Ковёр королевы Гертруды и необразованные подростки

Сейчас на передаче "Кто хочет стать миллионером" у Диброва сидели двое: очередной кумир молодёжи Д.Милохин, которого я сегодня увидела впервые в жизни, и ещё одна юная особа, о которой моя бабушка говорит, что она спортсменка. Вопросы им задают нарочито простые: о чемпионате мира по футболу 2018 года, о популярном сейчас корейском сериале, который я не смотрела и, скорее всего, так и не посмотрю. На все эти вопросы они, само собой, отвечают быстро и с энтузиазмом.
Но в какой-то момент программа усложняется, и паре игроков попадается следующий вопрос: что Гамлет испортил в комнате королевы? Варианты: порвал подушку, разбил вазу, проткнул ковёр и что-то ещё (я уже забыла). Для меня ответ очевиден, меньше секунды потребовалось мне на то, чтобы вспомнить, что Полоний стоял именно за ковром. Эти двое гадали минут пять или больше и худо-бедно выбрали верный ответ не без подсказок Диброва.
Ладно, поехали дальше.
Один из следующих вопросов был: сколько родных детей в семье Ростовых ("Война и мир")? Тут я немножко поднапряглась, потому что я не уверена в том, что Соня им родная. Стала считать: Николай, Наташа, Петя... ещё кто-то. И тут игроки меня поразили, с радостной улыбкой признавшись в том, что не читали Толстого: девушка сказала, что "очень хотела прочесть", но всё никак не складывалось (постойте, а как же она закончила школу?), а юноша — что читать ему в принципе неинтересно, не только классику — вообще что-либо читать. Я такое слышу не впервые: с подобными заявлениями уже однажды выступали молодые и уже богатые блогеры на передаче у Александра Гордона. Телеведущий был тогда изрядно шокирован, когда один такой же парень заявил, что чтение, допустим, Чехова ему не принесёт никакой выгоды.
Да, для меня такие слова из уст молодёжи не новость. Но всё же, знаете, по-моему, это ужасно.
По словам девушки из сегодняшней передачи, чтение "толстых бумажных книг на балконе при свете звёзд" для неё представляется неким особым интеллектуальным занятием, которому хорошо бы изредка уделять время (цитата не совсем точная).
Ужасно не то, что они весело и непринуждённо признались в своей безграмотности с экрана телевизора. Гораздо хуже то, что эти молодые люди являются примером для подражания других молодых людей, которые смотрят на них через свои гаджеты и восхищаются. Насчёт профессии девушки я не могу ничего сказать, поскольку ещё не видела, чем она занимается. Но вот юноша в перерыве между вопросами вскочил и, попрыгав, исполнил нечто крикливо-кривлятельное, что сейчас называют современным искусством. Ему за эту деятельность платят большие деньги, на него из зала с восторгом и умилением глядит его мама. Может быть, он в чём-то и молодец по-своему, я не знаю. Просто мне не понять.
Мне пришлось уйти с кухни, подальше от телевизора, вместе с тарелкой и кружкой, чтобы своими возмущёнными воплями не мешать бабушке дальше смотреть передачу, а родителям — спокойно есть. Я просто не могла больше на это смотреть и слушать эти бредни.
У меня одно время был педагог, которого я уважала. Он считал, что классическому музыканту необязательно быть эрудированным, что-то знать в других сферах искусства. Пусть хоть совсем дураком будет, но зато чтоб чувствовал музыку и играл от сердца. Он и сам себя считал малообразованным, хотя я думаю, что он просто прибеднялся. Мою любовь к литературе педагог считал чем-то чудным, вроде как не от мира сего. Что ж, это его полное право — так считать. У каждого человека может быть своё мнение, верно?
Вот у меня мнение такое: молодёжь — моих ровесников и всех тех, кому сейчас лет примерно от 13 и старше — сознательно учат деградировать. Им показывают пример для подражания: смотри, мол, вот имярек ничего не знает и не умеет, и у него куча денег, мировая (или всероссийская, или ещё какая-нибудь) известность и, в общем, всё в ажуре. Живёт такой имярек без забот и ни о чём не задумывается. Будь как этот имярек: счастливым в своей безграмотности.
Наверное, с чьей-то точки зрения я в 23 года рассуждаю как древняя, занудная старуха. Как это у них называется, у тех, кто младше меня на 5-6 лет? "Душнила", т.е. тот, рядом с которым вам душно ("тесно мне с тобою, Каифа..." что-то в этом роде). И рядом с таким человеком современный подросток испытывает "кринж" (стыд, неловкость) оттого, что трудно ему, подростку, понять "бумера", или "зумера", или как там они это называют, я не помню. Короче, какого-то человека, который, с их подростковой точки зрения, — вредный маразматический дед, к тому же — стыд-позор! — не поминающий через каждый два слова англицизмы и женщину на букву "Б".
В общем, это очень странно признавать, но между мной, согласными со мной людьми и теми, кто родился хотя бы на 5 лет позже — чудовищная пропасть. И, вероятно, понять друг друга мы уже не сможем. Потому что когда с извиняющейся улыбкой объясняешь консультанту в магазине сотовой связи, что ты музыкант, но не любишь рэп, а собеседник сочувственно смотрит на тебя и изрекает нечто вроде, мол, "не беда, надо приучаться", словно он объясняет урок нерадивому двоечнику... знаете, это... очень грустно. Нас всеми силами стараются убедить в том, что незнание, нежелание знать — это сила. И можно ли с этим бороться, и если можно, то как, — я пока не понимаю.
Кстати, в итоге эта пара игроков всё же не дошла до финала, сказала мне бабушка.


Рецензии
Лиза, здравствуйте! Прочла вашу статью и мне показалось, что пишет бабуля лет восьмидесяти, а оказалось, что совсем молодая девушка! Лиза, у молодежи свои вкусы, и ничего в этом страшного нет. Все знать невозможно. Вот вы, например, не знаете Евгению Медведеву, замечательную фигуристку - одиночницу, чемпионку мира. А ведь ее знает весь мир. Это часть нашей культуры. Не надо судить так строго. Милохин вырос в детдоме.

Эмма Татарская   23.03.2022 18:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.