Историческая справка. Подходы к саморазвитию в ист
Как показывает история педагогики, обществу, государство необходимо не только с нравственной стороны, но и с сугубо утилитарными соображениями культивировать в педагоге парадигму поведения, согласно которой он должен постоянно развиваться, чтобы повышать свой уровень профессионализма, который достигается с помощью самосовершенствования. Это можно связать с общими стремлениями человека, работающим в интеллектуальной сфере, куда относится и профессия педагог. Так, педагог, который помимо своих профессиональных качеств и статусу в обществе – личность и профессионал своего предмета, который заинтересован в углублении своих знаний. Такое прослеживается во все времена: в Античности философы-педагогики своими трактами продвигались в своем понимании предметной области, И. Ньютон, Г.В.Ф. Гегель – все они занимались не только педагогической деятельностью, но и научной. Поэтому можно говорить, что у педагога в процессе практики формируется определенная философская система и в таком конткесте кажется основательным утверждение немецкого педагога П. Наторпа: «По нашим понятиям, педагогика есть не что иное как конкретная философия» [4, С. 93]. Отечественный исследователь Н.В. Гречушкина отмечает, что: «реалии современной быстро меняющейся жизни таковы, что только способный и готовый к саморазвитию человек соответствует социальному заказу государства и общества» [3, С. 17]. И, как показывает практика, несмотря на разные времена года, содержание в саморазвитии педагога остается, лишь меняется форма, которая подстраивается под материальную базу.
Таким образом, можно выявить и описать определенную корреляцию между подходами к саморазвитию педагога и материальной средой, которую, однако, нельзя возводить как образующую. Итак, во времена Античности педагогами в основном являлись философы, чьи философские системы отличались и зависели от многих факторов. Но сократовская мировоззренческая парадигма: «Познай самого себя» [5] заставляла педагогов расширять свое познание с помощью слова, а именно через лекции, беседы, занятием философии. Несмотря на секуляризационные попытки принизить роль педагогики в Средние века, тогда были открыты учебные заведения при монастырях. И несмотря на конфессиональные различия, слова московскому митрополита характеризуют интенцию саморазвития педагога в условиях схоластики и патристики: «вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» [6, С. 48]. В тот период педагогом двигало не только профессиональные стремления, но и установка, что с познанием мира, человек познает Бога. И тогда педагог могу реализовать эту потребность через книги, беседы, лекции. Во времена эпохи Возрождения, когда начало развиваться книгопечатание, педагоги могли развиваться через знакомства с научными трудами. Появление книги стало знаковым, т.к. «чтение, как изучение того, что сделано другими раньше; непосредственное изучение живой деятельности образцов и собственная практика» [2, С. 307] - так описывает такой сдвиг логики в саморазвитии российский исследователь В.А. Возчиков. Новое время привнесло особые условия развития педагогики. Так, стали появляться курсы, педагогические университеты, в рамках которых педагог мог повысить свою квалификацию. А с развитием образовательного туризма и обменом опыта педагог мог заниматься саморазвитием не только не в своем городе, но в стране. В XX веке с появлением новых технологий: интернет, радио, телевидение, а также с возрастающей ролью государства педагогическое саморазвитие протекало через идеологическую призму и с использованием новых технологий. Современный этап развития педагогики изменяет логики саморазвития. С использованием информационных технологий педагог может самостоятельно, не выходя из привычных условий, проходить курсы повышения квалификации, посещать музеи, смотреть фильмы, лекции. В результате чего современный этап педагогики требует максимальных усилий личности для своего развития.
В конце стоит сказать, что с увеличением роли информационных технологий встает дискуссионный вопрос: какова роль педагога будущего? Если отдать педагогику на попечительство искусственного интеллекта, то каким образом будет развиваться нейронная сеть?
Список литературы и используемых источников
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: моног. Казань: Центр инновационных технологий, 2015.
2. Возчиков В.А. История педагогики и образования в России (X – начало XX вв.) учебное пособие/ В.А. Возчиков; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 393 с.
3. Гречушкина Н.В. Становление проблемы саморазвития в отечественной педагогике в конце XX - начале XXI в // Известия ВГПУ. 2019. №5 (138). URL: (дата обращения: 07.12.2021).
4. Долгополова, А. В. Основные этапы развития педагогики [Электронный ресурс] : учеб. пособие к курсу "Психология и педагогика" / А. В. Долгополова ; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. ун-т, Каф. педагогики. - Самара : Изд-во "Самар. ун-т", 2003.
5. Нерсесянц В.С. Сократ. — М.: «Наука», 1977. — 305 с.
6. Митр. Московский Филарет. Собрание мнений и отзывов. М. 1887. Т. 5. Ч. 1.- 614 c.
Свидетельство о публикации №221120800092
Радиомир Уткин 08.03.2022 18:34 Заявить о нарушении
Если бы сохранился античный дух, то до сих пор бы знаниями владели аристократы, а умозрительные исследования навряд ли бы привели к практическому результату.
Но интересная мысль!
Николай Честолюбивый 13.03.2022 00:20 Заявить о нарушении
Радиомир Уткин 13.03.2022 14:46 Заявить о нарушении