ХР Смысл и значение понятия мясо

ХР. 2.7.83.79. Смысл и значение понятия «мясо».
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «мясо».
 
Иллюстрация из открытой сети Интернет: Кожа человека во времени и состоянии.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «мясо». 46 000 до н.э.
 
63. мясо (мякоть за кожей тела)

Слово, обозначающее мякоть за или под кожей тела, не нуждается в особом толковании, объяснении или разъяснении и воспринимается, осознаётся и запоминается сразу, особенно если произносится по-кошачьи: «Мья-я-ясо!». Мясо – оно и в Африке мясо.

Понятие «мясо» всегда, во все времена и во всех весях Ойкумены (обитаемого людьми мира) понимается одинаково и представляется, в первую очередь, как мякоть туши освежёванного животного или птицы. Мякоть рыб и живых морепродуктов не входит в понятие «мясо», что говорит об их относительной молодости в рационе первобытных людей Каменного века.

По общепринятому определению мясо – это скелетная поперечно-полосатая мускулатура животного с прилегающими к ней жировой и соединительной тканями, а также прилегающей костной тканью (мясо на костях) или без неё (бескостное мясо). Также, мясом иногда называют некоторые субпродукты: языки, печень, почки, мозги, сердце, диафрагмы, мясо голов, пищевода и т. д. Мясо используется преимущественно как пищевой продукт. (Здесь и далее данные из источников Википедии).

Изначально, со времён человекообразных обезьян и человекоподобных приматов, древнейших гоминид, архантропов, питекантропов и палеоантропов, мясо изредка входило в рацион питания первобытных людей. Для неандертальцев и кроманьонцев всех времён Каменного века мясо являлось практически основным элементом их рациона, главным продуктом питания и понятие «мясо» у них распространялось, в первую очередь, на мякоть туш крупных животных Мамонтового комплекса, а также на всех крупных и мелких млекопитающих, дичь, птиц, грызунов, рептилий, амфибий, то есть на всё то живое, что они могли добыть охотой на суше. При этом мякоть становится мясом только после убоя и свежевания добытых туш и тушек перечисленных животных.

Несомненно, первобытные люди всех времён и весей изначально ведически, то есть опытным экспериментальным путём изведали и познали, что мясо – это, прежде всего, мышечная ткань, которая характеризуется сочностью (наполненностью животной влагой, кровью и соками; 77-73% массы или объёма мяса), мягкостью (мышечными волокнами, соединительной, жировой и нервной тканью), цветом, вкусом, ароматом и нежностью. Да-да, нежностью, потому что вкусовая и ощутимая нежность мяса ценилась изначально и всегда, воспринималась как статус, ценность и значимость мяса среди других его разновидностей. При этом ведическим оценочным параметром ценности мяса всегда являлось и является лёгкость его употребления и усваивания организмом.
(Далее цитатные данные из источника: © Зооинженерный факультет МСХА).

Цвет мяса является одним из основных показателей качества мяса, по которому оценивается «товарный или потребительский вид мяса», о неких превращениях, которые могут происходить в мясе из-за его состояния, времени и условий хранения или выращивания. Цвет мяса колеблется от белого (для свиного жира) до различных оттенков жёлтого, жёлто-коричневого, коричнево-красного, красного и красного с белыми сальными прожилками (мраморное мясо).

Принято считать, что мясо крупного рогатого скота (коров) имеет ярко-красную окраску, молодняка крупного рогатого скота до 1,5 года — бледно-красную, свиней — светло красную. Цвет мяса в значительной степени зависит от pH – (от лат. - сила или вес водорода), водородного  показателя, определяющего концентрацию ионов водорода в растворе (в мясном соке). рН = 7 называют нейтральным. При рН менее 7 – среда является кислой, более 7 - щелочной.

При величине pH = 5,6 цвет говядины (мяса коров) обычно яркий красный, при повышении pH до 6,5 и выше цвет мяса темнеет. Тёмная окраска мяса (мышечной ткани) связана с меньшими потерями сока при последующем нагреве, т.е. такое мясо обладает большей водосвязывающей способностью. Есть и другие вещества в мясе, которые влияют не его цвет, но это уже сверхсовременные данные.

На цвет мяса влияет правильное (неправильное) обескровливание туши животного. При этом мышечная ткань разных участков туши имеет разные цветовые оттенки. В тушах животных имеется светлая и тёмная мускулатура, что вызвано различными физиологическими функциями мускулов. Мышцы, которые перед убоем выполняли тяжёлую физическую работу, имеют более тёмный цвет. Наиболее тёмные окорока свиней бывают, если в их кормовом рационе было мало углеводов.

Первобытные люди (и современные тоже) изначально предпочитали мясо со светло-красной окраской, то есть живой, как румянец на щеках. При этом мясо от контакта с воздухом (кислородом) приобретает этот светло-красный цвет. В более глубоких слоях окраска мяса более тёмная, что связано с факторами и составом крови животного.

Как правило, поверхность хранившегося неупакованного мяса имеет светло-красный цвет, что является показателем его свежести. При нарезании мяса кусками его внутренний пурпурно-красный цвет вследствие поглощения кислорода воздуха также приобретает светло-красную окраску. Поэтому опытные первобытные ведуньи (и современные хозяйки) определяют свежесть мяса по цвету его кусков через некоторое время их нахождения на открытом воздухе.

При длительном хранении с доступом кислорода воздуха мясо приобретает коричневый оттенок. Цвет мяса, pH которого быстро падает после убоя с 7,0 до 5,6, спустя короткое время становится неудовлетворительным. Скорость изменения цвета мяса из красного в коричневый может быть различной, но она снижается со снижением температуры хранения мяса, что свидетельствует о «тканевом дыхании» мяса. При этом изменение окраски внешней поверхности мышечной ткани различных мышц происходит с различной скоростью, что также, несомненно, было ведомо первобытным людям всех времён и народов.

Например, первобытным ведунам и ведуньям, несомненно, было известно, что стойкость окраски говядины тем выше, чем ниже температура хранения мяса; чем дольше срок выветривания или высушивания мяса на солнце и ветру, тем скорее мясо потемнеет, станет светло-коричневым; чем холоднее условия хранения фасованного мяса, тем дольше оно остаётся свежим; что прокопчённое или обжаренное в огне костра мясо хранится дольше сырого и т.д.

Несомненно, первобытным ведуньям и ведунам было изначально известно, что открытое пясо падали или разделанного хищниками животного быстро портится, покрывается плесенью, меняет цвет от светло- или тёмно-красного на серый и даже зеленоватый, да ещё с неприятным трупным запахом гнили. Нет пока никаких археологических или вещественных данных о том, что древнейшие гоминиды, архантропы, питекантропы, палеоантропы и даже неандертальцы и кроманьонцы использовали природную соль для сохранения фасованного мяса, но о вкусовых свойствах соли они, несомненно, ведали (более подробно в новелле ХР. 2.7.44.4. Первобытный человек и соль. http://proza.ru/2013/09/05/641).

Вкус и аромат мяса, несомненно, всегда и во все времена были важными показателями качества и ценности мяса. В генетической, инстинктивной, наследственной первобытной памяти современного человечества крепко зафиксировано отношение человека к мясу с приятным вкусом, запахом и внешним видом, что, несомненно, усиливает чувство аппетита и способствует лучшему усвоению мяса.

Кстати, проблема вкуса и аромата мяса стала причиной возникновения культуры растительных и минеральных приправ к мясу усиливающих вкус и аромат свежего мяса или устраняющих неприятный запах, вкус и аромат некачественного мяса. Проблема использования низкосортного мяса (падали, требухи) и длительного хранения мяса побудила первобытных людей изобретать способы его ускоренной обработки, приготовления, консервирования и иного разнообразного использования.

В формировании вкуса, запаха и аромата мяса участвует множество разнообразных органических и химических веществ и соединений, находящихся в мясе: кожа, мышечная ткань, жир, сало, соединительная и нервная ткань, жилы, хрящевая ткань, сосуды, гормональные органы, микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, а также последствия обработки мяса при обработке и приготовлении.

Так, например, по-особому пахнет полнокровная свежатина – мясо только что добытого животного; пряно и свежо пахнет только что разделанное свежее мясо; кисло пахнет лежалое мясо; также свежо и ароматно или густо и тускло характерно пахнет варёное мясо; особые характерные ароматы имеют жареное и обжаренное на открытом огне мясо, тушёное в жире, растительном или животном (сливочном) масле мясо, прокопчённое на жарком или слабом огне мясо. Кроме этого по-особому специфически пахнет свежая и приготовленная говядина, свинина, баранина, мясо птицы и т.д.

Наличие специфических и характерных разным видам и сортам мяса вкусов, запахов и ароматов, несомненно и изначально повлияло на формирование у древнейших гоминидов, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев не только вкусовых предпочтений и оценок мяса, но и мировоззренческих выводов, оценок и образов. В частности, запах жареного или варёного мяса, свободно улетучивающийся с теплом, паром, жаром, огнём и дымом, неизбежно и несомненно, воспринимался изначально как дар небесам, небесным духам, духам предков, божествам, силам природы, богам. Причём дар даровой, неподвластный желанию и воли человека, то есть неизбежный. Одно успокаивало вечно голодного первобытного человека: невидимым духам, божествам и богам – невидимый дар, который всё равно не удержать и не сохранить, а можно только вдыхать вместе с духами, божествами и богами…

Вкус и аромат свежего мяса специфический, пряный, слегка сладковатый. Вкус, запах и аромат мяса зависит от возраста животного и наличия жировой ткани, от количества и характера распределения жира в мясе. Внутримышечный жир действует на вкус мяса, 20% внутримышечного жира в сухой массе придают мясу высокие вкусовые свойства. Мясо молодых животных, обычно, без выраженного вкуса и запаха, а мясо взрослых животных обычно имеет более острый запах и менее приятный вкус по сравнению с мясом молодых животных. Лежалое мясо старых животных приобретает металлический привкус.

Кроме всего прочего вкус мяса «натруженного», активно действующего при добыче, отличается от вкуса мяса «расслабленного», находившегося в покое, что объясняется биохимическими процессами в мышцах, соединительных тканях и кровеносных сосудах. Вот почему первобытные люди перед употреблением вымачивали некоторое время неразделанное или фасованное мясо в воде или с разминанием или полосканием мяса в проточной воде.

Несомненно, первобытные люди ведическим путём заметили, что особый вкус и аромат мясу придаёт кормовой рацион добытых животных, места их обитания на сухих или влажных равнинах, тенистых лесных полянах, открытых лугах или в жарких и холодных степях, а также в горных условиях. Питавшиеся исключительно или преимущественно мясом, первобытные люди всех времён и весей Каменного века (2 600 000 – 2500 лет до н.э.), несомненно, были ведунами, то есть знатоками мяса во всех его видах, обычными всеядными потребителями и одновременно гурманами в потреблении мяса.

Нынешний общепризнанный стандарт и показатели качества мясного продукта — это цвет, вкус и аромат. При этом, как известно, «на вкус и цвет товарища нет». Практически у каждого человека, семьи, общества, народа, нации и расы свои понятия и показатели качества мяса и мясных продуктов: кто-то со вкусом вкушает мясо улиток и лягушек, кто-то без ума от мяса собак и обезьян, кто-то не ест свинину или говядину, а кто-то с удовольствием поедает жёсткие желудки, кишки, копыта и всякую иную требуху.

Кроме цвета, запаха и аромата мясо имеет иные основные положительные или отрицательные показатели качества – нежность, мягкость и сочность, грубость, твёрдость и сухость. Эти свойства характерны как для сырого мяса, так и для приготовленного. Всегда и во все времена ценились консистенция (нежность, мягкость, сочность, воспринимаемость, усвояемость) мяса, его комплексное вкусовое и эстетическое восприятие. Причём голодному человеку, как правило, не до формы, вида, цвета, вкуса или аромата мяса, потому что голодный человек инстинктивно воспринимает мясо как спасение своей жизни от страдания голода, как средство выживания. Как говорится: «Не до жиру, быть бы живу».

Однако ведическим путём первобытные люди, несомненно, изведали, что мясо с более тёмной (кроваво-красной) окраской отличается большей сочностью и меньшими потерями сока при варке, обжарке или иной готовке. Вот почему мясо шашлыка или жаркого всё время периодически сбрызгивается чистой водой, растопленным жиром или соусными растворами.

Первобытным ведуньям и ведунам было ведомо, что нежность мяса уменьшается с увеличением содержания в туше тощего (сухого) мяса или с сокращением количества жировых прослоек («мраморности»). Мясо молодняка (до 18 месяцев от рождения) не теряет своей нежности при приготовлении, но мясо животных в возрасте 2-7 лет нуждается в жировой подпитке, что способствует увеличению нежности мяса. Сочность мяса зависит от содержания жира внутри мышечных волокон, между мышцами и группами мышц. Мясо без жира, без жировых прослоек (без «мраморности») отличается сухостью, жёсткостью, грубостью и неприятием.

Кроме всего прочего, первобытные люди (охотники, ведуны и ведуньи), несомненно, заметили, что мясо подвешенных туш животных гораздо нежнее и вкуснее мяса туш животных, разделанных в лежачем положении. Также они заметили, что нежность жареного мяса увеличивается, если мышечные волокна хорошенько «отбить», увеличить их длину (на 25-30% от первоначальной длины), а жёсткость варёного мяса уменьшается, если мышечные волокна мяса «урезать» (на 35-40%). При этом, если мясо хорошенько «потрепать» (отжать, помять, расслабить, помассировать) в охлаждённом виде или в холодной проточной воде, то его вкус, аромат и консистенция после приготовления значительно усилятся.

Существует ещё много дополнительных показателей и факторов, комплексно влияющих на качество мяса, но все они являются научно-технологическими и специфическими, то есть вне предмета исследования в данной главе. Источник приведённых данных о мясе: Ю.Ф. Заяс. «Качество мяса и мясопродуктов». Изд. Легкая и пищевая промышленность. Москва. 1981. Сайт: © Зооинженерный факультет МСХА).

Питательная ценность и значимость мяса была ведома первобытным людям всех времён и весей изначально без всяких доказательств и научных данных, потому что они, несомненно, всё в окружающей среде и мире познавали ведическим путём, методом ведического, то есть экспериментального сравнения. Они по факту последствий употребления мяса поняли, что мясо даёт им физическую силу, максимальную энергию, рост, развитие и мощь организма, жизнестойкость в самых неблагоприятных погодных и жизненных условиях.

Первобытные люди изначально знали-ведали, что мясистые крупные травоядные животные так называемого Мамонтового комплекса имеют хорошо развитую мускулатуру и жировые ткани, что их мясо более сочное, нежное и вкусное, чем мясо беговых и хищных животных. Они знали, что мясо лошадей, антилоп, оленей и других травоядных животных среднего размера отличаются повышенным содержанием костной и соединительной ткани, меньшим количеством внутримышечного жира.

Первобытные люди хорошо знали, что мясо молодых животных нежнее и вкуснее мяса взрослых и старых животных, что в мясе крупных самцов и самок животных больше соединительной ткани, что их мясо имеет характерный («половой») запах и привкус. При этом мясо самок имеет тонковолокнистое строение мышечных волокон и более светлую окраску. Поэтому, вероятнее всего, ещё самые древние первобытные люди (неандертальцы и кроманьонцы данного времени 50 000-40 000 лет до н.э.) отлично разбирались в продуктивном возрасте животных, на которых охотились и предпочитали мясо животных в возрасте от 3 месяцев до 3 лет (деликатесное мясо молодняка) и мясо взрослых животных в возрасте от 3 до 5 лет (наиболее продуктивное, питательное и вкусное).

Применительно в современной терминологии, первобытные люди всех времён и народов употребляли следующие виды мяса: говядину, баранину, свинину, конину, козлятину, верблюжатину, собачатину и кошатину (млекопитающие животные); зайчатину, крольчатину, мясо пищух, крыс, белок, сурков, дикобразов и других грызунов; кенгурятину, мясо опоссума и других сумчатых животных; мясо человекообразных обезьян и человекоподобных приматов (горилл, орангутана, шимпанзе, мартышек); человечину (жертвенный и воинствующий каннибализм); оленину, лосину, мясо антилоп, жирафов, носорогов, слонов и других копытных животных; медвежатину, а также мясо других хищных животных; курятинру, утятину, гусятину, индюшатину, мясо других птиц, например, голубей, перепелов, фазанов, глухарей; мясо черепах, ящериц, змей, игуаны, крокодилов, аллигаторов и других пресмыкающихся; мясо лягушек, саламандры, жаб и других земноводных. К мясоедению также относится употребление первобытными людьми насекомых, личинок, червяков…

Человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы в основном питаются растительной пищей, но также употребляют мясо и иную животную пищу, чтобы получить необходимые питательные вещества, восстановить свою силу, мощь, поправить своё здоровье. Для приматов и самых первых гоминидов мясоедение было относительной редкостью и чаще всего они получали мясо от остатков пиршества хищников, поедая павших животных или своих сородичей.

Кстати, именно человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы, шакалы и волки, гиены и львы «изобрели» стайный (бригадный) и стадный (массовый) способ загонной охоты, выслеживания, окружения и внезапного нападения на объекты охоты или друг на друга. Скудость кормовых территорий, недостаток пищи, голод, угроза голодной смерти и необходимость выживания своей стаи, своего потомства, своего рода-племени побудила этих хищных животных, в том числе древнейших гоминид, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев, не только жить сплочёнными группами, гаремными семьями, кровнородственными общинами и родами и объединёнными союзными фратриями и племенами, но и враждовать друг с другом, бороться за выживание за счёт жизни других, в том числе за счёт жизни своих сородичей и соплеменников.

Так, например, шимпанзе враждуют между собой, устраивают стычки, драки, побоища, в которых иногда гибнут, получают ранения, увечья и иные травмы самцы, самки и даже детёныши. Вражда, порождённая соперничеством, отношениями системы доминирования, инстинктом самосохранения и чувством голода, стала причиной врождённой скрытой и внезапной агрессивности, насилия по отношению к себе подобным у всех поколений гоминид, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев, современного человечества (человечеств). При этом в ходе развития предков человечества, по подобию стайных хищников, первобытные люди освоили приёмы внезапного или постепенного истребления чужих и своих самцов-соперников, захвата чужих самок и молодняка в свои стаи, общины, фратрии и племена, вытеснения, выдавливания, подчинения либо полное (поголовное) уничтожение обитателей чужих кормовых территорий.

Согласно статьи Леонида Борисовича Вишняцкого, российского археолога, д.и.н., ведущего научного сотрудника Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург) «Пороки и достоинства» на сайте https://antropogenez.ru/history-single/221/:

«Время от времени отряды шимпанзе во главе с вожаком сообщества или другим высокоранговым самцом проводят «патрулирование» границ своего кормового участка, а при удобном случае пересекают эти границы и совершают неожиданные нападения на оказавшихся слишком беспечными соседей. Если в мирной жизни обезьяны ведут себя довольно шумно, то в ходе патрулирования границ и рейдов вглубь вражеской территории они, напротив, передвигаются с большой осторожностью, стараются не издавать лишних звуков, часто останавливаются и внимательно прислушиваются к тому, что происходит вокруг. Интересно, что «тактика» военных действий у шимпанзе внешне весьма сходна с тактикой, характерной для большинства зафиксированных этнографами первобытных человеческих групп. Первые, как и вторые, не только стремятся использовать фактор неожиданности, но и атакуют врага лишь тогда, когда они уверены в значительном превосходстве собственных сил, и в том, что риск получить серьезный отпор и понести потери (или получить ранение) сведен к минимуму. Почти неизвестно случаев, когда бы в стычках шимпанзе с обеих сторон принимали участие по несколько самцов. Нападающая сторона всегда имеет изрядный численный перевес, а атаке подвергается либо одинокий самец, либо самка с детенышами.
Убитых врагов (шимпанзе – автор) иногда съедают, по крайней мере, частично. Особенно часто так поступают с захваченными во время нападений младенцами. Так что каннибализм – ещё один порок, который шимпанзе (как, впрочем, и многие другие представители животного мира) разделяют с человеком.
«Благодаря уникальному сочетанию в поведении шимпанзе крепких дружеских связей между взрослыми самцами, с одной стороны, и необычайно враждебному агрессивному отношению к сородичам из чужих социальных групп – с другой, эти животные по своей жестокости, разрушительности и способности к планированию межгруппового конфликта вплотную приблизились к человеку», - считает Дж. Гудолл, посвятившая много лет изучению поведения шимпанзе в естественных условиях.
Впрочем, – и в этом шимпанзе тоже не отличаются от людей, – объектом кровавой агрессии могут быть не только представители «чужих социальных групп». Пусть и крайне редко, но всё же случается, что убийства происходят внутри групп. Так, например, для одного из крупных сообществ шимпанзе, обитающих в национальном парке Кибале в Уганде, подробно описан случай, когда несколько самцов высокого ранга напали на молодого самца низкого ранга. Этот самец отличался некоторой амбициозностью поведения, но не имел сколько-нибудь влиятельных союзников. В ходе нападения он получил множество ран от сильных ударов и глубоких укусов, оправиться от которых уже не смог.
Увы, если по такому признаку, как склонность истреблять себе подобных, шимпанзе ничем не отличаются от людей, то противоположное человеческое качество – милосердие – им, кажется, свойственно в гораздо меньшей степени, если вообще хоть сколько-нибудь свойственно. Правда, некоторые – и притом подчас весьма трогательные – примеры взаимопомощи, заботы о больных или сиротах для сообществ шимпанзе и других обезьян всё же известны, но объектом такого рода альтруистического поведения становятся в подавляющем большинстве случаев близкородственные особи, так что с генетической точки зрения оно далеко не бескорыстно.
Недостаток сострадания и «любви к ближнему» в значительной мере искупается у шимпанзе присущей им терпимостью. Несмотря на жесткую иерархическую организацию, свойственную сообществам этих человекообразных обезьян, у них нет того, что можно было бы назвать тиранией или деспотизмом. «Живи и жить давай другим» – вот лозунг, которым, похоже, руководствуются альфа-самцы, занимающие верховенствующее положение в социальной табели о рангах. Их статус даёт им большое преимущество перед прочими особями в выборе партнёрш для спаривания, но не используется ни для получения иных житейских выгод, ни для сколько-нибудь значительного ограничения свободы действий и передвижения других членов группы. Да и обязанности, связанные с высоким общественным положением, у шимпанзе довольно обременительны. В частности, альфа-самец выступает обычно в качестве миротворца в случае внутренних конфликтов в коллективе, а также в качестве главного защитника его кормовой территории от посягательств соседних групп.
Известно, что у обезьян, включая человекообразных, изобретателями новых форм поведения являются, как правило, молодые и/или низкоранговые особи, чью «творческую» деятельность легко было бы подавить, не обладай приматы таким замечательным свойством, как терпимость. Вполне возможно поэтому, что именно она явилась тем качеством, которое позволило нашим далеким предкам в полной мере реализовать их интеллектуальный потенциал и выйти на путь культурной эволюции. Ведь терпимое отношение к тем, кто находится рядом, к их действиям и поступкам, необходимо не только для сохранения сплочённости сообщества, но и для поддержания в нём такой психологической атмосферы, которая не препятствовала бы переменам в его жизни, в поведении его членов. Без подобного отношения невозможно было бы, по-видимому, ни развитие орудийной деятельности у гоминид, ни появление и закрепление множества других культурных новшеств, которые на первых порах вызывают обычно у большинства (сородичей, соплеменников, сограждан и т.д.) скорее раздражение, чем восторг, что многие из нас, наверняка, хорошо знают на своем собственном опыте».

Современная наука достоверно выявила основополагающую роль и функцию мяса, мясоедения в эволюции и развитии человечества (человечеств). Мощные челюсти человекообразных обезьян и человекоподобных приматов, древнейших гоминид, архантропов, питекантропов и неандертальцев больше соответствовали жесткой растительной пище, а для употребления мяса нужны были клыки и резцы, чтобы отрывать куски мяса и мощные коренные моляры, чтобы дробить кости и жевать сырое мясо и субпродукты (требуху). Так горизонтальные жвачные движения языком и челюстями сменились вертикальными движениями челюстей и суперподвижностью языка, стимулирующих не утробное сытое травоядное мычание, а звероподобное рычание, рыки, окрики, крики, человеческую речь.

Относительно быстрое развитие челюстей для мясоедения и речи началось с момента освоения первобытными людьми огня и жареной (печёной, копчённой, обжаренной) пищи, в частности, мяса, потому что для сырого мяса и требухи требуются мощные челюсти, а для сочного поджаренного мяса, печёных кореньев, корнеплодов, плодов и овощей – нет.

Археологические находки, следы жизнедеятельности первобытных людей и артефакты свидетельствую о том, что готовить пищу в огне костра первобытные люди начали примерно 500 000 лет назад. При этом ещё 2 000 000 лет назад Homo erectus уже обладал относительно слабой жевательной мускулатурой и умеренными зубами.

Методами экспериментальной археологии учёные провели эксперимент: около 30 взрослых добровольцев, разделённые на две группы, жевали слегка измельчённые сырую морковь и свёклу и измельчённое первобытными каменными орудиями сырое мясо козы, которое по консистенции подобно мясу диких животных. Выяснилось, что «для получения необходимого числа калорий (достижения чувства сытости), при жевании сырого мяса людям потребовалось гораздо меньше усилий и времени, чем при пережёвывании овощей. Чтобы досыта наестся одними овощами, человеку необходимо делать 40 000 движений челюстями в день. Питательность мяса гораздо выше питательности овощей, поэтому насыщенность при поедании сырого мяса наступала уже при 6800  движений челюстями в день, что соответствует уменьшению на 2 500 000 жевательных движений челюстями в год. При этом, по данным учёных, «мускульная сила, требуемая при жевании мяса, уменьшается на 26%».
(Источник: https://www.nature.com/nature/articles).

Все человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы вынуждены больше половины дневного времени (иногда весь световой день) тратить на поиск и пережёвывание растительной пищи. Гоминиды, в частности, Homo erectus, отведав сырого или жареного мяса, породили человечество (человечества), а обезьяны до сих пор остаются обезьянами и человекообразными приматами.

О человеческой культуре мясоедения можно и нужно провести особое ведическое и научное исследование, написать отдельную главу (или книгу), поэтому здесь мы ограничимся темой происхождения слова-понятия «мясо», которое всем давным-давно стало понятным, привычным и естественным.

Значение слова-понятия «мясо»:

МЯСО, -а, ср.
1. Туша или часть туши животных, употребляемая в пищу. || Разг. Говядина. || Мягкая мышечная часть тела рыб.
2. Обиходное название мышечной ткани.
3. Разг. Мякоть плодов, ягод.
4. Разг, лит. «Пушечное мясо» — о солдатах, насильственно или бессмысленно посылаемых на смерть, на убой.
5. Кушанье, приготовленное из мясного продукта.
6. Разг. мягкая подкожная часть плодов и ягод, окружающая семя.
7. Перен. разг. – то, что составляет основной объём чего-либо.
8. Комп. жарг. в компьютерных играх — кровопролитное сражение, а также игра, для которой характерны такие сражения.
9. Комп. жарг. в компьютерных играх — останки уничтоженных юнитов и игроков.
10. Картёж. жарг. в карточных играх — заведомо слабый игрок(и), принимаемые в игру, с целью лёгкого выигрыша у них.
11. Жарг. – большое количество народа в каком-либо транспорте, в толпе, в обществе, намного большее, чем обычно.
(Источник: Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека и др. словари).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом-понятием «мясо»:
- белое мясо
- вырывать с мясом
- дикое мясо
- красное мясо
- мраморное мясо
- ни рыба ни мясо
- пушечное мясо
- рубленое мясо
- сырое мясо
- жареное мясо
- тушёное мясо
- копчёное мясо.

Ассоциации к слову «мясо»: кусок, вертел, мясоед, рулька, ветчина, окорок, свинина, говядина, еда, шашлык, баранина, курица, жаркое, жарить, животное, корова, вырезка, котлеты, сосиска, тушёнка, холодец, чебурек, бифштекс, колбаска, копчёности, мясорубка, паштет, пельмень, поросёнок, грудка, плов, рагу, шампур, голубцы, пирожок, маринад, людоед, кулебяка, падаль.

Синонимы к слову «мясо»: баранина, белужина, беф-брезе, бобровина, буйволина, буйволятина, бычатина, валилово, верблюжатина, верблюжина, ветчина, вырезка, глухарятина, говядина, голубятина, голяшка, гренаден, грудинка, гусятина, дичь, дымленина, жарево, жаренина, жареное, жеребятина, зайчатина, зарез, заячина, изюбрятина, индейка, индюшатина, кабанина, кальмар, кенгурятина, китовина, китятина, кобылятина, козлята, козлятина, козулятина, конина, корейка, кострец, кошатина, крольчатина, куропатка, курятина, кушанье, лебедятина, лебяжина, лопатка, лосина, лососина, лосятина, лоховина, любовина, лягушатина, маралятина, махан, медведина, медвежатина, мышца, мякоть, мяско, мясцо, нельмина, огузок, оковалок, окорок, оленина, осетрина, ослятина, ошеек, палтусина, паприкаш, парильяда, пастарма, пасторма, пашина, пашинка, пеммикан, плоть, поджарка, поросятина, псина, птица, пырятина, рачина, рулька, свинина, севрюжина, семжина, собачина, солонина, сомина, сохатина, спартак, стерляжина, строганина, телятина, толстяк, тушенка, тюленина, убоина, утятина, фазанина, фарш, филе, фрикандо, фрикасе, фрикассе, хаши, цыплятина, человечина, челышко, челышко-соколок, шашлык, юхала, ягнятина, язина, яманина.

Характерный афоризм со значением слова-понятия «мясо»:

Хотите —
                буду от мяса бешенный
 — и, как небо, меняя тона —
хотите —
                буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

(Маяковский Владимир Владимирович, 1893-1930).

Происхождение слова «мясо»:

Мясо. Древнерусское — мясо. Общеславянское — meso. Слово «мясо», означающее «тушу или часть туши убитого животного, которая предназначена для употребления в пищу», входит в словарный состав русского языка с XI в. Данное слово является исконным, т.к. пришло из старославянского, адаптировавшись в древнерусском. В общеславянском слове с тем же значением на месте современного «я» был носовой гласный «е», утраченный языком в период старославянского языка. Наличие похожих слов в латышском (miesa — «живое тело», «плоть»), древнепрусском (mensa — «мясо»), готском (mimz) и некоторых других — неславянских языках — говорит о том, что данное слово было известно ещё в индоевропейский языковой период.
(Источник: Этимологический онлайн-словарь Семёнова А.В.).

Мясо мн. мяса; «ляжки у охотничьих собак», укр. м;я;со, мня;со, ст.-слав. м;со ;;;;, ;;;;; (Супр.), болг. месо; (Младенов 295), сербохорв. ме;со, мн. ме;са, словен. mеsо;;, чеш. mаsо, слвц. m;so, польск. mie;so, в.-луж. mjaso, н.-луж. mjeso, полаб. ma;s;; Родственно др.-прусск. mens; «мясо», др.-инд. m;m;s;m ср. р. «мясо», лтш. mi;esa «живое тело», гот. mimz «мясо», алб. mish наряду с др.-инд. m;s-, арм. mis; см. И. Шмидт, KZ 26, 16; Бернекер 2, 43 и сл.; Траутман, ВSW 178 и сл.; М.-Э. 2, 654 и сл.; Уленбек, Aind. Wb. 221; Г. Майер, Alb. Wb. 280; Хюбшман 474; Торп 310; Педерсен, IF 5, 56; Мейе-Вайан 31; Мейе, РФВ 48, 199; Миккола, ВВ 22, 242. Далее см. мяздра;. Нет оснований говорить о гот. происхождении, вопреки Хирту (РВВ 23, 335; Idg. Akzent 140); см. Кипарский 74.
(Этимологический онлайн-словарь Фасмера М.).

Праиндоевропейские корни слова-понятия «мясо»: *memso- («мясо, плоть»): рус. мясо, укр. м'ясо, санскр. m;;sa, лат. membrum, прусск. mens;, готск. mimz, алб. mish, арм. mis, тохар. А > m;sa, греч. m;nigks, кашм. maz, лит. m;sa, латыш. miesa, ирл. m;r > m;r.

«На санскрите мясо звучит как «мамса». «Мам» в переводе означает «мне», «са» означает «подобный». Так вот, дословно с санскрита это слово переводится как «мне подобный». Само слово «мясо» всегда означает принадлежность к пище. Используя в пищу тело животного, мы не называем куски его тела анатомическими терминами. Для простоты мы все это называем словом «мясо». Так как это слово обозначает только одно — пищу, то, по-другому, слово мясо можно перевести как «употреблять в пищу себе подобных».
(Автор цитаты: Олег Геннадиевич Торсунов. «О санскрите и о нисходящем методе познания», Цикл лекций. Источник:
По мнению другого исследователя философии истории человечества и самопознания Ладомира Родумилова (http://proza.ru/avtor/reverssun):

«Мя» с древнерусского переводится как «я», «со» показывает на единение, схожесть. Это заметно в словах «сотрудничество», «соединение», а также в словосочетаниях «со мной», «со вкусом» и т.д. Таким образом, по-русски это звучит — «схожий со мной». Если Вы хотите знать, то это слово звучит и переводится для англичан еще поучительнее. «Мит» по-английски переводится как мясо. «Ми» означает «я», «ит» переводится как «это». Таким образом, в английском переводе слово «мясо» звучит ещё конкретнее — «это я»…
(Источник: «Нуждается ли человек в мясе?!! Принцип Ахимсы http://proza.ru/2015/10/23/1131).

К сказанному автору остаётся только традиционно поведать о сакральном, тайном, скрытом, священном значении звуков-букв в слове-понятии «мясо»:

м -  рождение, мыслете, мудрость
я -  божественная связь земного и вселенского
с -  слово, материальная произнесённая мысль, это
о -  он, оболочка, основа
со -  совместно, объединение

Мясо – рождение мысли, мудрость божественной связи земного и вселенского, это слово, материальная произнесённая мысль (воплощённый вещественный образ), основа, оболочка, он(о), совместное объединение «мя» - меня (индивидуального) с «я», то есть с личностью, совершенным человеком, ас(ом). Мясо – соединения «мя» (физического, земного) с «я» (совершенным, вселенским).

Подводя итог настоящему исследованию, можно утверждать, что огонь, труд (охота) и мясо превратили гоминида прямоходящего Homo erectus в человека разумного Homo sapiens (или весьма способствовали такому превращению). А вы говорите: «Мясо – это еда!»…


Рецензии