КТО Я?

    Сегодня я видел человека.

    «Вот это начало», – подумает неискушенный читатель. Но слово именно такое – человека. Вспоминается мне история о том, как Диоген вышел однажды средь бела дня с фонарём на городскую площадь. Ну, ясное дело, кругом полно народа. «Диоген, – спрашивают у него, – зачем тебе фонарь, когда вокруг так много солнечного света?» – «Я, – говорит, – ищу человека». – «Как? Да ты безумец! Посмотри, сколько вокруг людей». – «А я не вижу здесь людей, – отвечает философ. – Я вижу хитрых лисиц, трусливых зайцев, свирепых волков, прожорливых медведей, похотливых коней, упрямых ослов. А людей я не вижу…»

    Почему я вспомнил сегодня эту историю полуторатысячелетней давности? Потому что именно сегодня я НЕ УВИДЕЛ человека в себе. Можно считать себя хорошим, добрым, отзывчивым, милосердным, но…

    …когда-нибудь, в какой-то определённый отрезок жизни доходишь до некоей бифуркационной точки, требующей от тебя недвусмысленного и немедленного ответа: кто же ты на самом деле? Не кем себя считаешь, кажешься, а есть. Кто ты???

    Так вот сегодняшний день заставил занавес упасть и сбросить маску.


    Я сделал довольно дорогостоящую покупку, купив вещь если и не ненужную, то, по крайней мере, не необходимую, то есть вполне можно было обойтись без лишней пары – пусть и хороших – кроссовок. И уже отправляясь домой, решил пойти через парк. Погода была не жаркая, всего лишь конец апреля, деревья только-только начали обрастать листвой. Как раз такое время, когда спешить никуда не хочется. Присел на свободную лавочку, достал из кармана телефон, и начал в двадцать девятый раз перечитывать отдельные главы своего романа. «Эх, какой же я всё-таки красавчик. Как же я классно пишу. Какой же я молодец!» – только и мелькало в голове.

    В общем, так, минут сорок улыбаясь мобильному дисплею, и наградив себя рядом внушительных эпитетов, отправился не спеша домой. Выйдя из парка, посмотрел на новую, почти достроенную высотку, рядом с которой сновали в разные стороны рабочие. Передо мной шли две женщины, что-то тихо обсуждающие, и вдруг я
встретился взглядом с человеком. Это был бомжеватого вида мужчина, опёршийся спиной об ограду парка. Но свои глаза я тут же трусливо отвёл, более того, прибавил шаг, ускорившись для того, чтобы он меня не окликнул, не попросил – или не успел попросить – о помощи, а я бы не услышал – или сделал бы вид, что не услышал. Но хотя наши взгляды соединились в разрезе одной прямой всего на короткую секунду, я успел прочитать нечто в глазах этого человека.

    Во-первых, – уж не знаю, как точнее передать свою мысль, – он никуда не спешил, в том смысле, что, казалось, всё его естество напрочь лишено суетливости, ненужной спешки. Бывает, человек сидит себе просто и, кажется, беззаботно отдыхает, но невидимое облако суетливой энергии его при этом не покидает. Он нервно вздрагивает, подёргивает глазами, веками, теребит пальцами, одним словом, даже своим молчанием выдаёт беспокойную суету мысли. Здесь же, хоть и – повторяю! – взгляд был очень коротким, буквально мгновенным, никакой суетливости не было и в помине. Но главное было даже не это. Знаете, что ещё мне удалось прочитать в… нет, даже не глазах, а во всей его фигуре? Я каким-то неподвластным мне чутьем почувствовал, что этот человек нуждается в помощи, сочувствии, понимании, но опять-таки «но»…

    …ясно отдаёт себе отчёт, что помощи этой ему ждать не следует, тщетно даже думать об этом. То бишь мысль примерно такая: «Мне нужна помощь. Да, я знаю, что не получу её, но всё равно жду, всё равно надеюсь, хотя и точно знаю, что напрасно».   

    Понимаете, как. Один короткий взгляд, одно движение глаз – и сколько смысла, сколько информации. Но что я сделал, получив её, прочитав, так сказать, адресованное мне послание (ведь не просто же так он встретился мне на пути и я даже стал об этом писать)? Я подчеркнуто ничего не сделал, чтобы не то, что ему помочь, спросить, нуждается ли он в этой помощи, – а даже банально подумать об этом.

    Ну и кто я после этого?

    Задаю сам себе этот вопрос, потому как привык о себе думать, как о сильном, добром, благородном, милосердном, ну и так далее… человеке. А разве это не правда? Ведь каждое воскресенье в храме, регулярно причащаюсь, молюсь, пощусь, читаю умные книги, да что умные! – святых отцов штудирую, много цитат, афоризмов наизусть помню; меня часто хвалят, считая/выделяя/называя хорошим и так далее… человеком. Выходит, неправда. Как было справедливо сказано в одном не старом фильме: «Мы живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи, – потому что мы друг другу никто!» Ну и правильно. Он же мне никто. Так с какой такой милосердной радости я должен о нём думать?!

    А о ком мне думать? Ну, скажут, о жене, родителях, сёстрах, братьях, племянниках и прочих родственниках; ну, о друзьях, сослуживцах можно подумать, начальнике, наконец, чтоб и зарплата вовремя, и отношение соответствующее, как к «хорошему» человеку. Ну, ладно, был бы какой-то приличный человек, у которого банально закружилась голова, можно и подойти, тем более, кто знает! – может, связи какие у него, пригодится при случае. Вот когда пишешь о таких вещах, всё больше думаешь, в каком же паскудном мире мы живём, вернее, не мир паскудный, а мы сами его таким сделали.

    «А король-то голый», – говорит этот секундный взгляд никому ненужного человека, которому не к кому прийти, поставить на плиту чайник (или нажать кнопку на электрочайнике, раз уж мы сегодня такие продвинутые), и просто поговорить, ПРОСТО ПО-ГО-ВО-РИТЬ!

    Да нет же! Зачем думать о плохом, если есть и чай, и к чаю, и к кому прийти, и с кем поговорить. Зачем думать о каком-то грязном, вонючем бомже, если я сейчас приду домой, поставлю этот самый паршивый чайник, сделаю несколько увесистых бутербродов и…

    «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается».

    Так кто же я? – такой в разные стороны хороший или – впору сказать – хорошенький; что там у меня внутри? Кажется, Жильбер Сесброн сказал: «Мы думаем, что Бог видит нас сверху – но он видит нас изнутри». Что же там видно изнутри-то?..

    Красивую игрушку с оторванными конечностями?..

    Яркий фломастер с высохшим стержнем?..

    Давно просроченную, затвердевшую конфету в многокрасочной обёртке?..

    Может быть, стильный наряд на бездушном манекене?..

    Что же там всё-таки видно? КТО ЖЕ Я???

    Уверен, что ещё много раз я буду задавать себе этот вопрос, но правильный, точный ответ так и не узнаю!


    28.04.18
   


Рецензии
Андрей, глубокая вещь. Только внимательный, самокритичный человек способен увидеть, прежде всего, в себе такие эмоции и рассуждения. Это искренне. Именно Господь открывает Вам такие тонкие моменты жизни, потому что Вы способны понять это и прочувствовать.
Прочитала с большим интересом рассказ. Замечательно, что Вы его написали. Такие вопросы должны волновать человека, если он действительно человек!
С уважением,

Надежда Довбило   21.02.2022 22:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда, за Ваше глубокое мнение. Я оценил.
Спаси Вас Господь!

Андрей Март   22.02.2022 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.