Блок. Вися над городом всемирным... Прочтение
* * *
Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.
И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.
Уже на до'мах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.
И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.
18 октября 1905
Первая строфа: самое раннее утро, и сегодняшнего самодержца ещё «клонит сон».
Вторая строфа: так как день ещё не наступил, то Городом управляет Медный всадник – здесь отсыл к стихотворению «Петр» – второе произведение, вторая глава книги «Город»:
«Он спит, пока закат румян.
…Сойдут глухие вечера,
…В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.
…Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.»
Правда, это «бережение» довольно странно:
«…Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!»
Вот оно-то и обозначено термином «всё так же бредит на змее»
- «…все так же» – как и всю ночь;
- «…на змее» – на памятнике под ногами коня – змея. В стихотворении «Петр» она – тоже действующий персонаж:
«…И с тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый.
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами…»
Из Примечаний к стихотворению «Петр» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Змей расклубится над домами. – Ср. запись в дневнике Е.П. Иванова[друг Блока, с которым он тогда много общался ]: "Аспид же есть то проклятие небесное, которое висит над городом, над нами"
»
Ночной Царь и Змей были почти на равных. И в заглавном стихотворении их равенство упрочено:
…явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.
Повторю, что речь идет не о земном Санкт-Петербурге. Блок по-прежнему в одном из его – города – темном отражении. Что следует и из его – стихотворения – расположения в книге «Город», которая вся о нем – об отражении, и определением в первой строке: «град всемирный». Всё-таки реальный Питер до «всемирного» и в царские времена не дотягивал.
В Примечаниях об этом сказано: что здесь у Блока иносказание, что здесь град Петров сравнивается с Римом. Но это не ино-сказание, а ино-мирье.
В стихотворении намекается на предстоящий бунт во имя свободы, и на то, что он – обречен. Ведь бунтари – птенцы, змея же изготовилась к броску на их гнездо. А какие шансы у птенцов против гадюки?
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Написано 18 октября, в день обнародования манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", вводившего в России конституцию и провозгласившего свободу слова, совести, собраний и союзов. События этого дня описаны в дневнике Е.В. Иванова: "Конституция объявлена, флаги и манифестация с четырьмя свободами…”
(Иванов Е.П. Записи об Александре Блоке. (1905) // БС-1. С. 397)
– «... Готовы новые птенцы ... – …Сподвижников Петра I Пушкин в поэме "Полтава" называет "птенцы гнезда Петрова" .
– «…И ни один сустав не сдавлен // Сверкнувших колец чешуи. – Ср. в стих. "Петр": "змей, копытом сжатый." М.О. Лопатто в докладе «Проблема "Медного всадника"» заметил: "Петербуржец Блок, внимательно изучивший монумент, нашел, что змей не попран, а только вьется у ног коня" (цит. по: Осповат АЛ., Тименчик Р.Д. "Печальну повесть сохранить ... " М., 1985. С. 169).
»
В Примечаниях подробно расписано, что происходило в мире, который мы считаем единственно реальным, но я приведу ещё пару цитату.
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
« … символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…
…Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак…
Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками")…
…он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…
…Ценность этих исканий состоит в том, что они-то и обнаруживают с очевидностью объективность и реальность "тех миров"; здесь утверждается положительно, что все миры, которые мы посещали, и все события, в них происходившие, вовсе не суть "наши представления", то есть что "теза" и "антитеза" имеют далеко не одно личное значение. Так, например, в период этих исканий оценивается по существу русская революция, то есть она перестает восприниматься как полуреальность, и все ее исторические, экономические и т.п. частичные причины получают свою высшую санкцию; в противовес суждению вульгарной критики о том, будто "нас захватила революция", мы противопоставляем обратное суждение: революция совершалась не только в этом, но и в иных мирах; она и была одним из проявлений помрачения золота и торжества лилового сумрака, то есть тех событий, свидетелями которых мы были в наших собственных душах. Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России.
…Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений, а о смерти говорим теперь только потому, что устали.
За себя лично я могу сказать, что у меня если и была когда-нибудь, то окончательно пропала охота убеждать кого-либо в существовании того, что находится дальше и выше меня самого; осмелюсь прибавить кстати, что я покорнейше просил бы не тратить времени на непонимание моих стихов почтенную критику и публику, ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.»
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. К метаистории русской культуры. Глава 5. Падение вестника:
«…Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
Свидетельство о публикации №221122800697