Вокруг фильма Застава Ильича

                Nomen illis legio - имя им легион
               
Сегодня я посмотрела фильм режиссера Марлена Хуциева «Застава Ильича», или, по раннему прокатному названию, «Им 20 лет». Фильм мне как художественное произведение не понравился, хотя есть документальные кадры, от которых захватывает дух. Столько знакомых, прекрасных, и ещё таких молодых лиц!
Смущенная своим мнением, все же  фильм снимал Мэтр, решила узнать, что думает о  нем  моя тетушка, которая была в 60-е годы в юном возрасте.

Интервью, взятое у моей тёти, простого зрителя, спустя 50 лет после премьеры.
О, да! Фильм этот помню. В этом фильме, на показанной вечеринке снималась масса знакомых  – Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский … На вечере в Политехническом Окуджава поёт мой любимый Сентиментальный марш; выступают Вознесенский, Ахмадулина, такой очаровательный и убедительный Женя Евтушенко… Сценарий писал Гена Шпаликов, рано и трагически от нас ушедший.

В свое время я видела фильм в отрывках, и общее впечатление было не лучшее. Правда, ты же знаешь, кинематограф – это не моё. В результате я не пошла в Дом Кино посмотреть фильм  целиком. Тем более не пошла на этот фильм, заново смонтированный в 88 году со всеми вырезанными кусками, премьерно показанный  уже в новом Доме Кино. Шел  часа три – ну кто выдержит такую пытку? Возможно,  не пошла потому, что все о нем говорили и в 60-е, и в 80-е. Из чувства противоречия. Или неприемлемости для меня ментального насилия. Шутка.
 
Недавно я посмотрела весь фильм. Он в целом  не понравился, общее впечатление  –  поверхностный, нежизненный, местами  чрезмерно взвинченный, по тем временам неестественная фронда: отцы и дети. Мне кажется, отцы, прошедшие войну на фронте или в тылу, пользовались может быть не всегда заслуженным  уважением детей.
Отец героини – коммунист-ретроград и одновременно карьерист-циник. Это, на мой взгляд,  искусственная конструкция, противоречие, поэтому его словам не веришь. Дочь вроде бы в оппозиции ему и много умнее, но  уж очень логично-холодная. Отец Ани все время цепляется  к ней и вступает с ней в длинные дискуссии. Как будто у него вагон и маленькая тележка времени. Хамит и принуждает к согласию. Он сконструирован из противоречий и неумный. Да еще и двуличный. Скорее всего, авторы хотели показать первую стадию  разложения правящей элиты.
 
Хотя для такой роли масштаб личности отца Ани не тот. Намек на гораздо более крупную и циничную фигуру появляется в разговоре Сергея с молодым, с европейским лоском,  преуспевающим гостем. Для него, судя по его репликам, ничто  не свято. Возможно,  это и есть основной посыл нам авторов фильма – ушло или уходит поколение верующих в идею, считающих, что мир можно сделать лучше, добрее и осмысленнее, что хоть отчасти оправдывает те лишения, которые претерпевает верующий в идею народ. На смену этому поколению руководителей, лидеров  идут другие, имя им - легион. В этом фильме есть самые ранние отображения этих  других из правящей элиты, свойства которых в полной мере проявились во время Перестройки. Что пророческого в фильме? То, что им никто не противостоит.

Москва 60-х в этом фильме присутствует. Есть что-то от той атмосферы, но, как мне представляется, например, «Летят журавли», где есть подлинные чувства подлинных людей того времени, с этим паноптикумом  не сравнить. Чувствуется  какая-то  подделка, неестественность, искусственность. Другой фильм об этом времени «Москва слезам не верит»  не вызывает такого раздражения.
 
Фильм «Застава Ильича», как мне показалось, похож на более близкий нам по времени фильм «Стиляги», который многим молодым понравился. Но в отличие от первого, «Стиляги» это настоящая добротно сделанная подделка, которая этого и не скрывает, отстоящая также далеко от  современности  60-х, как далек от нее предложенный зрителю сопровождающий фильм музыкальный ряд от подлинной музыки того времени.
 
Похоже, правильно оценивали современники этих стиляг, если судить по убогости мышления главного героя фильма. Вспомните сцену, когда он в порыве праведного негодования пытается избить бывшего лидера компании как изменника подлинному стиляжеству! Под стиляжеством, собственно, что  понимается?  Осталось впечатление какого-то глуповатого, бездумного преклонения перед прекрасными картинками иной жизни зачастую ничего общего с реальной жизнью не имеющих. Вот здесь зарыта истина.  Да, в картинки мы верили. Журналы «Америка» с такими глянцевыми картинками зачитывали до дыр, передавали их рук в руки и хранили как дорогое. Мы, молодые, не были защищены от таких манипуляций. И ещё мы верили в тот ветер свободы, который несли нам новая музыка и песни, новая мода  и новые танцы.
 
В фильме  правильно показано, что тогда мы, юные, много гуляли по улицам,  много пели, много танцевали наши сумасшедшие, почти акробатические, танцы, общались после учебы и работы большими компаниями в ресторанах и кафе, куда было очень трудно попасть, так как их было немного,  и они были по деньгам доступны всем. Даже студентам,  нищим художникам и начинающим литераторам. В этих простых кафе и ресторанах было довольно бедно с  едой. Хитом  был всеобщий мясной салат: крупно, но тонко нарезанные картошка, яйца, мясо, лук, маринованные огурчики, зелень, собранные в виде высокого вигвама и политые сверху новомодным тогда майонезом. Зато нас радовала живая и разнообразная музыка. Джаз разных стилей и рок исполняли прекрасные музыканты, даже  консерваторцы. Помню молодых Спивакова, Габдуллина, Игоря Бриля… Определенно, атмосфера молодости в этом фильме, в целом, получилась.

От автора:  Дело конечно, не обошлось без критики и живых, интересных  отступлений, но моей собеседнице фильм, скорее,  понравился, так как передаёт атмосферу того времени, а также молодости как таковой, показывает конфликт отцов и детей.  Он даже является пророческим, обнаружив  появление первой стадии разложения правящей партии и перспективы ее дальнейшего перерождения. Моё прочтение было более поверхностным.               
                1 мая 2014 - декабрь 2021


Рецензии
Спасибо Вам, милая Алина!
Мне показались очень интересными Ваши рассуждения о фильме,
который я люблю и всякий раз, когда его в очередной раз транслируют,
с удовольствием пересматриваю.
Рискну добавить пару фраз в дополнение.
Странным показался предложенный библейский эпиграф, который обычно
приводят в качестве отрицательного отношения к описываемому событию,
чего никак не возможно применить к сюжету фильма.
Отчего-то вспомнилось отношение к фильму со стороны Н.С. Хрущёва, которому фильм не понравился(показалась, в том числе, наигранной сцена в конце его, когда встречаются погибший на войне отец с ныне живущим сыном).
Мне кажется, допущена ошибка в названии фильма (он назывался, ежели мне не
изменяет память, "Мне 20 лет"). Вокруг смены названий, помнится, было много
полемики среди зрителей, хотя, по мне, так "Застава..." более подходит для
него - так как-то пробрасывается некая историческая преемственность поколений,
нежели обезличенные "Мне 20 лет(ни о чем!).
Полностью согласен с Вашей тётушкой в оценке фильма. По мне - так он
символизирует новую волну отношения к той знаменитой эпохе, которую назвали
"Оттепель" (недаром см. некое её продолжение в фильме более позднего времени, названном также).
Очень хорошо и достоверно в фильме переданы антураж и вкус эпохи (встречи в "Политехническом", известные актрисы и актеры, режиссеры, пощёчина за "Картошку", уличные сцены Москвы - от туманного утра до часов пик с бегущими
героями и т.п.).
Спасибо! Я давно ожидал некоего прочтения с анализом данной картины, тем более что Вы украсили её беседой со своей тётей, которая по возрасту (да и образу мыслей)приближается к моему поколению.
С поклоном,
Виталий


Виталий Голышев   26.01.2023 05:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Виталий! Я в восхищении от Вашей рецензии и Вашего прекрасно аргументированного мнения. Что касается названия. По имеющимся сведениям первоначальное название всё же Застава Ильича. Согласна, что оно более подходит к содержанию. Наверное, нет ничего интереснее и новея забытого старого - это я о мнении тётушки. Она довольно хорошо знала среду, а уж время 60-х это время её юности. С уважением и благодарностью -

Алина Раман   10.04.2023 09:51   Заявить о нарушении