3. Великая стройка Коммунизма! 1948 - 1952 годы

    №3

   По настоянию друзей и недругов страны нашей, я продолжаю исследование строительства Волго-Донского канала.
Дабы, исключить любые домыслы и кривотолки.

  Началось с того, что я опубликовала небольшую статью из газеты "Пионерская правда" за 12 января 1951 года. (Ссылка вверху!)
Газета нашей семьи. Меня в то время ещё на свете не было - выписывала моя мама-педагог для своих учеников.
В ответ мне в личку написал один "товарищ" - жалел "бедненьких" фашистов, что они там мол недоедали и пахали СЛИШКОМ много!
И про ЗК - в том же духе.
"Жалельщик" нашёлся...!!
Пришлось мне браться - перелопатить кучу литературы - читать много и потом вот написать - как и что ТАМ было.

НАЧАЛО -
1. http://proza.ru/2021/12/29/1008 - 1. На Великих стройках Коммунизма в 1951 году!
2. http://proza.ru/2022/01/02/1173 - 2. Про пленных немцев и ЗэКа

1948 год.
В Калаче-на-Дону созданы Управление исправительно-трудовых лагерей и Волгодонстрой. Начальником назначен генерал-полковник К. А. Павлов, главным инженером С. Я. Жук. Образован Донской строительный район – участки в Цимлянской, Береславке, Красноармейске и Ильёвке. Началось перенесение населённых пунктов. Прибывали первые тракторы, скреперы, экскаваторы, передвижные электростанции…

1949 год.
С Урала на Волгодонстрой отправлены первые четыре экскаватора «Уралец». Созданы специальные управления: Волго-Донского соединительного канала и Цимлянского гидроузла. Второе возглавил генерал-майор А. П. Горшков. В августе организовано стройуправление ирригационных сооружений. Сдана в эксплуатацию линия связи Калач – Ново-Солёновский. На водораздел на 122 платформах из Свердловска прибыли детали экскаватора-гиганта с ковшом ёмкостью 14 кубометров. Начальником машины назначен инженер Анатолий Усков.

1950 год.
Новым начальником Цимлянского гидроузла стал полковник В. А. Барабанов. Открыт конкурс на архитектурное решение Волго-Донского канала. По временному мосту через Дон прошёл первый железнодорожный состав. По инициативе экскаваторного мастера Слепухи объявлено соревнование за досрочное выполнение земляных работ на канале. 28 декабря вышло постановление Совета Министров СССР о сокращении сроков строительства судоходного канала на два года.

1951 год.
 На стройку стали поступать материалы для производства бетонных работ – вибраторы, виброхоботы, бетононасосы. Закипели бетонные работы на первом шлюзе. ЦК ВЛКСМ учредил для молодых строителей Волго-Дона переходящее Красное знамя. В гидротехнические сооружения Цимлянского гидроузла уложены первые полмиллиона кубометров бетона.

Бригадир экскаватора «ЭШ-10» Иван Худяков установил всесоюзный рекорд выемки грунта – 3145 кубометров в смену. Коллектив строителей Цимлянского гидроузла по итогам Всесоюзного Социалистического соревнования за второй квартал 1951 года наградили переходящим Красным знаменем Совета Министров СССР и первой премией. Бетонщики водосливной плотины достигли красной черты – уровня, до которого следовало уложить бетон, чтобы обеспечить пропуск вод Дона. Плавучая насосная станция заполнила водой подводящий канал, а земснаряды разрушили временную перемычку. Дон подошёл к водосливной плотине.

23 сентября перекрыли русло реки. Завершён первый этап строительства Цимлянского гидроузла. Также завершены перенос строений из ложа Цимлянского водохранилища и бетонные работы на третьем и десятом шлюзах.

1952 год.
 Январь. Закрыты первые два донных отверстия водосливной плотины. Началось заполнение Цимлянского моря. В феврале заработала Карповская насосная станция. Коллективу строителей Цимлянского гидроузла ещё раз присуждено Красное знамя Совета Министров СССР.

Март. Уложен последний кубометр бетона в головное сооружение Донского магистрального канала. Перекрыто последнее донное отверстие водосливной плотины. К этому времени воды в водохранилище поднялись почти на семь метров. Апрель. Заполнен водой судоходный канал, соединяющий шлюз № 15 с Доном.

Коллектив участка «Спецэнергомонтаж» завершил монтаж первого гидроагрегата Цимлянской ГЭС. 6 мая произведено первое шлюзование на канале. 24 мая разобрана перемычка и вода пошла самотёком к Волге. 31 мая между первым и вторым шлюзами произошло соединение Волги и Дона. 1 июня через первый шлюз прошли буксирные теплоходы. 6 июня пущен первый гидроагрегат ГЭС. Цимлянская гидроэлектростанция вступила в строй и дала промышленный ток. 6 июля по каналу проследовал первый пассажирский теплоход «Сергей Киров».

10 июля по радио прозвучало постановление Совета Министров СССР об открытии Волго-Донского судоходного канала и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина.
_________________________________________

Конкретно, про труд заключённых и пленных фашистов на строительстве Волго - Дона - продолжение следует №4!
  №4
http://proza.ru/2022/01/12/909 - Пленные фашисты на стройке Волго - Дона!
______________________________________

Использованная литература:
1. Газета "Аргументы и факты" (Ростов)
2. Краеведение Ростовской области. ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КОММУНИЗМА
Волго-Донской канал. Е. Ю. Свечникова
(СМИ)



Фото - Работает земснаряд. Акварель Николая Жукова, 1951 год.


Рецензии
Ваше произведение, Галина, скрупулезно исследует строительство Волго-Донского канала!
Вы очень хорошо
дали анализ литературе по строительству канала в разные годы, о начале строительства канала, создании Управления исправительно-трудовых лагерей и Волгодонстроя!
Какой только технике не было при строительстве этого канала!
Оказывается, было даже соц. соревнование!
Как много людей пострадало при строительстве Цимлянского моря!
Зеленая.

http://proza.ru/2011/03/11/358

С теплом -

Федоров Александр Георгиевич   23.01.2024 11:17     Заявить о нарушении
Спасибо Александр!

Я Вам рада. Заходите ещё на чай с ватрушками:):):)

С уважением и пожеланием радостных встреч и хорошего настроения!

Галина Леонова   23.01.2024 11:12   Заявить о нарушении
Обязательно зайду на виртуальный чай!😀

Федоров Александр Георгиевич   23.01.2024 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.