Всё нужное просто, всё сложное-не нужно ч. 1 гл. 5
Могу сказать откровенно, что учиться было сложно. Без всякого ущерба для профессиональных навыков, но с несомненной пользой для здоровья из программы можно исключить теоретическую механику, высшую математику и теоретические аспекты электрорадионавигационных приборов, а также экономику и политэкономию. Кстати, высшую математику мы и не изучили. Старенький преподаватель Богомолов, который написал очень хорошую книгу по логарифмической линейке, внедрил европейскую систему оценки знаний по крестикам. Он вычитывал тему, а потом раздавал листки с вопросами и вариантами ответов. Нам нужно было поставить крестик на правильном ответе. После этого он прикладывал шаблон и ставил всем оценки за четверть часа. Система ЕГЭ. Механики шли на два урока впереди нас, они делали шаблон и передавали его нашим старшинам за небольшую благодарность. Чтобы не вызывать подозрения преподавателя, заранее договаривались кому сколько правильных крестов рисовать. Если у курсанта есть шанс посачковать (бездельничать), он шанса не упустит. Плохо то, что мы не знали практическую значимость изучаемых дисциплин. На втором курсе с января нам начали преподавать теорию устройства судна, но в конце апреля нас сняли с учёбы. Дело в том, что с БМРТ(Морозильный траулер)”Перекат” в Калининграде сняли экипаж по подозрению в дизентерии. Набрать целую команду в начале мая, когда народ собрался в отпуск, очень сложно. Да ещё судно целых три года не выполняло план, а зарплата экипажа зависит от вылова. Ком.состав по сусекам наскребли, а рядовых решили взять из мореходки. Мы досрочно сдали все экзамены, а преподавателя ТУС, учитывая важность предмета, направили с нами в море. На рыбаках работа круглосуточная, тяжёлая. Собрать всех вместе невозможно, поэтому преподаватель отдыхал, попивая спирт с радистом, а мы ударно трудились, выполнив план на 130 процентов. Для успешной сдачи экзаменов в порту старшины Витя Васильев и Пётр Черненко собрали с нас мзду и занесли преподавателю два пакета бухла, а нам вынесли зачётки. Старшинам было выставлено” отлично”, остальным-“хорошо”. Насколько важен был предмет я понял, когда стал вторым помощником и мне нужно было рассчитывать остойчивость судна. От правильного расчёта зависит: утонет судно или выдержит любой шторм.
Чтобы развеять мифы о замечательном советском образовании расскажу, как мы сдавали выпускные экзамены Государственной комиссии. Разумеется, мы готовились, но для страховки каждый из нас писал шпору согласно номеру, в списке группы. Билеты на столе раскладывал преподаватель и давал нам схему.
Каждый шёл на свой билет, но должен был быть готовым к дополнительным вопросам. На аварийный случай все шпаргалки были в готовности у дверей аудитории. Сбой произошёл на экзамене по астрономии. Половина группы уже отстрелялась. Зашёл “книгочей”, но он от волнения решил пересчитать билеты чуть ли не пальцем, что вызвало смутное сомнение у одного из членов комиссии. Он привстал и перемешал все билеты. Пришлось переходить на аварийный режим: входящий в аудиторию, оставлял дверь приоткрытой и громко называл номер билета. Сдавшие экзамен быстро находили нужный билет и передавали дежурному, вышедшему” смочить тряпку для доски”. Тот, в свою очередь, доставлял шпоры адресату. Экзамены были сданы успешно, а знания и умения пришли позднее, во время работы.
Должен признать, что достижением советского образования была школа, воспитывающая детей бесплатно. Система Макаренко, признанная лучшей в мире и забытая у нас. Фабрично-Заводское-Учение и ГПТУ. В Риге была очень хорошая Шмонька(Школа моряков), в которую брали парней после армии. Обучали два года на боцманов и мотористов. Эти специалисты были грамотнее многих механиков и штурманов с высшим образованием. Думаю, что проблема заключается в том, что программы для обучения пишут люди, закончившие ВУЗ, аспирантуру, устроившиеся в министерства и не имеющие никакого представления о реальной жизни и работе. Конфуций говорил: «Учение через размышление-самое благородное, через подражание- самое лёгкое, через опыт- горькое. Учение без размышлений и опыта - бесполезное». Количество бесполезных “ специалистов” растёт с каждым годом. Особый восторг вызывают ВУЗы для управленцев. Это ещё похлеще Брежневских принципов, согласно которым руководить могли выпускники Высшей Партийной Школы.
Рецензии