Мои хутора. Колхозная жизнь

Мои хутора. Колхозная жизнь

Уже было написано, что во время коллективизации в хуторах Полтаво-Звонаревский и Головатовский был создан колхоз «Красный Октябрь», в Красавском – колхоз им.Калинина, в Новокиевке – «Красный партизан», в Страховском – «Борьба за урожай», в хуторах Полтавский и Ивановский – «Завет Ильича», в Покровском – «Красный пахарь», в хуторах Махиновский, Даниловский и Хаваевский – «Большевик». Председателем колхоза «Красный Октябрь» был выбран Сягайло Моисей Федорович, со временем бухгалтером стал мой дядя Лембик Семен Дмитриевич.
По предварительным данным М.Ф.Сягайло работал председателем до начала войны. Также известно, что председателем в военные годы райкомом партии был назначен Васильев, как рассказал Г.Т.Бусенко – поляк из эвакуированных. Он проживал на квартире у моего деда Лембика Д.А., занимая комнату. Из послевоенных руководителей несколько раз в воспоминаниях встречалась Брыкина Варвара Васильевна. Но есть упоминание (в частности Иван Иосифович рассказывал) о том, что после войны во время голодного послевоенного периода фронтовики сместили председателя и выбрали из своих, вернувшегося раненым с фронта Шаповалова Владимира Алексеевича. По другим воспоминаниям Брыкина руководила колхозом до его ликвидации. В колхозе «Красный Октябрь» было две бригады. В Головатовском бригадиром был Бусенко Трофим Степанович (возможно Бичехвост Иван Степанович - бригадиром тракторного отряда), Полтаво-Звонаревской бригаде – Ткаченко Татьяна Ивановна. По некоторым данным можно предположить в колхозе были также бригадиры полеводческой бригады, животноводческой бригады и тракторного отряда.

Колхозу принадлежали два дома, оставшиеся от помещика Головатова. В разные годы в них располагались правление колхоза, детские сад-ясли, склады. В военные годы дома были заселены беженцами, а правление стало работать по хатам по очереди, или по договоренности. В воспоминаниях есть данные о том, что это было в хатах Лембиков, Лымарей, Бусенко. В одном из этих домов проживала В.В.Брыкина. После утренней планерки бригадиры обходили хутор по хатам и собирали на работу, механизаторы собирались в отряде, животноводы работали на ферме. Ну а в уборку народ уже без предупреждений собирался на току.
Примерно 1955 году прошло объединение нескольких колхозов: «Красный Октябрь», «Красный партизан», имени Калинина и «Большевик». Колхоз стал называться имени Калинина. Председателем этого колхоза стал Бутко Семен Павлович и правление колхоза располагалось в Новокиевке. Бухгалтером работал Лембик Алексей Дмитриевич. С 1954 года бригадиром полеводческой бригады стал Бусенко Григорий Трофимович.

В 1959 году произошло очередное укрупнение и колхоз им.Калинина был объединен с колхозом «Завет Ильича», который к тому времени уже «поглотил» колхозы «Красный пахарь» и «Борьба за урожай». Хутора Головатовский и Полтаво-Звонаревский стали бригадой №4 колхоза Новый колхоз назвали «Заветы Ильича», учтя предложение колхозника Лугонина Д., который мотивировал это тем, что заветов у Ленина было много. А до этого долго не могли прийти к единому названию, каждый отстаивал сохранение своего. Председателем колхоза был избран Логвин Николай Петрович, уже получивший в 1958 году звание Героя Социалистического Труда СССР. Его заместителем был Лышенко Николай Михайлович.
Комплексной бригадой № 4 руководил сначала Бусенко Григорий Трофимович, но некоторое время в 1960 году бригадиром был Сягайло Николай Моисеевич, которому тот передал дела. Но он и года не проработал, его Логвин выгнал. Логвин что-то объяснял, а Н.М. Сягайло скажи, -
– Цёго там нэ будэ.
- А ну встань! Иди, что б глаза мои тэбэ нэ бачили.
Поставили бригадиром Ивченко, зятя Дабарского. Лышенко был агрономом в бригаде.
Год продержались, потом снова Логвин назначил бригадиром  Г.Т.Бусенко, который проработал до 1968 года.

Колхоз играл главную роль в жизни людей в этих местах. Всё вращалось, всё было вокруг постоянного труда, или проще сказать – работы. Колхоз давал работу, хотя и чаще тяжелую, почти по потогонной системе. И люди добросовестные, умелые всегда находились «в чести». Хотя это во многом определялось личностными качествами руководителя. Отсутствие дорог, непролазная грязь осенью и весной, жара и пыль летом, ветры, пронизывающие зимой делали жизнь трудной. Но жили и трудились, для себя, для детей, для семьи.
В рамках развития мелиорации колхоз возводил плотины на балках, образовывались новые пруды, на которых регулировался водосток в весеннее время. На берегах прудов создавались орошаемые поля, закладывались трубы, прокладывались дренажные канавы. На берегу пруда стоял дизель с насосом, и вода подавалась на поливочные машины. Играла радуга в струях разбрызгиваемой в ажурных конструкциях воды. По балкам были мелкие, небольшие прудки, которые колхоз поддерживал в рабочем состоянии. Выше Осеевки всегда стоял молодняк. Там строили баз, в котором скот ночевал, а днем его пасли по балке.

Ручная дойка со временем сменилась механической. На ферме поставили дизель-генератор, который включали вначале только на время дойки. Но впоследствии поставили дизель помощнее, протянули линии и стали давать свет в хутор по хатам. Колхозный ток долгое время был за маленьким прудком за домом Лымарей. Разравнивали площадку, делали водоотводные канавы и в бурты ссыпали зерно от комбайнов. Самосвалов в колхозе было мало, да и в прикомандированных гражданских и солдатских автоколоннах их не было. Поэтому на току работали грузчики, которые деревянными лопатами выгружали зерно из грузовиков на землю. Или с каждой машиной ездила пара грузчиков, особенно старались ребята, прокатиться на машине. На току стояли веялки, транспортёры. Вручную лопатами загружали зерно на транспортёр, зерно шло на веялку, отделялось от половы. Затем веялку сдвигали дальше вдоль бурта. Очищенное зерно также засыпалось в бурты, а потом также транспортёром подавалось в машину и везли его на элеватор в Панфилово или в колхозные склады. Ну а до появления транспортёров вся загрузка велась вручную лопатами и мешками.
Колхоз развивался, требовались работники. В конце пятидесятых в хуторах появились парни и девушки из Западной Украины. Как рассказывала Р.Ф.Федорец сначала приехал дедок, который присматривался к обстановке. А потом стала приезжать на работу молодёжь. Поговаривали, что там народу много живет, а работы мало. Позже колхоз приглашал работников из Брянской области и приволжских республик. Одни оседали, холостые и незамужние обзаводись семьями, и оставались жить. Но некоторые уезжали сразу. Семейные получали со временем жильё, колхоз строил новые дома – два дома на Полтаво-Звонарях и тринадцать домов на Таврии. Расширялось производство, сделали новый отряд за Звонарями и построили ферму с чехословацким оборудованием.
В числе новых переселенцев в хуторе появились Гарбузовы, Бажикины, Брыловы, Егоровы и другие. Приехал после армии молодым парнем Алексей Ананьев, не помню, откуда он родом, да и были ли у него родные. Но осел он в хуторе, работал трактористом, комбайнёром. Сначала он приходил к моим родителям просто поговорить. А потом женился и семья требовала забот. Но сгубила его жизнь извечная русская беда – водка. Зарезали его в пьяной компании в соседнем хуторе Журавка Киквидзенского района.

Если понемного развивали Полтаво-Звонаревский, то с Головатовкой ситуация складывалась наоборот. После разлива большого пруда хутор остался без питьевой воды – колодец оказался у дальнего прудка, и это вызвало для людей дополнительные трудности. Потом в бригаде не стали строить механизированный ток, а сначала зерно возили на ток в Страховский, а потом и в Новокиевку. Люди почувствовали, что с работой становится хуже, идет сокращение, и стали постепенно разъезжаться. Поскольку особого смысла переезжать в П-Звонари не было, то народ поехал на центральную усадьбу и другие хутора. А некоторые вообще увольнялись из колхоза.
В 1968 году технику передали в подчинение в Новокиевку, скот в Хижняки, а бригаду сократили. Потом приняли решение расселить хутора.
После председателями работали А.А.Поляков, А.И.Саломатин, С.В.Ситников. Последним был Бушуев В.М.

Из Книг Почета колхоза, хранящихся в школьном музее, удалось выбрать земляков, получивших звание «Заслуженный колхозник колхоза «Заветы Ильича»:
Сягайло Дмитрий Федорович – дата присвоения 04.05.1966;   
Бахлина Лидия Антоновна - 04.05.1966; 
Ивко Анна Григорьевна - 04.05.1966; 
Ткаченко Ефросинья Трофимовна - 04.05.1966; 
Будяк Георгий Иванович – 07.05.1967;
Пищита Пелагея Алексеевна -07.05.1967;
Бахлина Тамара Антоновна -  07.05.1967;
Крысин Иван Иванович – 11.04.1972;
Ивко Вера Александровна – 12.02.1983;
Сягайло Николай Дмитриевич – 09.12.1983;
Лембик Иван Иосифович - 30.08.1986;
Лымарь Владимир Филиппович - 30.08.1986;
Ткаченко Виктор Николаевич - 30.08.1986;
Будяк Иван Егорович – 30.05.2000.
 


Рецензии
Добрый день, уважаемый Борис!
Мне достаточно хорошо знакома эта колхозная жизнь. Моя мама, после смерти папы, не дожившего и до сорока лет, осталась с четырьмя детьми на руках. Мне провездо и меня усыновили. Таким образом, я в возрасте 2,5 лет стал жителем Москвы. Но в колхозной деревне осталась вся моя родня. Я достаточно часто её навещал.
Об истории жизни в нашем краю я тоже написал воспоминания. Не так уж и весёлыми они получились:

http://proza.ru/2018/01/17/1213

В Вашем краю, как мне представляется, жилось несколько лучше.
Ну, и слава, Богу!
Меня много чего удивляет в нашей социалистической жизни. Немало хорошего было.
Но вот, например, почему в Ваш колхоз "В конце пятидесятых в хуторах появились парни и девушки из Западной Украины... Поговаривали, что там народу много живет, а работы мало. Позже колхоз приглашал работников из Брянской области и приволжских республик"? Чувствуется, что это переселение было вызвано далеко не экономическими, а скорее политическими интересами руководителей нашего государства.
Или вот ещё - Вы описываете обстановку в колхозе в конце 50-х, начале 60-х годов.
А я лично хорошо помню, что в 1961 году Гражданин СССР Юрий Гагарин открыл всему Миру дорогу в Космос! У нас были передовые гражданские самолёты славных коллективов Туполева, Ильюшина, Яковлева и других передовых в этом деле Мировых школ авиастроения.
И мы всей страной этим очень гордились!
А Вы пишите про какие-то днзель-генераторы, которые в эти же годы позволили дать колхозникам свет. Про разваливающиеся деревянные балки у прудиков, и т.д.
У нас в колхозе всё так же было.
Свет провели где-то в начале 60-х годов. До этого мои братья делали уроки с керосиновой лампой.
Мама моя - колхозница, как и все её родные по деревне, всю жизнь проходила в кирзовых, да резиновых сапогах и в телогрейке? До конца 80-х годов!
Как-то не вяжутся одни наши достижения с другими.
Как правильно в песне пелось: "Жила бы страна родная - и нету других забот!"
Престиж страны - это одно. Уровень жизни населения - это совершенно другое. Так и распирал наших руководителей "Патриотизм напоказ". А на жизнь обычных людей этой страны им было совершенно наплевать.
Так и сейчас живём. О Патриотизме стихи и песни слагаем для детишек, а в некоторых сельских школах учащиеся во двор в дощатый туалет с дырочками в полу нужду справляют
А медицина, а образование, а дороги, а гражданские самолёты и отечественные автомобили, а экономика...
Ох, ладно. Об этих вопросах писать можно много.
Да толку что???
Вам - "Зелёная!"
Всем - Здоровья! Мира! Добра!


Виктор Ардашин   26.10.2022 17:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.