Тула 2-я половина века 20-го моими глазами

Родина у человека одна, а вот родных городов может быть несколько. Родился я в Вологде, кто не знает, где это, вспомните песню "Песняров" - "Вологда". Здесь и учился в школе, а потом попал в Москву, где получил высшее образование. Потом была аспирантура там же, в столице... Остальное время, уже пятый десяток, живу в ставшем для меня родным городе Туле.

В Тулу я попал по распределению после учебы в Москве. Сначала в городе мне понравился лишь Парк, потом, пожив в Туле подольше, я увидел её своеобразную красоту в холмистых улицах, в старых деревянных домах, в её храмах и купеческих каменных постройках. Хорош город и своими новыми районами, достаточно пройтись по центру города, по Красноармейскому проспекту, чтобы в этом убедиться. У каждого жителя свое понимание – «Мой родной город», у каждого есть свои любимые места, есть они и у меня. И я расскажу Вам о своем родном городе так, как я его вижу.

Первые впечатление о городе такие – весна 1968 года. Я еду с Московского вокзала по ужасной Красноармейской улице на трамвае. По обе стороны стоят старые покосившиеся деревянные домишки. Ужасно, куда я приехал? На площади Победы лежит странная металлическая конструкция из трех штыков, а площадь пересекает длинная унылая с музыкой похоронная процессия. А вот и моя будущая работа – ВНИПИМ.

После устройства на работе и в общежитии я стал постепенно осваивать свою новую родину. И, конечно, начал с центра. Поразил Кремль с настоящими «кремлевскими» зубцами на могучих стенах, старинное здание с колоннами, где располагалась Библиотека Ленина (теперь там музей самоваров). Там, где сейчас площадь, было продолжение проспекта, где ютились маленькие и разнообразные магазинчики, особенно мне нравились книжные.

Музей оружия (уже тогда уникальный в мире и в стране) располагался на углу проспекта Ленина и Революции в непримечательном старом двухэтажном здании. Кстати, Белого Дома еще не было, а был уютный скверик. Чуть подальше, влево, находилась площадь Челюскинцев с Домом Пионеров, фигурой солдата перед ним и Фабрикой-кухней. Фабрика-кухня представляла собой громадный трехэтажный пищеблок – здесь можно было купить полуфабрикаты для дома, сносно и недорого пообедать в столовой или покушать в ресторане. В ресторане «Упа» мы не раз отделом отмечали несколько значимых для нас событий. По поводу фигуры солдата. Убрали ее в годы перестройки под предлогом ее ремонта, фигура оказалась изготовленной из папье-маше! И, конечно, не вернули. Теперь площадь стала «Крестовоздвиженской», а Фабрика-кухня превратилась в сияющий стеклами «Сбербанк».

Позже появился Белый Дом оригинальной формы, снесли и все магазинчики для того, чтобы создать площадь перед ним. Следующим объектом изучения был Стадион на проспекте Ленина с большим парком, по которому протекал ручей, сейчас там находятся несколько полей для игр с мячом.

Привлекла меня и река со странным названием Упа. Увы, река оказалась несудоходной, непригодной для купания и заиленной. От старожилов я слышал, что когда-то там водилась приличная рыба, которая продавалась на рыбном рынке, находившемся неподалеку от реки.

В первую очередь меня интересовал тот район города, где я жил и это изучение началось с Парка. Центральный Парк Культуры и Отдыха поразил меня размерами, разнообразием ландшафтов и прудами. При каждом удобном случае я старался пройти его аллеями, полюбоваться отдыхающими там людьми, посмотреть на аттракционы.

Из архитектуры города меня заинтересовали - заброшенный и запрятанный в глубине улиц Костел, Дом изобретателя гармонии Белобородова, здание Драмтеатра (ныне филармония). И, конечно, было интересно посетить городские музеи. Поразил своей удивительной коллекцией картин русского, советского периода и зарубежных Музей изобразительного искусства.

Было удивительно, что в провинциальном музее есть подлинники Репина, Сурикова, Серова, Врубеля, а в зарубежном отделе полная коллекция картин Боссано, посвященная месяцем года. Со временем я обошел и остальные музеи – Музей тульских древностей, краеведческий музей, музей самоваров, музей Вересаева, Белобородова, Крылова и, конечно, посещал все выставки в нашем великолепном выставочном зале на Красноармейском проспекте.

В 70-80 е годы настоящими культурными центрами были Дворец профсоюзов (сейчас там «Олбани»), Дворец культуры железнодорожников и Дом офицеров, где можно было недорого (или бесплатно) посмотреть интересный фильм, послушать концерт или любопытную лекцию, посетить какой-нибудь финальный концерт художественного конкурса. В городе было десять кинотеатров, наш любимый, ближе к дому – «Октябрь», ближе к работе «Салют», где мы смотрели все премьеры (сейчас это заброшенное, расписанное граффити здание), а дети в детском зале «Октября» за 10 коп. смотрели свои любимые детские фильмы и мультяшки. Помню интересные афиши возле кинотеатра "Салют", некоторое время спустя я жалел, что ни фотографировал их и не собрал интереснейшую коллекцию этого своеобразного искусства.

Любил я и просто бродить по городу в свободное время. Невозможно было не заметить громадное старое кладбище почти в центре города. Я бывал там неоднократно, порой залезая в непролазные чаще, порой натыкаясь на могилы знаменитых людей. Последнее мое открытие – небольшое кладбище немцев с деревянными крестами, оставшееся нам в наследство от войны. Как-то мне в руки попал комплект открыток с видами старой дореволюционной Тулы. Поразил вид города – прямые ухоженные мощеные улицы и много-много церквей возвышающиеся над одноэтажным городом.

На одной из открыток я увидел храм им. Ал. Невского, самый красивый в городе. Увы, в наше время он представлял из себя весьма грустное зрелище – изуродованный, с торчащими из окон трубами, в общем никакой. Там располагался хлебозавод. Выпускал завод вкусную продукцию, особенно сушки – «челночки», но храм было ужасно жаль. 40 лет я ждал и верил, что храм будет возрожден в прежней красоте, и вот, наконец, это случилось….

Начало XXI века.


Рецензии