Арбатские этюды в психологии

Причем здесь «арбатские»? Наверняка, почти в каждом городе есть свой «Арбат», если не архитектурный, то как место прогулок горожан и творчества уличных музыкантов, фокусников, продавцов сувениров, а, главное, художников. Вот о приемах последних и идет речь.

Как можно завлечь к себе на стульчик клиента, заинтересовав его заполучить свой собственный портрет? К кому обычно идут люди готовые оплатить «муки творчества» художника?

Чтобы понять это не надо обладать специальным образованием, достаточно взглянуть на то, какие рисунки выходят из-под карандаша художника. Главное здесь то, чтобы они удовлетворяли двум требованиям – заказчик должен быть узнаваем и максимально, что особо ценится, романтизирован.

Конечно же, чаще всего это прямая и неприкрытая лесть. Но если заказчику она по душе и он щедро за неё платит, то куда деваться «исполнителю желаний», это же его хлеб.

А как обстоят дела во многих групповых психологических «сервисах»? Практически точно также. И здесь клиенты (относительно здоровые, но заинтересованные в своем развитии как «личностей») готовы платить именно тем, кто будет им льстить.

Не развивать, не помогать исправлять какие-то реально значимые личностные качества, а погружать клиента в его уникальность, особенность и очаровательную исключительность. Вот за это и платятся деньги.
 
Какие проблемы решаются на самом деле, помимо того что это просто заработок для организаторов и ведущих тренингов-консультаций? Их у клиента немного, но они есть:

1. повышение уровня самооценки через свои «исключительности»;

2. структурирование времени – надо же его на что-то тратить, тем более разве жалко его на себя любимого, если при этом надо лишь «оставаться самим собой»;

3. тусовка – это практически то же структурирование времени, но ещё и с «непрямыми выгодами» (новыми знакомствами, если не деловыми, что вряд ли, ибо кто из действительно деловых людей тратит на это время, то хотя бы «романтические», а заодно возможность ощущения социальной причастности к группе, к искателям «развития» и т.д.).

Вот и весь «арбатский» набор для клиента с целью выворачивания его карманов. Прием не новый, более того, универсальный и работающий почти безотказно много ещё в каких сферах. Играть в это или нет – каждый решает сам…


Рецензии