7. Лицедейство в старейшей гимназии Евпатории

ЛИЦЕДЕЙСТВО В СТАРЕЙШЕЙ ГИМНАЗИИ ЕВПАТОРИИ

Поводом для очередного интервью с крымоведом, старожилом города Евпатории Олегом Луцуком послужило принятое 18 июня 2019 года решение Совета Министров Республики Крым о ликвидации столь противоречивого государственного предприятия, каким являлся Международный Центр Театральных Искусств «Золотой ключик», и о его преобразовании в Театр юного зрителя (ТЮЗ) Министерства культуры Республики Крым. /1/
Неожиданное для города, но очень важное решение Правительства Крыма вот уже по прошествии более двух лет, несомненно, оказалось наиболее эффективной формой реализации театрального искусства, воспитания профессиональных актёров и режиссёров, а также для выполнения функциональных обязанностей в качестве репертуарного детского театра.
 
В правильности принятого решения убеждает и опыт Управления культуры г. Евпатории по организации различного рода фестивалей и концертов под открытым небом, в том числе на сцене городского театра.

- Олег Александрович, а почему оно вышло только в 2019 году? Ведь, насколько мне известно, много лет до этого решения далеко не все жители города были в восторге от своеобразной деятельности руководителей «Золотого ключика», не всегда находящихся в ладу с законом и нравственностью…
- Чтобы ответить на этот непростой вопрос, надо, видимо, рассказать, что происходило в умах горожан Евпатории за 30 лет работы детского театра (ДТ) «Золотой ключик», образованного в здании бывшей до революции мужской прогимназии.

За прошедшие годы под влиянием ДТ и в условиях украинского правового нигилизма выросло целое поколение евпаторийцев, которое стало воспринимать Евпаторию как «Поле чудес в стране дураков». Получилось так потому, что простое сосуществование ДТ с гимназией вызывало многолетнюю фрагментацию учащихся на «более умных», способных развивать в себе качества «эффективных менеджеров» и на «всех остальных».
 
- Может, такому изменению в умах несовершеннолетних горожан способствовало также несовершенство «новой» системы образования, пришедшей на смену лучшей в мире советской?

- Без сомнения, но это тема отдельного разговора. А в данном случае было заметно, как из года в год осуществлялась перестройка в умах евпаторийской молодёжи, подготовившая к принятию ими навязываемого нового вектора развития города – создание туристического кластера. Уже видно, что с его целенаправленным внедрением будет происходить дальнейшая коммерциализация детского курорта и распродажа уже сегодня остатков доставшихся от природы лечебных курортных факторов, при этом, не задумываясь о том, во что превратится детская здравница завтра.

- А что при этом происходит в умах современной городской молодёжи? Вы рассказывали, что как-то задали выпускникам гимназии имени И. Сельвинского простой вопрос о планах на будущее. И ответы ребят Вас просто поразили, насколько точно они отражают уже сложившееся потребительское поведение молодых людей, их пренебрежительное отношение к созидательному труду на благо общества…

- Сегодня учащиеся почти поголовно стремятся к приобретению знаний в области управления экономикой, в юриспруденции, информационных технологий, гуманитарных науках… Само по себе это не так уж и плохо, но ведь среди думающих о своём дальнейшем жизненном пути не оказалось ни одного желающего осваивать инженерные, строительные, геологоразведочные, земледельческие и просто рабочие профессии. Не говоря уже о самой почётной – «Родину защищать!»

- То есть, по сути, большинство молодёжи сегодня сориентировано лишь на то, чтобы лишь перераспределять блага, созданные предыдущими поколениями, и на готовность трудиться главным образом в сфере обслуживания?

- Именно. Руководителям ДТ, как тогда, так и сегодня, на мой взгляд, невдомёк, что возрождение всероссийского детского курорта требует воспитания молодёжи на иных моральных принципах поведения, исключающих лицедейство как метод достижения жизненного благополучия.

- Да они, мне кажется, и не думали о каком-то возрождении. Они перед собой не ставили столь масштабную задачу, когда впервые появились в Евпатории, а решили создать «всего лишь» детский театр.

- Когда 40 лет назад в Евпаторию прибыли из Орла молодые супруги Олег и Нина Пермяковы – выпускники театрального вуза, они всем сердцем восприняли перестройку, объявленную генсеком КПСС М. Горбачёвым. И в духе того времени они возглавили поиски чиновниками новых форм творчества и заработка на ниве просвещения и культуры. Им в короткий срок удалось преобразовать заслуженный и всеми любимый коллектив городского народного драматического театра в детский театр «Золотой ключик» с перспективой поместить его в строящийся тогда и вскоре «замороженный» Дворец пионеров.

Будущему же директору Дворца Олегу Пермякову - «жуткому авантюристу и мечтателю», как его назвали в одном из материалов, помещённых в Интернете  /2/, уже к тому времени обладавшему правом подписи на финансовых документах, было предложено временно создать свой театр в гимназии имени Сельвинского – старейшем образовательном заведении города (год основания -1876).

- Наверное, никто тогда и не подозревал, что это «временно» растянется аж на четыре десятка лет?

- Совершенно верно. Они энергично взялась за работу и быстро возвели театральную сцену на месте гимназической церкви Кирилла и Мефодия, где в начале XX-го века звучали проповеди о человеколюбии и клятвы за веру, царя и Отечество.

К ломке того старого, дореволюционного и возведению современного модернового были привлечены несовершеннолетние подростки. Замечу, что некоторые из них росли и воспитывались в воцерковлённых семьях, в том числе, хранящих память о предках, которые были гимназистами.

Взрослых (родителей и чиновников из администрации города) не смутило то обстоятельство, что руками детей подвергнут перестройке, даже ломке исторический объект культурного наследия, охраняемый государством. /3/

- Только ли местная церковь подверглась варварскому нашествию?

- Если бы… ДТ безцеремонно оккупировал одноэтажные служебные флигели – квартиры бывшего инспектора учебного заведения и его помощника. Более того, актовый зал гимназии – просторное и при этом строгое и торжественное помещение, разделённое двумя рядами колонн, превратили в зрительный зал.

- Мне ещё непонятно, почему никого из вышестоящего начальства в ведомствах культуры и просвещения не удивил тот факт, что в ДТ артистами являлись несовершеннолетние дети, а не травести ?

- Это и для меня является загадкой, хотя, может быть, секрет кроется в экономии по оплате труда?.. Не знаю. Известно же, что любимые народом ТЮЗы ставят спектакли силами взрослых профессиональных актёров. И вообще обучение профессии артиста начинается только после достижения совершеннолетия, когда на студенческую скамью приходят физически сформировавшиеся и духовно богатые личности, зачастую имеющие за плечами накопленный жизненный опыт. В противном случае игра превращается в лицедейство, калечащее юные души.

- Похоже, никто не заглядывал в историю театра как вида искусства…

- Спор о пользе - вреде театра, где играют дети, о приоритетах художественных или педагогических целей в детском творчестве ведётся в России ещё с середины XIX века. Начался он со статьи всемирно известного хирурга и попечителя Одесского учебного округа Николая Ивановича Пирогова «Быть и казаться», опубликованной в 1858 году. /4/

Поводом для написания статьи послужил наложенный им запрет на участие лицеистов в публичных спектаклях, горячо поддержанный прогрессивной общественностью России того времени.

- В ХХ веке уже никто, похоже, не вспомнил о запрете Пирогова. Более того, история с детским театром в Евпатории, к сожалению, продолжилась не только разрешённым вовлечением детей в лицедейство, но и захватом дополнительных жизненных пространств.

- Аппетиты у руководства детского театра в Евпатории росли с каждым годом. Недовольство учителей гимназии вылилось в петицию с угрозой объявления забастовки. Выдвинутые требования были простыми: соблюдать интересы в образовании детей и сохранить в целостности историческую культурную ценность – здание старейшей мужской гимназии.

Командированная «Учительской газетой» московская журналистка Ирина Репьёва разобралась в проблеме и негативно оценила вмешательство руководства ДТ (при попустительстве властей) в образовательную деятельность гимназии имени И. Сельвинского.
Подробности – в её корреспонденции «Золотой ключик, или Как Буратино превратился в Карабаса-Барабаса», напечатанной с анонсом «КУПЕЦ В ШКОЛЕ. ЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ?» /5/

Между тем, претензии руководства ДТ в лице Олега и Нины Пермяковых распространились на четыре объекта историко-культурного наследия, включая действующую гимназию имени Ильи Сельвинского. Реализация этого плана, проходившая без достаточной инженерной проработки и согласования с контролирующими органами, привела к ещё одному неказистому недостроенному сооружению – своеобразному памятнику основателю ДТ Олегу Пермякову, скончавшемуся в 2001 году.

- Архитектурный «шедевр» конца ХХ века и сегодня «красуется» напротив здания бывшего морвокзала на Фестивальной площади. Он как мозоль на глазу мешает и даже портит вид города с его уникальной городской архитектурой.

- Добавлю к этому впечатлению, что был нарушен установленный в государстве порядок присвоения названий улицам, переулкам и площадям. Кто, например, разрешил появление на картах города названий: «Фестивальная улица» и «Фестивальная площадь» с рисунком части несостоявшегося Дворца фестивалей на площади Моряков?
Примыкающее к гимназии имени И.Сельвинского Александровское духовное училище, в котором преподавание религиозных дисциплин сочеталось со светским образованием, своим облупленным фасадом наглядно демонстрирует отношение к «охраняемому» культурному наследию со стороны руководства ДТ, отказывающего общине караимов Евпатории в законном праве на возврат их юридически обоснованной собственности.

Под покровительством республиканского Комитета по вопросам культуры и охраны объектов культурного наследия (в то время нынешний директор ТЮЗа Н.П. Пермякова возглавляла этот Комитет), шло освоение близлежащего пространства, нарушая композиционную целостность уникальной застройки начала XX-го века – учебного квартала, задуманного первым городским архитектором А.Л. Генрихом.

- Но, может быть, ещё не поздно что-то изменить?

- Да, власть спохватилась и ещё в апреле 2019 года арестовала главу администрации города А. Филонова – бывшего некогда инструктором ДТ, а на высоком посту оказавшимся способным «освоить» любые объёмы финансирования по ФЦП. К сожалению, он, в конечном итоге, оказался неспособным решать насущную задачу по возрождению Всероссийской детской здравницы, хотя многое обещал сделать, выступая на публике и давая многочисленные интервью в СМИ.

- Рискну предположить, что ДТ приносил ощутимую прибыль не только руководителям театра, но и тем, кто стоял за их спинами?..

- Не берусь судить, но очевидно, что происходила явная коммерциализация детского творчества. А в чём это выражалось, пусть разбираются соответствующие органы.
Руководителей Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, по-видимому, не смущала столь масштабная коммерческая деятельность «государственного базового образовательного учреждения» в стенах старейшей в Крыму гимназии.
За сорок лет существования «Золотой ключик», получивший статус государственного базового образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Международный центр театральных искусств» (ГБОУДО РК МЦТИ) превратился в солидное коммерческое учреждение со штатом 155 сотрудников и годовым бюджетом 43 млн.руб. Причём цена билета на детские спектакли составляла от 250 до 350 рублей… /6,7/

- Деятельность театра как-то способствует развитию туристического кластера в Евпатории?

- Способствует. Очень хочется кое-кому развивать «ситуационный туризм» с целью привлечения всё больше и больше государственных средств на организацию фестивалей детских театральных коллективов, а также на получение доходов от туристов – родителей с детьми, прибывающих организованно на автобусах со всего Крыма.

- Но ведь это же может повлечь за собой ряд социально-экологических проблем для жителей Евпатории», особенно в летнее время?

- Разумеется, потому что, на мой взгляд,
во-первых, не устраняется, а только усиливается сезонность рабочих мест. Предполагаемый Дворец фестивалей и конгрессов, очевидно, будет функционировать преимущественно летом во время школьных каникул и на нерегулярной основе;
во-вторых, в развитии инфраструктуры Евпатории не предусмотрены возможности по единовременному приёму в ограниченном пространстве до 400 детей и их сопровождающих численностью свыше сотни человек, а это автостоянки, пункты питания, зоны отдыха, туалеты и прочее;
в-третьих, улицы исторической части города не рассчитаны на прохождение автоколонны с детьми в составе более 10 туристических автобусов с машинами сопровождения;
в-четвёртых, на этой территории расположены действующая гимназия имени Сельвинского (бывшие мужская и женская гимназии), другие объекты культурного наследия, сохранившие историческую память. И это историческое богатство следует тщательно охранять. /8/

- А что думают по этому поводу в Управлении культуры г. Евпатории?

- В этом Управлении, несомненно, накоплен огромный опыт проведения разного рода театрализованных представлений под открытым небом («Вечера на Караимской»), на площади перед гортеатром. Очевидно, что они всеми способами стремятся и дальше популяризировать Евпаторию как место оздоровительного отдыха родителей с детьми.

- Да, но эта Театральная площадь, расположенная в центре города на главной транспортной магистрали, на время подготовки и проведения столь масштабного действа надолго перекрывается, создавая тем самым транспортный коллапс…

- Поэтому уже пора установить предел такого рода событиям и перенести их в курортную часть города на площадки и сцены детских санаториев, привлекая пациентов к участию в развлечениях, а воспитанникам ДТ предлагать там работу в качестве аниматоров.

- Какие ещё есть мысли у Вас, Олег Александрович, по улучшению ситуации с объектами историко-культурного наследия прошлого?

- Их много, но если говорить в рамках заданной тематики, то хотелось бы сказать следующее. Все знают, что здание гортеатра имени А.С. Пушкина, сданное Крымской филармонии в аренду на длительный срок, большую часть времени пустует, а оно, на мой взгляд, могло бы принять на неопределённое время в свои стены давно состоявшийся Театр юного зрителя (ТЮЗ), который лишь недавно переданный под управление республиканскому министерству культуры.

Благодаря этому шагу, появилась бы возможность организовать квалифицированную реставрацию уникального в России историко-культурного наследия «Квартал просвещения» и ввести его в строй, восстановив то, что было задумано гениальным архитектором А.Л. Генрихом!

ИСТОЧНИКИ:
1. Власти Крыма ликвидировали евпаторийский театр… news.allcrimea.net›news…kryma…zolotoi-kljuchik…
2. Олег Пермяков - ему было бы 60! 3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г.
4. Юлий Малис «Николай Пирогов. Его жизнь, научная и общественная деятельность». litmir.me›br/?b=114043&p=1 3.
5. Ирина Репьёва. Командировка по письму. «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК», или Как Буратино превратился в Карабаса-Барабаса» Учительская газета. № 45, 1990.
6. Ключ от Евпатории: Андрей Пермяков приоткрыл тайны... crimea.mk.ru›culture/2018/08/20/
7. ГБОУ ДО РК "МЦТИ "Золотой ключик". edu2you.ru›place/62622
8. Постановления правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790, а также № 1059 от 5 сентября 2018 г. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года».


Рецензии
Сколько нужно ещё десятилетий, чтоб сознание пришло к людям,
что созидать, значить расти нравственно, а разрушать,
значить катиться в пропасть.
Спасибо Вам, Геннадий, за неравнодушие.
С уважением,

Валентина Столярова 2   25.05.2023 14:18     Заявить о нарушении
Посмотрим, что произойдёт в ближайшем будущем. Не может же безобразие бесконечно продолжаться...

Геннадий Мингазов   11.06.2023 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.