На пути к мечте 5 Рословцева А. Н

     Самой любимой, даже обожаемой, учительницей за все годы учёбы в училище была Рословцева Алина Николаевна, учитель русского языка и литературы. С первого урока она покорила нас элегантностью, отточенностью жестов, совершенно не брянским произношением с безупречной дикцией, и каким-то налётом аристократизма. Мы все решили, что она дворянского происхождения.
***
 Её уроки никогда не были шаблонными.  Чаще всего она умело организовывала дискуссии по произведениям, в ходе которых выявлялось не только выполнение задания по чтению произведения, но и умение выражать свои мысли, понимание замысла автора, отношение к героям и описываемым событиям. Запомнился урок, на котором мы вот так же обсуждали роман Чернышевского «Что делать?» - для девчонок 15 лет совершенно непонятное произведение. Поэтому Алина Николаевна обратила наше внимание на сны Веры Павловны. Вы не представляете, какой жаркий спор разгорелся, как бурно обсуждали мы их, как каждая отстаивала своё мнение!  Никто не был вызван к доске, никого она не поправляла и не навязывала своего мнения, только иногда уточняла, это ли имел в виду очередной спорщик. А в конце урока объявила оценки всем, участвовавшим в дискуссии. И они были более чем  справедливые.
***
 Алина Николаевна не только блестяще проводила уроки, но и умела организовать наш нечасто выпадающий досуг. Прежде всего, будучи куратором мальчишеской группы военфельдшеров 2-Ф-1, она организовала наш совместный  КВН, в котором, конечно же, «победила дружба». В ходе подготовки к нему мы перезнакомились и некоторые наши девочки подружились с мальчиками. Алина Николаевна и наш Иван Иванович организовывали и наши совместные маленькие тематические  вечеринки в классе, окна которого выходили не на улицу, а во двор. В обсуждении  темы участвовали обе группы. А потом включался магнитофон, и мы танцевали. Чтобы нас не стеснять, Алина Николаевна и Иван Иванович уходили в учительскую, дав нам час или полтора на общение.  А мальчишки начинали слегка хулиганить. Их коронный номер был – песня о медицине:
Голову не надо в медицине – 
Дело всё, друзья, в пенициллине:
Лей, братишка, сколько можно,
Внутривенно и подкожно,
Muskulus gluteus  et per os.*

Все болезни мне осточертели!
Сколько их таится в грешном теле:
Эмфиземы и психозы,
Да ещё пневмосклерозы,
Роды протекают  третий сорт…
_____________
 * В ягодичную мышцу и внутрь.
   Песня была неизвестного автора и очень длинная, но дальше я не помню. В результате этих нечастых вечеринок и совместных подготовок к праздничным  мероприятиям мы ощущали себя почти одной группой
***
Наша обожаемая Алина Николаевна была душой всех праздничных училищных мероприятий и читательских конференций по различным произведениям. Особенно  запомнилась мне читательская конференция в ДК ВОГ по роману Юрия Германа «Дело, которому ты служишь».  Для подготовки к этой конференции она дала мне книгу всего на три дня. Я просто «проглотила» её, читая каждую свободную минуту и таясь от мамы по ночам. Кажется, моё выступление было не очень логически выстроено и эмоции перехлёстывали, но эта книга стала для меня энциклопедией жизни страны с тридцатых до конца 60-х годов и учебником жизни. Я приобрела  все три романа трилогии и перечитывала её несчетное количество раз, каждый раз всё глубже вникая в непонятое ранее. Герои этого романа стали ориентиром в принятии важных для меня решений.  В отношениях с реальными людьми я сверяла их поступки с нравственными установками обоих Устименко, Богословского, Родиона Мефодьевича Степанова, Вари, Штуба. Думаю, что, обратив наше внимание на это произведение. Алина Николаевна дала нам всем жизненный ориентир, ту нравственную опору, без которой невозможно вырастить в себе Человека.

***
     И ещё мне запомнилась встреча с  Месингом в том же ДК ВОГ, организованная руководством нашего училища. Я оказалась невосприимчивой к гипнозу – мои руки расцепились. Поэтому я не была вызвана на сцену, а только смотрела и удивлялась, как этот маленький старичок угадывает мысли людей и творит с ними разные чудеса. Когда он взял Алину Николаевну за руку и попросил представить свою главную мечту, то сразу угадал, что она мечтает побывать в Париже.   Читая через много лет об этом необычном человеке, я была удивлена, что он согласился   на встречу со студентами  училища – человек, обласканный правителями всего мира! Впрочем, чему удивляться? Если в переговорах участвовала Алина Николаевна, это закономерно – перед её обаянием устоять невозможно.

***
   Из преподавателей общеобразовательных предметов запомнились
химик Деханов Василий Дмитриевич и учительница немецкого языка Светлана Петровна – яркая блондинка с бархатно-карими глазами и длинными  чёрными ресницами. Их уроки были самыми обычными.

***
    Но что отличало атмосферу в училище, так это всеобщее дружелюбие и  очень внимательное к нам отношение. Такой тон задавал наш замечательный директор Мельников Иван Иванович. Всегда приветливо улыбающийся, с любимой присказкой: «Ну что, братцы-девочки, как дела? Есть пожелания?», - он знал всех нас по именам и фамилиям. И мы его не только не боялись, как директора, но очень уважали, можно сказать – любили.

На фото начала 2000-х Рословцева Алина Николаевна.


Рецензии
Доброго времени суток, Елена!
Продолжаю знакомится с Вашими воспоминаниями. Должен заметить,что Ваша мемуарная проза не тяжеловестна (какой она бывает у именитых военноначальников), не цветиста и не выспренна. От неё веет правдой жизни. Очень реалистично вычерчены образы преподавателей, убедительно показана дружеская и доверительная атмосфера царившая в училище.
Вообщем, до настоящей главы интерес к чтению не ослабевает.

С искренним уважением,

Сергей Пивоваренко   15.02.2024 21:38     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Сергей. Очень ценю Ваше мнение.
С добром и теплом души.

Елена Вознесенская   15.02.2024 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.