельзя.

Относительно недавно  критиком и обличителем  власти и сегодняшней действительности стал посмертно композитор Г.Свиридов: книга его дневников   опубликована  и успешно распродана.
Г.Свиридова называют гениальным, выдающимся, истинно русским композитором.
Вниманием власти он не был обижен. Под  его музыку танцевала И.Роднина. Его музыкой открывали Олимпиаду в Сочи. Несколько лет с его музыки начинались  теленовости.
Но большой любви к своим произведениям при жизни  он не почувствовал, возможно, потому, что не снискал  её:
«Слушать не хотят, им подавай вальс из «Метели»» - сетовал Свиридов  в своём  дневнике.
Вальс из «Метели» - это, конечно, не «Мурка», но народу сверху вниз брошен укор в недостаточном почтении классика.
Массовой аудитории у Г.Свиридова, действительно,   не было и нет.
Его «проходят» в музыкальных школах.
Помнят по сюите «Время, вперёд!», которая была заставкой программы «Время».
Но он  не стал ни автором нового гимна, ни тем композитором, песни которого хотелось бы слушать снова и снова,  не был ни «жертвой режима», ни борцом с ним.
             И вдруг в  2003 году вышли  в свет его дневники.
А там есть, от чего встрепенуться:
-  «Россия — это колония» - утверждает он.
- "Я  печально  смотрю  в  будущее. Борьба  с  национальной  Русской  культурой  ведется  жестокая,  и  вряд  ли  ее  остатки  смогут  уцелеть  под  двойным  напором: Сионизма  и  Марксизма".
- «Государство опекает, лелеет аморальных людей, купленных или проданных…».
- «Эти люди ведут себя в России, как в завоеванной стране, распоряжаясь нашим национальным достоянием, как своей собственностью…».
- "Русский народ, лишенный веры, обратился в раба, имеет рабскую психологию. Он потерял высокую цель — смысл своего существования…"
-  «Ложь вошла в сознание людей как правда. Вот в чем ужас!».
Лжи и ужасов, действительно, кажется, стало больше, чем было всегда.
Но есть впечатление, что слова эти запоздали лет на двадцать.
И нет уверенности, что  лучше поздно, чем никогда:
что-то подобное другие известные люди говорили  с различных трибун.
               А что же проповедовал Г.Свиридов своей музыкой?
За ораторию на стихи Маяковского он получил Ленинскую премию. А о самом Маяковском в дневниках отзывался так: «Это был по своему типу совершенно законченный фа¬шист… Сгнивший смолоду, он смердел чем дальше, тем больше, злобе его не было пределов. Он жалил, как скорпион, всех и все, что было рядом, кроме Власти и Полиции…»
Что же заставило воспевать «фашиста»??
Д.Шостакович  назвал  «Патетическую  ораторию» Г. Свиридова душевно-лакейским опусом.
Доля истины в этом есть, потому что судьбу оратории решил главный идеолог того времени М.Суслов.
Но тут надо принять во внимание мнение Свиридова о Шостаковиче и его музыке:
"Музыка Шостаковича…- это … Музыка бездушных, механических нагнетаний оркестровой звучности;
… мелодия превратилась в какие-то короткие огрызки, часто из чужих сочинений…
Ни одной живой ноты, ни одной живой интонации. М е р т в е ц к а я… .
Вся мощь государственной пропаганды была направлена на то, чтобы объявить этого композитора величайшим музыкантом всех времён и народов…».
С этим  трудно не согласиться. Но  об этом, почти, теми же словами говорилось и в постановлении  ЦК КПСС о формализме в музыке.
В отзывах на это постановление  кто-то сказал: «Я не могу представить такого душевного состояния, в котором бы захотелось слушать музыку Шостаковича».
В высказывании Г.Свиридова особого внимания заслуживает намёк на плагиат Шостаковича:
в  его знаменитой  7 симфонии даже любитель услышит мотив «Болеро» Равеля.
Допустим, на это сегодня кто-то будет возражать. Тем более, тут ученик «открыл рот» на учителя:
«Обстановка в классе Шостаковича была невыносимой. Всюду «пёрло» одно и то же — в литературе, поэзии, кино, театре, а главное: газеты, журналы, радио — вся массовая пропаганда, включая ТАСС, местное вещание — всё в руках одних и тех же людей…
.Профессура  еврейская,  соответственно  такова  и  ориентация  при  обучении. Даже  если  человек  русский,  они  ему  сворачивают  голову».

Всякое   бывает   между гениальными и выдающимися композиторами. Чего не скажешь в порыве обиженного самолюбия…
Жизнь многих заставляла «диалектически лавировать» между ЦК и Мельпоменой.
Но что же сделал Г.Свиридов для оживления симфонической музыки?
Он писал в дневнике:  «Надоел — симфонизм!
Современный пышный, многозвучный … симфонический оркестр — опротивел, в руках некоторых со-временных наших композиторов он стал похож на безвкусно сделанный торт с огромным количеством жирного крема».
Немало людей, которым эти слова покажутся бальзамом на душу: «мертвечина» музыки, которой кормили  россиян, действительно, опротивела.
Известно, что Г.Свиридов уже в 80-е годы  часто и с большим интересом  слушал рок-музыку. В том числе, Э.Пресли и «Битлз»
В то время в стране  спорили о том, продаст ли Родину тот, кто слушает джаз. А Свиридов  сам играл  его на рояле. Но голоса Свиридова в том споре не было слышно.
            В огромных концертных  залах и на стадионах играют и слушают не Шостаковича, и не Свиридова.
Ничего не стоило  собрать разок на Красную площадь всех фанатов Большого театра послушать истинно русских композиторов. Но там символически звучала чужая музыка. Хотя и не плохая. 

Когда-то давно в газете «Правда»   Свиридов резко осуждал  творчество Л.Утёсова и М. Бернеса.
Возможно, он делал это исключительно из желания оградить народ от «тлетворных влияний мещанства, пошлости, дурного вкуса».
Но ничего не мог сделать с ними даже на посту главы Союза композиторов.
Он пишет в 1989 году: "В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения».
Мнение  Г.Свиридова о новых веяниях в культуре России затерялось во множестве других подобных ему, хотя в нём и слышится что-то пророческое:
«Авангардизм — органическое самовыявление Зла, бездарности, неспособности создания прекрасного. Это — псевдоискусство, которое внушает нам, что мир безобразен, и разрушение и даже утрата его — естественны и закономерны».
А вывод может показаться и экстремистским:
« Идея людей, направляющих подобное «искусство», — организация гигантской кровавой бани для всего человечества».

Многие готовы обеими руками голосовать за искоренение пошлости и дурного вкуса.
Но как прикажете «искоренять»?
Неужели запрет на Утёсова, Бернеса и прочих исправит положение?
Особенно, если  их место займут, например, Л.Лещенко или Э.Хиль,  « заражая всех энтузиазмом».
Последствия запретов очевидны: и лёгкая, и «тяжёлая» музыка России не могла повлиять на нравы россиян, а западной музыке это удалось.    
И не факт, что она отравлена.  Не замечать той  музыки, которую  весь мир с наслаждением слушает – это уже больше чем идеализм и зашоренность. Навязывание мёртвого симфонизма и гнилых ораторий – это изнасилование нравов в извращённой форме. И к нему непосредственно причастны и Шостакович, и Свиридов.
            Г.Свиридов описывает встречу с Шостаковичем, когда у них было относительное примирение или перемирие. Шостакович поделился своим впечатлением от рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». И хвалил её. 
Возможно, они оба на склоне лет понимали, что в пылу лояльности к линии партии  не заметили такого «слона», как рок-музыка Запада.
И таких композиторов, как, например, Л. Уэббер, в 22 года создавший рок-оперу, которую слушают во всём мире  уже полвека.
 Опасения тлетворного влияния западной музыки были сильно преувеличены, хотя для них были и есть реальные основания: идолов  в музыке могут  делать не только в СССР.
          В лагере противников мёртвого «симфонизма»  даже запоздалое мнение о нём  Г. Свиридова  встречено с удовлетворением.
А что касается падения России и её культуры  в преисподнюю,  а также  «организации  гигантской кровавой бани для всего человечества»…
- Мы уже  слышали подобных пророков. Некоторым из них, можно  сказать,  не до музыки.
Но, если есть  «организаторы кровавой бани», то они наверняка торжествуют, наблюдая такие  упаднические настроения. Чем-то они напоминают кликушество тех, кто одержим ожиданием конца света, и пытается спрятаться от него в землянке или бункере.
Или сжечь себя, чтобы сразу попасть в рай.
   
Сюиту Г.Свиридова  «Время вперёд» можно считать музыкальным символом  эпохи индустриализации СССР. Говорят, что Свиридова просили сделать заставку к программе «Время» «потише», убавить в ней тревожные ноты, но композитор категорически отказался.
Значит, были предчувствия.
А когда они стали оправдываться, заставку убрали, чтобы не нагнетать тревоги.
 Название сюиты было    взято из пьесы В.Маяковского «Баня».
Некоторые строки оттуда сегодня звучат особо иронично и актуально.
 Например, указания актёрам, изображающим Капитал:
 «издыхайте эффектно! Дайте красочные судороги!»;
Свободе, Равенству и Братству было сказано:  « делайте улыбку, как будто радуетесь»,
а тем,  «кто был ничем»: «вообразите, что вы стали всем».
            Время, когда музыка и музыканты были на службе идеологии, прошло.
Сегодня,  каждый  человек может выбирать из опер и песен то, что ему нравится.
Действительно,  порой кажется, что  кто-то проник на самый верх управления обществом и  «влияет» оттуда, призывая не отставать  от времени…
Но у многих есть такое болезненное ощущение, будто время нас  «переехало».
И когда кто-то призывает вернуть время назад, его не хотят слышать, потому что это будет ещё больнее.


Рецензии
Отчего,Вы,Геннадий Гаврилов,так страстно утверждаете и одобряете идеологию постоянной последовательности одним и тем же тенденциям,по сути - идеалам,которые мы сами и создаём с неуклонной уверенностью в своей правоте?
Это позиция ханжи,ибо времена меняются и мы меняется вместе с ним,неизменны

лишь божьи заповеди,всё остальное от лукавого - кто прав,кто виноват,политические баталии,вчера любили Ленина,сегодня модно ненавидеть Путина. Все критики,вы, на минимум времени займите президентское место и примите
на себя ответственность за государство,не за семью,не за завод и даже не за город,за миллионы людей честных,негодяев,героев,нищих,богатых,разных...А потому больше разумности,осторожности критики,жалости и понимания и,главное,любви ко всем,особенно сирым,заблудшим,обиженным и помните главную заповедь - не судите,да не судимы будете...не навреди.

Марина Троицкая   20.12.2021 02:10     Заявить о нарушении
Забыла,не сердитесь,вы хороший,я не разлюбила вас,отнюдь...

Марина Троицкая   20.12.2021 02:13   Заявить о нарушении
Про Вашу и (или) нашу любовь можно поговорить отдельно.
Рецензия показалось далёкой от текста: нет оценки тезисам Свиридова.
А про музыку вообще не замечено.
Ценю Ваши многие вразумления типа " не навреди": видимо, Вы хорошо чувствуете, что от власти за критику "может прилететь".
Например, как в басне, где волк обвинил овец в том,что они мутят воду...



Геннадий Гаврилов   20.12.2021 11:21   Заявить о нарушении
Заметил, как Вы тактично, почти ласково,уделяете внимание моим "одним и тем же тенденциям". Согласен, застревания на бесполезном ропоте, имеющим вид критики, надо опасаться. По краю хожу...

Геннадий Гаврилов   20.12.2021 12:51   Заявить о нарушении
Свиридов для меня ценен только,как музыкант,анализировать его писания бесполезно,они не несут ничего нового,абсолютно!

Марина Троицкая   21.12.2021 00:49   Заявить о нарушении