Собирательная функция музыки

Продолжу. Одна из причин, по которым нам хочется слушать серьезную музыку – она собирает нас. Буквально собирает наше внутреннее время, о котором я писал тут: http://proza.ru/2022/01/03/602 Но почему нас потребовалось собирать?

Минутка амартиологии. При грехопадении в мир вошла смерть. Смерть это разделение. Произошло рассыпание мира, разрыв фундаментальных связей:

• Между Богом и человеком.
• Между человеком и человеком.
• Между человеком и природой.
• И на самом базовом уровне – рассыпание самого человека, разрыв связей внутри него.

Если ты смотришь на другого человека и тебе интересно только то, как он выглядит, только его тело, либо если ты интересуешься только той частью его характера, которая тебе выгодна или опасна, то ты воспринимаешь этого человека не как цельную личность.

Твоя оптика в трещинах, и мир, который и так треснул, ты видишь в еще большей раздробленности. Это одно из следствий грехопадения.

Возрождение, восстановление – в собирании целостности, в спайке разрывов – между Богом и человеком и дальше по списку, см. выше.

В том числе грех рвет и наше внутреннее время – отсекает августиновское настоящее-прошлое, лишая нас памяти о важном либо подменяя ее, и отрезает августиновское настоящее-будущее, разучивая уповать на Бога.

Таким образом, грех делает нас и интеллектуально (или мудростно) глупее, и эстетически невосприимчивее (тут только тезис, развивать не буду).

Вот почему может терапевтически действовать на душу музыка, которая звучит только в настоящем-настоящем, но предполагает склейку этого настоящего с памятью и ожиданием. Внимательное слушание музыки – всегда упражнение на укрепление целостности и конгруэнтности внутреннего времени.

Я за последние десять лет уже несколько раз цитировал по разным поводам Фому Аквинского, который писал, что вечность существует вся сразу. Так вот, возрождение уподобляет время вечности, сдруживает настоящее, прошлое и будущее. О музыке и вечности, может быть, напишу еще отдельно.

03.01.2022


Рецензии