Дневник - 2021

5 января 2021 г.
Пришел новый год. Пожалуй, я никогда так не встречал этот праздник, в полном одиночестве, без праздничных блюд, вина и ёлки.

Так получилось, что к Диме на праздник я не попал. Семья разболелась, а тут еще этот страшный ковид-19, Димина дочка заболела и изолировалась дома в Заречье. Т.ч. в моем обществе присутствовал только телевизор и компьютер. Предновогодние поздравления от родных и близких я получил по телефону накануне. До часу ночи грохотали салюты во дворе, телевизор веселил, как мог. Во втором часу я лег спать.

Первого числа я не выходил из дома. Хмурая погода не располагала к прогулкам. Второго, утром, я проснулся еще затемно. Захотелось на улицу, в парк. За окном настоящая зима со снегом. Позавтракал, собрался, взял фотоаппарат, и вот я уже в парке. Пушистый снег, красиво, народа нет, чистый зимний воздух. Гулял с удовольствием, фотографировал.

Третьего созвонился с Любой. Гуляли в Баташах. Парк не произвел на нас должного впечатления. Вышли из парка по новому мосту рядом с новым большим строящимся массивом «Баташевский сад». В городе слегка поплутали по новым для нас улицам и вышли к Комсомольскому парку. Прошлись немного и по нему. Назад поехали на троллейбусе.

Люба предложила зайти к ней. Посидели, поговорили на кухне, немного выпили и я ушел. Люба торопилась к какой-то встрече, и вообще на днях уезжала к больной маме почти на месяц.

Четвертого гулял в Центре. Маршрут уже привычный – Красноармейский проспект – Кремль – Казанская набережная – Металлистов – и назад на троллейбусе домой. Все как обычно в Новый год. Порадовала выставка необычных елок на улице Металлистов. Насчитал более 40. Все сфотографировал. Наиболее интересные фото потом отредактировал и поместил в инете.

Каждый день разговариваю по телефону с Димой и Катей. Катя с Матвеем съездили в Чегемское ущелье. Прислали эффектные снимки.

                Умер Эдуард Брандин

Мне сообщили, умер Брандин. Ему шел 82 год жизни. Не могу сказать, что был ему другом, и хорошо его знал, хотя мы знакомы много лет. Но он был для меня хорошим знакомым и интересным порядочным человеком.

Общались мы более-менее тесно в годы, когда он работал в Университете. Там же работала и его жена, благодаря которой в университет на работу устроилась моя Шура. Но вот, прошло время и, Люда не работает уже несколько лет, умер Эдуард и нет моей Шурочки. Именно коллектив, в котором работала Шура, и был самым дружественным местом для Брандина, где он отмечал праздники, шутил, рассказывал свои истории.

Мы же встречались с Эдуардом урывками, в основном по делу. Он был хорошим рассказчиком и принес мне для публикации в инете много своих интересных и неплохих в литературном смысле творений. Это были воспоминания о своей семье, детстве на севере и путешествиях на юге. В последние годы он перешел на стихи и с увлечением переиначивал русские народные поговорки, и это у него неплохо получалось.

Мы с Шурой несколько раз были на даче Брандиных, где они с большим увлечением занимались сельским хозяйством, благо Эдуард был умелым столяром и плотником, неплохо обходился и с металлом. Был я знаком и с их дочкой Катей, которую даже вместе с другими студентами обучал на медицинском факультете. Теперь она стала вполне успешным и уважаемым психиатром.

Вот так, жизнь идет, а друзей и знакомых становится все меньше и меньше…

                РАЗДУМЬЯ

Прощеное воскресение. Если всерьез, то я бы стал просить прощения у родителей и Шуры. Но, увы, их уже нет и не будет.

На улице пасмурно и на душе грустно. Раньше ждал выходных, чтобы с Шурой погулять где-нибудь в городе или за городом. Теперь – пустая тихая квартира и я в ней. Идти никуда не хочется – зачем?

Настроение скачет. Иногда накатывает – жду чего-то яркого, торжественного, и одновременно ужасного. Словно стоишь перед разверзнутой бездной. Дух захватывает, что там?

Проблемы… Важные, и не очень. Делать прививку или не делать? Накажут, если не сделаешь? Разобрать вещи дома, куда шурины вещи? Что с моим здоровьем? И вообще, как жить дальше…

Никогда не думал об одиночестве, и вот. Как с ним жить, или искать друга (подружку)?

В эти дни сразу четыре важные даты моей жизни, и похоже они пройдут также незаметно, как и прежние: 25 лет работы в Пединституте, 2 года внуку Роману, годовщина гибели Шуры и 50 (!) лет Катюше.               
 
24-04-21. Суббота, и не простая, последняя перед пасхальной неделей. На улице холодно, мрачно, сыро и грустно. Грустно, конечно, у меня на душе.  Перевалило время уже за полдень, а на улицу еще не выбрался. Неохота, незачем. Депрессия. Скучно, не нахожу себе новых целей после гибели Шуры. Ну приготовил себе еду и поел три раза. Ну постирал немного вещей. Надо бы вымыть пол, но смотрю, вроде негрязно. Надоел телевизор, компьютер, читать давно разучился.

На работе тоже скучно, давно нет ничего интересного, вдохновляющего. И общаться практически не с кем. Хожу, потому что есть какой-то стимул к жизни. С сыном общаюсь в основном по телефону, с дочкой перезваниваемся по вечерам – у ней бурная спортивная и культурная жизнь. С сестрами перезваниваюсь крайне редко – о чем говорить? Можно было бы путешествовать по городу и окрестностям, но одному скучно, а за городом и небезопасно. Резко упало общение со знакомыми, общение только по телефону, и не часто. 

Дела? Дома дела, конечно, всегда найдутся. Это то, чего я так не люблю – разборка всяческих завалов. Надо разобраться на балконе, в шкафах – выбросить ненужные вещи, что-то отсортировать, почистить, убрать, достать. То, что я всегда ненавидел. Пока оттягиваю эти времена.

И еще проблема, которую решала Шура. Это стирка на машинке, глажка, ремонт одежды и ее покупка.

Что делаю для души? «Подбиваю бабки» - собираю все свои литературные опусы в прозе-ру, продолжаю фотографировать в выходные, в основном в парке и центре. Вот такова моя сегодняшняя жизнь.

                ***

26-04-21. Голубь залетел в класс. Вел себя уверенно, не шарахался, не бился об стены и окна. Подпускал к себе близко, даже ел с руки. Обыкновенный сизарь, дичок. Уже начались занятия, а я его никак не мог выгнать из класса в коридор. Наконец, удалось заманить его в нашу комнату. Там я открыл окно, в которое он спокойно улетел.

Знак свыше? О чем? Может, привет от Шуры, а я не понял.

Эти дни я заметно нервничаю, все болит, сам не пойму, чем взволнован. Наверное, это было связано с визитом к кардиологу, я всегда волнуюсь от встречи с врачом.
Погода стоит странная, не так давно было по-летнему жарко, сейчас мерзнем от холода. Впереди Пасха и длинные майские каникулы, подаренные Президентом из-за коронавируса.

Катя на прошлой неделе съездила с воспитанниками на соревнования в Питер. Похоже, довольна. Удалось немного и по городу погулять, и встретиться с Жуковыми Сашей и его женой. Говорит, что Саша стал еще толще и ходить не хочет, везде ездит на машине.

27-04-21. Всю ночь шел снег. Я даже сначала не понял этих стуков за окном. Выглянул во двор и поразился – вся земля побелела. Снег висел на ветках деревьев, проводах. Утром слой снега повсюду превышал 10 см. Идти по снежной каше было неприятно, ветки некоторых больших старых деревьев не выдержали непосильной нагрузки и падали на землю. И за ворот я несколько раз получил свою холодную порцию. И все это в конце апреля. К вечеру остались лишь островки снега.

2-05-21. Настроение пасмурное, как этот пасхальный день.
Да, вспомнил, что разбередило мою душу. Вчера по «Культуре» сначала слушал русские романсы в исполнении Е. Дятлова, а потом смотрел фильм «Чайковский», не целиком, но это неважно. Вспомнил, как поразил меня этот фильм в далеком прошлом. Столичный кинотеатр, большой экран, великолепный звук и, конечно, гениальный И. Смоктуновский в главной роли. Музыка Чайковского заполнила меня полностью, погрузила в мир прошлого. Было жаль Петра Ильича, неустроенного в этом мире, так непохожем на его могучую прекрасную музыку.

4-05-21. Недоволен собой. Прошло уже четыре дня наших каникул, а я все не найду себя. Что я хочу от этих дней отдыха? Хотелось бы за город, но есть четыре НО: не хочу гулять один, а не с кем; болит спина; есть ограничения по прогулкам по лесу; и погода подводит, все время дожди, или их угроза. Пока беседую по телефону с близкими и знакомыми. Слоняюсь весь день между телевизором и компом «как г. в проруби». Правда, вчера выбрался в парк, и попал под дождь.

8-05-21. Вот и кончаются наши майские «каникулы». Погода не порадовала – пасмурно, прохладно, почти каждый день шли дожди. 5-го Дима с Леной и я съездили на оба кладбища. Посетили Шуру, Рому (Занько) и родителей. Дима уже поговаривает о памятнике, фото и надписи.

7-го. Отличная солнечная погода, относительно тепло. Вся Димина семья и я посетили Новомосковск. Ехали на Диминой машине. За окном красивый просторный русский пейзаж. За час с небольшим оказались у городского парка. Наша цель – сам парк, детская железная дорога, зоопарк и исток Дона. Все получилось, и прогулялись, и прокатились. Понравился парк со стройными высокими лиственницами, и, конечно, ДЖД, целых 2 км. с 3-мя остановками. Много фотографировал. Дома пообедал и заснул на два часа. А вечером – последняя серия фильма «Неопалимая купина». Очень понравилось – и материал (повесть Б.Васильева) и актриса в главной роли. И очень жаль героиню фильма, такую жизнестойкую, уберегшуюся в войну и погибшую так нелепо в мирное время.

8-05-21. Сегодня весь день дождь, выходить на улицу не хочется. Убрался в квартире. Погрустил о Шуре. Посмотрел великолепный концерт Хора Турецкого, посвящённого 9Мая в Москве, Берлине, Нью-Йорке. Здорово! Катя сегодня последний день в Волгограде. Ее воспитанница выступит, и они уедут домой.  Грустно, грустно, тоскливо и одиноко… 

9-05-21. Прошел День Победы. Как он прошел для меня? Да никак. Предполагалось, что если будет погода, то Дима устроит во дворе шашлык, а дальше как обычно – посидим за столом, немного выпьем, немного поговорим, покушаем, потом поиграем с малышом. Но, на улице осенняя погода – холодно (+5), ветрено, дождливо. Праздник не состоялся. По сути, сегодня и вчера (была такая же паршивая погода) просидел дома, если не считать короткого выхода в магазин за продуктами. Провел день за компом и телевизором. Смотрел парад, все как обычно, стройно, красиво, мощно. Концерты не хотелось смотреть и слушать. И еще фильм про Подольских курсантов. Страшно, трагично, ужасно жалко молодые жизни. Но, такие времена… Общался по телефону с Димой, Аней и Людой Усачевой.  Каждый день снятся сны, но просыпаюсь и не могу ухватить их смысл, сюжет. Записать нечего.

Уже под занавес дня посмотрел фильм «Т-34», он кончился глубокой ночью. Немецкий плен, чужая страна, танкисты, убежавшие на советском танке, который они восстановили, из плена. Погоня. И благополучный конец, что не свойственно фильмам на тему войны. Даже не помню других фильмов с хорошим концом.

10-05-21. Последний выходной в этой праздничной неделе. За окном сияет солнце, зовет на прогулку. Надо, может даже съездить куда-то. Но одному… У Димы свои планы, своя жизнь, это нормально. Не знаю, не знаю… Все-таки собрался. Съездил в Баташи. Ветрено. Много гуляющих, особенно детворы. Прошел парк из конца в конец и, даже больше – до нового моста в одну сторону и плотины в другую. Тулица полноводная, даже кое-где выходит из берегов. В парке много сырых мест. А плотину даже не видно, скрылась под водой.  Парк ухожен, появились новые сооружения. За парком на километр три новостройки. Самая успешная рядом с парком – ЖК «Баташевский сад». Много фотографировал. Назад пришлось долго ждать транспорта. День провел как обычно: кухня – телевизор – компьютер. Завтра на работу, и говорят, будет тепло по-летнему, посмотрим. Общался по телефону с Катей и Димой.

                Игорь

Узнал от знакомой – больше нет Игоря Р. Несколько месяцев назад умерла от онкологии (страдала много лет) его жена Валя, и вот теперь он. Умер несколько дней назад, кремирован и похоронен. Причина смерти – вероятно всего самоубийство, говорят отравился.

С Игорем, всей его семьей, наша семья знакома с начала нашей жизни в Туле. Все мы общежитские жили дружно, общались, помогали друг другу как могли. Игорь, внешне, по крайней мере, был легкий человек в общении, «легок на ногу», надежен. Когда наши дети были маленькими и жили с нами, мы семьями отдыхали вместе – летом ездили в Ревякино, и гуляли там, купались. В Ясную Поляну.  Зимой там же устраивали лыжные походы. Жили на институтской турбазе на Оке. Игорь всегда был хорошим рассказчиком и другом.

 Глядя на меня, Игорь вел и хранил дневники, где записывал свои впечатления о жизни и поездках в многочисленные командировки. Много фотографировал. В редкие посещения его квартиры мной, он с гордостью показывал свои фотоальбомы и дневники.

Только удивлял нас сын Игоря Антон, которому родители все позволяли. В результате вырос необразованный, хамоватый, грубый молодой человек. Пока жива была мама, Антон сдерживал свои враждебные порывы к отцу (жили они вместе в двухкомнатной квартире). Видимо потом жизнь Игоря стала невыносима. Он просился пожить ко мне на месяц. Я не отказал, но и не обрадовался такому варианту. Видимо, он это почувствовал, и больше мне не звонил.

У Игоря есть дочь, замужем. Какие у Игоря с этой семьей отношения, не знаю, но, зять был категорически против вхождения Игоря в эту семью.
Грустно. Наши друзья уходят, да еще порой вот так…

                Роман

Есть у меня друг, живущий здесь же, в моем городе, друг давний, многолетний. Зовут его Роман К. Когда-то он работал в том же НИИ, что и я, но потом уволился и 25 лет отслужил в энергетической компании города.  Были времена, когда мы долго не встречались и не общались без всяких причин. Но вот в последние годы произошло тесное сближение.

Чем же интересен Роман? Он на год старше меня, никогда не был женат, хотя и не сторонился женщин и имеет подругу, как сейчас говорят, из своего же дома, ровесницу.  Животворное чувство близости уже угасло в связи с возрастом, но привязанность, почти родственная осталась. Оба одиноки и самостоятельны. Вот даже решили завещать друг другу свои квартиры в случае кончины.  Но, впрочем, рассказ не о ней. Продолжу…

Роман родился в Вашингтоне, вот так сложилась судьба. Отца своего, ушедшего из семьи, поминает недобрым словом. Всю жизнь прожил с властной матерью, ныне давно упокоившейся. Родных нет. Служил в армии на Дальнем Востоке, о чем вкусно рассказывает. Не связанный семьей, много путешествовал по миру, был в ряде экзотических стран, в Индии, например. Много поездил и по нашей стране, и по служебной нужде, и для собственного развлечения, насытился вволю путешествиями и сейчас его никуда не тянет. Хорошая память и умение интересно рассказать, делает его хорошим собеседником. Имел много увлечений и хорошую библиотеку с редкой коллекцией по эзотерике, и не только по ней, которую серьезно изучал, и похоже позже в ней разочаровался. Перепробовал разные физические и оздоровительные практики в разные годы. В общем человек очень разносторонний и умелый. И, главное, глядя на него бодрого, веселого, сам заряжаешься оптимизмом. 
Так в последние годы он был увлечен компьютерной техникой и, главное операционными системами, экзотичными для большинства обычных пользователей. Ориентируется в технике и в интернете «как в рыба в воде». Есть у него еще закадычный друг, ныне полностью, с головой ушедший в компьютерные игры, которого он навещает и опекает. Есть и свои странности. Так он избавился дома от всей бытовой техники и платит минимальную смешную цену за электроэнергию. Питается он в столовых, которые тщательно выбирает, два раза в день, белье сдает стирать в прачечную. Каждый день делает зарядку, обязательно проходит необходимое количество шагов в парке. Всегда аккуратен и дружелюбен. К нынешней жизни отношение спокойное – мы свое прожили нормально, а с сегодняшними проблемами пусть разбираются молодые.

                ***

И еще. Одно время ко мне на работу, раз в неделю, до «эпохи ковида-19» приходили три друга: Роман, Володя и Игорь. Но, сначала приходил только Роман. Это было золотое время, когда мы вдвоем говорили обо всем, в том числе и о моих рассказах, которые Роман искренне хвалил. Нравились ему и мои фото. Мне было приятно. Много рассказывал о своей прошлой юной жизни.
 
Когда он был не один, я уже был лишним в беседе Романа и Володи, здесь уже не было места искренности и романтики.

P.S. Нет больше Романа. За 2-3 месяца до кончины он оборвал все связи, плохо себя чувствовал и не хотел общаться. Похоже, он умер от ковида. По завещанию кремирован, а пепел развеян над рекой его подругой. Других подробностей не знаю.  (Октябрь. 2021).

                Андрей

Андрей – мой зять. Умер четыре года назад 50-ти лет отроду. Умер, когда мы с женой были в Пятигорске, а дочка с сыном улетела впервые отдыхать в Крым. Смерть Андрея не была полной неожиданностью, он лежал парализованный уже три года, но все же. Жена была в панике, я же предложил позвонить лучшим Катиным друзьям, которые все и организовали по первому разряду. Когда Катя с сыном экстренно вернулась, все уже было готово к похоронам.

Весь дом и многочисленные друзья провожали Андрея. Собралось около 100 человек. Священник, давний знакомый Андрея, его отпевал. Похоронили зятя на городском кладбище, там же похоронена и его бабушка. Лежит он на горе в сухом каменистом грунте и улыбается с красивой фотографии на памятнике.

Каким же я помню своего зятя? Это – спортивный, подтянутый молодой модный человек. Спокойный, умелый не только в своем тренерском спорте. Он разбирался в фотографии, компьютерных приложениях, все время улучшал и украшал свое жилище, мастер на все руки, эстет, отличный друг. Семьей Никулины много путешествовали по своим кавказским местам, и благодаря Андрею остались отличные видовые фильмы об этих красотах. Очень любил музыку и собрал на компакт-дисках громадную коллекцию современной музыки разных направлений.

Андрей всегда был заботливым и любящим мужем, сыном, отцом. Но, вдруг, на него напала неведомо откуда такая напасть – опухоль на позвоночнике, которая его и лишила жизни. Сначала казалось, что ее удалось победить – первая операция привела к успеху. Андрей встал с постели и мог ходить с палочкой. Но опухоль снова проявила себя, и Андрей слег. Облучение в Москве, недешёвое, не привело к успеху, и зять несколько лет умирал – отнялись ноги, потом руки, тело, и живой оставалась только голова. Знакомые грустно шутили – «Голова профессора Доуэля». До последних минут эта голова была разумна и здорова. Увы, такова жизнь.

                О внуке Матвее.

Еду в гости на Кавказ к дочке и внуку. Катя и Матвей давно живут вдвоем, мой зять Андрей умер четыре года назад и три года перед этим мучительно болел, т.ч. сын фактически вырос без отца. Определенным образом это отложилось на его воспитании и характере. Парень неплохой – умный, спортивный, коммуникабельный. Но, неизбежные черты эгоизма и избалованности, в такой неполной семье, конечно, у него присутствуют. По-моему, есть нетерпимость к другому мнению, что, впрочем, нередко бывает у подростка. Учится отлично, хорошо плавает под руководством своего тренера-мамы, хорошо разбирается в компьютерной технике.
 
Еду, и заранее боюсь возможных конфликтов с внуком, и мамой, его защищающей. Меня уже предупредили, что Матвей не подпустит меня к своему компьютеру, где он каждый день играет, и в который и я вложил ощутимую сумму денег. А я привык каждый день проводить несколько часов за компьютером. Наверное, будут споры и о жизни, и о «правильном ее применении» с моей точки зрения. Надо бы мне сдержаться.
Я уже почти полтора года живу в некотором вакууме – крайне не хватает живого общения, друзья «растворились». А с близкими так хочется поделить своим сокровенным, что я размещаю в интернете (воспоминания, раздумья). Читают чужие, незнакомые люди. А как же свои – дети, внуки, им не интересно, что я прожил, что знаю, о чем думаю. Не интересно узнать о своих предках?
 
                О друге Володе

С Володей мы знакомы страшно давно, практически полвека. Работали вместе в НИИ. Я, он, моя жена Шура. В НИИ мы не были друзьями, так, сотрудники. Но, пришло другое время, и НИИ осталось в далеком прошлом, и как-то случилось сближение нашей маленькой семьи, я и Шура, с Володей. Мы не разу не были у него дома, да и он у нас. Все встречи происходили у Володи на даче в живописном месте под Тулой.
Мы пили чай, разговаривали обо всем, Володя играл на баяне, парились и мылись у него в баньке. Ходили с Шурой по живописным окрестностям (Володя с нами не гулял). Любовались на леса, карьеры, купались в озерах. Володя малообщительный человек, но перед нами он раскрывался.

У Володи была больная жена, болела она много лет и это была его главная домашняя проблема, его семья. И вот, пришли эти ужасные времена – у меня умерла Шура, а у него через год с небольшим его жена. Теперь общаемся крайне редко, только когда Володя сам позвонит мне по телефону.

Кто он, Володя? Крайне рациональный человек с математическим мышлением, видимо полученным давно при учебе в МГУ. Всегда признается, что он трус. Ненавидит сегодняшние порядки, наворовавшихся российских богатеев, но ничего сделать не может. С ностальгией вспоминает свое сибирское село, откуда родом, и где давно уже нет никаких знакомых; и, конечно, МГУ, свою альма-матер.

После 40-го дня со дня кончины супруги он избавился от всех вещей супруги – раздав, раздарив их знакомым. Избавился от лишней мебели, посуды и прочее, оставив все по минимуму.

Его образ жизни теперь – прогулка по Комсомольскому парку, чтобы поддержать здоровье; поездка на дачу, дабы поддержать жизнь своего сада; что-то поделать в теплице. Почитать старые советские книги, баян заброшен, посмотреть в Ютубе, как живут другие, необычные люди в необычных условиях.

                Еду к Кате.

Уже несколько дней нервный мандраж – еду на Юг, к Кате на месяц.  А чего волноваться? Билеты в оба конца куплены, вещей надо минимум, а потом, все можно купить на месте. Ковид, попутчики в поезде? Но ведь ездил с Шурой 20 лет, все было нормально. Как примут мои дорогие, найду ли контакт с внуком? Как буду себя чувствовать, уже не молод, смогу ли много ходить? И вообще, буду ли комфортно себя чувствовать, получиться ли увидеть что-то новое, интересное? Не буду ли я нервничать и психовать из-за того, что мне что-то не понравится?
29-07-21

                Как я провел лето.

Кончилось лето. Три недели назад я вернулся в Тулу из Пятигорска. Впору писать сочинение «Как я провел лето». Попробую.

Сначала общие моменты. У Кати я гостил месяц, во второй половине отдыха приехала внучка Настя. Комната, где я раньше располагался с Шурой на первом этаже, теперь занята Матвеем. Там Катина библиотека, диванчик и крутой компьютер. От компьютера я сразу был отлучен – он внуку для игр и общения с миром. Разъемы моих гаджетов к компьютеру не подходили. Управляется с ПК Матвей отлично – быстро и умело находит необходимую информацию, что неоднократно нам пригодилось для планирования наших путешествий.

Были у меня мелкие конфликты с внуком (несовместимость поколений), в которые Катя, на мое удивление не ввязывалась, как в прошлые годы. Парень подрос, хорошо развит физически и умственно. Но книги категорически не читает, не читает их и в электронном формате. Впрочем, это «болезнь» большинства молодого поколения.
С едой давняя проблема – много чего не ест, зато в доме много сладкого и плохие зубы от них и вредных напитков. Катю и Матвея переубедить в их вредности невозможно. Каждый день набирается целое ведро мусора, где преобладают упаковки и пластиковые бутылки от напитков. Оба любят фастфуды, хорошо ориентируются в «Макдональсе» «KFC», «Бургер Кинге». Это пока все о быте.

Отдых наш был интересен довольно продолжительными путешествиями.  В обычные дни мы гуляли вдоль реки, благо она рядом. Ездили купаться и загорать несколько раз на Тамбукан. Гуляли вокруг Машука и были у Озера в новом музее Истории. Ездили в Кисловодск, где гуляли в Парке, а также встречались с моей сестрой Нелей, там отдыхавшей. Да, еще были в обновленном великолепном парке в Железноводске, где прошлись по новой красивой лестнице. Под Кисловодском поднялись к горе «Кольцо», что я не смог сделать в прошлую поездку. И еще два раза мы ездили довольно далеко в «Жемчужину», где купались в термальных источниках.

А теперь о дальних путешествиях, в которых мы преодолели в общей сложности более 1000 км.

5-6/8. Горы Ингушетии. Владикавказ. KFC. Магас. «Жемчужина» - купание. Д.Р. Матвея. Нарты.
12/8. В гостях у Чулковых.
14/8. Лысогорка.
17/8. Гости. Караоке. Приехала Настя.
18/8 Посещение «Холода».
22/8. Гора Кольцо – Гумбаши – храм Ш – Черкесск – парк – «Жемчужина».
25-26/8. Мое ДР. Ездили в Гуамку Ж.Д. в ущелье. Отметили Д.Р. Ночевали в гостинице. Майкоп. Адыгея. Река Белая. Хаджокская теснина. Водопады Руфабко. Яворовая Поляна. Вернулись в Пятигорск ночью. Вся поездка 12 ч.

Настроение ужасное – погода хмурая, холодная и сырая; друзей для общения нет; нет и работы, и рабочего места, поэтому чувствую себя неуютно и неуверенно на новом месте, которое нам отвели на время в главном корпусе. И печаль, и грусть на меня нахлынула, не нахожу нового смысла жизни без Шуры. Все надоело.

На работу хожу на полдня, потом дома болтаюсь между телевизором, компьютером и диваном.  Дома есть дела (разбор вещей), надо собраться и сходить в свою поликлинику и в кардиологическую, но, такая лень и депрессия! Не хочется. Стал читать книги. Привык к тишине и темноте в квартире.
28-09-21

Устал от одиночества. Не с кем поговорить, некого обнять, некому пожаловаться.  Золотая осень скоро закончится, впереди уже настоящий холод, темные утренние и вечерние часы. Все дорожает, коронавирус яростно наступает. Начало ноября, его первая неделя будет нерабочей из-за сильного распространения ковида. Так не разу я не выбрался в Ясную, без попутчика не хочется никуда ехать. Угнетает и собственное неопределенное положение на работе – работы нет из-за переезда и похоже долго не будет. Сижу тихо в уголке и читаю книги, или тексты с телефона.
В воскресенье был на дне рождения Димы. Все как обычно, шашлыки, стол, игра с Ромой. Но без Раисы Николаевны, сидит дома, приболела. Дима рассказал, что могилу Шуры обустроили, теперь занимаются памятником. Фото на памятник случайное, взято с паспорта, что мне не нравится, но Дима уверяет, что все будет хорошо.

Дима и Катя заняты полностью работой и домом, но меня не забывают. Мы каждый день общаемся вечером по телефону, правда коротко. Катя молодец, по воскресеньям она с Матвеем делает длительные выезды на машине по красивым местам Кавказа. Все время присылает мне фотоотчеты из своих поездок.
19-10-21

Настроение ужасное, упадочное. Оно и раньше было не очень, но весть о Роме Кашицине меня сразила. Такой живчик, весельчак, оптимист, как-то поддерживал во мне интерес к жизни. После смерти Шуры одни потери. Вот и пребывание мое в Педе висит на волоске. Грустно, скучно, все болит, ничего не хочется.
Иногда звонит Володя, от него я получаю новости о наших знакомых. У него тоже положение не сахар, но он хотя бы «барахтается в этой жизни», находит себе занятия. Он продает дачу жены, разобрался с ее вещами дома, выбросил все лишнее, занялся ремонтом. Каждый день для здоровья гуляет в парке и ездит на свою дачу. Молодец!

Вспоминаю лето на Кавказе. Другая жизнь, другие краски и эмоции. Думал несколько раз все же записать самые яркие впечатления об этом времени, но никак не могу себя заставить это сделать, да и что-то уже стерлось в памяти…

Никак не привыкну к исчезновению из жизни знакомых и близких людей. Вот и Роман был, из плоти и крови. Потом он умер, его сожгли и пепел развеяли по реке по его завещанию. Был человек, и нет от него ни крупицы…
24-10-21

                ПАМЯТИ РОМАНА К.

Не дает покоя новость о смерти Романа. «Как обухом по голове», как говорят в народе. Самый спокойный, рассудительный, веселый, умный человек из нашей компании ушел навсегда. Не верится! Мы знакомы с Романом более 40 лет. Не могу назвать его близким другом, т.к. даже не был ни разу у него дома, не знаю его подругу, бывали длительные периоды, когда мы не видели друг друга. Но всегда он относился ко мне нежно, по-братски, между нами не было конфликтов. Он хвалил мои «творения», искренне, без лести. Сам был прекрасным рассказчиком, и я очень жалею, что не записывал за ним эти рассказы. А повидал он многое, и побывал в интересных местах страны и мира.

К сожалению, наших с ним походов было немного. Я запомнил два. Один то ли осенью, то ли весной на Рязанке, на месте нынешнего торгового центра «Линия». Когда мы там гуляли, от кладбища до будущей «Линии», там были полудикие места с дубравой и хвойными перелесками. Было просторно и дышалось свободно. Гуляли, разговаривали, любовались природой.

Второй раз, очень давно, мы гуляли вместе зимой по Тулице от Баташевского парка до устья реки. Там всегда было малолюдно и хорошо. Роман был легко одет, а неприятный холодный ветер продувал одежду. Я предложил вернуться, но он не согласился. После этого он попал в больницу.

Был и третий раз. Жаркий день и мы зачем-то стремились к Упе в районе Хомутовки. Но об этой прогулке лишь смутные воспоминания.

Очень жаль, что я никогда не увижу Романа, человека, всегда поднимавшего мне настроения, не услышу его рассказов про службу на Востоке, про Индию, про служебные командировки, не увижу его умных глаз и улыбку.
26-10-21

                О Душе

Буду рассуждать как атеист и человек с высшим-высшим образованием. Итак, представим, что Душа у человека существует вечна и «жива» после смерти личности. Какова же ее «жизнь» в вечности и бесконечности? Верующие считают, что она падает в Ад или Рай. Не будем рассматривать Ад, поговорим хотя бы о Рае.

Что ее там ожидает? Говорят, вечное блаженство. И в чем же оно заключается? Она видит, слышит, передвигается в любом направлении. Но в чем радость ее «жизни»? она лишена тела, а значит каких-либо действий, она не получает радости от пищи, от общения с любимыми, даже от быта, и, главное – она не может творить и получать от этого удовольствия! Она не ощущает не любви, не ненависти, у ней нет обязательств. Итак, мотаться по пространству миллионы лет, даже не зная, что там творится на планете, которая тебе дала жизнь. Скучно!

Приятнее восточная религия, предполагающая реинкарнацию. Есть надежда повторить жизнь, но уже в другом обличии.

Но и в этом нет надежды. Ученые доказали, что Вселенная родилась из точки, куда она опять вернется. Прежнего мира не станет, и вспомнить о нем будет некому. Увы, мир не вечен, и возможно, не бесконечен. Где здесь место для Рая, Ада, Всевышнего, Души? Вопрос. Грустно сознавать. Дюже умные могут рассказать мне о «тонких мирах», четвертом, пятом и т.д. измерении. Мол, все происходит там. При этом будут ссылаться на Эйнштейне и других ученых. Увы, это все гипотезы, рабочие. Всегда хочется на что-то надеяться и найти смысл нашего существования.
28-10-21

                ***

На улице прекрасная погода, не свойственная началу ноября – солнце, необычно тепло для этого времени, выходные на целую неделю, но не радостно и не хочется гулять. Поздняя осень, «лес обнажился, поля опустели…», на природе делать нечего, в городе, где изведан практически каждый уголок, скучно. Да и гулять не с кем. Поговорить не с кем. Да еще этим ковидом пугают из телевизора. И действительно страшно – более тысячи умерших в России каждый день! Когда такое было? Есть дела дома, но руки не поднимаются разгребать завалы. Пусть еще спокойно полежат.

Рад за Катю с Матвеем. Находятся всю ковидную неделю в горах, в прекрасной Ингушетии. И Дима занят своими семейными проблемами. Т.ч. им не скучно.
1-11-21

Библия, Данте «Божественная комедия», «Илиада», С.Лем «Сумма технологий», Л.Андреев «Роза Мира» - я понял, что эти великие книги я никогда не осилю, видимо в силу моей малой мыслительной возможности.
1-11-21

Вчера смотрел очередной выпуск передачи с доктором Мясниковым по ТВ. Он долго крутил, вертел, но по смыслу выдал известную мудрость: «Движение все, а цель - ничто». Разговор был о Смысле Жизни. И я с ним полностью согласен.
13-11-21

Читаю в инете про прошедшую Перепись населения. Выходит, по отзывам населения – безобразно. Половина в глаза не видела этих переписчиков (я тоже), часть просто не пустила их в свои квартиры, и ничтожное количество отписалось в интернете. И сами переписчики дают примерно такие же отзывы. Много приписок, люди хотели подзаработать. Официально: перепись прошла на 100 с лишним процентов. Узнаем через год (?) результаты.

Смотрю «Голос» - нокауты. Пир вкуса с грустным оттенком. На экране еще живой А. Градский, но мы уже знаем, что его похоронили.

Восторг от голосов, от прекрасных лиц конкурсантов. Давно отметил про себя, что за всю историю «Голоса» не видел на конкурсе некрасивых людей, видимо в настоящем искусстве им просто нет места.  Понятно, что это – шоу, зрелище для нас, но все организовано так здорово и профессионально. Спасибо организаторам и участникам! Отлично, есть интрига, настоящие переживания, высокое искусство. Я в восторге, и как жаль, что смотрю это и переживаю я один, без моей Шурочки, мир её праху. 
3-12-21

Странно течет мое время. То, барахтаешься во времени, как муха, попавшая в варенье, время не движется. А то, вдруг понимаешь, день уже на исходе, за окном темень, а вспомнить, что было сегодня, не можешь. И так каждый день. Нет цели, стремлений, желаний. Не с кем поговорить, некого обнять, поцеловать. Даже не с кем поругаться, и не зачем. «И скучно и грустно, и не кому руку подать…» И впереди не вижу просвета.
8-12-21

Зацепило высказывание, даже утверждение, одного священника о том, как Господь определяет дату смерти человеку. Он говорит, что праведному человеку смерть определяется на пике его жизни, мол ничего лучшего он больше не сделает. А грешнику срок определяется тогда, когда его падение может лишь усугубить его пребывание на том свете. Интересно!

Чем больше живу, тем больше утверждаюсь в мысли, что продолжительность жизни человека больше всего зависит от него самого, от образа жизни. И это, в основном, не питание и физическая нагрузка, а та жизненная сила, устремленность, вера в то, что ты делаешь и ради чего и кого живешь. Она то и определяет твой здоровый образ жизни.
24-12-21

Через два дня закончится еще один год. Год был весьма грустный, ничего положительного не видно и впереди. Катя – молодец, с подругой и сыном, как и в прошлый год уехала отмечать Новый год в Сочи. А у меня дежавю, повторится тот же Новый год, что и в прошлый раз, т.к. семья Димы опять заболела. К празднику никак не готовлюсь, наверное, он пройдет, как и год назад, т.е. никак.
29-12-21

                Главные события 2021 года (моя выборка)

Иранский парламент принял закон, обязывающий правительство уничтожить Израиль к 2041 году.
Захват здания Конгресса США сторонниками Дональда Трампа в Вашингтоне, округ Колумбия, с целью отвергнуть официальные результаты президентских выборов 2020 года и поддержать требование Трампа к вице-президенту Майку Пенсу и Конгрессу не признавать победу Джо Байдена на выборах 2020 года. Во время штурма погибли 5 человек.
20 января — Джо Байден вступил в должность президента США.
Китай запустил базовый модуль собственной космической орбитальной станции «Тяньгун».
12 июля — начались серьёзные наводнения в Западной и Центральной Европе, приведшие к гибели более 200 человек. Основной ущерб был нанесён Германии.
Китайский многоразовый суборбитальный космический корабль совершил свой первый полёт.
23 июля — 8 августа — Летние Олимпийские игры 2020 в Токио, перенесённые с 2020 года из-за пандемии COVID-19.
Падение Кабула и передача власти в Афганистане талибам. Создание переходного правительства.
15 сентября — создан трёхсторонний военный альянс AUKUS между Австралией, Великобританией и США.
17—19 сентября — выборы в Государственную думу, единый день голосования в России.
20 сентября - Массовое убийство в Пермском государственном университете. Погибли 6 человек.
Запуск космического корабля Союз МС-19 для отправки на МКС команды Первого канала для съёмок фильма «Вызов».
15 октября — 15 ноября — в России проходит основной этап переписи населения.
20 октября — в России объявлена неделя выходных с 30 октября по 7 ноября (в некоторых регионах с 23 октября и возможным продлением после 7 ноября) из-за обострившейся ситуации с распространением COVID-19 на территории России.
Обострение положения на границе Белоруссии и Польши из-за эмигрантов.
12 ноября - Введения обязательных QR-кодов по всей стране до 1 июня 2022 г. И в некоторых регионах обязательной вакцинации для пожилых.
Запад нагнетает обстановку вокруг Украины. Якобы их разведка узнала детальные планы России о нападении на Украину в ближайшее время.
25 ноября — пожар в шахте «Листвяжная», в результате которого погиб 51 человек.
28 ноября умер А. Градский 72 г.
7 декабря. В Москве открылось 10 новых станций метро БКЛ. Разговор В. Путина и Байдена по закрытой линии продолжался 2 часа.
13 декабря. Умер С. Соловьев, кинорежиссер, актер.
8 декабря — Ангела Меркель сложила свои полномочия. Новым федеральным канцлером Германии стал Олаф Шольц.
10—11 декабря — в результате самых разрушительных торнадо в истории США погибло более 100 человек.


Рецензии