ХР Смысл и значение понятия корень

ХР. 2.7.83.73. Смысл и значение понятия «корень».
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «корень».
 
Иллюстрация из открытой сети Интернет: Корни мандрагоры.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «корень». 46 000 до н.э.
 
57. корень (растения, дерева)

Слово-понятие «корень» имеет такое же значение, происхождение и использование, как и слово-понятие «лист». Понятие «корень» изначальное, естественное, древнейшее, а слово «корень» - относительно недавнее и означает не только часть растения или дерева. Слово-понятие «корень» имеет более глубокое и широкое значение, толкование, применение, суть, сущность и смысл. Разберёмся…

Разбор слова «корень» надо бы провести, начиная с его корня, но оказывается, что само слово «корень» является корнем, то есть корневым. Подобные слова-корни: стебель, дуб, черешок.

Синонимами слова-понятия «коренья» являются:
почва, земля, росток, семя, поколение, почва, углубление, основание, дно, семя, зерно, початок,  корешок, начало, источник, закон, основа, суть, сущность, первоначало, квинтэссенция, субстанция
происхождение, родословная, начинание, зачаток, зародыш, колыбель, рождение, первопричина, первооснова, возникновение, появление, смысл, подоплёка, секрет, резон, первооснова, первоэлемент, подоплёка, мотив, ядро, друг, старик, приятель, виновник, побуждение, вина, начатие, предлог, заря, рассвет, исток, причина, предки.

Ассоциации, возникающие от слова-понятия «корень»: дерево, растение, земля, математика, зла, цветок, слово, трава, имбирь, куст, зуб, алгебра, уравнение, квадратный, корнеплод, суффикс, лист, жизнь, лес, вода, корешок, дуб, проблема, ствол, хрен, квадрат, морковь, основа, женьшень, стебель, цветы, начало, окончание, почва, число, огород, картофель, семья, сорняк, мандрагора, волосы, росток, питание, картошка, еда, рост, суть, часть, кора, древо, предки, система, коренной, лекарство, корневище, пень, язык, берёза, задача, пример, коренья, корневой, ветка, плод, ответ, расти, школа, группа, свекла, род, дети, ветви, книга, наука, овощи, цифры, родина, извлечь, решение, степень, родители, зрить, лук, сад, гриб, крот, сила, грязь, исток, осень, история, клубень, сельдерей.

Само перечисление слов-понятий, с которыми ассоциируется слово-понятие «корень» показывает сферу, круг, область его использования и применения во всём многообразии человеческих отношений и действий, что свидетельствует о ключевом и очень древнем происхождении этого звукосочетания, фонемы и лексемы – корень.

Несомненно, ключевым корнем корня «корень» является звукосочетание «кор», с которого начинается 553 разнообразных слова современного русского языка, оно и является самым древним по происхождению.

Согласно Этимологическому словарю М. Фармера:
Ко;рень, род. п. -рня, укр. ко;рiнь, др.-русск., ст.-слав. корень, род. п. корене ;;;; (Супр.), болг. ко;рен, сербохорв. к;ре;н, словен. kore;n, чеш. kor;en, слвц. koren;, польск. korze;, в.-луж. korje;, н.-луж. k;rj;;. Сюда же русск.-цслав. кор;, сербск.-цслав. кор; — то же (Вайан, «Slavia», 11, стр. 33 и сл.). || Другая ступень чередования: лит. ke;ras «куст, корень, засохший пень», лтш. ce;;ra «волосы (на голове), особенно растрепанные», ce;rs «куст», лит. ki;rnа «острый пень», др.-прусск. kirnо «куст», лит. kere;;ti «пускать корни»; см. Лескин, Bildg. 162; Бернекер 1, 570; Фортунатов, ВВ 3, 57; Траутман, ВSW 127; М.-Э. 1, 375; Шпехт 55; Миккола, Ursl. Gr. 3, 45, 47. Знач. коре;нье собир. «волшебство, чары» развилось из понятия «лекарство» (Преобр. I, 353).

Этимологический словарь Г.А. Крылова даёт такое определение происхождения слова-понятия «корень»: Ко;рень. Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и латышское cera — «волосы на голове», древнепрусское kirno — «куст».

Этимологический словарь Н.М. Шанского: Ко;рень. Общеслав. Суф. производное от корь - «корень» (ср. диал. корь «корень», словацк. ker «куст», ст.-сл. кърь «корень, куст» и т. д.), того же корня, что черенок, кора (см.). Ко;рень (матем.). Отмечается с XVII в. Семантическая калька лат. radix «корень».

Однако Словарь праиндоевропейский корней Покорного даёт изначальное слово-понятие со значением «корень» как *wred- («корень») или wra:d- (ветвь, корень): рус. вред, англ. wyrt > wort, нем. wirz > Wurz, лат. r;d;x, греч. rhiza, алб. rr;nj; > rr;nz;, валл. gwraidd, ирл. fr;m > fr;amh, готск. vaurts, др.-норв. urt, тохар. А > witsako, перс. > ri;e(h). (Источник: Википедия).

Таким образом, смысловое значение и изначальное звукосочетание слова-понятия «корень» нужно искать в значении этого растительного образования, этой части растения или дерева для древнейших первобытных людей, для которых изначально было ясно ведомо, что «всё произрастает из семени посредством корней», так что «вершков без корешков не бывает»…

Вот и здесь разночтение слов, обозначавших в праязыках понятие «корень», вызывает недоумение, как одно и то же понятие выражалось звукосочетаниями (фонемами-лексемами): вред, wyrt, wort, wirz, wurz, r;d;x, rhiza, rr;nj;, rr;nz;, gwraidd, fr;m, fr;amh, vaurts, urt, witsako, ri;e(h)? Эти разнообразные звукосочетания разных языков свидетельствуют о почти самостоятельном изобретении разными народами слов, обозначающих одно понятие «корень». Значит, это понятие существовало всегда, изначально, но получило своё наименование относительно недавно, во времена существования обособленных народов и языков.

Дело в том, что понятие корень, вероятнее всего, не нужно было обозначать, потому что само собой, естественно и привычно без слов было ясно, понятно и ведомо, что у любого растения, будь то трава, цветок, злак, кустарник или дерево, есть листья, черешки листьев, веточки, ветки, ветви, крона, ствол и корневище, корни, корень, на котором нередко вырастают земляные плоды, корнеплоды. Всё это было изначально, с малолетства, перед глазами, в руках, на зубах, во рту и на языке, поэтому было привычным, прочувствованным, осмысленным интуитивно и запомненным инстинктивно.

Однажды познакомившись с вкусными листьями, цветками, плодами, стеблями и корнями растений, первобытные люди самых древних времён с раннего детства запоминали и знали-ведали, что такое корень и им не надо было это объяснять (называть). Однако у всех корней всех растений есть одна общая «закавыка» (заковыка), то есть:
помеха,
препятствие,
неожиданное препятствие,
затруднение,
зацепка,
хитрость,
лукавый намёк,
недомолвка,
задержка,
загвоздка,
загогулина,
закавычка,
заковыка,
заковырка,
заколупка,
закорюка,
закорючина,
закорючка,
заморочка,
запятая,
затруднение,
зацепка,
крючок,
осложнение,
подвох,
преграда,
препона,
проблема,
скрытая особенность,
трудность,
узкое место,
каракуля,
загвоздка, -

скрытность в земле, в иле под водой или в почве, разветвлённость и труднодобываемость. Чтобы добыть корень растения нужно приложить физические усилия, умение, сноровку, настойчивость, трудолюбие, умение использовать орудия труда – палку-копалку, каменное рубило, роговую или костяную мотыгу.

Все перечисленные синонимы к слову-понятию «закавыка» прямо или косвенно относятся непосредственно к форме, сути, сущности, физическому облику и способу извлечения из земли, то есть из скрытного существования, корней, корневищ и корнеплодов растений. Чтобы добыть корни, корневища и корнеплоды их нужно было раскапывать со всех сторон, выкапывать, вертеть, крутить, вырывать с корнем, ворошить, вытаскивать, рвать, разрывать, трясти, снимать с корней земные оковы (кавычки, зацепки, путы, стеснение), а они, вредные, не хотели, чтобы их вытаскивали, сопротивлялись…

Те кто, учась в средней школе, участвовал вручную в сборе урожая картофеля на полях или копал лопатой картошку в огородах хорошо знают всё то, что чувствовали, ощущали и испытывали самые древние первобытные люди, выкапывая голыми руками, выдирая из земли или ила, освобождая палками-копалками, каменными рубилами или костяными (роговыми) мотыгами корни, корневища и корнеплоды съедобных растений; этот труд тяжёлый, трудоёмкий, не очень приятный. Вот почему такое разнообразие слов (звукосочетаний, фонем и лексем) в разных языках, обозначающих одно и то же понятие – корень растения.

Кстати, русское слово-понятие «вред», происходящее из праиндоевропейского (праславянского) корня *wred- («корень») или wra:d- (ветвь, корень) ещё более ранее, то есть изначально происходящее из понятия «вертеть», «вращать», «выдирать», «врать» (говорить, бредить) и имеет общий праиндоевропейский корень *u;er… Вы даже не представляете себе, сколько корешков, отростков и побегов (слов-понятий) произрастает из этого праиндоевропейского корня!

Однако кратко исследуем, что такое корень растения. Что могли знать-ведать о корнях растений наши пра- пра- предки?

Корни растений находятся в земле; одни корни широко распространяются в почве, другие глубоко укореняются в глубины земли, третья практически повисают в воздухе и только немного касаются почвы, земли. У корней нет листьев, почек, но есть «веточки» боковые разветвления, которые растут в длину, проникая между частицами почвы или земли. Корни образуют корневую систему растения, распространяются вокруг него во все стороны и формируются постоянно до конца жизни растения.

Основная функция корней (корневой системы) – снабжение растения водой, питательными органическими и минеральными веществами, обеспечение прочной устойчивости растения под воздействием факторов окружающей среды и мира. Иногда корни являются подземными хранилищами воды и питательных веществ, необходимых или производимых растением. На корнеплодных растениях на корнях вызревают подземные плоды - клубни, орешки, корневища.

Точно так же, как любое растение имеет главный ствол, корни имеют главный корень, от которого, как ветви и ветки кроны, отходят боковые корни и корешки. На нижней части стеблей и листьях растений развиваются так называемые придаточные корни. Все корни обладают способностью к ветвлению и образуют соответствующую крону из корней; их два типа – стержневая и мочковатая. Мочковатая корневая система (крона) состоит из множества придаточных корней, боковых или придаточных корешков (вид мочки, комка из корней). Стержневая корневая система соответственно состоит из толстого корня, похожего на корнеплод, и относительно редких боковых и придаточных корешков.

Корневые системы (кроны) растений очень обширны, покрывают своими корнями и корешками огромные территории почвы ли земли. Например, общая (расчётная) длина озимой ржи – до 600 км, общая длина корневых волосков – 10 000 км, общая поверхность корней – 200 кв. метров. Некоторые растения имеют корневые системы смешанного типа (стержневые и мочковатые одновременно) – капуста, помидор. Все остальные данные о внутреннем клеточном строении корней современные и научные, их мы здесь опускаем…

Однако, несомненно, наши предки, первобытные люди, хорошо ведали, что все растения обладают свойством высасывать из почвы воду, образовывать так называемый сок, который можно весной, например, собирать, слегка поранив кору дерева (берёзы, клёна) и подставив под капельки древесного сока какую-либо ёмкость. Как правило, весенний древесный сок самый питательный, приятный на вкус, целебный. Древесный сок, застывая и изменяясь на солнечном свету, превращается в древесную смолу, которая также имеет полезные свойства для человека, особенно первобытного человека. Окаменевшая древесная смола превращается в янтарь.

Неизвестно, ведали ли первобытные люди о том, что древесный сок содержит богатый состав органических и минеральных веществ, но они, несомненно, ведали, то есть испытали на себе целительные свойства растительных соков листьев, коры, стеблей, почек, цветов, плодов, кореньев, корневищ и корнеплодов. Несомненно их физиологическое и морально-психологическое состояние улучшалось от употребления съедобных частей растений и ухудшалось при употреблении несъедобных или ядовитых частей растения. Так, ведическим, то есть естественно-испытательным методом, приобретались первобытными людьми жизненно необходимые знания, опыт, привычки, обычаи, ритуалы и традиции, которые через наследственное обучение превращались в нормы, правила и законы естественного права.

Так, например, первобытные люди очень давней старины познакомились с формой, видами и содержанием съедобных корневищ и корнеплодов, в которых растения откладывают, запасают и аккумулируют питательные вещества, накапливают необходимые им углеводы, минеральные соли, витамины и химически активные вещества, стимулирующие рост и развитие растений. При этом корни меняют свою форму, утолщаются, разрастаются в толщину, приобретают определённую форму клубней и корнеплодов. Характерный пример таких растений – морковь. Другие растения образуют несколько придаточных корнеплодов (клубни георгина). Некоторые растения имеют небольшие бактериальные клубеньки, в которых бактерии накапливают, например, азот (клевер, люпин, люцерна).

Средой обитания корней является почва, земля, в которой находится влага, минеральные растворы, соли, органические вещества, почвенные микроорганизма и животные. Сложный биологический и химический процесс в почве в совокупности образуют плодородную почву или гумус. Несомненно, самые древние первобытные люди давным-давно естественно заметили взаимообусловленную связь (корреляцию) между состоянием и плодородием гумуса (почвы) с величиной и качеством корней, корневищ и корнеплодов растений.

Вот почему общечеловеческой традицией стало стремление людей занять наиболее плодородные участки и области земной поверхности, потому что там, где плодородная почва (гумус), там больше и лучше растут растения, обитает больше животных и птиц, объектов охоты первобытных людей. Более того, вероятнее всего, первобытные люди задолго до возникновения культурного земледелия, ведическим, то есть опытным путём, заметили, что на плодородных почвах рядом с долговременными стоянками и стойбищами, «вдруг» начинают прорастать и расти выброшенные за ненадобностью семена, плоды, корни, корневища или корнеплоды. Особенно хорошо и интенсивно эти всходы растений появляются там, где собиратели прошлись своими палками-копалками, в том числе в так называемых «мусорных кухонных кучах» и «отхожих местах» (на свалках и в местах отправления людьми естественных физиологических надобностей).

Таким образом, вследствие ведического естественно-опытного исследования окружающей среды и мира самым простым «явочным» фактическим и действительным путём у первобытных людей сформировалось мнение-убеждение (знание), что «КО;РЕНЬ, -рня, мн. ко;рни, -е;й, м. – это подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами» (Источник: сайт Карта слов).

Несомненно, первобытные люди заметили, что корни растений плохо держатся в мокрой, влажной, сырой или илистой почве. Они заметили, что из сырой почвы-земли травы и иные растения могут быть вырваны с корнем. Уни узнали; что корни – это части растений, что корни бывают разными, но все они ветвятся под землёй множеством тонких «волосков», что корни, посаженные в плодородную почву, дают всходы и их можно выращивать. Главное, первобытные люди ведическим путём узнали, что подземные части и зелень некоторых растений можно употреблять в пищу, что их можно резать на части, крошить, толочь, есть сырыми и печёными в жаре костра, растирать в муку и печь из неё лепёшки, сушить, хранить и переносить с собой, заготавливать на будущее, а также закапывать в плодородную почву, чтобы получить новое растение с новыми корнями, кореньями, корнеплодами.

Более того, по Закону подобия («Всё подобно всему»), образ нижней, «подземной», то есть скрытой (корневой) части чего-либо стал общим и распространился на всё подобное образу растений, дерева. Например, первобытные люди, несомненно, хорошо знакомые ведическим путём с анатомией животных, приматов и человека, увидели, что внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба или ногтя похожа на корень растения. Так возникли понятия «корень зуба», «корни волос».

Далее, любое основание или место соединения органа с телом также получило образное определение корня, корневого соединения, например, корень языка во рту человека. Дальнейшее ведическое восприятие и осмысление окружающей среды и мира распространило понятие «корень» на начало или  источник, основу чего-либо вообще, например, возникло образное определение-понятие корень отношений, корень дружбы, корень братства; друга, другана или дружбана начали называть «кореш».

Очень древнее применение понятия «корень» - это соотношение его с понятием семья, род, родня, начало нового поколения. Образы, порождённые ведическим восприятием, исследованием и осмыслением окружающей среды и мира, по действию Закона подобия («Всё подобно всему»), перенёс понятие «корень» на человеческие межсемейные и межродовые отношения: первобытные люди начали определять корни родства, родственных уз, родовых отличий так же, как ведически различали и исследовали разновидные растения и животных. Например, представителей одной семьи, общины, рода или племени начали называть отпрысками или поколениями из одного семейно-родового корня.

Понятие корня, как крепкой единичной основы, на которой вырастает разнообразие слов и образов, было естественно и неизбежно применено в изобретении и развитии речи и языка общения. Так основная часть слова (без приставок, суффиксов и окончаний), которая не поддаётся дальнейшему разложению на значащие составные части, получило слово-определение «корня слова». Уже в историческое время современной человеческой цивилизации «число, дающее данное число при возведении его в определенную степень» также получило наименование корень – «квадратный корень», «кубический корень» и т.д.

Теперь понятие «корень» используется широко и глубоко в определении совершенно разных отношений, явлений, феноменов, выражений образов и мыслей, мнений и суждений, например:
- В корне – совсем, совершенно;
- На корню – в несжатом, нескошенном виде (о хлебе, траве);
- На корню – в самом начале, не дав развиться;
- Корень жизни – одно из названий женьшеня;
- Пустить корни - прочно, надолго обосноваться где-либо;
- Пустить корни – получить особую силу, постоянство (о чувствах, привычках и т. п.);
- Врасти (или прирасти) корнями — долго живя где-либо, в какой-либо обстановке, привыкнуть, привязаться;
- Запрячь (заложить) в корень — запрячь коренником, в оглобли (при наличии пристяжных);
- В корне пресечь — прекратить что-либо в самом начале, не дав развиться;
- Смотреть (глядеть, зрить) в корень — вникать в самое существо какого-либо дела;
- Краснеть до корней волос — сильно смущаться;
- Подорвать (подрубить, подкосить, подсечь) под корень — подорвать самое основание чего-либо; причинить непоправимый вред;
- Вырвать (уничтожить) с корнем что-либо, то есть совсем, окончательно устранить.
(Источник: Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; Фундаментальная электронная библиотека).

Так как в этой главе мы исследуем слово-понятие «корень» в первобытном словаре понятий (Список Сводеша), то оно имеет значение главной морфемы любого языка. «Морфема (от др.-греч. ;;;;; «форма») – мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания». (Источник: Википедия).

Сайт-источник: https://reshator.com/sprav/russkij-yazyk/5-11-klass/koren/ так определяет языковое понятие «корень» (далее следует большая цитата из этого источника):

Корень – это обязательная морфема в каждом слове, его главная часть. Нет слов без корня, он входит в основу любого слова. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (белый, беленький, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением «цвета снега или мела, светлый», а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, чернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением – «цвета сажи, угля, тёмный».

В русском языке от одного корня может быть образовано множество слов. Эти слова называют родственными или однокоренными. Для однокоренных слов корень является общей частью, которая у всех этих слов имеет одинаковое лексическое значение. Например: лес, лесник (тот, кто следит за лесом), лесок (маленький лес), лесной (относящийся к лесу); носить, носильщик (тот, кто носит), носилки (то, на чём носят).

В составе однокоренных слов могут быть: 1) другие корни: водонос; 2) приставки: взнос; 3) суффиксы: ношение. Слова, в составе которых есть несколько корней, называются сложными: железнодорожный, водогрязелечение.

Чтобы найти в слове корень, необходимо:
- подобрать к слову однокоренные (родственные) слова;
- сопоставить ряд родственных слов и выделить в них наименьшую общую часть – корень.
Например: ход, ходить, выход, проход, переходить – корень -ход-; весёлый, веселиться, веселье, весело, развеселить — корень -весел-//-весёл-.
- обозначить корень значком.

При выделении корня следует подбирать однокоренные слова так, чтобы корень был представлен в них всеми своими возможными вариантами: свет, светить, освещение, просвечивать.

Таким образом, корень – это обязательная морфема в каждом слове, общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.
Однокоренные (родственные) слова – это слова, содержащие один общий корень и имеющие сходство в значении слова.
Сложные слова – это слова с несколькими корнями.
Формы слова – это варианты одного и того же слова, выражающие различные грамматические значения.

(Источник:
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что корень слов – это первоисточник слова, по которому можно определить этимологию, то есть происхождение слова и того или тех понятий (значений, сути, сущности), которые оно, слово, отражает или выражает. Поиск и исследование корней слов – это общепринятый системный научный метод этимологии (др.-греч. ;;;;;;;;;; от ;;;;;; — истина, основное значение слова и ;;;;; — слово, учение, суждение) — раздела лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающего происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем).

Автор углубляет основной метод этимологии до уровня понятийного значения, сути и сущности звуков и букв, использованных создателями изначальных корневых слов (корней). Вот почему, по мнению автора, корневое слово-понятие «корень» - это:

к -  объединение, присоединение
о -  он, оболочка, основа
р -  рецы, речь, соединение земного и небесного, вибрация
ор -  сила
е -  есть, это, связующий образ, сила
ре -  реконструкция, возврат
н -  наш, все известное
ь -  богом данная жизнь, мать, милость, мягкость, любовь.

Корень – объединение основы речи (языка) – это сила, связующий образ возврата нашего всего известного (знаний), соединение небесного и земного богом данной жизнью, материнской милостью, мягкостью (и) любовью (материнского, то есть родительского изначального праязыка).

Кстати, не секрет, что новорождённый младенец начинает слышать, ощущать, воспринимать, понимать и осознавать речь и язык общения, прежде всего, от мамы, матери. Иными словами корневые понятия и слова языка младенец воспринимает от матери и начинает говорить материнским языком, материнскими корнями, материнской речью, материнским говором и диалектом. Отцовская или мужеская речь, слова-понятия и корни слов мужского родительского языка ребёнок начинает воспринимать позже материнского, в детстве или даже в отрочестве. Запомните это…


Рецензии