3D печать

        Народ у нас иной раз бывает забывчивый. Особенно на заправке. Свою машину иной клиент заправит, а пистолет от заправочника отстегнуть забудет. Ну, и стартует со шлангом. Разумеется, тот рвётся и дальше уже как Бог даст. Бывает, при хорошем рывке, и машины повреждают, вплоть до потери бампера или заднего стекла. Оператору же приходится восстанавливать целостность оборудования.

Для того, чтобы шланг и колонка при рывках оставались целыми, между ними крепится разрывная муфта. Она представляет собой железку, выточенную из шестигранного прута. По краям муфты имеется резьба, в центре сквозное отверстие, а посередине — глубокая проточка. Вот как раз по этой проточке муфта при рывке и ломается. В этом состоит её защитная функция.

С предохранительными муфтами на нашей газовой заправке раньше особых проблем не было. Если они кончались, то мы просто обращались к токарю и заказывали новые. Но потом один токарь уволился, у другого кончился материал, с третьим ещё какая-то бкда приключилась. А любые запасы имеют свойство кончаться. Я говорил уже, что народ у нас иной раз бывает забывчивым, а оператору за всеми не уследить. Короче, муфты подошли к концу.

Слава Богу, мы живём в двадцать первом веке, новые технологии там и всё такое. Мне и пришла в голову мысль попробовать заменить металлические муфты пластиковыми. Вопроса как это сделать попросту не возникло, ведь давно изобретена и активно внедряется в жизнь такая штука, как 3d печать. По телевизору про неё показывают и в Интернете пишут. Почему не попробовать? Вот только где эту самую печать найти в городе Пскове?

Порывшись в справочниках, я нашёл адрес одного ателье и при первой же возможности туда наведался.
Бородатый дяденька, к которому я обратился, изобразил грустную мину и сообщил, что когда-то таки да, они печатали всякие вещи, но за нерентабельностью продали принтер и завязали с этим грязным делом, целиком сосредоточившись на фотографии.
- И что делать? - Задал я извечный русский вопрос.
- Попробуйте через «вКонтакте» найти Станислава. Он занимается этим в частном порядке. - Посоветовал бородач.

Поисковик быстро выдал мне и самого Станислав, и его страницу, на которой русским по белому значился среди прочих данных номер телефона. Я набрал его на своём мобильнике и нажал вызов.

Станислав сначала мой звонок весьма скептически. Но, уразумев, что это не какой-то развод, а вполне деловое предложение, смилостивился и растолковал, что он всего лишь печатник. Для работы ему необходима модель, а моделированием занимается некий Сергей. То есть сначала следует обратиться к нему и только после этого заказывать исполнение детали. Телефон моделиста печатник скинул мне СМСкой.
 
Через несколько дней я встретился с Сергеем Он оказался очень молод, невысок, худощав и трудился на заводе. Возле проходной этого самого завода мы как раз и встретились.

Осмотрев деталь, Сергей заявил, что ожидал худшего.  Смоделировать же данную муфту труда не составит, и через пару дней он вполне сможет переслать файлы мне на электронную почту.
- Файлы ты перешлёшь. - Сказал я. - Но как мы рассчитаемся?
- Переводом денег на мой телефон. - Как о чём-то обычном сообщил Сергей. Для него такая операция явно была привычной, чего нельзя было сказать обо мне. К тому же ещё и адрес собственной электронной почты напрочь вылетел у меня из головы. То есть сам адрес я помнил, но отчего-то затруднился изобразить на бумаге латинскую транскрипцию русской буквы «ш».

  Помучившись с изображением адреса, я скомкал листок бумаги, выдернул из приёмника машины флешку, и вместе с образцом отдал их  моделисту,  сказав:
- Файлы скинь сюда. Позвонишь, когда будет готово, я подъеду, заберу и рассчитаюсь наличными.
- Хорошо. - Сказал Сергей, несколько ошарашенный моими допотопными привычками, и назвал цену своей работы, устроившую нас обоих. После сего мы, скрепив договор рукопожатием, расстались как  деловые партнёры.

Буквально на следующий день Сергей позвонил и сообщил, что заказ готов в обоих вариантах, с резьбой и без резьбы. Дело в том, что, по словам специалиста, при печати резьба получается изображённой весьма посредственно, и есть смысл попробовать нарезать её уже на готовой детали. Поскольку пластик по определению мягче метала, тут даже плашка не нужна, резьба должна образоваться сама при вкручивании детали на уготованное ей место.

Вскоре Сергей вернул флэшку с файлами, а я заплатил ему за работу наличными деньгами, добавив немного сверх обещанного в знак возможного дальнейшего сотрудничества. На этой радостной ноте мы с моделистом и распрощались.
Тем же вечером я написал письмо на электронную почту Станислава, приложив к нему виртуальные модели обоих вариантов муфты. Тем же способом Станислав ответил, что в ближайшее время приступит к печати и позвонит по готовности. Оказывается, дело это не быстрое и на изготовление муфты может уйти от четырёх до шести часов. Я отчего-то считал, что процесс идёт значительно быстрее.

Станислав связался со мной по телефону дня через три. Встретиться мы договорились возле Пушкинского театра.
Как в старой хохмочке, Станислав приехал на встречу в машине апельсинового цвета. То есть, на «Опеле» синего цвета.

Я, наконец-то, получил долгожданные муфты. Почему-то представлялось, что они будут серые, но детали выглядели выточенными из кости и даже на ощупь напоминали кость.
Я ответил на вопрос печатника о предназначении этих штуковин и объяснил, что до меня никто такой фигнёй не маялся, и что нет пока никакой уверенности, что оно будут работать. Но если эксперимент завершиться удачно, то последует заказ минимум на десять штук. Данное известие Станислава, наверно, обрадовало, равно как и щедрая оплата сверх договорённости. На том мы с ним и расстались. Муфты я положил в бардачок машины и, наверно, впервые в жизни стал с нетерпением ждать рабочего дня.

На работе, взяв запасное резьбовое соединение и гаечный ключ, я прогнал по нему деталь с напечатанной резьбой. Пластик довольно легко шёл в металл. Он оказался не вязким, как полиэтилен, а имел мелкозернистую структуру. Сыпались скудные мелкие опилки.
На второй стороне муфты резьба оказалась левой. Я так и не понял почему. То ли Сергей проявил ненужную инициативу, ведь на образце резьба с обоих концов стояла правая, то ли Станислав напортачил при печати. Впрочем, принципиального значения направление резьбы не имело. Импровизированная плашка поменяла его с весьма небольшим усилием.

Сложнее получилось с муфтой без резьбы. Но и там, повозившись, я сумел сделать эту самую резьбу. Теперь у меня имелось две готовых к испытанию детали и надежда на самые радужные перспективы.
 
Ждать, пока клиенты оборвут муфту, я, разумеется, не стал. С наименее ходовой колонки скрутил железную муфту и, не пожалев фум-ленты, поставил на её место пластиковый новодел. Открыл вентиль колонки. Посмотрел на плоды своих усилий. По резьбе газ не травил, и это радовало.

Обуянный гордыней, я сразу подключил шланг, висящий на новой муфте, к машине первого же подъехавшего таксиста и включил колонку.
Увы, увы, через несколько секунд газ пошёл через муфту. Не по резьбе, а именно что прямо через корпус муфты! Пришлось останавливать колонку и запитывать машину с другого шланга.

Покойный генерал Власов в своих позорных метаниях любил приговаривать, что вода дырочку найдёт. Так вот сжиженный нефтяной газ оказался хуже воды. Он нашёл в корпусе муфты даже не дырочку, а мельчайшие поры, через которые и травил наружу не облачками, а целыми струйками.

Всё правильно, ведь при 3d печати экструдер наплавляет слои мельчайшими порциями, как будто выкладывает объект из кирпичиков. Между этими «кирпичиками» неизбежно образуются микроскопические швы, а молекулы газа, получается, мельче этих швов, вот газ и прёт наружу через стенки как вода через решето. В общем, многообещающий эксперимент с треском провалился.
 
Оставалась ещё небольшая надежда на то, что поры можно закрыть температурным воздействием. Вернувшись домой, я вооружился нагретым паяльником и сунул его жало в отверстие одной из напечатанных муфт, тщательно заглаживая её внутренние стенки. Запахло палёной пластмассой. Отверстие после обработки приобрело приятный блеск и неприятный палёный цвет.

Наученный горьким опытом, на другой день я аккуратно поставил обработанную паяльником муфту на колонку и пустил газ в шланг. К сожалению, паяльник не помог. Топливо снова пошло через стенки. Пришлось снимать опытный образец и ставить обратно старую добрую железную муфту.

О неудачном результате я сообщил Станиславу по электронной почте, приложив фотографию парящей газом пластиковой муфты. Мечты о долгосрочном сотрудничестве рассеялись как сжиженный газ в атмосфере.

Читатель вправе спросить, жалею ли я о потраченном на безуспешные опыты времени и тем более деньгах,, извлечённых, кстати, из собственного кармана? Нет, не жалею. И сейчас объясню почему.

Для начала, меня окрыляла надежда на то, что всё получится, а жить с надеждой легче, чем без неё. Далее, в ходе подготовки к эксперименту я познакомился и пообщался с двумя интересными людьми, и хоть общение оказалось кратким, воспоминания о нём получились яркими. Наконец, мне удалось посмотреть, подержать в руках, и даже стать обладателем  распечатанного на 3d принтере изделия. Ну и, наконец, своими безуспешными изысканиями и их негодными плодами я похвастался своему руководству. И оно, то есть руководство в лице главного инженера, прониклось нашим бедственным положением и стало понемногу снабжать АГЗС металлическими муфтами заводского изготовления. Кстати, такие муфты можно легко заказать через Интернет. Одна штука стоит 350 рублей. Но я ведь не ищу лёгких путей!
 
Подводя итог могу сказать, что отсутствие результата тоже есть результат, не ошибается тот, кто ничего не делает, а любые усилия вознаграждаются.


Рецензии
Согласна, итог эксперимента неплохой. )
Праздничного настроения, Максим!
С уважением,

Марина Клименченко   24.12.2021 07:35     Заявить о нарушении
Марина, спасибо. И Вас с наступающим новым годом :)

Максим Рябов 2   24.12.2021 09:04   Заявить о нарушении
Интересно...значит, все эти 3Д напечатанные детали все-таки фуфло с дырками...пусть микроскопическими...пока не могу представить где бы такая структура детали могла бы быть полезной...хорошо, что попробовали и рассказали)))
Удачи,

Ия Белая   19.02.2022 13:03   Заявить о нарушении
Возможно, у исполнителей моего заказа был низкокачественный пластик. Недавно я видел 3д изделия без видимых пор, по структуре как хороший пластик.

Максим Рябов 2   19.02.2022 22:06   Заявить о нарушении