Мир и Свет-2

Речной теплоход


Введение

                Мир проснулся. Причиной были звук, похожий на сигнал будильника и частое мерцание. И то и другое исходили из приоткрытого ящика стола.

          Мир открыл ящик пошире. Сигналила карточка 
"НАУКА". На ней светилась надпись: "Вас приглашает городок  "Логика" в стране "Математика".  Карточка приняла свой обычный вид. Зазвонил телефон.

         - Ты получил?! - взволновано спросил Свет.
         - Через полчаса встречаемся в парке! - ответил Мир.
         - Конечно! Карточку не забудь! - согласился Свет.

         - Привет, Свет! Надо обсудить. Я рад, что опять побываем в  "Математике", но почему в  "Логике"?! - удивлялся Мир, показывая на скамейку. Они уселись.
         - Да, Мир! Это и меня удивило! Давай подумаем! - сказал Свет.  Он был в отличном настроении.

         - Мы решали задачи. Разные. Простые и посложнее. Видимо, есть потребность расширить круг логических задач, которые полезны для тренировки мозга! - предположил Мир.
         - Ты говоришь, как наши учителя! Такие задачи и их решение очень интересны.  А у нас получается их решать! Вот почему нас пригласили! - поддержал Свет.

         - Мы будем в сказочной стране. Значит, повторения ждать не стоит. Нам предстоит взять следующую высоту.  Думаю, все будет по-другому! - сказал Мир.
         - Да! Высоту  уже определили. Надо готовиться к викторине на смешанные темы. Но в нас уверены. Иначе бы не вызвали!  Ждем событий! - Свет не сомневался ни  в возможностях Мира, ни в своих.


ЧАСТЬ 1-я. Встречи


         Мир оказался на знакомой поляне. Через пару секунд рядом возник Свет. Оба обрадовались. Но даже не успели осмотреться, как их окликнули:

         - Ребята! Ребята! - к ним шел высокий мужчина. мальчики повернулись навстречу.

         На нем была красивая флотская форма.Светло-серый китель, такого же цвета брюки с широкой коричневой полосой-лампасом, белая рубашка  с галстуком в полоску, как на тельняшке, и серая фуражка с кокардой.

         - Здравствуйте, мои дорогие друзья! Рад встретить и приветствовать Вас в нашем городке! - он обнял обоих.
         - Здравствуйте, дядя Лёша! Мы Вас узнали! - почти хором ответили Мир и Свет.

         - Вот, новое назначение получил. Я - Инспектор реки и , по совместительству, Капитан речного теплохода. Вы будете моими помощниками-консультантами. Вам, уверен, всё понравится! Идемте к пристани  "Поляна"! - он повел их за собой.
.
           {•"ПРИСТАНЬ - специально оборудованное место для причаливания и стоянки, погрузки и разгрузки судов, посадки и высадки пассажиров"•}. - голосом радиодиктора объяснил Свет.

         - Молодец, Свет! Ты уже приступил к работе! Спасибо! Я - не специалист еще. Мне такие пояснения очень помогут! - обрадовался Инспектор реки и Капитан.
 
         - Сейчас я Вас познакомлю! - Капитан свернул к беседке, стоящей в тени двух деревьев. Они вошли. В беседке никого не было. Ребята с удивлением посмотрели на Капитана.

         Он сделал  успокаивающий жест рукой. Через секунду рядом с ними возникли две красивые девочки. Они испуганно смотрели на незнакомых людей.

         - Добро пожаловать в наш городок! Ничего не бойтесь и не волнуйтесь! Меня можете звать дядя Лёша!  Я приду через полчаса. Знакомьтесь и осваивайтесь. Мальчики Вам помогут! - Капитан улыбнулся и исчез.

         - Давайте знакомиться! Меня зовут Мир! - начал Мир
         - А меня зовут Свет! Нас уже второй раз пригласили в этот городок. Он называется  "Логика"! - вступил в разговор Свет.
         - Меня зовут Астра! - сказала девочка со светлыми волосами.
         - А  я - Эра! Мне очень приятно познакомиться с Вами! - закончила процедуру знакомства темноволосая.
         - И мне! И мне! И мне! -  поддержали  все!

         -  Мы любим логические задачи!  А Вы девочки чем  увлекаетесь? - спросил Мир.
         - А  мы умеем угадывать результат манипуляций с  задуманными числами. Это фокус! - Астра с улыбкой посмотрела на ребят.
         - И  день рождения можем угадать! - добавила Эра.

         - Любопытно! А давайте проверим, как Вы угадаете! -  предложил Свет.
         - Пожалуйста! Задумайте каждый какое-нибудь число. Умножьте его на два! Прибавьте восемь. Теперь разделите на два! Отнимите задуманное число. А результат у Вас обоих  один - ЧЕТЫРЕ! - рассмеялась Астра

         - Сейчас посчитаем! Я задумал число 32! - сказал Свет.
1) 32;2=64; 2) 64+8=72 ; 3) 72 : 2= 36;  4) 36-32= 4!

         - А я задумал число 73!  - сообщил Мир.
1) 73;2=146;  2) 146+8=154; 3) 154 : 2=77;  4) 77-73=4!

         - Здорово! Молодцы, девчонки! А  день рождения угадаете дяди Лешин! А вот и он! - сказал Мир.

         - Да! Вот и я! Идемте, нас ждет теплоход! - Капитан повел их на красивую пристань. Речной  теплоход  был пришвартован. По сходням  они поднялись на борт.

         - Теперь Вы члены экипажа! Обязанности у каждого следующие:

         Астра - кассир-контролер. Без ее разрешения  пассажирам вход запрещается! Пассажиры предлагают задачу. Если никто из экипажа не решит ее., то  рейс  "бесплатный". Если задачу решат, то придется платить по тарифу.

         Эра - буфетчица.  Желающим перекусить или выпить кофе, она  непременно  предложит две  задачи или загадки. Смогут их разгадать или решить - обслуживание  "бесплатное". Ну, а если не смогут, тогда оплата по ценнику.

         Мир м Свет -  1) Разбираются с задачами и загадками. 2) Замещают Астру и Эру, если потребуется. 3) Помогают мне осваивать мою новую профессию.

         - Надеюсь, все понятно. Будут вопросы, постараюсь ответить. Инструктаж окончен. Вы должны выглядеть, как настоящие речники. - Капитан смотрел на свою команду.

         Ребята удивились превращениям. Все были одеты в форму. От капитанской она  отличалась. Вместо кителя и фуражки были куртки и береты. Девочки остались очень довольны. Все ребята стали ростом, как взрослые.

          - Все по местам! Убрать сходни! - громко скомандовал Капитан в мегафон. 
- Подождите! Пожалуйста, пять секунд! - к теплоходу бежал мужчина с двумя чемоданами.
         - Отставить! Взять пассажира! - мужчина вбежал на палубу. Поставил чемоданы и, задыхаясь, прохрипел:
         - Спасибо! Сейчас отдышусь и билет приобрету! - он улыбнулся и достал кошелек.

         - Убрать сходни! Отдать швартовы! - приказал Капитан. Два матроса исполнили приказ и исчезли.

         - {•'ШВАРТОВ" - канат, которым судно привязывают к причалу"•}. - подражая теледикторам, сообщил Мир.
         
         - Спасибо, Мир! Я запоминаю все подсказки! - громко поблагодарил Капитан.

         - А сколько стоит проезд? - спросил отдышавшись и  уже улыбающийся пассажир.
         - Билет стоит двадцать пять столаров. Но если Вы предложите задачу, которую мы не сумеем решить, тогда вообще не придется платить. - объяснила Астра.
         - Неожиданно! Пожалуй, я попробую! Есть хорошая задачка! Вот она:

         ["Крестьянка продавала яйца. Первый покупатель купил половину  ее товара и еще пол яйца. Второй покупатель купил половину, оставшихся после первой продажи и еще пол яйца. После двух продаж у крестьянки осталось одно яйцо. Сколько  яиц она принесла на продажу?"] - пассажир с улыбкой посмотрел на  Астру.

         - Симпатичненькая задачка! Начнем рассуждать! Второй покупатель купил половину имеющихся яиц и пол яйца. Одно осталось. Если бы он купил только половину, то осталось бы полтора яйца. Значит после первой продажи осталось 1,5;2=3. Проверим: 1,5+0,5=2. Он купил два яйца и одно осталось.  - без лишних слов доказала свою правоту Астра. И продолжила:

         - Теперь разберемся с первой продажей. Покупатель купил половину и пол яйца. Если бы купил только половину, то осталось бы три с половиной яйца. Было, значит,  всего 3,5;2=7 яиц! Проверяем: 3,5+0,5=4. 7- 4=3. Вот и все! - рассмеялась Астра. Все захлопали.

         - Вы легко решили задачу! Мне очень понравилось, как Вы рассуждали! Вот деньги! -  пассажир  протянул Астре купюры.  Она выдала ему билет.

         - Сейчас пойдем по… фор...фар... Забыл, как он называется…  до следующей пристани. Идти нам час с четвертью. - сказал Капитан. В руках он держал небольшую корзинку.
         - По фарватеру. Я вспомнил термин! - улыбнулся он.

          {•"ФАРВАТЕР" - путь, безопасный для плавания кораблей (судов) среди препятствий (между островами, мелями и др). Обозначается средствами навигационного ограждения.•} - напомнил Мир.

         - Да-да!  Спасибо! - улыбнулся Инспектор реки.

          {•"СТРЕЖЕНЬ" - линия наибольших скоростей течения реки•} - прибавил Свет.

         - Спасибо ,друзья мои! Но откуда Вы все это знаете? -  удивлялся Капитан.
         - Нам на уроках географии это рассказывали. И книги разные мы читаем!  - ответили Мир и Свет.
         - Отлично, ребята! Но вернемся к задачам и попробуем вот эту решить. Вас пятеро здесь. Как раз, что надо.!

          - ["У меня  в  корзинке пять яблок. Мне необходимо раздать  каждому по яблоку , но одно яблоко должно остаться в корзинке"]. В толк не возьму, как это условие выполнить - сетовал Капитан.

         - Дядя Леша! Может быть, у меня получится? - Эра забрала  у него корзинку. Она улыбнулась и посмотрела на присутствующих

         Потом обошла всех и раздала пассажиру, Миру и Свету по яблоку. Подошла к Астре, взяла из корзинки яблоко для
 себя, а корзинку с последним, пятым  яблоком, отдала ей.

         - Вот и всё! И по яблоку каждому и в корзинке одно! - она весело рассмеялась.
         - Так просто?! А я голову ломал! Вы просто золотые ребята! И задачи решаете и в элементах реки и судоходства смыслите! - удивлялся и радовался Капитан.

         - И я не смог додуматься, что последнее яблоко надо отдать вместе с корзинкой! А умница эра сделала  это! Мой поклон! - поклонился Эре пассажир. Все захлопали ей.

         - Пока мы идем по расписанию, Вы можете угадать мой день рождения! - предложил Капитан Астре и Эре.

         - Конечно! Умножьте на два число Вашего дня рождения! Прибавьте к результату пять. Полученную сумму умножьте на пятьдесят. Прибавьте номер месяца рождения и скажите вслух результат Ваших подсчетов. - четко и ясно говорила Эра.

         - У меня получилось 2061 (две тысячи шестьдесят один) - сообщил Инспектор реки.

         -  Прекрасно! Ваш день рождения - восемнадцотое ноября! 18.11! - объявила Астра.
         - Да! Правильно! Но как Вы это делаете?! - вскричал удивленный Капитан.
         - Прямо при всех рассказывать?! - спросила Эра.
         - Открой секрет! Всем, и ребятам, и взрослым, это интересно. Расскажи! - попросил Инспектор реки.

         - Хорошо! На Вашем примере! И проверим расчеты! - согласилась Астра.

1) 18;2=36; 2) 36+5=41; 3)41;50=2050; 4) 2050+11= 2061;
5) 2061-250=1811. Первые две цифры - день, последние две - месяц рождения!

         - Все точно! Как в аптеке! - она рассмеялась.
         - Спасибо Вам! Вы умницы и красавицы! - широко улыбаясь, сказал обрадованный Капитан.

         - Мир! Тебе не кажется, что наш пассажир - это Степан. Лесоруб, старший из братьев? - спросил Свет.
         - Не кажется! Я уверен, это он! Идем, поздороваемся! - предложил Мир. Оба подошли к пассажиру.

         - Здравствуйте, ребята! Вижу, что Вы меня узнали! Но мы все в сказке и я не знаю, можно ли нам общаться. В прошлой сказке разрешалось. - рассмеялся Степан.
         - Можно, можно! Оказывается Вы знакомы! Это очень приятно! - подошла к ним Эра.

         - Я бы с удовольствием выпил чашку кофе! Да и булочка не стала бы лишней! - мечтательно произнес Степан.
         -  Пожалуйста! Я предлагаю  две загадки.  Угадаете обе,- будет Вам и  то, и другое  "бесплатно". Не угадаете, тогда все по ценнику! - объяснила Эра.         
          - Я заинтригован! Хочу попробовать! - согласился  бывший лесоруб.

         - ["Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько уток летело?"] - сформулировала первую  Эра.

         - Та-а-к! Я думаю, что шесть! Треугольником! - ответил Степан. Уверенности в его голосе не было.
         - Нет, неверно! Правильный ответ - летели три утки, одна за другой. - сообщила судовая буфетчица.

         - Улетели утки! И булочка моя с ними! Может быть, кофе спасу? Давайте вторую загадку! - рассмеялся  Степан.
         - Извольте, сэр! - улыбнулась  буфетчица Эра

        - ["Что Вы можете найти в секундах, минутах и днях, но не в декадах, годах и веках?"] - на одной ноте спросила она.

         - Я думаю, что в этом перечне не хватает  "часов". Мой ответ - "часы"! - ответил пассажир Степан. Он выжидательно смотрел на буфетчицу.
         - Увы! Опять не то! Все проще: речь идет о  букве  "Н"! - Эра тихо смеялась. Потом поставила на стойку чашку кофе и тарелочку с булочкой.
         - Ах! Загадки прекрасны! Я не угадал, но зато знаю их теперь! Сколько с меня? - спросил  вовсе не опечаленный Степан.

         - Кофе - два столара! Булочка - столар и  60-т стонтов!  С Вас три шестьдесят!  - возвестила Эра.
         - Вот, пожалуйста! - протянул деньги пассажир.
         - За счет компании! - рассмеялась бравая судовая буфетчица.
         

         - Через пять минут пристань  "Зеленая заводь". Стоянка двенадцать минут. - сказал Капитан в мегафон.

         Теплоход причалил. Появились два матроса. Они закрепили канаты-швартовы, брошенные с причала и выдвинули сходни. Астра  приготовилась к встрече пассажиров. Мир подошел, чтобы помочь, если потребуется.

         По сходням протопал пассажир с большим мешком и удочками в чехле. Он опустил мешок на палубу, а удочки держал в руках.

         - Здравствуйте! У меня рыба в мешке. Кому бы ее отдать? Наловил, а куда девать, не знаю! - сказал рыбак.
         - Здравствуйте! Мы отправим Ваш улов  "Самобранке"! Она распорядится, в лучшем виде! - сказал Мир.
         - Спасибо! А я приобрету билет! - обрадовался рыбак.

         Матросы унесли мешок на пристань и вернулись на борт. Они убрали сходни и отдали швартовы. Теплоход пошел к следующей пристани. Матросы исчезли.

         - Вы готовы предложить нам задачу? - спросила Астра.
         - Да! Я знаю условия и хочу попытать счастья! -               
улыбнулся рыбак.

         - Вот эта задача: ["В завещании владельца мотосалона говорилось, что оставшиеся на складе 17-ь мотоциклов следует поделить между тремя наследниками в отношении одна вторая к одной третьей и к одной девятой. Как выполнить завещание?"] - изложил пассажир.

           - Для решения задачи  к 17-и мотоциклам мы  "одолжим" и прибавим еще один. Тогда их общее количество станет 18-ь. Одна вторая 18 : 2= 9-ь, одна третья 18 : 3= 6-ь; и одна девятая 18 : 9= 2-а мотоцикла, сумма которых точно 17-ь!  Что касается  "одолженного" мотоцикла: он выполнил свое предназначение и  "возвращен" - быстро разобрался Свет.

         - Можно и проще решить задачу: пропорцию 1/2 : 1/3 : 1/9 достаточно умножить на наименьшее общее кратное (НОК) т.е. на 18-ь и получится тот же результат. 1/2;18=9; 1/3;18=6; 1/9;18=2. - сказал Мир.

         {•Наименьшее общее кратное (НОК) для двух или более чисел, такое число, которое без остатка делится на них.•}. В данном случае, это  - 18-ь!

         - Ну, всё-всё! Сдаюсь Прекрасные варианты решения! Вот деньги за билет билет! Он протянул Астре купюру.
         - Пожалуйста проходите, устраивайтесь! - Астра дала ему билет.

         - Петр, ты? Привет, брат! Ты с рыбалки? Штук сто наловил? Я видел мешок большой, но тебя, грешен, не узнал! Прости! Так рыб-то много? - спрашивал Степан.

         - Я тебе так скажу: ["Если к выловленным прибавить половину и еще десяток, получится как раз сто!"] - смеясь, ьответил младший брат.

         - Молодец, брат! Но я считать не стану! Здесь наши Мир и Свет! И еще две девочки-умницы. Астра и Эра. Они любые задачи в миг решают! - напомнил Степан.
         - Да, брат! Но с Эрой я еще не знаком! - ответил Петр.
         - Сейчас познакомлю! Ребята! Задача есть! Кто смелый? - позвал  Степан. Пришли все.

         - Эра! Это мой брат, Петр! И рыбы наловил и задачу задал! Будьте знакомы! - представил их друг другу Степан.
         - Рада знакомству! Я - судовая буфетчица! Условие слышала. Сейчас решу! - рассмеялась она.

         - Начнем!  Десять рыб отложим в сторонку! Тогда, вместе с условно прибавленной половиной, имеем 90-о рыбок.  А это составляет 3-и "половины". Делим 90 : 3= 30. Стало быть, рыб поймано:  30;2= 60-т! - закончила Эра.

         - Эта  задача похожа на задачу о  "стае гусей". Нам о ней мальчики рассказывали! Но эта - попроще! - сказала Астра.

         - О! Все в сборе! Нам до пристани идти больше часа. Может быть Мир и Свет разъяснят  термины, касающиеся элементов реки. Попросим их рассказать об основных. Мне кажется, что это всем интересно! - с улыбкой предложил Инспектор реки. - все устроились поудобнее и приготовились слушать.

         - Мы не  будем читать лекцию. Перечислим основные элементы реки. Все определения достаточно точные, чтобы сложилась правильная картина. Это не займет много времени. - кратко сформулировал Мир.
    
                ;;;   ;;;

           {•ИСТОК - место, где водоток ( река или ручей) берёт llсвоё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой.•} - начал Свет.

         {•ДОЛИНА (реки) - относительно узкое углубление земной поверхности, образовавшееся в результате тектонических деформаций и деятельности ледников, а также .действию текущей воды.•}

      ’      {•РУСЛО  - Руслом называют углубление, созданное водным потоком, в пределах речной долины. Длина русла соответствует длине реки, ширина различна на разных участках•}. - продолжил Мир.

            {•ПОЙМА   - часть речной долины, находящаяся выше русла и затопляемая в половодье или во время паводков. Ширина пойм равнинных рек может равняться ширине русла и доходить до нескольких десятков ширин русла.•}

          {•У;СТЬЕ - место впадения реки в водохранилище, озеро, море или другую реку•}.  - сообщил Свет.

         {•ДЕЛЬТА - район устья реки, где река впадает в озеро или море, разветвляясь на множество рукавов и протоков•}. - дополнил  он информацию.
      
      {•ЭСТУАРИЙ - однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Противоположность ДЕЛЬТЕ•} - рассказал Мир.

          {•О;МУТ - водоворот на реке, образуемый встречным течением. Глубокая яма на дне реки, озера. Дно  обычно углублено течением или  "высверлено" водоворотами•}. - пояснил Свет.

          {•ЗАВОДЬ - Небольшой залив в реке, с замедленным течением•}. - сказал Мир

           {•ЗАТОН - речной залив значительных размеров, удобный для зимнего отстоя речных судов. Там нередко располагают судоремонтные мастерские•}. - закончил обзор Свет.
                #####      ####     ####      ###

         - Спасибо огромное! Я, конечно, слышал многие названия, но четко не представлял себе, что они означают. - признался Капитан. Улыбнулся и продолжил:

         - Я уже не удивляюсь тому, что Вы столько знаете! И не перестаю радоваться этому! Еще раз благодарю Вас, Мир и Свет! - он подошел к мальчикам и пожал руку кажому. Все аплодировали.

         Девочки подошли к ним. Выглядели обе замечательно. Форма очень шла обеим. Мир и Свет любовались подругами.

         - Кто такая или что такое  "Самобранка"? - спросила Астра. Эра кивнула, подтвердив вопрос.
         - Девочки! Мы в сказке! Потерпите и познакомитесь! - ответил Свет, напустив на себя важность.

         - Уважаемая судовая буфетчица! Можно мне чашку кофе и ватрушку? - спросил Петр с улыбкой до ушей.
         - Пожалуйста! Условия знаете? - ответила Эра.
         - Да! Степан просветил! Хочу попробовать! - весело рассмеялся "рыболов".

                - Вот смотрите! ["Стоят шесть стаканов в ряд. Три пустых и три с кока-колой. Как сделать так, чтобы пустые  и полные стаканы чередовались между собой, если касаться можно только одного стакана (толкать стакан стаканом нельзя)?"] - задала она первую задачу.

         - Нет, не могу сообразить! Проиграл ватрушку! - Петр сокрушенно махнул рукой.

         - Астра! Помощь нужна! - позвала буфетчица.
         - Условие знаю! Сама только сейчас поняла, что делать! Касаться буду одного стакана. Этот стакан - пятый! Я беру его, переливаю кока-колу во второй стакан, а пустой пятый ставлю на место!  Вот и всё! - довольная собой Астра ушла на свой пост.

         - ["Чтобы порадовать внуков, дед купил орехи. Но прежде чем разрешить им полакомиться,  попросил   поделить орехи на две части так, чтобы меньшая,   увеличенная в четыре раза, была бы равна большей, уменьшенной в три раза. Что за части?"]  Вот вторая задача! - изложила Эра.

         - Звучит устрашающе! Нет, не по моим возможностям! Зову на помощь! Свет, выручай! - крикнул Петр.
         - Бегу! Сейчас разберемся! Ну. это несложно! - Свет сделал успокаивающий жест, подражая Капитану.

         - Рассуждаем: Часть не может быть меньше одного! Учетверим 1;4=4; вторая часть это утроенная первая  т.е. 4;3=12. Получаем части: "1" и "12"! Или любые другие в соотношении 1 : 12. -  решил задачу Свет.

         - Спасибо, дружище! Выручил, как всегда! - Петр пожал ему  руку.

         - Так сколько с меня? - достал кошелек Петр.
         - По ценнику. Кофе - два столара и ватрушка столар и 80-т стонтов.  Но сегодня бесплатно! - улыбнулась Эра и поставила на стойку чашку кофе и тарелочку с ватрушкой.


         - Мы решаем задачи, встретили почти всех старых знакомых, а сейчас путешествуем вверх по реке... - сказал Свет раздумчиво и растягивая слова.
         - Мы познакомились с красивыми девчонками! Они задачи решают не хуже нас! И имена у них красивые!.- Мир тоже растягивал слова.

         - Тебе кто из них нравится?- прямо спросил Свет.
         -  Тебе нравится Астра! Это видно без всяких приборов!  - ответил Мир.
         - А ты с Эры глаз не сводишь! И не отпирайся! - Свет хлопнул друга по плечу.

         - Это Вы нас обсуждаете? Хотя, кого же еще?! - Астра весело смотрела на ребят.
         - А мы будем общаться, когда вернемся? - спросила Эра и подошла Миру.
         - Конечно! Не волнуйся! - ответил Свет и подошел к Астре.

         - Как  звучит то, что я придумал?  Вот, послушайте: Светастра! - улыбаясь, спросил  Мир.
         - Очень красиво! Светастра! Мне нравится! - громко восторгалась Астра.
         - А Вы, понятно, Мирэра! - не остался в долгу Свет.
         - Как загадочно звучит: Мирэра! Чудесно! - просияла  Эра. Все  захлопали, одобряя новые придумки.
         - Прямо, как в сказке! - рассмеялась Астра.

         - Через пятнадцать минут пристань  "Затон"! Стоянка сорок минут. Развернемся и возьмем курс на родную пристань. - сообщил Капитан.

.
ЧАСТЬ 2-я. Возвращение.


         Теплоход готовили к рейсу. Заправщики наполнили цисстерны топливом. Матросы перенесли на борт  коробки с ввпечкой и ящики с напитками для буфета. Эра показывала, куда ставить. Мир и Свет помогали. Астра следила, чтобы ничего не напутали и не забыли.

         Инспектор реки стоял на красивой набережной и смотрел, как слаженно действуют его подчиненные и подопечные. Наконец все приготовления закончили.

         Ребята рассматривали Затон. Он был прямоугольным. В  конце.залива  находился ремонтный завод. У длинных сторон прямоугольника были причалы для длительных стоянок. Все было очень красивым.

         - Пять минут Вашего обзора и нам намного понятнее все ,что мы видели и еще увидим. Молдцы, мальчики!  - Эра поделилась впечатлениями.
         - А я в восторге от сочетаний наших имен! Светастра,  Мирэра, Мирастра, Светэра! Очень красиво! - Астра мигом назвала сочетания.

         - Или:  Астрасвет, Астрамир, Эрасвет, Эрамир! - это необыкновенно! - воскликнула Эра.
         - Вот мы придумали восемь шикарных имен! Но что сними делать? - с недоумением спросил Мир.

         - Я знаю! Вы вырастете, поженитесь и назовете так детей! Я слышал Ваш разговор. Вы мне напишите все имена. Очень красиво и ни у кого таких нет! - сказал Капитан.

         Все поднялись на борт. Последним вошел человек с бородкой. Он нес чемодан.

        - Я не опоздал? Мне нужен билет! - воскликнул новый пассажир.
         - Я к Вашим услугам! Вы можете  заплатить двадцать столаров или предложить задачу. Если мы ее не решим, то платить не придется. - сообщила Астра.
         - Заманчиво! Тем более, что я ничем не рискую! Надо попробовать! - заинтересовался он.

        - Вот эта задача : ["Требуется пожарить 6-ь котлет. Имеется сковородка, на которой помещаются только 4-е. Котлеты следует жарить с двух сторон по 5-ь минут на  каждой. Вопрос: за какое время будут пожарены все котлеты?"] - пассажир с интересом посмотрел на кассир-контролера.
         - Мир! Разберись, пожалуйста, с котлетами! - позвала Астра.
         - Да, понял! Сейчас попробуем! Рассуждаем: сначала пожарить 4-е, это 10-ь минут, потом 2-е, еще 10-ь минут - это неправильно! В условии сказано, что на сковородке помещаются 4-е! - включился Мир.

          Поступим так: 1) Жарим 4-е котлеты на одной стороне. 5-ь минут. 2) Две котлеты, переложим на тарелку.  3) 2-е последние поместим  вместо них, а те, что на сковородке перевернем. Жарим еще 5-ь минут. Всего затрачено 10-ь минут.

 4) Две готовые котлеты снимаем со сковородки. На их место кладем 2-е, жареные с одной стороны. 5) Те  2-е, что  на сковородке, перевернем. И жарим 5-ь минут. Требуется всего 15-ь минут! Все 6 -ь пожарены! Приятного аппетита! - весело закончил  Мир.

         - Обалдеть! Все условия выполнены! Мне самому понятнее стало! Спасибо, Мир! А ты узнал меня? - третий пассажир подошел к Миру.
         - Здравствуйте! Вы - Никифор! Мне очень приятно   пообщаться с Вами вновь! - ответил Мир. Никифор пожал ему руку.

         - Астра! Вот деньги за билет! И вопрос у меня возник! - - Никифор протянул две купюры по 10-ь столаров.
         - Вот Ваш билет! А что за вопрос? - спросила кассир, протянув картонку билета.
         - Почему мой билет стоит  20-ь столаров, а мои друзья Степан и Петр заплатили по  25-ь?.Я в списке видел. - удивился он.
         - Очень просто! Проезд вниз по реке стоит дешевле! - рассмеялась Астра.

         - Ясно! Они, видимо, остались в Затоне! Жаль, что мы разминулись! - посетовал Никифор.
         - У меня их заявка. Оба вернутся к нам  на следующей пристани. Это  "Омут'. Идти нам еще час. - Астра вполне освоилась на своей должности.
      
 -
          - Ну хорошо, коли так! Пойду выпью к!офе! - Никифор направился к буфету.
         - Рад познакомиться, Эра! Много наслышан! - любезно сказал пассажир
         - Мне тоже очень приятно! Какой кофе Вам сделать? - не менее любезно отозвалась Эра.
         - Большую чашку капучино! И булочку! А задача мне разве не будет предложена?- сделал заказ Никифор.

          - Отчего же? Вот она:  ["Покупатель зашел в магазин.         - Мне, пожалуйста, килограмм кофе в зернах! И прошу упаковать в два пакета по 500-т грамм! - обратился он к продавцу.
         - Прошу прощения! У нас сегодня нет гирь. Все на поверке. А расфасованного кофе нет. Есть, правда, весы чашечные. Исправные.
         - Я понял! У меня с собой фотоаппарат. Его вес - ровно 650-т г. Да вот моя шляпа! Она весит точно  300-а г. Может ьбыть это поможет? - предложил покупатель. Вопрос:  как продавец выполнил заказ и каково наименьшее число взвешиваний?"] - изложила Эра

          - Интересная задача! Я  знаю, Свет любит   такие! Свет! Для тебя задача!.Помоги! - позвал  Никифор.
         - А -а! На взвешивание?  Сей момент! Разберемся! - Свет улыбнулся.

         - Приступим!  1) взвесим два раза по 650 -т г., Используя фотоаппарат, как гирю. Получим 650+650= 1300 г Из чаши весов поместим зерна в пакет. 2) из пакета отсыпем 300-а г  В роли гири выступит шляпа. В пакете останется  1300 -300= ровно 1000 г. Т.е. 1-н кг.  3) кофе из пакета распределим по чашам весов. Получим 1000 : 2=500 г. Вот и всё!  Меньше взвешиваний быть не может! - рассмеялся яСвет.

         - Спасибо! Когда Вы решаете, все кажется простым и понятным! - восхитился Никифор.
         - Мы должны показывать, как красивы и интересны задачи, требующие логических размышлений. Хотите вторую задачу? - продолжила Эра.
         - Конечно! Я люблю разные задачи, хотя решаю их пплохо! - обрадовался Никифор.

         -  ["Стоят рядом два дома. Богатый и бедный. Оба горят. Какой из них первым станет тушить полиция?"] - спросила  Эра с самым невинным видом.
         - Я думаю - бедный! Богатые починят или новый построят!  - рассудил Никифор.
         - Нет! Неправильный ответ! - улыбнулась Эра.
         - Неужели богатый ?!  - удивился он.
         - Полиция пожары не тушит! Это делают пожарные! - рассмеялась буфетчица. Никифор хохотал так, что у него текли слезы.

         - Эра! А есть такие, кто бы не попался? - смеясь, спросил Никифор.
         - Мне они неизвестны! - тоже смеясь ответила повелительница буфета.
         - Ну, порадовала! Обожаю такие задачи или загадки! А еще есть такие веселые? - любопытствовал смеющийся пассажир.
         - Конечно есть!  Но их мы прибережем для Степана и Петра! Ваш кофе готов! - услышала Эра сигнал кофемашины. Она поставила на стойку чашку с капучино и тарелочку с булочкой.

         - Степан с Петром остались в Затоне.  Мы идем домой! - сообщил Инспектор реки.

         - Астра, Эра, Мир, Свет! Идите сюда! Нам идти еще около трех часов. Давайте подведем некоторые итоги! - собрал всех Капитан. Весь экипаж уселся перед  ним.

         - Мир и Свет, конечно удивились. Второе приглашение  в  "Логику".  Мы посчитали, что Ваши способности не полностью раскрылись в первый раз. И сейчас Вы показали разносторонние  знания и способности. А когда вернетесь, будете рассказывать о значимости наук. - произнес Капитан. Потом закончил:

         - Астра и Эра! Вы получили опыт пребывания в нашем сказочном мире. Мальчики помогли освоиться. Мы рады, что Вы теперь - команда. И мир  "НАУКА", его разные страны, ждут Вас! - он с удовольствием смотрел на ребят.

         - А сейчас прошу Вас помочь разобраться с одной задачей. Я  пытался! Но, увы! На Вас вся надежда.- смущенно попросил Капитан.

          [•"Шапка у торговца стоит 10-ь сл. ( столаров). У покупателя, есть только 25-ь сл. Торговец посылает сына с этими 25-ю сл. к соседке, разменять. Мальчик приносит 10+10+5. Торговец отдает шапку и сдачу, 15-ь ст.  Приходит соседка и утверждает, что 25-ь сл. фальшивые. Торговец возвращает ей деньги. ВОПРОС: на сколько обманули торговца?"•] - Капитан.посмотрел на них.

         - Рассуждаем: доходы - 25-ь сл. от соседки. А вот расходы - шапка (10-ь сл.) + сдача (15-ь сл.) +соседка (25-ь сл.) = 50-т сл.  Получается: 25 - 50= -25, т.е. убыток 25-ь сл. - подсчитала Эра.

         - Можно рассуждать и по другому: соседка осталась при своих деньгах. Покупатель ушел с 15-ю сл. сдачи и шапкой за 10-ь сл. т.е. убыток торговца составил как раз 25-ь сл. - подтвердил Мир.

         - Против таких разъяснений не устрять! Огромное СПАСИБОз!  - обрадовался  Инспектор реки.

         - Эра! Ты обещала смешные задачи! - напомнил Свет.
         - Пожалуйста! Вот пнрвая!

         - [•"У отца Мэри 5-ь дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь?"•] - Эра ждала ответа.
        - Ну, из гласных  только  'У" подходит. Значит "Чучу"! - сказала Астра.
         - Увы, подруга, увы! - смеялась Эра.
         - Я понял! "У отца Мэри!" Пятая дочь - Мэри! - закричал Свет. Все смеялись, Астра хлопала в ладошки.

          - Вот вторая! - продолжила Эра.

         [•"Сколько раз можно вычесть число 3-и из чертовой дюжины ?"•]   (дюжина= 12); (чертова дюжина=13) - она опять ждала ответа.

         - Хоть дюжина и чертова, но вычесть можно  4-е раза! - ьыстро высчитал Свет.
         - Нет, Светик, нет! Ладно, объясню! Первый раз ты вычтешь из 13-и, а второй? - опять смеялась.Эра.

         -  Ха! Точно! Только раз можно вычесть! Другой раз уже вычитаю из другого числа! Молодец Эра! Мы с Астрой попались ! Задачки - класс!- восторгался  Свет, а Астра просто поцеловала подругу.

         Появился Никифор. Он посмотрел на ребят и сказал:

         - Я просто заснул! А так хотелось еще веселые задачи попробовать решить! Или узнать, как Вы решали. Как жаль! - расстроился он.
         - Хотите хорошую загадку? - предложила Эра.
         - Весь внимание! - обрадовался Никифор.

        [" Сначала на четырех, потом на двух, потом на трех! - о чем это или о ком?"] - спросила Эра.

         - Как коротко, просто и ясно рассказано о человеке!  В младенчестве мы ползаем. Это - на четырех! Потом ходим на двух. И в старости опираемся на трость. Это - на рех! -  ответил Никифор. Он улыбался. Ребята хлопали в ладоши

         - Спасибо Вам, друзья! До свидания! Надеюсь, что мы еще не раз встретимся!. - крикнул он и исчез.

         Теплоход причалил. Капитан и егр команда сошли на причал.  Речной круиз закончился.

         - Ну вот!  Мы дома!  Мальчики знают дорогу. А я прощаюсь с  вами, дорогие мои! Будьте счастливы! - Инспектор реки и исчез.

         - Идемте! Здесь недалеко!  - Мир  повел группу к тропинке. Через две  минуты они стояли перед входом в  "Уголок Самобранки". Свет открыл дверь и ребята вошли. Эра  и Астра замерли.

         - Здравствуйте, тетя Самобранка! - громко сказал Мир.
         - Ой! Мои любимые мальчики! И с подружками очень красивыми! А я захлопоталась! Простите старую!  Проходите, располагайтесь! Сейчас Вас так угощу, что долго вспоминать будете! И представьте мне девочек- красавиц! - обрадовалась Самобранка.

         - Будьте знакомы! Это - Астра и Эра! Находимся мы все в городке по приглашению. А сейчас мы во владениях несравненной Самобранки!   - представил  Свет.
         - Очень приятно! Чувствуйте себя свободно! А Вы, мальчики, смеяться будете! - сказала хозяйка.

         - Понял! Надо молоко отмерить! Сколько требуется? - спросил, смеясь, Мир.
         - Ой! Сама смеюсь!  13-ь литров нужно! Молоко в
цистерне. Рядом банки. Посодействуйте отмерить! - быстро объяснила она.
         - Сей момент! Свет, пойдем! - позвал Мир.
         - Уже в пути! - рассмеялся Свет.

         - Так! Банки две: 17-ь и 5-ь л. А надо 13-ь! Как мерить будем? -  спросил Мир. Пришли Астра и Эра.
         - Очень просто! Мы будем говорить, а Вы все делать! - сказала Астра. Все рассмеялись.

         - 1) Налейте в большую банку  15-ь л. 2) Налейте в банку поменьше 5-ь л.    3) Из маленькой банки в большую отлейте  2-а л. В меньшей банке осталось 5 - 2= 3-и л. 4) Вылейте в цистерну молоко из большой банки. 5) 3-и л перелейте в большую банку. 6) Налейте в большую банку два раза по 5-ь.л  7) Несем 13-ь л в большой банке Самобранке. - уверенно командовала Эра.

         - Вот Ваш заказ, тетя Самобранка! - сказал Свет и эпоставил большую банку на стол у стены.
          - Спасибо, милые! Садитесь скорее! - ребята уселись и перед ними возникли  большие тарелки с огромными котлетами.

         А внутри каждой котлеты был необыкновенно вкусный гарнир. Когда они управились с чудо-котлетами появились тарелки с шоколадным тортом. Большие кружки  ароматного кофе были к месту.

         - Ну как? - спросила невидимая хозяйка.
         - Просто божественно! Спасибо от всех нас самое большое! - сердечно поблагодарила Астра.
         - На доброе здоровье, детки! До свидания! - ласково попрощалась Самобранка.

         Ребята вышли через дверь, открывшуюся перед ними. И все оказались в своих постелях. В руке  каждый держал пластиковую карточку. На ней с двух сторон было написано НАУКА.

         1-н столар = 100 стонтов - деньги  сказочного мира.


Рецензии
Боречка! Здравствуйте! Здравствуйте, дорогой!
Однажды я сидела на скамейке в парке. Ко мне подсела
незнакомая дама. Я с любопытством посмотрела на неё: красива,
хорошо одета, но передвигается, скрывая, как ей тяжело или больно.
Помолчали и... заговорили одновременно. Рассмеялись и говорили
уже непринуждённо, как давние приятельницы. Она сказала, что учитель
математики, отошедшая от дел...
Ей, видимо, очень хотелось говорить на свою профессиональную тему,
а я оказалась благодарной слушательницей.
Она тогда и предложила моему вниманию несколько подобных Вашим,
Боречка, задач.
Потом она рассказала, что муж у неё лётчик, жили они с ним в Кемске.
Видя, что мне название ни о чём не говорит, рассказала его историю.
При этом расшифровку названия так "завернула", что я, от неожиданности,
захохотала, как моя бабушка говаривала - "в закат". Сама она так не смеялась
и считала неприличным так открыто и громко смеяться. Но о каких приличиях...
Это было невозможно - такая дама!!! И выдаёт такое!!!

Но долгое время я не это вспоминала, а те её задачки. Мне было жаль,
что их не запомнила, не запомнила какие-то очень интересные способы мгновенного
умножения в уме...

Ваши публикации, Боречка, теперь у меня под рукой, и я смогу обратиться
к ним, когда пожелаю.

Спасибо, дорогой. Счастья Вам и здравия, вдохновения творческого,

Дарья Михаиловна Майская   31.05.2022 13:31     Заявить о нарушении
Да! Именно так! Много задач, много загадок. Полезно перечитывать и запоминать. На работе или за столом блеснуть и т.д. Но дальше - интереснее. И еще будет. Спасибо за точное понимание моей затеи. Спочтением БК

Борис Креймер 3   02.06.2022 09:20   Заявить о нарушении