Хозяюшка

     Хозяйку в девочке надо воспитывать с молодых ногтей. Если не дадите девочке вовремя в руки скалочку, не поставите рядом с собой лепить пельмешки, то какая же хозяюшка из неё потом вырастит? Пусть ребёнок испортит несколько штучек, похвалить его надо за старание, поощрить добрым словом, чтобы не отбить желания помогать маме и бабушке.  Глядишь, а она уже пристраивается рядом с вами стирать бельё для куклы в детском корытце, купленном для неё соседкой по коммунальной квартире. Ведь надо же было разреветься в магазине детских игрушек не рядом с новомодной фарфоровой куклой, а именно рядом с корытцем. Сердце бездетной женщины дрогнуло, корытце досталось четырёхлетней соседке.
     Хорошо расти в многодетной семье: точно будешь знать цену труду, и многому научишься в жизни, белоручкой не станешь. В десять лет мама поручала Светику сварить обед на всю семью из трёх блюд. Понятно, что это был суп с фрикадельками, в него не надо было жарить лук, а значит промахнуться с его приготовлением. Картофель пюре тоже трудно испортить. Если только не подходить к плите три часа, чтобы картофель превратился в уголь. И вишневый или клюквенный кисель из брикетиков сварить не трудно. За их приготовлением девочка наблюдала не раз, что в конце концов сама научилась готовить. Света справлялась с таким поручением и гордилась тем, что она взрослая. Как-то она забрела в гости к своей подруге Соне в соседний подъезд, та не выходила во двор в назначенное время. Соня стояла за столом с утюгом в руках и гладила постельное бельё: пододеяльники, простыни, наволочки. Гладильных досок тогда ещё не было. Светик пришла домой и разрыдалась, выговаривая маме, что она её до сих пор ещё не научила гладить бельё.
      Когда в пятом классе на уроках домоводства Людмила Георгиевна сказала, что они будут готовить суп с фрикадельками, Светик взяла инициативу в свои руки: принесла из дома готовый фарш, поручила девочкам купить вермишель, картофель и лук со специями. Ей было приятно лидерствовать среди подруг. Девочки старательно катали фрикадельки и складывали их на плоскую тарелку. Кто-то чистил картофель. Светик сама взялась его нарезать тонкой соломкой. Вода закипела в кастрюле. Людмилы Георгиевны следила за приготовлениями и ужаснулась, когда Светик отправила в кастрюлю картофель, луковицу и фрикадельки одновременно, нарушая технологию. Светик была упряма. Авторитет Людмилы Георгиевны для одноклассниц непререкаем. Для Светика таким авторитетом была её мама, которая вечно спешила, чтобы всё успеть приготовить для большой семьи вовремя. Суп в школе получился на славу, наваристый, ароматный. Но Людмила Георгиевна была непреклонна: она хотела поставить на место строптивую ученицу и за нарушение при погружении в бульон разных продуктов в одно и то же время поставить Светику тройку. Девочки, понимая, как старалась их одноклассница, канючили и уговаривали Людмилу Георгиевну не делать этого, потому что уважали подружку. Главный довод - суп вкусный. Может быть не так уж и важно здесь следовать технологии. Да и вермишель Светик засыпала, когда фрикадельки уже всплыли. И как получился бы суп с фрикадельками, если бы одноклассница не принесла для него фарш? Добросердечная Людмила Георгиевна была сражена такими аргументами, она услышала девочек и согласилась всем поставить отлично. Она вообще много делала для воспитания своих учениц. Когда наступало время изучать технические темы: по ремонту утюга или замене лампочек, то Светик, делегируемая одноклассницами, вставала и твёрдо говорила, что она не хочет этим заниматься. Людмила Георгиевна разводила руками и спрашивала: "Что вы будете делать, когда дома перегорит лампочка или утюг?" На что Светик отвечала: "Буду ждать с работы мужа. Я ведь выйду замуж. Муж-то на что?" Людмила Георгиевна сдавалась и продолжала с девочками печь печенье, шить платья к "Ситцевому балу", вязать жилетки и консервировать компоты.
      Обо всем этом Светлана вспоминала через 50 лет, пока мыла полы и уговаривала себя полюбить это милое занятие, чтобы не так страдать. И вдруг она ощутила в руках тепло от прикосновения к швабре. Её сделал муж в год их женитьбы по просьбе Светланы. Швабра была покрыта лаком. Светлана вспомнила, как ахали её подружки в молодости, когда она им показывала эту швабру. Всю жизнь прослужила. Тепло разлилось по всему телу и коснулось души. Значит не просто так мечталось десятилетней девочке о муже, который оградит её от домашних трудностей. Видно не даром говорят, что мысль материальна. Так что, Людмила Георгиевна, чинить утюг и ввинчивать лампочки ей в жизни, действительно не пригодилось. А вот за уроки домоводства, которые делали из школьниц молодых хозяюшек, огромное спасибо ото всех, кого вы учили. Главное, чтобы мальчики были мальчиками, а девочки - девочками.


Рецензии