ЦРУ, польский профсоюз Солидарность и Лех Валенса

ЦРУ, польский профсоюз Солидарность и Лех Валенса

«В период с марта 1983 по 1991 год Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ) США израсходовало менее 20 миллионов долларов на помощь «Солидарности», национально-освободительному движению Польши, маскирующемуся под свободный профсоюз. Это мелочь по сравнению с 5 миллиардами долларов, потраченными на афганских моджахедов для разгрома Советской Армии за сопоставимый период», - пишет польско-американский историк Марек Ян Ходакевич (Marek Jan Chodakiewicz) в своей рецензии на книгу Сета Дж. Джонса (Seth G. Jones) «Тайная операция: Рейган, ЦРУ и борьба в Польше в период холодной войны» (A Covert Action: Reagan, the CIA, and the Cold War Struggle in Poland). - «А результаты в случае с Польшей были гораздо более благоприятными и полезными для всех вовлеченных сторон, включая Соединенные Штаты».

Согласно автору книги, Сету Джонсу, (который, кроме того что известный журналист и историк, еще и директор Центра стратегических и международных исследований), официально ЦРУ начало оказывать помощь «Солидарности» («Операция QUHELPFUL»), только после Президентского решения и соответствующего распоряжения Белого дома 4 ноября 1982 года. Неофициально, тогдашний директор ЦРУ, Билл Кейси (Bill Casey), начал действовать задолго до этого, когда установил неформальные отношения с Папой Иоанном Павлом II.

Рецензент пишет, что после введения в Полше военного положения в декабре 1981 года, зять Кейси, Оуэн Смит (Owen Smith), использовал свои собственные деньги, чтобы купить печатное оборудование стоимостью десятки тысяч долларов и отправить его в Ватикан, а оттуда это печатное оборудование было контрабандой доставлено в Польшу.

Руководство США полагало, что - в отличие от Афганистана и других стран - нельзя допускать вооруженного восстания в Польше. Таким образом, помощь была направлена исключительно на поощрение ненасильственной действий. По словам Джонса, «поскольку прямая конфронтация между американскими и советскими вооруженными силами могла перерасти в ядерную войну, Рейган и Кейси согласились, что противодействие Советам с помощью тайных операций через местных суррогатов было лучшим вариантом. Лидеры «Солидарности» были умеренными; большинство из них не поддерживали ни свержение правительства Ярузельского, ни вооруженное сопротивление. Американская военная помощь могла быть воспринята как нежелательная».

Операция QUHELPFUL «была войной идей». Это были координированные действия нескольких агентств, в том числе, таких, как Управление разведки и исследований Государственного Департамента, которое возглавлял посол Хью Монтгомери (Hugh Montgomery), и Управлении Военной Разведки, где работал эксперт по контрразведке Джек Дзиак (Jack Dziak).

ЦРУ было не единственным источником финансирования «Солидарности». Чуть более 1 миллиона долларов поступило от американских профсоюзов (AFL-CIO), а Национальный Фонд Демократии направил около 9 миллионов долларов (включая субсидию в размере 4 миллионов долларов непосредственно от ЦРУ).

ЦРУ финансировало не только сам профсоюз «Солидарность», но и любые организации, которые противостояли польским властям, включая даже крайне левые, например, пост-троцкистские братья Смолар (Smolar brothers) получали субсидии на выпускаемое ими периодическое издание «Анекс» (Aneks). ЦРУ также финансировало либеральную «Культуру» Ежи Гедройича (Jerzy Gedroyic’s liberal Kultura), практически с момента создания журнала, через отдельную программу под кодовым названием QUBERRETTA. После введения военного положения субсидия была существенно увеличена.


ЦРУ решило не использовать ранее существовавшие структуры «Солидарности», а вместо этого создать свою собственную сеть. По сути, это предполагало вербовку активистов-эмигрантов и их финансирование. Католический активист Петр Еглинский (Piotr Jegli;ski) был одним из них. Они самостоятельно проводили операции в поддержку «Солидарности», в основном на Западе. Однако, они также переправляли помощь подполью в Польше по своим каналам. В некоторые из них проникли Польские службы безопасности (СБ), как и в некоторые эмигрантские структуры «Солидарности», не входящие в структуру ЦРУ, например, в главный офис «Солидарности» в Брюсселе.

Помимо этого, ЦРУ также использовало другие пути: связи с Моссадом; дружественные благотворительные организации; сеть организаций католической церкви. Всюду Агентство маскировало свое присутствие, чтобы поддерживать «правдоподобное отрицание». Вашингтон не хотел ставить под угрозу «Солидарность», чтобы не позволить коммунистической пропаганде опорочить профсоюз, как «западного агента». По сути, роль ЦРУ сводилась к тому, чтобы быть кассиром «Солидарности» или, как говорят поляки, «добрым дядей из Америки».

Кассир не контролировал, как были потрачены деньги, и не имел представления о том, как именно они были распределены. Однако куратор ЦРУ знал, кто отправлял деньги и другую помощь. Цель заключалась в том, чтобы помешать КГБ и СБ получить материальные доказательства причастности Агентства и использовать их в пропаганде против "Солидарности". Уловка сработала великолепно.

ЦРУ помогло «Солидарности», в частности, сделав ставку на Леха Валенсу, как на символ польского сопротивления. Джонс утверждает, что окупаемость таких небольших инвестиций в Польше была колоссальной. Это позволило «Солидарности» выжить, и в результате после 1989 года последовали независимость и демократия.

В своей статье Марек Ян Ходакевич весьма критически отзывается о Лехе Валенсе,  первом руководителе профсоюза «Солидарность», президенте Польши в 1990—95 годах, лауреате Нобелевской премии мира 1983 года. Он напоминает, что, кроме всех перечисленных регалий, Лех Валенса был еще и платным осведомителем органов госбезопасности при правлении коммунистов. Ходакевич пишет, что Лех Валенса, известный госбезопасности по кличке «Болек», в 1980 г. согласился прекратить забастовку по наущению коммунистов. «Солидарность» не возникла бы, если бы не решительные действия Алины Пеньковской и Анны Валентинович (Alina Pie;kowska and Anna Walentynowicz), которые физически не позволили рабочим покинуть гданьский судостроительный завод и тем самым спасли забастовку.

Сам Лех Валенса в недавнем интервью, которое он дал Би-би-си в своем гданьском офисе, признает,  что его методы борьбы с коммунистическим режимом могут нравиться не всем, но, сказал он: "Не знаю, слышали ли вы такое выражение: победителей не судят… Для того чтобы прийти к победе, победитель должен принимать странные и различные решения. Как вы сами сказали, я победил. А значит, мои методы были хорошими".


Рецензии
Как бы там ни было - бездушным буквоедам нечего написать о Валенсе как человеке...

Виктор Золя   05.04.2022 22:28     Заявить о нарушении
Этих людей нельзя назвать «бездушными буквоедами» потому что они защищают память тех, кто беззаветно боролся с режимом в Польше, не щадя самой жизни и никогда не вступал в сделки с властями, в то время как Валенса был платный сотрудник охранки. Поэтому они болезненно относятся к героизации доносчика коммунистической тайной полиции под кодовым именем «Болек». Тем более, что он за деньги мог доносить на своих товарищей.

Валенса долгое время отрицал факт сотрудничества с тайной полицией. В 2008 году, например, Валенса сказал Би-би-си: «Вы нигде не найдете моей подписи о согласии сотрудничать. Все это инсинуация и часть кампании коммунистических спецслужб против меня». Но 18 февраля 2016 года польский государственный Институт национальной памяти (ИНП) заявил об обнаружении пакета с документами, подтверждавшими сотрудничество Валенсы со Службой безопасности ПНР.

Михаил Абрамов   06.04.2022 02:05   Заявить о нарушении
Как мне известно - Валенса заявил, что подписал документы, касающиеся сотрудничества со спецслужбами, но НЕ ДОНОСИЛ и НЕ БРАЛ ДЕНЕГ.

Так что обвинения именно в СОТРУДНИЧЕСТВЕ - полагаю сугубо буквоедскими, потому что других поводов подозревать его в продажности и двуличии не припомнаю.

Виктор Золя   06.04.2022 07:09   Заявить о нарушении
Статья называется:
«Polish Institute: Files Show Lech Walesa Worked With Communist-Era Secret Police»
February 18, 2016

""""
«»»»»

Poland's history institute says it has seized records showing that Lech Walesa — former president of Poland and the founder of the nation's anti-Communist Solidarity movement — was a paid informant for secret police during the Communist era.

""""

Институт истории Польши заявил, что изъял документы, свидетельствующие о том, что Лех Валенса — бывший президент Польши и основатель национального антикоммунистического движения «Солидарность» — был ПЛАТНЫМ осведомителем тайной полиции в коммунистическую эпоху.

""""
The new documents seized by the Institute of National Remembrance reportedly show a handwritten commitment to cooperate with the secret police — signed Lech Walesa and "Bolek," his alleged code name — as well as receipts for money, signed "Bolek."

""""

Сообщается, что новые документы, изъятые Институтом национальной памяти, демонстрируют подписанное от руки обязательство сотрудничать с тайной полицией — подписанное Лехом Валенсой и «Болек», его предполагаемое кодовое имя, — а также денежные квитанции, подписанные «Болек».

""""
The files came from the house of the late Gen. Czeslaw Kiszczak, the last Communist interior minister of Poland, The Associated Press reports

"""

Файлы поступили из дома покойного генерала Чеслава Кищака, последнего коммунистического министра внутренних дел Польши, сообщает Associated Press.

Михаил Абрамов   06.04.2022 21:24   Заявить о нарушении
Ссылка на адрес сайта не прошла. Наберите название статьи, если желаете прочесть весь текст.

Михаил Абрамов   06.04.2022 21:27   Заявить о нарушении
Я всё это читал на польском сайте в оригинале. Тексты упоминаемых доносов не приводятся. Валенса не отрицает существование компрометирующих его записей, но намекает на некое заинтересованное лицо, комментарии какового расставили бы всё по местам... впечатление у меня такое, что речь идёт о каком-то спектакле для замыливания глаз руководству СБ, но буквоедов ход мыслей человеков, вынужденных "валять дурака" - не интересуют, потому что ничего кроме условностей, из которых составляется информация они не различают.

Виктор Золя   06.04.2022 22:19   Заявить о нарушении
Вот, что пишет Марек Ян Ходакевич, который весьма критически отзывается о Лехе Валенсе. Я это не включил в свою статью, чтоб не перегружать.

((((

Наиболее вопиющим образом Джонс сделал Леха Валенсу виртуальным стержнем своей истории. Таким образом, нам подают глупую агиографию профсоюзного лидера, основанную на его собственных (призрачных) «воспоминаниях». Джонс упрямо и презрительно отвергает все доказательства того, что Валенса был доносчиком коммунистической тайной полиции под кодовым именем «Болек». Он допускает, что, может быть, «правдоподобно» то, что «молодой и безработный» и наивный Валенса, отягощенный семьей, мог доносить за деньги на своих товарищей (с. 134, 314). Но это был эпизод, который не определял «героя» Джонса.

Во-первых, Джонс никогда не читал улики, так как не знает польского. Вместо этого он полагался на дружелюбных местных обфускаторов, чья миссия — защищать Валенсу. Наплевать на правду. Понятно, что автору неизвестны какие-либо конкретные обвинения против своего героя.

Во-вторых, Джонс, считающий себя экспертом по разведке, совершенно не понимает методов работы коммунистической тайной полиции. Только когда прикрытие осведомителя было раскрыто, он дезертировал, умер или иным образом перестал быть полезным, СБ и КГБ могли бы списать его. Они всегда считали стукача активом. Так было и с Валенсой. Он никогда не отрекался от своей деятельности и продолжает отрицать свое стукачество. Это же делает Джонс. Для него Валенса — «настоящий герой» (стр. 309).
))))

Михаил Абрамов   07.04.2022 03:12   Заявить о нарушении
Ввиду отсутствия текстов доносов я допускаю возможность, что "вербовка" Валенсы была результатом сговора между рядовым функционером СБ и подающим надежды профсоюзным деятелем: "Оформляем твоё сотрудничество, сочиняем пару-тройку бесполезных вроде бы доносов, и таким образом - начальство получает свидетельства стараний вербовщика и бесперспективности использования бестолкового информатора. Все довольны и в дальнейшем друг дружку не беспокоят..." Кажись как раз в Польше после падения режима произошла масштабная люстрация, однако в в архивах СБ компромата на Валенсу не нашлось, по всей видимости потому что всерьёз материалы из папки, найденной в шкафу после смерти её обладателя - никто в семидесятых годах не принял...

Виктор Золя   07.04.2022 06:57   Заявить о нарушении
Вполне возможно, что Вы правы. Но это очень благотворительная версия по отношению к Валенсе. Там же расписки в получении денег. Как говорится: это не ложь, если ты в это веришь.

Михаил Абрамов   07.04.2022 23:16   Заявить о нарушении
Я успел пожить и поработать в социализме и точно знаю, что тогда существование расписки - далеко не всегда означало получение денег...

Виктор Золя   07.04.2022 23:43   Заявить о нарушении
Это подтверждает старую истину, что важны не факты, а их интерпретация. Бездушные буквоеды смотрят на расписки и видят расписки, в то время как на самом деле это очень искусная операция, спектакль для замыливания глаз руководства польских спецслужб.

Видимо, бездушные буквоеды – это потомки простодушного отрока, который по глупости не увидал на короле роскошного платья, в то время как искушенная в искусстве наряжаться свита короля продолжала нести невидимый буквоеду-отроку шлейф.

Михаил Абрамов   08.04.2022 02:31   Заявить о нарушении
Мне не известны факты, свидетельствующие о стремлении Валенсы репрессировать или физически уничтожить людей, ведающих что-то не хорошее о нём, а с точки зрения бездушных буквоедов - любой "эффективный менеджер" вправе делать из подведомственного населения массу послушных биороботов...

"В 1990 году Валенса одержал победу на первых прямых президентских выборах в Польше: во втором туре он набрал свыше 74% голосов избирателей. В период его президентства в стране был реализован план быстрого перехода от государственной экономики к рыночной, в сентябре 1993 года — завершен вывод советского военного контингента с территории Польши, также политик установил рабочие отношения с НАТО и Европейским союзом.

После окончания первого президентского срока в 1995 году Валенса вновь принимал участие в выборах, но проиграл во втором туре кандидату «Союза демократических левых сил» Александру Квасьневскому (48,3% против 51,7%). В 2000 году Валенса вновь предпринял попытку баллотироваться в президенты, но смог набрать лишь 1,4% голосов избирателей."
"В 2006 году Валенса разошелся во взглядах со своими сторонниками по «Солидарности» и вышел из партии в знак протеста против поддержки ее руководством политики консервативного правительства Ярослава Качиньского — лидера партии «Право и справедливость», победившей на выборах в 2005 году. В 2016 году Валенса заявил, что намерен вернуться в политику, и объявил о начале постоянного сотрудничества с либерально-консервативной партией «Гражданская платформа»."

Виктор Золя   08.04.2022 07:21   Заявить о нарушении
Между делом - проглянул некоторые Ваши замечания к рецензиям,и почему-то захотелось спросить: не подозреваете ли Вы в судьбе Президента Зеленского второе пришествие Иисуса Христа на нашу грешную Землю?

Вообще говоря - очень мне неловко наблюдать, как поборники святости умудряются не замечать слова из одной вроде как чтимых ними книжек о том, что Антихрист всегда найдёт способ явиться смертным в таком виде, что именно ему как никому другому - им захочется отдать себя и свои души без остатка...

Виктор Золя   09.04.2022 18:26   Заявить о нарушении
Не знаю, о каких «поборниках святости» Вы говорите, я – атеист.

Михаил Абрамов   09.04.2022 21:19   Заявить о нарушении
Имею в виду буквоедов, требующих от публичных персон буквальной безукоризненности.

Виктор Золя   09.04.2022 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.