Скудара 35

 Брусиловский отход и прорыв.
Плен.

Младшие братья Николая, Иван и Александр,были направлены в 53 Сибирский полк.
Старшие братья Ильи, Николай и Селивёрст были призваны в 14 Сибирскую стрелковую дивизию, их полки формировались в Ново-Николаевске,Томске и Омске, позже вошли в состав 2 армии.

14-я Сибирская дивизия дислоцировалась под Болимовым, севернее находился 55-й Сибирский полк. а на левом фланге 53-й Сибирский полк. Полки были выставлены сплошной линией.
  В тот день, 18 мая, было всё как обычно,разведчики донесли, что неприятель готовится к атаке.  Все полки ждали неприятельской атаки. Накануне они заметили
 особую активность немцев, но не поняли, что замыслил неприятель, к чему это они так оживлённо готовятся.
 Чтобы всё выяснить, отправили на разведку два аэроплана .Однако они были жестоко обстреляны и выяснить то, чем же так увлечены немцы, они не смогли.

 Доклады разведчиков свелись к тому, что " противник укрепляет окопы."
 А 16 мая сибиряки заметили над болимовским лесом столб пыли. Это был обоз из 30 фургонов и 9 больших закрытых брезентом, повозок с упряжками по шесть лошадей. Но что это были за грузы, никто и предположить не мог.

18 мая в 3 часа 20 минут германские части начали атаку.

 Вдоль фронта сплошной линией, они  установили 12 000 газовых баллонов с сжиженным хлором . Ждали только ветра, когда он подует на российские позиции, и он подул.
Над линией фронта появился зеленоватый дым. Он сформировался в плотное газовое облако. Оно, гонимое ветром, быстро накрыло позиции российских военных. Выброс хлора длился всего 2-3 минуты.

Надвигающееся облако бойцы приняли за дымовую завесу противника перед атакой и, постарались укрепить позиции резервными силами. Стянули все силы в одно место.

Но вскоре все почувствовали удушающий газ. У бойцов появился кашель,рвота, головокружение, изо рта шла белая пена с кровью. Теряя сознание, бойцы падали и погибали.
. Одновременно с применением газа противником был открыт мощный винтовочно-пулеметный и артиллерийский огонь.

Выпускаемые противником артиллерийские снаряды также были снаряжены удушливым газом. Хлор разлился на десятки километров. Окопы первой оборонительной полосы оказались заполнены трупами.
Выжженная земля была заполнена трупами людей и задохнувшимися лошадьми.

 53-й полк, попавший в эпицентр газовой атаки, был практически уничтожен. Погибли все, кто находился в оборонительных окопах и 54 полк и 55 полк и 56 полк. Среди тех, кто попал под газовую атаку были и братья Николая и братья Ильи.
14-я Сибирская стрелковая дивизия в мае 1915 г. первая испытала на себе немецкие газы и была ими совершенно уничтожена. Русские отступали.

9 июня Российская армия оставила Львов.

Когда отступали, Родион Антипин, возглавил роту после гибели ротного и провёл отступающие манёвры, согласно приказу. Брусилов отходил на Волынь.

 Родион очень болезненно перенёс отступление.

 За время войны пришлось всякое узнать и увидеть. Поэтому он уже знал, что сейчас будут делать с русинами австрийцы. Захотелось с кем-то поделиться своими переживаниями и он вспомнил Николая.

 — Эх Скудара, как-ты?Даже не знаю, жив ли? Что-то я так и не спрошу этого Скударного, кто он Скударе? Внешне очень схожи и такой-же отчаянный — раздумывал Родион, вспомнив об Илье.


Попав на фронт, при первом же столкновении с врагом, Илья увидел раненых и даже убитых солдат. Он ещё помнил, как они совсем недавно, что-то рассказывали друг другу, шутили и даже смеялись, а теперь лежат в траншее обездвиженные и никогда больше не встанут.
  -- А у них есть родные, близкие, которые ждут, переживают. Но эти солдаты уже никогда не обнимут своих родных и ничего им не скажут.

 Илья был потрясён, он был разгневан, у него появилось зло против врага, боевое зло. Он не щадил себя, он вдруг осознал, что может оказаться в таком же положении в окопе или траншее. Он останется лежать, а враг ступая на его землю, перешагнёт через него и всё! Конец!

Тогда он решил для себя, что коли жив, так о жизни и думать должен, а без Родины и жизни нет.Он вспомнил слова старого бати, что смерть трусливых любит и бесшабашных.
 — А это значит, что стах в себе нужно бороть, но и не рисковать за зря. Умирать, так во Славу.
 
С этого дня он шёл среди первых, шёл через страх, скрепив сердце и стиснув зубы.
Шёл на врага, как на зверя. Он охотник, он должен чувствовать зверя, знать его повадки и оценивать ситуацию.

 С тех пор он стал ощущать себя охотником, а это значит не должен давать волю страху. Зверь всегда чувствует человечий страх, поэтому и побеждает. Нет! Этот зверь не почувствует его страха!
Его смелость и отвага не остались не замеченными поручиком Антипиным.

 -- Что-то я всё никак не найду время и не спрошу у Скударнова, кто он Скударе. подумал Родион, когда образовалось затишье.
 
Выбрав время, он подошёл к Илье, когда тот, вернувшись с боевого задания, отдыхал, сидя в окопе.

 — Рядовой Скударнов, ты с Алтая?

 — Так точно, с Алтая ваше благородие.

 — Ну давай без благородия, по-дружески. Скажи, Скударнов Николай с Алтая твой родственник?

 — Родственник, господин поручик. У нас из села на фронт ушли шесть Николаев Скударновых. Все братья, двое, мои близкие братья, один родной, другой двоюродный.

— Как ты по - батюшки?

  — Илья Данилыч.

 — А Николай Михалыч, кто тебе?

 — Мой  двоюродный брат и лучший друг.

 — Он и мой друг— подумал Родион, а вслух сказал
 — Ты как и он, силён духом, такой- же отчаянный. Ну, давай Скудара, отдыхай. — он похлопал Илью по плечу и отправился дальше.

— Постойте, господин поручик, я уже вот скоро пол года, как воюю, а про братьев своих ничего не знаю. Думал, что кого и встречу здесь, а где тут — махнул рукой Илья
.
 — Про Николая, или как его в роте зовут, про Скудару, могу рассказать и то только то, что до отступления было.

 — Буду рад, узнать о брате,господин поручик.

  — Не легко ему, его рота первая перед армиями выдвигается. Они и разведчики, они и мостостроители, они и обеспечивают безопасный проход через реки, и защищают своих от неприятеля.

И  при отходе, его роте приказали врага удерживать,  чтобы армия благополучно отступила.

 — Вот уж где он своих солдат-то хоронит — вздохнул Илья.

 — Не скажи, у него- то как раз и самая низкая смертность, хитрая бестия. Звериный нюх у него, чутьё звериное. Понимаешь?

 — Понимаю, сам охотник — засмеялся Илья.

 — Веришь ли, он три месяца на горе жил со своей ротой и никто их там ни разу не распознал. Наши отошли, а он  остался и там врагу дремать не давал.  Ночью по ручью, да по реке выдвигались и за несколько верст от своего укрытия, то машины врага на дороге подорвут, то колонну немцев взорвут.

 — Как это они целую колонну-то смогли взорвать?—удивился Илья.

 — Да выдумщик он хороший. Пройдут версту- другую, закопают в землю ящики с порохом. Да не просто зароют на дороге, а один уложат по середине, а два по бокам дороги в несколько шагов позади. Вот немцы кинуться от взрыва в стороны, и опять на его подарки нарвутся.

 —Хитро. В этом он мудрец! Охотники, они такие — опять засмеялся Илья.

  — Идти –то надо, вот враг вперёд проверяющих пустит, те идут, проверяют, а всё чисто! Версту идут, чисто.!Две, три, чисто! Ну и успокоятся. Зашагают смело, а он им опять подарочек преподнесёт. Одна его рота за одну ночь, а столько им бед наделает, что мы за день  и половины не сотворим.
Не раз и такое было, что выследят вражескую позицию и ночью её атакуют. А те ни сном не духом. Вокруг же все свои, бояться некого и вот тебе на!

 Сам Российский император ему Георгия на грудь вешал и не одного, он почитай у нас георгиевский кавалер. Когда император его награждал, то по плечу похлопал и поблагодарил.

 — Сам царь?Ну Миколка! Герой!

 — Герой. Только не все это признавать хотят.Три месяца он со своей ротой у врагов на их стороне находился. Он же не по своей воле на стороне неприятеля оказался, ему же про отход никто не сообщил. Связи не было.А его за это под трибунал хотели, Брусилов отстоял. Просил, чтобы наград не лишали, так его всё равно, хоть звания, да лишили.

 — Надо же.Трибунал.Серьёзное дело.

  — Серьёзное. Ротного другого поставили, только штаб роты без него ни одного решения не принял. Всегда с ним советуются. Давно уж я его не видел, как сюда перевели, так и не встречались больше. Ну ладно, Скудара, отдыхай.

Сегодня у Родиона тяжело на душе, сегодня не до душевных разговоров. Он вспоминал, как все радовались, когда Львов был отвоёван.
Все то и дело твердили о том, что Львов вернулся в Россию, что  вновь вернулись исконно русские земли! А как радовался народ, русины и вот..отступили.Оставили русин на растерзание врагу.

Он был прав.Вернувшиеся австро-венгры подвергли страшным казням всех русин, которые жили в городах и сёлах при Российской армии.
 
По улицам ставились виселицы. Русин казнили по оговору или просто так для устрашения. Привязывали их к столбу или к дереву и учили новобранцев, отрабатывать на живых "мишенях" технику работы штыком в рукопашных боях.

Издевались как над девушками, так и над не молодыми женщинами, заставляя их ублажать австрийских солдат.

Но самое страшное было другое, когда под Львовом разожгли огромный костёр и бросали в него детей до двух лет.Что пережил и переживает этот народ, без содрогания нельзя было представить.


Видя, что российская армия отступает, Австрия решила наказать Италию, чтобы проучить её за то, что она отказалась воевать с Россией, более того, приняла её строну. Австрия напала на Италию.
Активизировались бои на Французском фронте.

В Могилёве, в Ставке, Брусилов, которому надоело вести пассивную, оборонительную войну, предложил свой план новой техники ведения наступательной войны. И хотя император не верил в успех плана Брусилова, всё же его план наступления был принят.

Необычность плана заключалась в том, что армия Брусилова, вытягиваясь, вдоль всего фронта, вызывает на себя огонь всех армий противника. Отвлекая тем самым неприятеля от главного удара, который должны были осуществить другие армии.

План Брусилова сработал, но две армии северного фланга не выполнили приказа и не повели свои армии в наступление. Тем самым поставили под удар армию Брусилова.

Однако тот подъём и тот порыв при патриотизме российского солдата, позволили сделать самый настоящий прорыв! Армия Брусилова вернула Галицию и Буковину.
Но если армии  генерала  А.В.Эберта и генерала А.Н.Куропаткина, которые имели очень сильное артиллерийское оснащение для главного удара, не нарушили приказ, то война закончилась бы в 1916 году, разбив Германию полностью.

Только вот Николаю не удалось порадоваться успеху. С криком" Ура" он поднял свою роту и пошёл впереди всех. В это время рядом с ним разорвался снаряд.Ударной волной его отбросило в сторону и с силой ударило о землю. Николай потерял сознание.

Очнулся он от того, что его кто-то куда-то волок. Он видел перед глазами землю, но ничего не чувствовал. Его подволокли к дереву, привязали, он ничего не понимал, что происходит.

А получилось то, чего Николай никак не ожидал. Под артиллерийским огнём, его рота отошла к лесу. По началу никто не хватился своего бывшего ротного, но потом все решили, что он погиб.

Оставленное поле заняли немцы. Николай попал в немецкий плен.
Привязанный к дереву, он не чувствовал никакой боли. К нему подошли два немца, молодой солдатик держал в руке винтовку со штыком.
Немец постарше что-то говорил младшему.Потом старший взял  винтовку у младшего и, поддел кожу на голове Николая, кровь залила лицо

Что-то объясняя, старший немец вернул винтовку молодому. Молодой солдат принял винтовку и постарался повторить действие старшего. У него плохо получалось, он поднимал кожу на голове и она быстро обрывалась,заливая голову Николая кровью.

Глаза ничего не видели, он мог слышать, но не мог понять, то слышит. Старший немец что-то громко крикнул. Молодой немец ткнул штыком в грудь, штык упёрся во что-то твёрдое. Он доложил старшему, тот взял у молодого винтовку и тоже ткнул Николая в грудь, штык во что-то упирался.

 Немец, рванул рубаху на груди Николая и обомлел, на груди у российского солдата была икона Божией матери. Он громко крикнул и к нему стали подходить немцы. Они что-то говорили, щупали икону, но не срывали её. Николая отвязали от дерева и оставили лежать на земле.

Он лежал не двигаясь. Отлежавшись, он решил встать. Куда идти он не знал.Он просто переставлял ноги и куда-то двигался. Голова его была в крови, грудь голая. Он не чувствовал холода и не слышал ветра, он просто шёл, только бы уйти от этого места.

Сколько он прошёл, он не знает и не помнит. Он даже ничего не понял, когда на его пути встали два немца. Один прикладом винтовки дерзко развернул Николая в левую сторону и так же прикладом толкнул его в спину. Ни о чём не думая, Николай пошёл туда, куда его направили.

Он шёл, а его время от времени толкали прикладом в спину. Потом он упал и вновь потерял сознание, когда очнулся, то оказался среди других пленных. Сам дошёл или доволокли, он не знал. Он не мог и не хотел о чём-то думать. Хотелось просто лежать и чтобы никто не его трогал.

 Николай лежал на голой ледяной земле и не чувствовал холода. Он вообще  ничего не чувствовал ни холода, ни боли. Он чувствовал только слабость. Его не слушались руки, ноги, даже мозг его молчал. Он всё видел, слышал, но ничего не понимал.

 Утром всех пленных подняли и куда-то погнали. Николай встал, кто-то из пленных взял его под руки и он шёл вместе со всеми. Они шли несколько дней. Им давали воды, но не кормили. Николай и не хотел есть, но жадно пил. Потом их повезли на поезде. Николай ехал в Германию.

Неожиданно для всех, соблюдающая нейтралитет Болгария, вдруг переходит на сторону Германии.

Царь Болгарии объявил в стране мобилизацию. А через несколько недель болгарская армия вторглась в Сербию и стала отвоёвывать её территории. Объединённая армия Франции и Англии, пыталась её остановить, но безуспешно. Сербия оказалась под болгарской оккупацией, что позволило Австрии и Германии разбить Черногорию, Сербию,Хорватию и Боснию.

Покончив с Сербией, Болгария, развив аппетиты, нападает на Румынию. Продвижения болгарской армии, при поддержке австро-венгерской армии, быстро продвигалась в глубь Румынии. Вскоре Румыния была полностью оккупирована!

Бригада, в которую входила рота Родиона, была отправлена на румынскую границу. Если враг пройдёт через границу, то под угрозу попадёт  территория России. Необходимо было остановить дальнейшее наступление германо-австрийских и болгарских войск

В штаб бригады, где воевала рота Родиона, разведчики доложили, что на территорию, где развернулись позиции роты поручика Антипина, выдвинулась армия противника. Но чья это армия,разведчики сказать точно не могут,разведчики вообще были в недоумении.
 —— У них мундир, такой-же как наш, и фуражки, и кокарда такая же — рассказывают разведчики, перебивая друг друга.

 — Даже молвят  вроде как по нашему, но больше на белоруску речь походит. Кто ж такие-то?

 — Братушки наши, болгары — пояснил Родион.

 — Как болгары? Да мой же батька за них с турком дрался!

 — И мой турок бил, братушек выручал.

 — А мой дядька вообще не пришёл с того фронту, там и сгинул в ихней землице!
 
 Солдаты стали вспоминать, кто из родственником воевал с турками за Болгарию, и что рассказывали, и кто смог вернуться, а кто так в Болгарии и остался.

 — Господин поручик, дак как же это так-то? Это почитай турок –то не одну сотню лет измывался над ними. Турок – то этот. А они теперь с ним вместе, с турком-то и против нас?  -- с недоумением спросил солдат.

 — В 1396 году османская империя их себе подчинила. А освободила их Россия в 1878 году Такие вот дела — пояснил Родион

Солдаты, кто присвистнул, кто воскликнул" ого"

 — Это ж сколь веков –то ? Эт почти пять?Пол тыщи?— удивился  солдат.

 —  Ну да. Полтысячи лет Румынские, Молдавские, Болгарские,Черногорские. Сербские, Хорватские, Боснийские все они были под игом османской империи. И всех их , 37 лет назад от османского ига освободила Российская армия

 — Это чё получается, наши отцы им свободу дали, а они теперь нас полонять пришли? Вот те и братушки.

—Так выходит, что ндравилось им под турком-то жить?

 — А мне батя сказывал, что там болгарский християнин, коли женится, так права первой ночи лишается, первым турок должён быть.

 — Да брешешь поди — усомнился, стоящий рядом, солдат.

 — Кто брешет, я ?

 — Тихо, тихо — утихомирил Родин спорщиков.— всё так и есть. Болгары безвольные были, землю свою иметь  в собственности не могли, даже продать что-то со своего хозяйства права не имели. Мальчиков и тех могли с младенчества забрать в янычары.Да и не только у болгар. мДа.!

 От  такого длительного ига, болгары и письменности своей не имели и армии у них своей тоже не было. Понятно, что и мундиров своих они не могли иметь тоже. Вот наша Российская империя им армию создала, обучила, мундиры пошила, вот они поэтому и похожи мундирами на нас. А говор наш схож, да. Но и без этого, многие болгары в нашей стране наукам обучались. Своих-то учебных заведений у них не было. Ни докторов своих, ни экономистов, ни инженеров своих. Вот такие вот братцы дела. Значит братушки на нас идут, ну что братцы, встретим братушек?

 — А куды ж мы денемся, встретим, как положено ! — загалдели солдаты и стали расходится по своим окопам и траншеям.

Не уступили болгарам ни пяди земли, стояли на смерть.

Илья был на первых позициях и метко поражал свои цели.
 Всё случилось очень неожиданно для него, когда вражеская пуля обожгла лицо.У Ильи, оголилась лицевая кость и челюсть. Он упал. А когда к нему подбежали санитары Илья был без сознания.
 
 — Жив?

 —Жив, но в повозку нельзя. Половина лица на плече лежит, кожа висит, не оборвалась, надо прибинтовать, а то мужик без лица останется.Ты мочиться хочешь?

 — Нет, я успел опорожниться,вон солдат бежит.

— Брат, помоги нам— солдат остановился.

 — Помочиться надо, солдат, не хочешь? — спросил его второй санитар.

 — Хочу

 — Тогда промой лицо раненого солдата, глаз кровью залит, и щека на плече , вот давай сюда направь свою струю, обмой от крови и грязи.

 — А он жив?

 — Жив, жив, давай.

Солдат всё сделал, что хотели от него санитары. Тогда один из санитаров прилепил щёку на своё место, обмазал дегтярной мазью и забинтовал голову, оставив только щель для носа.

 — Давай сюда — крикнул другой санитар вознице.

Когда подошла лошадь с подводой, , там уже лежали  раненые. Санитары погрузили Илью на подводу и заспешили дальше оказывать помощь другим раненым.
начало: Скудара 1 http://proza.ru/2021/03/19/1902
продолжение: Скудара-36 http://proza.ru/2022/01/07/1751.


Рецензии