Шотландская философия и культура

ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Андрей Штерн

Шотландской философией обычно называют философскую традицию, созданную мыслителями, принадлежавшими к шотландским университетам. Такие из них, как Фрэнсис Хатчесон, Дэвид Юм, Томас Рид и Адам Смит, широко известны на Западе, и в XIX в.  понятие "шотландская философия" стало признанным и высоко ценимым на международном уровне. Однако в ХХ веке эта традиция пришла в упадок, когда многие шотландские гуманитарии уехали в Англию или в США.
В настоящем кратком очерке мы попытаемся набросать некоторые черты основных этапов шотландской мысли, которые сыграли значимую роль в развитии национальной культуры этой страны и в то же время стали вкладом в европейское и всечеловеческое наследие. Хотя освоение шотландской мысли в России началось не так давно, сегодня есть смысл указать на ее особенности, созвучные русской культурной традиции или, напротив, воспринимаемые в ней достаточно сложно. С другой стороны, хотя традиции, о которых пойдет речь, на сегодня во многом прерваны и о них приходится говорить в основном в прошедшем времени (по крайней мере, применительно к самой Шотландии, а не к диаспоре или Америке), они сохраняются в формате истории философии и богословия и в XXI в. совершенно не исключено их возрождение в неожиданных формах, особенно в случае изменения политического формата страны или приобретения ее наследием - за счет распространения английского языка - популярности в других культурах и регионах мира. 

Средневековье

Философская мысль в Шотландии, как и в германском мире и России, зародилась в контексте христианского богословия. Основные темы средневековой христианской мысли включают области, которые по-прежнему актуальны сегодня и в богословии, и в философии, включая философию религии, которая была создана в это время. Именно тогда был сформулирован ряд традиционных философских проблем, которые по-прежнему обсуждаются в наши дни, таких, как совместимость Божественных атрибутов, происхождение зла и греха, а также соотношение провидения и воли человека. Естественно, изначально речь шла не только о том, как Бог может быть всемогущим, всеведущим и благожелательным и в то же время допустить зло (тема еще латинской патристики), но и о характере испорченности человеческой природы и о том, может ли свобода воли быть адекватным решением проблемы зла. Все это в значительной мере подготовило фон Реформации и дальнейшего расцвета кальвинизма в Шотландии.
В эпоху Высокого Средневековья шотландский философ Джон Дунс Скот (1265-1308), хотя он и не работал в Шотландии, внес значительный вклад в метафизику, теорию познания, натурбогословие, этику и моральную философию. В отношении попыток установить существование и природу Бога с помощью логической аргументации его позиция состояла в убеждении, что люди до некоторой степени могут познать Бога способами,  отличными от Откровения. Дунс Скот считал, что все наши знания получены из опыта чувственных вещей, и исходя из этого начала мы можем прийти к пониманию природы Бога. Другой и более важной для дальнейшего развития страны особенностью мысли Дунса Скота было убеждение, что истина как таковая постигается только по благодати Божией и что только Бог может изменить волю человека (1).

Возрождение, Реформация и барокко

В течение XV в. в Шотландии были созданы три университета, которые должны были стать основой шотландской философской традиции - университет Сент-Эндрюса, Глазго и Абердина. Курс философии в шотландских университетах был обязательным для всех студентов. Изначально эта эпоха сосредоточилась в основном на развитии проблематики античной мысли, что повлияло и на изучавшего схоластику и аристотелизм Джона Нокса (в силу чего метод пресвитерианского богословия сразу стал рациональнее лютеранства (2)).  В дальнейшем для шотландского XVII в. оказалось характерно влияние реформатской схоластики (без которой не обошелся ни один серьезный богослов эпохи расцвета пресвитерианства), а затем картезианства. Труды Декарта в Шотландию привез пресвитерианский священник и педагог Эндрю Кант-младший (1626-1685), упомянувший их в своей дипломной работе для абердинского Колледжа Маришаль в 1654 г. В отличие от  Англии, где идеи Декарта приняли прохладно и в дальнейшем его никогда не любили,  картезианство довольно быстро распространилось в шотландских университетах и к 1670 г. основные его темы были успешно включены в структуру учебного плана. Позже, в 1670-х годах, учебная программа была консолидирована и структурирована уже в соответствии с порядком изложения новой философии (3). Наряду с этим следует отметить становление естественных наук в Шотландии под заметным влиянием натурфилософии, примером чего были математик и астроном Джеймс Грегори (1638-1675) и медики Роберт Сиббальд (1641-1722) и Арчибальд Питкэрн (1652-1713).
Вклад классического пресвитерианства в шотландскую мысль касается прежде всего политической философии, за пределами которой эта тема изучена очень плохо (во многом из-за светских фобий по всей англосфере). Тем не менее нельзя переоценить значение трудов Джорджа Бьюкенена "О справедливом царствовании" (1584) и Сэмюэла Рутерфорда Lex Rex (1644) для формирования всей концепции  правового государства на Западе и особенно для понимания ее богословских корней, вне которых она теряет смысл. Однако если Бьюкенен исходил из идеи "народной" монархии, источником которой является община при обязанности короля соблюдать условия, на которых он получил власть, то Рутерфорд подчеркивал прежде всего значение установленного Богом нравственного закона, без которого любая власть становится тиранией (4). В дальнейшем теономистская тематика прослеживается кроме Рутерфорда в работах еще ряда авторов, противостоявших английским радикальным сектам с их принижением роли Ветхого Завета в Церкви. Полемизируя с позиции учения о ковенанте с акцентом на Евангелие как стоящее выше закона, пресвитерианские богословы XVII в. (Д.Диксон, Р.Кэмерон и др.) занимались, как и в Англии, тематикой смысла и последовательности истории, раскрытия эсхатологических событий, а также независимости Церкви от светской власти.
 
Эпоха  Просвещения   

С начала XVIII в. шотландская мысль столкнулась с ситуацией быстрого расширения знаний во всех академических дисциплинах, сформировав хорошо известную традицию. Мышление этого века в Шотландии, отчасти наследуя предыдущему этапу, но во многом, к сожалению, порвав с реформатской христианской мыслью, включало естественное право, этику, эстетику и, наконец, философию здравого смысла.

Естественное право

Идея естественного права в Шотландии, сформулированная под влиянием континентальной философии, впервые может быть найдена в "Дополнениях и замечаниях к книге Сэмюэля Пуфендорфа "О долге человека и гражданина в соответствии с законом природы", которые выпустил в 1724 г. Гершом Кармайкл (1672 -1729) - автор, которого сэр Уильям Гамильтон считал основателем собственно шотландской философии (5). Естественный закон гласит, что мы обязаны делать то, что Бог предписывает нам в знак любви и почитания. Бездействие в предписанном порядке рассматривается Богом как выражение презрения или ненависти. В естественном праве есть два предписания, которые различаются как непосредственные и опосредованные обязанности. Первая заповедь - это идея, что мы должны поклоняться Богу, чтобы воздать Ему нашу любовь и почитание. Вторая заповедь охватывает наши посреднические обязанности по содействию общему благу путем хорошего отношения к другим. Эти предписания составляют основу естественного права. Центральной фигурой этого повествования является Бог, поэтому, прежде чем применять заповеди в наших обязанностях как верующих, мы должны сначала признать Бога Творцом и Правителем Вселенной и всего, что находится в ней.
 
Моральная философия

В англоязычной светской мысли основанием этики, как правило, служит идея, что для того, чтобы быть нравственно хорошим, человек должен быть мотивирован доброжелательностью и желанием счастья другим. В Шотландии этот принцип был изложен в работе Фрэнсиса Хатчесона (1694-1746) "Система моральной философии" (1755) (6).  Моральная философия Хатчесона возникла как реакция на физиологический эгоизм Гоббса и рационализм Кларка и Уолластона. Основное его возражение состояло в том, что сострадание и доброжелательность могут быть нечестными, обусловленными расчетами на собственные интересы и что людям следует препятствовать ложной эмпатии, которая отражает чьи-то личные интересы и, следовательно, обесценивает моральное действие, делает его нечестным. Хатчесон считал, что моральное знание приобретается через наши моральные чувства, которых три, и эти чувства отделены от наших внешних пяти чувств. Три чувства - это общественное чувство, моральное чувство и чувство чести. Общественное чувство относится к тому, как мы сопереживаем счастью или несчастью других. Моральное чувство - это то, как мы воспринимаем хорошее и плохое у себя и других, и наша реакция на это проявление. Чувство чести - наша реакция одобрения или похвалы, когда мы видим или совершаем хорошее действие. Эта этическая теория упоминается Хатчесоном и в его эстетической концепции, указывающей на чувство нравственной красоты; это чувство относится также к идее, что наслаждение прекрасными объектами не случайно при виде этого объекта.  Эта связь этики и эстетики оказалась весьма характерной для Шотландии XVIII в.

Эстетика

Генри Хоум, лорд Кеймс (1696-1782)  в своих "Опытах о принципах морали и естественной религии"(1751)  определял красоту как все, от чего вы можете получать удовольствие . Нечто считается красивым, когда оно рассматривается с точки зрения его назначения, в то время как объект, который плохо замыслен или не имеет цели, может считаться уродливым. Так, дом можно считать красивым в свете его предназначения как места жительства человека. Красивые объекты могут вызывать у наблюдателя чувство удовольствия. Так, корабль может доставлять эстетическое удовольствие, потому что он имеет элегантную форму, а также потому, что он облегчает торговлю, которая, в свою очередь, является положительным выгодным обменом. Аналогичным образом, удовольствие может быть применено к человеческим действиям, которые несут в себе позитивные намерения, такие как акты щедрости по отношению к достойному получателю, могут считаться прекрасными. Это происхождение удовольствия от проявления великодушия или других добродетелей можно проследить до изначального строения нашей природы, заключающегося в том, что мы испытываем удовольствие, не принимая сознательного решения, когда видим красоту (7).

Замечание о шотландском реализме

"Философия здравого смысла" была ярким, сложным и неоднозначным продуктом христианской культуры XVIII в. Возникшая как специфический противовес как субъективизму Беркли, так и скепсису Юма, она сочетала своеобразно понятые христианские принципы, например, восприятие бытия внешнего мира как предмета веры (что предвосхитило позднейший интуитивизм), с отказом от реформатского "рабства воли" и существенным преуменьшением греха и его эпистемических последствий. Все же влияние ФЗС на протестантское богословие - по крайней мере в вопросах, не касавшихся напрямую учения о человеке и спасении - было весьма  значительным; так, она была официально принята в самой консервативной кальвинистской богословской школе США - Принстонской (8).

Альтернатива Просвещению: эдвардсианство

Влияние американских пуритан на шотландскую мысль нередко недооценивалось - не в последнюю очередь из-за возражений Рутерфорда против независимых церквей в середине XVII в. Тем не менее Джонатан Эдвардс получил немалый авторитет именно в Шотландии  - хотя его идеализм здесь  имел минимальное (если вообще какое-либо) распространение. Это началось с публикации его "Правдивого повествования" в Шотландии в 1737 г. и появления ривайвелизма в стране пять лет спустя, а затем издания еще ряда работ Эдвардса в Церкви Шотландии. Взвешенное и трезвое учение Эдвардса о религиозной жизни, его огромный вклад в христианскую антропологию позволили его шотландским коллегам (У.Маккаллох, Д.Роуб, Т.Гиллеспи, Д.Маклорин, Д.Эрскин) середины и второй половины XVIII в. создать довольно емкое духовно-практическое учение, блокировавшее позже распространение из Англии деистических и просвещенческих взглядов (например, гуманизма Э.Фуллера). Хотя некоторые из этих деятелей, например Эрскин, были  критичны по отношению к "Свободе воли" Эдвардса, в целом они оказали на международное миссионерство более здравое влияние, чем это было бы возможно только в британской церковной и диссидентской традиции (9).
 
XIX век 

Вслед за Германией

Влияние Канта и немецкого идеализма  на философскую традицию шотландского Просвещения изменило философскую повестку дня XIX века. Мышление эпохи Просвещения стало менее значимым, когда появился акцент на эпистемологию. Возобладала логика, согласно с которой человеческое понимание развивается за счет увеличения человеческого опыта и знаний. Поскольку целью философии было примирить, казалось бы, несовместимые элементы в человеческом опыте, шотландские идеалисты приветствовали рост естественных наук, особенно биологии, как источника нового материала для непрерывного развития человеческого понимания. Философия разума Томаса Брауна напоминала эмпирическую феноменологию Юма и не ссылалась на принципы здравого смысла Томаса Рида. Предполагалось, что Браун критиковал Рида, хотя также намекалось, что цель его критики была направлена на Стюарта. Влияние немецкого философского движения было привнесено в шотландскую философскую традицию сэром Уильямом Гамильтоном, который объединил философию здравого смысла Рида с логикой и философией Канта. Его эссе, посвященные обзору лекций Виктора Кузена и “Философии восприятия”, привлекли внимание сообщества к кантовской и посткантовской философии (10).

Ривайвелизм и космизм

Основатель "мягкого" кальвинизма и Свободной Церкви Шотландии Томас Чалмерс (1780-1847) не был крупным философом и весьма заметно отступил от исторической реформатской доктрины, однако это был весьма серьезный  разносторонний гуманитарий и общественный деятель. Это сказалось, в частности, в его вкладе в последний (перед позитивизмом) этап европейской натурфилософии с начатой Т.Пейном в "Здравом смысле" дискуссией об уникальности христианства во вселенной ("Множественность миров", 1817), которой в дальнейшем присоединились физик Дэвид Брюстер (1781-1868), популяризатор науки Томас Дик (1774-1857) и, наконец, Уильям Лейч (1814-1864). Набросав грандиозную панораму распространения христианской истории человечества на Вселенную, эти мыслители сделали это, безусловно, в ином ключе, нежели старые натурфилософы или богословы-ковенантеры, но многие из принципов и ценностей у них остались прежними. Эта история дебатов о внеземной жизни осталась бы богословской диковинкой, если бы она не повлияла напрямую как мотивация на становление  космической индустрии Запада, и это влияние могло быть существенно больше, если бы антикальвинизм и дарвинизм не добились отторжения общественным мнением натурбогословия - скорее по эмоциональным, чем по разумным причинам (11). В некоторых отношениях к этой традиции примыкает творчество Джона Уилсона (1785-1854) -  профессионального философа и очень многогранного писателя, которого обычно не причисляют ни к шотландской философии, ни к английской Озерной школе, хотя он имел самое прямое отношение и к той и к другой.

 К истории шотландской философии: расхождение путей

В XIX в. шотландская философия начала приобретать идентичность, которая, по словам ее первого историка Джеймса Маккоша (1811-1894), к XIX в. состояла из двух противоположных направлений: первое - материализм Александра Бэна (1818-1903), а второе - гегельянство Эдуарда Кэрда (1835-1908). Знания Маккоша о шотландской философской традиции пришли из его учебы в Глазго,  а затем в Эдинбургском университете, где он посещал лекции Гамильтона в качестве студента-богослова. Маккош определил суть шотландской философии как сочетание эмпирических методов исследования в сочетании с моральным и религиозным образованием. С точки зрения ученого, растущая популярность шотландской философской школы была шагом в направлении, отличном от первоначальных методов и моральных и религиозных точек зрения. В то время как материализм Бэна сохранил первоначальные методы наблюдений, он отказался от шотландской этической традиции. С другой стороны, идеализм Кэрда отказался от религиозной формации. Для Маккоша это означало конец шотландской философской традиции. Маккош надеялся, что рост культурной и интеллектуальной независимости США  создаст благодатную почву для рождения новой американской философии, которая сохранит лучшие шотландские философские традиции.

Итоги
 
К ХХ веку идентичность шотландской философии пришла в упадок, и различие между шотландской и английской философией стало непрактичным. Иногда это связывают с облегчением связей между странами (к концу XIX в. поезд шел из Эдинбурга в Лондон одну ночь, тогда как 150 годами ранее этот путь занимал до двух недель), однако,, на наш взгляд, прежде всего дело было не в этом, а в изменении методик образования. Уникальная для начала XIX в. и восходившая к идеям педагога Дж.Джардина (учитеоя Мак-Коша) шотландская подготовка студентов, которых учили как можно больше писать и самостоятельно мыслить, после 1858 г. была вытеснена английской схемой гораздо более дифференцированного, но и более шаблонного мышления (12). В конечном счете, изменение социальных, политических и экономических условий привело к реформам, которые изменили учебную программу университетов страны. Шотландская философия стала лишь одним из способов преподавания некоторых предметов. Тем не менее в начале ХХ в. она еще успела оказать существенное влияние на становление философии в Австралии (Ф.Андерсон, Г.Лори и др.).   

Заключение

Мы коснулись лишь отдельных моментов такой богатейшей темы, как история и культурное значение шотландской философии, выявление фундаментальных особенностей которой в отечественной литературе, очевидно, еще предстоит. Но уже из сказанного ясно, что даже небольшая страна в состоянии, если к тому прилагаются усилия, обогатить мировую мысль и культуру непреходящими ценностями и смыслами.  В этом плане известная максима Вл.Соловьева, что идея нации - не то, что она думает сама о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности, предстает в иной оптике, чем, скажем, в России.
Если говорить о том варианте христианской традиции, который исторически сложился в Шотландии, то, несомненно, шотландская философия по крайней мере в некоторых проявлениях отражает уникальный духовно-исторический механизм - ковенант, социальный образ отношений между Богом и человеком во Христе (и, глубже, замысла о человеке в Божественной Троице), наложивший печать на все проявления и национальной церковности, и более светской культуры. Вместе с тем высочайшие духовно-этические требования, предъявленные пресвитерианством к нации, имели своей обратной стороной то, что возник недостаток "средней" области культуры, за пределами которой осталось много того, что Церковью отторгалось и в дальнейшем стало развиваться уже на почве нецерковной. Противоречия сакрального и секулярного, взаимное отрицание со стороны того и другого стали довольно жесткими, а  тип философии и культуры, сложившийся в итоге, при огромных духовных преимуществах достиг их во многом за счет светского компонента, который оказался противоречивым, менее цельным, чем в других европейских традициях.      

(1) См.: Верганса И.В. Бог, свобода и любовь http://proza.ru/2019/08/03/546
Хаккетт Д. Дунс Скот: краткое введение в жизнь и мысль  http://proza.ru/2016/12/02/1156
(2) См. классическую оценку ситуации: McCrie T. Life of John Knox. Edinburgh, 1845. P.18
(3) См. Gellera G The Reception of Descartes in the Seventeenth-Century Scottish Universities: Metaphysics and Natural Philosophy (1650–1680) //  Journal of Scottish Philosophy 13 (3): 179–201 (2015)
(4) Wallace R. George Buchanan. L.,1900;. Coffey J. Politics, Religion and the British Revolutions: The Mind of Samuel Rutherford. L.,1997
(5) McCosh J. The Scottish Philosophy. N.Y.,1875. P.36
(6) Cм. также: Scott W.R. Francis Hutcheson. Cambridge,1900; Bishop J.D. A Moral Philosophy of Francis Hutcheson. Edinburgh,1979
(7) В России переведена другая работа: Хоум Д. Основания критики. М.,1977
(8) Cм.: Anderson O. Reason and Faith in Early Princeton. L.,2014 
(9)Mitchell C.W. Jonathan Edwards's Scottish Connection and the Eighteenth Century Scottish Evangelical Revival, 1735 - 1750. Diss. St.Andrews,1998; Bebbington D.W. The Legacy of Jonathan Edwards in Britain (10) Broadie A. A History of Scottish Philosophy. Edinburgh,2009. P.301-364
(11) К сожалению, этот момент недостаточно раскрыт в серии обстоятельных работ Майкла Кроу по мультикосмизму.
(12) Галле Л. Сочинения на темы: освоение шотландской педагогики Дж.Джардина http://proza.ru/2015/09/30/1913


Рецензии