Блок. Песенка. Прочтение

.                Александр Блок
  .          .            том II
  .          .    « Г  О  Р  О  Д »

 17. «Песенка»



                П Е С Е Н К А

                Она поет в печной трубе.
                Ее веселый голос тонок.
                Мгла опочила на тебе.
                За дверью плачет твой ребенок.

                Весна, весна! Как воздух пуст!
                Как вечер непомерно скуден!
                Вон – тощей вербы голый куст –
                Унылый призрак долгих буден.

                Вот вечер кутает окно
                Сплошными белыми тенями.
                Мое лицо освещено
                Твоими страшными глазами.

                Но не боюсь смотреть в упор,
                В душе – бездумность и беспечность!
                Там – вихрем разметен костер,
                Но искры улетели в вечность...

                Глаза горят, как две свечи,
                О чем она тоскует звонко?
                Поймем. Не то пронзят ребенка
                Безумных глаз твоих мечи.
                9 апреля 1905   








     – «Она поет в печной трубе. // Ее веселый голос тонок.// Мгла опочила на тебе. // За дверью плачет твой ребенок». – «Она» – песенка, а «твой ребенок» – ребенок уже героини стихотворения.
    Ср.
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»):
      «
             Черновой набросок в ЗК10 [Записная книжка 10]:

                Тоска поет в печной трубе
                Весенний голос ветра тонок.
                Тень опочила на тебе
                За дверью плачет твой ребенок.
    »

     В черновиках чуть подробнее прописана "ты"(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»):

«
                «…Багровый отблеск [на груди]
                Еще страшней на платье красном…"
»

     "Красное платье" – оно из недавнего стихотворения «Повесть»:

                «…Были как виденья неживой столицы –

                …И – нежданно резко – раздались проклятья,
                Будто рассекая полосу дождя:
                С головой открытой – кто-то в красном платье
                Поднимал на воздух малое дитя…
                Январь 1905»

     И ср. с 5-ым стихотворений книги: 

                «Город в красные пределы
                Мертвый лик свой обратил...

                ...Красный дворник плещет ведра
                С пьяно-алою водой,
                Пляшут огненные бедра
                Проститутки площадной,

                И на башне колокольной
                В гулкий пляс и медный зык
                Кажет колокол раздольный
                Окровавленный язык.
                28 июня 1904»

     То есть здесь – всё то же инфернальное отражение земного Санкт-Петербурга.   Прошло три месяца, а красотка в красном за очередным окошком «занавешенном сетью мокрой пыли», за «шторами и пунцовыми цветочками» творит очередное безумие со своим ребенком. Да не три – больше. Вот стихотворение из предыдущей книги «Разные стихотворения», за полгода до того:

                «В голубой далекой спаленке
                Твой ребенок опочил.
                Тихо вылез карлик маленький
                И часы остановил.

                Всё, как было. Только странная
                Воцарилась тишина…
                4 октября 1905»

     Из Примечаний к тому стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     В воспоминаниях о Блоке В.П. Веригина  приводит свою беседу с поэтом (состоявшуюся на вечере театра В.Ф. Коммиссаржевской 14 октября 1906 г.): 
     «Разговор зашел о стихотворении "В голубой далекой спаленке твой ребенок опочил ... " Я спросила: "Ребенок умер?" – и получила ответ: "Мать его задушила". Помню, что у меня вырвалось: "Не может быть! Тут нет убийства!" Александр Александрович улыбнулся и сказал: "Ну, просто умер, можно и так". Несомненно, что в данном случае какое-то происшествие из газет попало в мир блоковской поэзии и было выражено таким образом».
»

     Нет, упомянутое  происшествие не из газет… В том Питере всё такое же – и фонарь, и аптека, и даже театр:

                «В высь изверженные дымы
                Застилали свет зари.
                Был театр окутан мглою.
                Ждали новой пантомимы,
                Над вечернею толпою
                Зажигались фонари…
                25 сентября 1904 »

 …но вряд ли Блок там тратил время на чтение местной прессы.

      И напомню ещё один сквозной сюжет Блока. В 12-ой главе Апокалипсиса появляется "Жена Облеченная Солнцем" - мать ребенка, который будет "пасти все народы жезлом железным". Её попытается погубить "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим". Но она сбежит от него. И...
     С тех пор скрывается Она от него среди нас. И Блок к каждой новой знакомой, каждой новой героине своих книг присматривается - не скрывающаяся ли это от Дракона Жена?

*
 
Блок. Дневники 1918 г. 30 (17) августа [о событиях 1901 года]:
  «
     К ноябрю началось явное мое КОЛДОВСТВО, ибо я вызвал ДВОЙНИКОВ [выделения Блока] («Зарево белое…», «Ты — другая, немая…»).
»

Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«
    ...Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз..
     …Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений, а о смерти говорим теперь только потому, что устали.
     За себя лично я могу сказать, что у меня если и была когда-нибудь, то окончательно пропала охота убеждать кого-либо в существовании того, что находится дальше и выше меня самого; осмелюсь прибавить кстати, что я покорнейше просил бы не тратить времени на непонимание моих стихов почтенную критику и публику, ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.
   Если "да", то есть если эти миры существуют, а все описанное могло произойти и произошло (а я не могу этого не знать)...»
         
*
Даниил Андреев. «Роза мира. Падший вестник»:
   
     «…Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга…»

   Текущая книга - "Город" - о том, как Блок в своих блужданиях с двойниками вышел на Град и застрял в нем. И больше нет никаких тебе "тучек" или "лучших драгоценностей",  а только "город", "город", "город"... 


Рецензии