Блок. Невидимка. Прочтение
Веселье в ночном кабаке.
Над городом синяя дымка.
Под красной зарей вдалеке
Гуляет в полях Невидимка.
Танцует над топью болот,
Кольцом окружающих домы,
Протяжно зовет и поет
На голос, на голос знакомый.
Вам сладко вздыхать о любви,
Слепые, продажные твари?
Кто небо запачкал в крови?
Кто вывесил красный фонарик?
И воет, как брошенный пес,
Мяучит, как сладкая кошка,
Пучки вечереющих роз
Швыряет блудницам в окошко...
И ломится в черный притон
Ватага веселых и пьяных,
И каждый во мглу увлечен
Толпой проституток румяных...
В тени гробовой фонари,
Смолкает над городом грохот...
На красной полоске зари
Беззвучный качается хохот...
Вечерняя надпись пьяна
Над дверью, отво'ренной в лавку...
Вмешалась в безумную давку
С расплеснутой чашей вина
На Звере Багряном – Жена.
16 апреля 1905
– «…над топью болот, // Кольцом окружающих домы…» – это не только реальные болота, окружающие реальный Питер, но и те, по которым он бродил а мареве Ночной фиалки, и те, что мнились ему в миазмах пузырей земли.
– «Протяжно зовет и поет // На голос, на голос знакомый.» – так дети поют на голос любимой певицы.
– «Вам сладко вздыхать о любви,// Слепые, продажные твари?» – твари тоже все те же, из предыдущих стихов «Города» – «…Серые прохожие усердно проносили // Груз вечерних сплетен, усталых стертых лиц. Январь 1905», «… ваши девы слепы, // У юношей безогнен взор. 16 апреля 1905 ». Те самые, которые, как чумные крысы, как уэлсовские морлоки:
«…Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли то'лпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых…
…незримый поток шелестил,
Проливаясь в наш город, как в море…
10 сентября 1904»
Еще бы! В стихотворении – все тот же Невидимка: «…в полях однозвучно // Хохотал Невидимка – и разбрасывал пыль. 15 апреля 1905»
– «Кто небо запачкал в крови?» – это о закате, про которые в период стихов о Прекрасной даме он писал: «…закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» (Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901)
– «Кто вывесил красный фонарик?» –
«…Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
22 февраля 1904»
«…Люди спали. О, люди! Пока не пробудитесь вы, –
Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,
Страшный колокол будет вам петь!
7 ноября 1906»
То есть и здесь ссылка, пояснение для читающих, что не о земном Санкт-Петербурге идёт речь, а о Городе – инфернальном отражении тогдашней нашей столицы, куда вывели Блока его «каменные дороги», который преподнесли ему его двойники.
Ну и красный фонарь – всем известная отметина борделя.
– «…Мяучит, как сладкая кошка, // Пучки вечереющих роз // Швыряет блудницам в окошко...» – Для Блока той поры всякий секс – это безусловная грязь. Л.Д., чтоб добиться его, после свадьбы даже приворотное зелье ему подмешивала, даже за заговором на любовь к тогдашним гадалкам-экстрасенсам ходила. «Молодость все же бросала иногда друг к другу живших рядом. В один из таких вечеров, неожиданно для Саши и со "злым умыслом" моим произошло то, что должно было произойти – это уже осенью 1904 года.» (Блок-Менделеева Л. Д. Были и небылицы.)
Может, 35-летняя К.М.С., которой достался 17-летний мальчик, позволила себе с ним всё то, чего стеснялась со степенным мужем? Например, поиграть в плохую девочку: «Наказывай, меня! Наказывай!»
Это я к тому, что «…Жена» – для Блока – термин не только библейский:
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Вмешалась в безумную давку // С расплеснутой чашей вина // На Звере Багряном – Жена.» – Апокалипсический образ Великой Блудницы – развращенного Вавилона: "и я увидел жену сидящую на звере багряном. ( ... ) И жена ( ... ) держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее" (Откр. XVII. 3-4).»
»
Свидетельство о публикации №221122301087