Могу сказать откровенно, что учиться было сложно. Без всякого ущерба для профессиональных навыков, но с несомненной пользой для здоровья из программы можно исключить теоретическую механику, высшую математику и теоретические аспекты электрорадионавигационных приборов, а также экономику и политэкономию. Кстати, высшую математику мы и не изучили. Старенький преподаватель Богомолов, который написал очень хорошую книгу по логарифмической линейке, внедрил европейскую систему оценки знаний по крестикам. Он вычитывал тему, а потом раздавал листки с вопросами и вариантами ответов. Нам нужно было поставить крестик на правильном ответе. После этого он прикладывал шаблон и ставил всем оценки за четверть часа. Система ЕГЭ. Механики шли на два урока впереди нас, они делали шаблон и передавали его нашим старшинам за небольшую благодарность. Чтобы не вызывать подозрения преподавателя, заранее договаривались кому сколько правильных крестов рисовать. Если у курсанта есть шанс посачковать (бездельничать), он шанса не упустит. Плохо то, что мы не знали практическую значимость изучаемых дисциплин. На втором курсе с января нам начали преподавать теорию устройства судна, но в конце апреля нас сняли с учёбы. Дело в том, что с БМРТ(Морозильный траулер)”Перекат” в Калининграде сняли экипаж по подозрению в дизентерии. Набрать целую команду в начале мая, когда народ собрался в отпуск, очень сложно. Да ещё судно целых три года не выполняло план, а зарплата экипажа зависит от вылова. Ком.состав по сусекам наскребли, а рядовых решили взять из мореходки. Мы досрочно сдали все экзамены, а преподавателя ТУС, учитывая важность предмета, направили с нами в море. На рыбаках работа круглосуточная, тяжёлая. Собрать всех вместе невозможно, поэтому преподаватель отдыхал, попивая спирт с радистом, а мы ударно трудились, выполнив план на 130 процентов. Для успешной сдачи экзаменов в порту старшины Витя Васильев и Пётр Черненко собрали с нас мзду и занесли преподавателю два пакета бухла, а нам вынесли зачётки. Старшинам было выставлено” отлично”, остальным-“хорошо”. Насколько важен был предмет я понял, когда стал вторым помощником и мне нужно было рассчитывать остойчивость судна. От правильного расчёта зависит: утонет судно или выдержит любой шторм.
Чтобы развеять мифы о замечательном советском образовании расскажу, как мы сдавали выпускные экзамены Государственной комиссии. Разумеется, мы готовились, но для страховки каждый из нас писал шпору согласно номеру, в списке группы. Билеты на столе раскладывал преподаватель и давал нам схему.
Каждый шёл на свой билет, но должен был быть готовым к дополнительным вопросам. На аварийный случай все шпаргалки были в готовности у дверей аудитории. Сбой произошёл на экзамене по астрономии. Половина группы уже отстрелялась. Зашёл “книгочей”, но он от волнения решил пересчитать билеты чуть ли не пальцем, что вызвало смутное сомнение у одного из членов комиссии. Он привстал и перемешал все билеты. Пришлось переходить на аварийный режим: входящий в аудиторию, оставлял дверь приоткрытой и громко называл номер билета. Сдавшие экзамен быстро находили нужный билет и передавали дежурному, вышедшему” смочить тряпку для доски”. Тот, в свою очередь, доставлял шпоры адресату. Экзамены были сданы успешно, а знания и умения пришли позднее, во время работы.
Должен признать, что достижением советского образования была школа, воспитывающая детей бесплатно. Система Макаренко, признанная лучшей в мире и забытая у нас. Фабрично-Заводское-Учение и ГПТУ. В Риге была очень хорошая Шмонька(Школа моряков), в которую брали парней после армии. Обучали два года на боцманов и мотористов. Эти специалисты были грамотнее многих механиков и штурманов с высшим образованием. Думаю, что проблема заключается в том, что программы для обучения пишут люди, закончившие ВУЗ, аспирантуру, устроившиеся в министерства и не имеющие никакого представления о реальной жизни и работе. Конфуций говорил: «Учение через размышление-самое благородное, через подражание- самое лёгкое, через опыт- горькое. Учение без размышлений и опыта - бесполезное». Количество бесполезных “ специалистов” растёт с каждым годом. Особый восторг вызывают ВУЗы для управленцев. Это ещё похлеще Брежневских принципов, согласно которым руководить могли выпускники Высшей Партийной Школы.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.