А когда на море качка и бушует ураган

А КОГДА НА МОРЕ КАЧКА И БУШУЕТ УРАГАН, ПРИХОДИ КО МНЕ РЫБАЧКА, Я ЛЮБОВЬ ТЕБЕ ОТДАМ
(Отрывок из повести «По морям, по волнам»)
Думаю, что всем знакома и понятна эта незатейливая песенка. У меня же, как у моряка, возникают вопросы. Если по причине урагана судно не вышло в море-это понятно, но, если в море во время урагана предлагается «отдать любовь»- это вызывает большие сомнения в акробатических талантах исполнителей. По шкале Бофорта ураганом считается ветер скоростью выше 120 км. в час или 33 м./сек. Высота волн при этом более 14 метров. Бофорт жил в 17 веке, погода тогда была поспокойней.  В моей практике были случаи, когда по дурости не уходили в укрытие при ветре 58 м./сек. и пару раз приходилось заглядывать в «око смерти». Бофорт бы охренел, как, впрочем, и мы. Какие же шуточки преподносятся молодым морякам.  Если ветер дует в борт судна, то образуется восходящий поток. В составе экипажа есть камбузник, помощник повара. Он выливает за борт пищевые отходы. Новичок интересуется у повара, куда вылить помои. «Да вылей с правого борта (откуда дует ветер), только подальше.»- распоряжается шеф. Большая часть команды толчётся на палубе, изображая работу. Вышедший камбузник уточняет: «Здесь нужно вылить помои?»
- Здесь, здесь,- подтверждают шутники,- только подальше.
Дело в том, что чем дальше плеснёшь, тем обильней будет ответный «душ». И-э-х, помои широкой дугой полетели за борт. И ещё более широкой дугой вернулись обратно. Стоит ошалелый камбузник, рот открывает как пойманная рыба, весь мокрый, на ушах и голове картофельные очистки. На палубе хохот, не так много развлечений в морской жизни. Чтобы салага не затаил обиду, его поздравляют с крещением, повар вручает новый фартук и пирог: «Понял почему не нужно писать против ветра?»
Не верь земному притяжению. На втором курсе нас(курсантов) отправили на БМРТ( Большой Морозильный Рыболовный Траулер). Поселили в 4-местные каюты, меня на верхнюю шконку(кровать). С краю была лесенка, чтобы забираться. Но зачем она гимнасту: схватился за рейку, подпрыгнул, закидывая ноги- и ты на постельке. Вышли в море, небольшой шторм. Пробую запрыгнуть в шконку, не получается, силы не хватает. Поднатужился для второй попытки. Оп! Бум-бум! Первый бум-башкой о подволок, второй-задницей о палубу. Почему? Потому что, когда судно взбирается на волну- тебя тянет вниз, а когда судно падает- ты легко устремляешься вверх. Но не всегда.
Был случай со знаменитой поварихой Тоней Две Бутылки. Ей посвящена целая глава в моей повести     «По морям по волнам». Работали мы с ней на бывшем китобойном судне « Смелый», превращённым в научное. Судно старое, удобства минимальные. Гальюн(туалет) на нижней палубе крохотный. Открываешь дверь, почти упирающуюся в толчок, закрываешь дверь на защёлку- и в твоём распоряжении дырка в палубе с приступкой для ног. Продукты жизнедеятельности через трубу сливаются напрямую в море. Однажды залетает ко мне в каюту боцман Доржиев (я был старпомом и спал после вахты): « Василич, Тонька орёт в гальюне благим матом. Надо спасать как-то!»
- Возьми в аптечке слабительное,- советую и поворачиваюсь на другой бок досыпать.
- Да какое слабительное, её в толчок засосало!
Сон как рукой сняло: как могло в трубу диаметром 15 см. засосать 100 кг. Антонины? Бегом вниз. По дороге боцман пояснил свою версию: когда Тоня мостилась на ступеньке, поддерживая поварской халат, под корму ударила волна, ноги соскользнули, и задница провалилась в воронкообразную трубу.
Так как корма поднималась, в сточной трубе возникло разряжение, втянувшее пышные прелести. С точки зрения физики выглядело безупречным. «Так чего ты дверь не вскрываешь? - заорал я.
- Да вскрыл я замок, у неё ноги в дверь упираются,- заорал в ответ боцман и меня осенило.
- Слушай, Игорь, в гальюне же иллюминатор был приоткрыт. Ты его не закрыл перед штормом?
-Да это разве шторм,- начал оправдываться боцман, но понял мою мысль,- Хорошо, что не закрыл!
Вместе с матросом спустили беседку(доску на верёвках) Игорь, болтаясь на доске исхитрился просунуть в иллюминатор конец толстого шкерта(верёвка), в который вцепилась повариха. Мы с матросом потянули с большим трудом за другой конец. Раздался звук ’чпок ‘, как при откупоривании шампанского, и шкерт повис. Когда мы прибежали к гальюну, мокрая Антонина уже стояла в коридоре.        Не догадаетесь, что она сказала, растирая ручищами, пострадавшую пятую точку : « У-уф, мать-мать,
теперь месяц не буду подмываться. До самого горла всё прополоскало! Чего уставились, кино закончилось.» Мы дружно развернулись. Игорь, не ожидавший такой “благодарности” за то, что жизнью рисковал, пробурчал: «Знаешь, Тонька, когда ты своим очком гальюн заткнула, пароход меньше качать стало, да и вони поубавилось.» Ответка мокрым халатом по спине прилетела незамедлительно. Мы ускорили шаг. «Это нам урок, боцман. Забыли закон-“Нет спасения, нет вознаграждения'. Надо было вначале с ней договор заключить, а потом уже за борт на беседке лезть! - важно заявил я. Игорь внимательно посмотрел в моё серьёзное лицо, и мы дружно заржали. Во время ужина Игорь подсел ко мне и тихонько сказал: « Василич, Тонька бутылку коньяка из заначки достала и пирогов напекла. Приглашает обмыть спасение. Так что на макароны по- флотски не особо налегай.» За всю мою жизнь это была самая неординарная спасательная операция.
Ещё одна опасность: тяжеленые металлические водонепроницаемые двери на открытые палубы. Согласно правил двери располагатся на 50 см. выше палубы, чтобы вода не захлёстывала внутрь помещений надстройки. Для удобства под дверью приварен порожек, чтоб ему пусто было. Как вы догадались, при качке эта дверь то открывается как пушинка то с большим усилием. Открываешь дверь, делаешь шаг и тут нос судна падает вниз, дверь давит на руку с непреодолимой силой. Ты пытаешься быстро занести внутрь вторую ногу, а там порожек мешает. Вот и выбирай: или кожу о порожек сдерёшь или перелом голени. Коварство дверей я быстро осознал, а вот о подволок не раз ещё прикладывался. Последний раз на НИС « Профессор Куренцов.»
Это было первое новое судно в организации « Севморгео». И мне была предоставлена честь работать на нём. Пару слов надо сказать о судах. Мне довелось поработать на многих типах. Самые лучшие судостроители Канадцы. Хорошие суда строят в Голландии, Норвегии, Финляндии даже в Польше.  Дерьмо в СССР(России). В США полное дерьмо. Ну почему бы наших корабелов не учить в Канаде? Ведь не гнушался Пётр работать плотником в Голландии? «Куренцов» построили финны. Но что-то не сложилось, может быть по нашим чертежам строили. На волнении его сильно болтало. Впихнули успокоители качки. Не помогло. То ли финны просчитались, то ли механики не смогли настроить систему, но результат был печально-уникальным. Как правило, имеется бортовая качка, когда волна бьёт в борт судна. Опасность в том, что судно может черпануть волну, поэтому разворачиваются носом на волну. Получаем килевую качку, более комфортную и безопасную. На «Куренцове» же, при входе на волну, судно обретало чудное юлообразное вращение. Из-за этого я и приложился к подволоку, спешно поднимаясь по трапу на ходовой мостик.                На других судах неудобством было то, что, просыпаясь нужно было натягивать трусы, сползшие до пяток, потому что тебя возило по кровати. Здесь же спать было невозможно, нужно было распираться в кровати руками и ногами, чтобы не выбросило с неё. После двух бессонных ночей я нашёл выход. Снял матрац, впихнул его на узенький диванчик у борта, провёл под ним две верёвки и привязал к иллюминатору. Получилась люлька. Диванчик был коротким, поэтому, протиснувшись меж двух верёвок, приходилось принимать позу эмбриона,  никогда ранее я не спал с большим наслаждением.
Вывод: можно исхитриться поспать при качке, но “ отдать любовь” imposible даже для испанцев.
А что же происходит в ураган и что за непонятное ‘око смерти’. Однажды примерно такой вопрос задала моя маленькая дочурка после моего возращения из рейса в Ла-манше.
- А почему ты спрашиваешь? В садике услышала?
- Нет. В садике нам только сказки воспиталка читает. По телеку в новостях говорили, что пароходы утонули в ураган. А мама плакала, потому что ты ничего не сообщал нам. Почему?
- Леночка, связи тогда совсем не было из-за урагана.
Не стал я пугать её рассказом о том, что с капитаном пиратского характера Фрэнком Мак’Ки мы оказались на судне “Оксбридж “ в сущем аду. Единственным Судном на весь Ла-Манш! О Фрэнке я расскажу в главе “Чудные ребята “, а дочке рассказал об ураганах в форме наукообразной сказки.
« В далёких тёплых океанах рождаются маленькие воздушные гномики с именем “низкое давление’, а вокруг них высокое давление, которое смеётся над ними. Гномики сердятся, крутятся и вокруг них закручивается воздух, прибавляя им сил. Всё больше вырастают гномики, становятся великанами с огромной силой. Хочется им показать свою силу и отправляются они по свету, всё разрушая на пути своём, волны поднимая огромные и чёрные тучи неся. А в самом центре ни туч нет ни ветра. Ведь гномики были добрыми. Поэтому над маленькими нельзя смеяться и слабых обижать не нужно.»
Не сказал ей только, что этот центр называют ‘Око смерти ‘.  Расскажу как же в него занесло.
Шли мы из Мурманска в Англию на Транспорно-Буксирном судне « Пасвик». Прошли мыс Нордкап и повернули на юго-запад. Погода свежая, баллов шесть. Вдруг слышу по радио постоянные штормовые предупреждения о жестоком шторме в Ла-Манше. Всем судам укрыться в портах-убежищах. Вызываю капитана и предлагаю запросить укрытия у норвежцев. Он отвечает: «Мы и так опаздываем, время потеряем. Нормально же идём, волна встречная.» О’кей! Часа через два край неба начал светлеть. Ещё через час солнышко засветило, волны улеглись. Штиль. Вот, думаю, дурак я, что спрятаться предлагал, а кэп- молодец! Минут через сорок боковым зрением замечаю с правого борта горы. Откуда взялись, берег-то с левого борта, да и далеко он. Сердце пятки упало, с курса сбились! Хватаю бинокль и вижу, что волны это, а не горы. Надвигаются они очень быстро и высота их метров двадцать. Тут и ветер начал в вантах свистеть. Машины полный вперёд, руль право на борт, чтобы успеть на волну выйти. Иначе оверкиль (переворот судна вверх килем) неизбежен. Успели, слава Богу! Ох и дало нам звездюлей! Сутки шли на волну, удаляясь от пункта назначения. Сэкономили называется, но в «Око» глянули. Солнце слепящее и полный штиль. Наверное, отсюда взяли за правило исполнять последнее желание перед казнью.
Интересно, нашёлся бы желающий “отдать свою любовь “ перед казнью?


Рецензии
Увлекательно! И познавательно! Сколько, оказывается, не только трудностией, но и премудростей в морской жизни. Читаю и образовываюсь. И улыбаюсь. Успехов!

Ирина Играева   26.12.2021 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Смею надеяться, что станем с Вами друзьями. Мне кажется, что воспоминания из юности " Ксантипа", " Жирная жадность" тоже неплохо получились.

Александр Дубовский 2   26.12.2021 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.