Past Perfect

               «Туманный Альбион укутал нас туманом», – грустно усмехнулся граф.
               Туман, как живое существо, заполз в дом, и ни жарко натопленный камин, ни горящие весь день свечи не разгоняли его. Приписывать размазанные очертания стульев и бюро из красного дерева, выполненных знаменитым Томасом Чиппендейлом, туману или винить собственное слабое зрение? Семён Романович предпочитал первый вариант, хотя в глубине души подозревал правду.

               На стенах комнаты, в которую мы заглянули, панели светлого дерева, на потолке лепнина, имитирующая римский стиль. Мебель кажется невесомой, почти воздушной. Это потому, что спинки стульев прорезаны сквозной резьбой, словно обёрнуты лентой из красного дерева. Изогнутые ножки стола, бюро украшены резным орнаментом в верхней части и заканчиваются львиной лапой, сжимающей шар. Хозяину особняка виделся символизм в работах знаменитого краснодеревщика: витая в облаках, твёрдо стоять на земле…

               – Ваша светлость, мистер Уильям Кейв-старший просит его принять.

               Семён Романович отвлёкся от созерцания огня в камине, смерил взглядом вошедшего слугу. Старик Прохор, сопровождавший графа ещё в русско-турецкую войну, и с тех пор неотступно следовавший за ним, преставился на Рождество. Прошку прислала из России сестра: поди-ка найди в Альбионе слугу, разговаривающего по-русски. Освоился Прошка быстро: вместо кафтана – сюртук, портки сменил на обтягивающие панталоны, того и гляди, лопнут в неприличном месте, а в пенсах и шиллингах разбирается, словно в родных гривенниках с полушками. Из английского – только «god damn»** освоил, но как красноречив…

               «Занятно, кстати, сколько он получил от этого мистера Кейва-старшего: шиллинг, пять?»

               «Годдэм, что же молчит барин?»
               – Прикажете пригласить, ваша светлость?
               Изогнулся в поклоне, отставив попу, точно ножка чиппендейловской мебели.

               «Вероятно, всё-таки пять. Ради шиллинга так не старался бы…»


               Мистер Кейв-старший, на вид лет тридцати, не более, в отлично сшитом сером фраке, ярком розовом жилете, умело повязанном белоснежном шейном платке (всем этим он покорил сердце Прошки) казался бы беспечным щеголем, если б не озабоченное выражение маленьких прищуренных глаз. К тому же, привычка покусывать тонкие губы, когда разговор становился неприятным, выдавала: посетитель ещё не достиг высот истинного дендизма.

               – Я представляю «Gentleman’s Magazine». У меня к вам, граф, вопросы деликатного свойства.
               – Вот как… «Журнал джентльменов». Деликатные вопросы лучше обсуждать на французском языке, не возражаете?

               Хозяин догадывался, что французский посетителя, как, впрочем, всех жителей этой страны, убежденных в несокрушимости собственного превосходства, оставляет желать лучшего, но в беседе, как в дуэльном поединке, право выбора оружия – за тем, кому бросили вызов.

               – Приближается двадцатая годовщина роковой даты для вашей страны, – мистер Кейв-старший фыркнул, умилившись столь сложной собственной фразе.

               Семён Романович глянул на незваного гостя с долей интереса: «Неужели «джентльменов» интересует убийство императора в чужой стране, да ещё произошедшее два десятка лет назад? Приелись собственные монархи?» Учтиво склонил голову, не отрицая и не подтверждая наличие роковой даты.

               – Наших читателей интересует участие в этом событии лорда Уитворта и графини, – незваный гость замялся, покусал губы, с трудом выговорил, – ДжербетсОвой.
               – Да?

               «Упрямится старикан, набивает себе цену. Ладно, попробуем приоткрыть карты»

               – В определённых кругах поговаривают о том, что покушение на вашего императора Павла не обошлось без вложения денег добропорядочных англичан.
               «Красиво получилось», – Кейв-старший опять удовлетворённо фыркнул и с удовольствием шмыгнул носом.

               – Неужели? Мне искренне жаль, если определённые круги тратят время на обсуждение подобных вопросов.
               – Но, граф, вы были чрезвычайным и полномочным российским послом.
               «Старику должно польстить, что я готовился к разговору».
               – Это не могло пройти мимо вас.

               «Мимо меня ничего не проходило.  У хорошего посла везде уши да глаза есть. Не только шифровальные депеши Уитворта, в которых он восхвалял императора Павла, но и приписки, сделанные невидимыми чернилами, секретом не были. Участие в заговоре и вице-канцлера Панина, и братьев Зубовых, и Петра Алексеевича Палена, человека, который как никто был близок к императору – сомнения не вызывало. Что касается посла Уитворта… По большому счёту шло дипломатическое сражение между Бонапартом и премьер-министром Англии Питтом-младшим: управляемая Павлом, Россия, как союзник Франции, приняла бы участие в войне с Альбионом, а если Павел скоропостижно скончается, Россия объединится с Англией против Франции… такие вот были ставки в ту ночь.»

               В затянувшейся паузе Кейв-старший с тоской рассматривал висящий над камином портрет молодой дамы с добрыми серыми глазами, маленьким крепко сжатым ртом и нарумяненными щеками: «Есть в этих русских женщинах своеобразная прелесть».
               – Портрет жены, – пояснил хозяин, проследив за взглядом гостя. – Написан русским художником Левицким в 1783 году, за год до того, как Катя, светлая память ей, скончалась от чахотки. А рядом – я с детьми, Мишелем и Катенькой. Боюсь, не узнать уже…

               «Лукавит, – подумал собеседник. – Даже в таком возрасте он красив. И синий фрак ему к лицу, и даже эти смешные кюлоты до колен, которые уже давно никто не носит. А шёлковая орденская голубая лента через плечо и серебряная звезда о восьми лучах чего стоят… Интересно, как называется это русский орден».

               – Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
               Ответ на невысказанный вопрос удивил гостя.
               – Был награждён им в 1797 году, в правлении государя, о котором ведёте речь.
               – Известно: ваш император был душевно болен…

               Бывший посол российский усмехнулся: «О да, Уитворт писал своими тайными чернилами о российском императоре: «сумасшедший». Но Павел, как и отец его, был Романов, а я им присягал. На ордене написано: «За веру и верность».

               – Вам виднее. Англичанам приходилось сталкиваться с душевными болезнями монархов. Кто-то из них умер в результате заговора?

               Мистер Кейв-старший терял лоск, кусал губы, но не хотел сдаваться:
               – God damn! Однако графиня ДжербетсОва…

               «Вот если кто и был сумасшедшим в этой истории, то именно графиня Ольга Александровна Жеребцова, сестра Зубовых, – Семён Романович невольно улыбнулся. – Красавица, глаз не оторвать, все мужчины у её ног, а влюбилась в этого сухаря, посла английского. Он-то, конечно, тоже неплох был в молодые годы, но расчётлив, скуп. Что она, авантюристка по натуре, могла найти в нём… Какие там «деньги добропорядочных англичан», боже мой.  Ольга в десятки раз была богаче его: кормила, поила, одевала. Русские женщины, когда полюбят, они такие…  Не ожидала, что Уитворт предпочтёт ей, красавице, английскую воблу-герцогиню, с тринадцатью тысячами фунтов годового дохода. Ольга тогда рассвирепела, потребовала, чтобы я представил её королевскому двору. Совершенно не брала в расчёт, что чопорные британцы не примут подобного свободомыслия: замужняя дама высшего света, не скрываясь, сознаётся в любовной связи и преследует любовника, женившегося на другой… Я, конечно, вежливо отказал, да она и без моих услуг обошлась. Такие женщины, исполняя намеченное, идут напролом к цели.»

               Граф не удержался от усмешки, наблюдая, как ёрзает на стуле Кейв-старший.
               «Интересно, почему он «старший»? Вроде ещё молод для подобного титула. Как им всем нравится разоблачать «тайны дворцов»… Можно подумать, сами отличаются строгостью нравов. Ольга Александровна, помнится, родила тогда мальчика. Поговаривали, что назло Уитворту от самого принца Уэльского. Сколько сейчас мальчику? Лет пятнадцать-шестнадцать, наверное. Если пошёл характером в маму, будут ещё проблемы у Туманного Альбиона».

               Семён Романович поднялся:
               – Прошу простить. Беседа наша была любопытна, но меня ждут дела. Если не возражаете, только один встречный вопрос: почему вы «старший?»
               Посетитель неуверенно прикоснулся к шейному платку, помолчал, наконец улыбнулся:
               – Хочется надеяться: оставлю своё дело младшему***.
               – Вот как? Сколько же ему сейчас?
               – Восемь месяцев, – по-детски шмыгнул носом.
               – Журналистика, как и дипломатия – неблагодарное поприще.
               Мужчины встретились глазами и неожиданно почувствовали симпатию друг к другу.
               




 * прошедшее завершённое время
 ** черт побери
 *** журнал просуществовал до 1914 года


Рецензии
Прекрасно изложено! Спасибо за удовольствие, полученное при чтении, ощущение такое, будто видишь ожившую историческую картину, написанную рукой мастера.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Маро.

Маро Сайрян   15.07.2022 03:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Маро. Да, вдруг потянуло в историю.

Мария Купчинова   15.07.2022 09:37   Заявить о нарушении
Интересно написано, Мария. С теплом Саша. Про Англию, Британию? И, в связи с этим. А - вот в связи с этим: нелепый, вообще говоря, "гимн" -

http://www.youtube.com/watch?v=1XPHL4Q86t4

"Rule, Britannia! Britannia, rule the waves!
Britons never, never, never shall be slaves".

Кое-кто пишет про рабство, про киевскую хунту и др. Я считаю, что надо говорить - не киевская хунта, а - необандеровская хунта! Киев, как и вся Украина, оказался оккупирован 22 февраля 2014 года бандой необандеровцев, подобно тому, как Берлин оказался оккупирован 30 января 1933 года бандой гитлеровцев, а Сантьяго-де-Чили - оказалось оккупировано 11 сентября 1973 года бандой пиночетовцев. Когда же и как придёт конец банде необандеровцев в Киеве? По типу кровавого, яростного конца гитлеровской банды в апреле-мае 1945 года под ударами советской артиллерии? Или по типу спокойного, "бархатного" конца пиночетовской банды в 90-е годы?
А Вашингтон - оккупирован бандой бжезинцев уже много десятилетий. Много столетий! Бандой монровцев (Джеймс Монро - 5-й президент США с 1817 по 1825 годы. Известен тем, что издал так называемую доктрину Монро...)
А как Вам музыка: http://www.youtube.com/watch?v=gOMhN-hfMtY ? Я имею в виду - не Эминема даже, а - Дидо! По-моему, это что-то потрясающее. Одна из самых классных мелодий в мировой музыке... А про рабство - вспоминается опять же музыка, гимн Британии: http://www.youtube.com/watch?v=rB5Nbp_gmgQ .

"Rule, Britannia! Britannia, rule the waves!
Britons never, never, never shall be slaves".

И вот что интересно:
В комментариях:
Donald Grewar:

Rule Britannia, context is everything. Throughout the seventeenth century, the seas surrounding Britannia, were not ruled by Britannia, but by African slaver's from North Africa. They stopped British ships and carried off the crews to be sold off as slaves in North Africa. It got to the point where fishing boats from Devon and Cornwall would not put out to see for fear of being captured by African slaver's and sold off to slave master's across North Africa. Between 1609 and 1616 a total of 466 British ships were captured by North African slaver's in the English Channel, around Ireland and in the Atlantic Ocean, with the crews being taken and sold into slavery. In 1625 a North African Slaver's raiding party landed at Mounts Bay in Cornwall. Sixty people who had taken refuge in a Church building, were dragged out, loaded onto ships and taken to North Africa where they were sold into slavery. That same year on the 12th of August, the mayor of Plymouth appealed to London for military help, because 27 ships had been seized in 19 day's by North African slavers. In 1645, 240 people were seized when North African slavers landed in Cornwall. In those days Britannia definitely did not rule the waves and Britian's really were being made into slaves. The situation began to change a bit for the better after the end of the Civil War when the Royal Navy was built up under Oliver Cromwell. By the seventeen hundreds Norh African Slaver's knew better than to bother the British Isles and gave it a wide berth because of the Royal Navy. It was a triumph that the British were no longer being carried off by North African Slaver's and were finally able to rule their own coastal waters. It was in commemoration of this improved state of affairs that James Thomson wrote Rule Britannia in 1740. The original line about slaves went "Britains never will be slaves". The re-vitalised Royal Navy was strong enough to deter North African slavers from seizing British villagers and ships. Rule Britannia is a hymn of thanksgiving rather than a proclamation of British nationalism.
...
То есть:
Правь, Британия; контекст решает все. На протяжении семнадцатого века морями, окружающими Британию, управляла не Британия, а африканские работорговцы из Северной Африки. Они останавливали британские корабли и увозили команды для продажи в качестве рабов в Северной Африке. Дошло до того, что рыбацкие лодки из Девона и Корнуолла перестали выходить в море из-за страха быть захваченными африканскими работорговцами и проданными рабовладельцам через Северную Африку. Между 1609 и 1616 годами в общей сложности 466 британских кораблей были захвачены североафриканскими работорговцами в Ла-Манше, вокруг Ирландии и в Атлантическом океане, а экипажи были взяты и проданы в рабство. В 1625 году группа разбойников из Северной Африки высадилась в Маунтс-Бей в Корнуолле. Шестьдесят человек, укрывшихся в церковном здании, вытащили, погрузили на корабли и увезли в Северную Африку, где их продали в рабство. В том же году 12 августа мэр Плимута обратился в Лондон с просьбой о военной помощи, поскольку за 19 дней работорговцы из Северной Африки захватили 27 судов. В 1645 году 240 человек были схвачены, когда североафриканские работорговцы высадились в Корнуолле. В те дни Британия определённо не управляла волнами, и британцев действительно превращали в рабов. Ситуация начала немного меняться к лучшему после окончания Гражданской войны, когда при Оливере Кромвеле был создан Королевский флот. К семнадцати сотням норвежские африканские работорговцы знали, что Британские острова лучше не беспокоить, и оставили их в покое из-за Королевского флота. То, что англичан больше не уводили североафриканские работорговцы, стало триумфом, и они наконец смогли управлять своими собственными прибрежными водами. В ознаменование этого улучшения положения дел Джеймс Томсон написал «Правь, Британия» в 1740 году. Первоначальная фраза о рабах гласила: «Британцы никогда не будут рабами». Оживленный Королевский флот был достаточно силен, чтобы удерживать работорговцев Северной Африки от захвата британских крестьян и кораблей. Rule Britannia - это скорее гимн благодарения, чем провозглашение британского национализма.
...
"Европейские рабы захватывались берберскими пиратами в ходе набегов на кораблях на прибрежные города от Италии до Нидерландов, Ирландии и юго-запада Британии в период XVI—XVIII веков" - из интернета.
...
Но ещё более поразило в комментариях следующее:
Sabina Gasanova:
This song makes me wish to die for Britain, although I'm a russian gurl 🤔 oh these tricky brits!
I must say it sounds more powerful than God save the Queen.
Эта песня вызывает у меня желание умереть за Британию, хотя я русская девчонка 🤔 ох уж эти хитрые британцы! Я должна сказать, что это звучит мощнее, чем Бог, храни королеву.
Слова gurl и girl (девчонка) - это одно то же?
Да что это с ней случилось, с этой Сабиной Гасановой?! "Умереть за Британию..." К какой это стати?! Даже не за Россию, не за СССР. Не за Русский Мир - как Кристина Бежаницкая 2 мая 2014 года или Лилия Эгамбердиева 19 апреля 2019 года.
To die for Britain?! Дичь, нонсенс!...
В тему: http://stihi.ru/2014/09/05/4083 . Русские солдаты умирали за Францию в сентябре 1914. И - зачем?!
...
""Чуду на Марне" в сентябре 1914 и отступлению немцев от Парижа во многом способствовали наступательные действия русских войск в Восточной Пруссии"... Зачем Россия помогла тогда Франции и вообще так называемым "западным демократиям"? Если бы не нелепая помощь русской армии для Франции - может быть, не было бы распада Российской империи, не было бы ленинизма, сталинизма, не было бы нового распада - уже Советского Союза. Не было бы безобразий на Украине, войны на Донбассе.
...
А также, действительно, насколько низок, гадок, неэстетичен так называемый "гимн" Украины "Ще не вмерла України і слава, і воля..." (но не прекрасный Гимн УССР, почти столь же эстетичный, как и Гимн СССР) по сравнению с гимном Британии.
...
А вообще; англичане хотели сказать словом slave, что slave - это одновременно и девушка-славянка, и девушка-рабыня?
Ну, а как насчёт рабов-англичан?
...
Рабы-англичане лопатами рыли канавы...
Вокруг были фавны, наяды, нимфетки, дубравы.
Был остров прекрасен, и в платьице летнем девчонка,
Хозяина дочь, пела песенку нежно и звонко –

О солнышке пела, о том, как с ней принц целовался;
А рядом, в укропе – том Диккенса древний валялся,
Столетий исчезнувших память… С зелёною кожей
Мутантка была – на лягушку окраской похожа,

Но очень красивой при этом – тем более папа
Был также зелёным; являлось таким и гестапо
На острове этом, а также все рабовладельцы,
Ну, а бледнолицыми были – рабы их, умельцы;

Для тех же, кто рыть не желал – здесь имелся застенок…
Купили рабов бледнолицых почти за бесценок –
У жёлтых пиратов, что всю покорили Европу…
Хозяин, что устриц откушал – немного укропу

Решил пожевать: «Эй, мой раб! Принеси мне укропа!» –
Раздался приказ… В рабских мыслях родная Европа
Туманно мелькнула – и раб, лишь тряся головою,
С лопатой постылой, привыкший не спорить с судьбою,

Пошёл за укропом… На книгу нога наступила
Британца-раба… Кто-то видел такого чудилу?
Был том на английском – и, напрочь забыв об укропе,
Листать его принялся раб, что рождён был в Европе,

В то время как рабовладелец измаялся, бедный…
Подходит хозяйская дочь, говорит ему: «Бледный!
Без дела уселся чего? Возвращайся к работе!»
И раб, что забыл о любви, доброте и заботе,

Вдруг в ярости взял и шарахнул лопатой девчушку…
Казнили его… А зелёную, словно лягушку,
Девчонку – отпели в слезах, и был Диккенса томик
На скорбной могиле, как детский игрушечный домик…
...
Написано в 2009 году
...
Или:
http://stihi.ru/2011/06/23/239
...
Слово "english" - значит "раб"
На межзвёздном языке...
Утвердил так - Главный Штаб
Во Вселенском Далеке,

Потому как победил
Фараон со Звёзд - землян!...
Победил - и утвердил...
В океан - и англичан,

Да и прочий "people" Земли,
Бросил он, как Перст Судьбы,
Бунтовать чтоб не смогли...
А кто выжил - те рабы

На плантациях чужих
В галактическом аду,
У рабовладельцев злых -
И не "How do you do"

В рабских их звенит ушах,
А - "работай", мол, свинья,
Не за совесть, а за страх!
Славься, Звёздная Семья!

Учини - Армагеддон
Над несчастною Землёй,
Главный Звёздный Фараон
С Чужезвёздною Семьёй...

Может, уползёшь, как краб,
Ты куда-то в никуда...
...На межзвёздном "english" - "раб".
Ну, а "slave" на нём - "звезда"...

Принц Андромеды   12.02.2023 18:32   Заявить о нарушении
А можете написать, пожалуйста, рецензию?

Принц Андромеды   12.02.2023 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.