Трагедия экипажа самолета Леваневского

12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома Щёлково стартовал четырехмоторный самолет ДБ-А с регистрационным номером полярной авиации Н-209 на борту. В состав экипажа входило шесть человек: командир, Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский, второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, бортмеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов. Самолет должен был  перелететь из СССР в США через Северный полюс и приземлиться на Аляске в городе Фэрбенкс.

Провожать экипаж в первый пробный коммерческий рейс по самой короткой межконтинентальной трассе прибыли представители правительственной комиссии по организации перелета СССР – США во главе с наркомом оборонной промышленности Моисеем Львовичем Рухимовичем, среди них - начальник Военно-воздушных сил страны командарм второго ранга Яков Иванович Алкснис, Михаил Моисеевич Каганович и другие ответственные лица. Приехали авиаконструкторы Андрей Николаевич Туполев и Виктор Федорович Болховитинов, начальник Главсевморпути академик Отто Юльевич Шмидт, Герои Советского Союза Михаил Водопьянов, Георгий Байдуков, Александр Беляков и другие известные летчики, представители власти, армии, советской и зарубежной прессы.

Настроение праздничное. Все оживленно беседуют, обмениваются мнениями о составе экипажа и предстоящем полете. Корреспонденты берут интервью, фотографируют, кинооператоры снимают исторические кадры для кинохроники.  Возле самолета хлопочут авиационные техники, ведущий военный инженер Фролов, снаряжавший самолет, следит за погрузкой. Только члены экипажа, за исключением командира, выглядят уставшими и невеселыми. Штурман Левченко и бортмеханик Годовиков, прощаясь с Георгием Байдуковым, сказали, что больше уже никогда они не увидятся. Второй пилот Кастанаев, отметил, что мало тренировались, поэтому не уверен в успехе перелёта.

Сигизмунд Леваневский в своем коротком интервью, окружившим его журналистам, бойко говорит: «Мы летим через полюс без посадки до Фэрбенкса. Там заправим машину и полетим в Нью-Йорк. Возможно, сделаем остановку в Торонто». Командир экипажа выглядит счастливым, спокойным и уверенным. Он в модном темном костюме и в белой рубашке в тонкую полоску. Черный полосатый галстук прижат к краю рубашки булавкой-заколкой. На ногах начищенные черные полуботинки. Высокий, голубоглазый красавец Леваневский больше похож на голливудского киноактера, чем на командира огромного самолета. Но за внешним спокойствием угадывается волнение: одну за другой он курит папиросы и поправляет галстук. Своим друзьям Сигизмунд заявил, что в этом перелёте  пойдет до конца и возвращаться не будет ни при каких обстоятельствах.

В самолет загрузили снаряжение, коммерческие грузы и чемоданы с личными вещами пилотов. Пушнина упакована в мешки из прорезиненной ткани и нестандартные герметические банки, черная икра в бочонке, слитки золота, представляющие секретный государственный груз – в плоских ящиках. Леваневский везет подарки и сувениры русских умельцев для представительских целей. Виктор Левченко отнес в кабину самолета большую картонную коробку, запечатанную сургучной печатью, которую ему передал командир экипажа. Это подарок Иосифа Сталина жене президента Америки Элеоноре. Основную массу груза Н-209 составляет топливо, залитое в баки, размещенные в крыльях.

После прощания летчики пошли к самолету. Последним на борт поднялся командир. В небо взлетает голубая ракета и тотчас один за другим запускаются  все четыре мотора. Большая краснокрылая машина, натужно гудя, скатывается с наклонной бетонной дорожки, долго разгоняется по длинной взлетной полосе, наконец, колеса отрываются от земли и медленно, будто тяжелая птица, самолет набирает высоту, оставляя позади серый шлейф дыма от одного двигателя. Даже непосвященным стало видно, что самолет перегружен.

За полетом следили во всем мире, с нетерпением ожидая сообщений о трансполярном перелете героического экипажа. На следующий день отечественные газеты вышли с репортажами с аэродрома. Были в них и первые радиограммы с борта Н-209. Американские «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк Геральд Трибюн» на первых страницах описывали блестящий старт советских пилотов.  Корреспондент информационного агентства Ассошиэйтед Пресс сообщал из Фэрбенкса, что  население города готовится встречать советских летчиков на аэродроме.

В  штаб Правительственной комиссии по организации перелета регулярно приходили дежурные радиограммы о ходе полета. Были они деловыми и опасений о судьбе экипажа и самолета не вызывали. В одной из первых говорилось, что  в 23 часа 9 минут прошли остров Моржовец. «…высота полета 2600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский, Кастанаев ведут самолет по приборам. В самолете горят кабинные огни. Все в порядке». Позади осталась  Земля Франца-Иосифа, впереди - Северный полюс. Пройдена почти половина пути.

И вот 13 августа в 13 часов 45 минут с борта самолета получена очередная радиограмма с сообщением, что полюс пройден. «Достался он нам трудно. Начиная от середины Баренцева моря все время - мощная облачность. Высота 6000 метров, температура минус 35°. Стекла кабины покрыты изморозью. Сильный встречный ветер. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Все в порядке». Радиограмму подписали все члены экипажа. За девятнадцать часов двадцать пять минут полета Н-208 преодолел около четырех тысяч километров со средней скоростью около двухсот километров в час. Во время перелета в Арктике свирепствовал циклон с сильным встречным ветром и высокой облачностью.

Самолет взял курс на Аляску, но, спустя менее часа, пришла тревожная радиограмма, переданная открытым текстом по микрофону: «Аварийная. Высота 6200, отказал правый крайний мотор, снижаемся, входим в облачность, обледеневаем». Следом за ней в четырнадцать часов тридцать две минуты в Тикси приняли радиограмму, отбитую морзянкой: «Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600. Идем в сплошной облачности. Ждите. Леваневский».
Вскоре с борта в эфир ушло сообщение, которое приняли в Анкоридже. В нем были слова: «…предполагаем совершить посадку…». После этого четкая связь с Н-209 оборвалась. В течение короткого времени в штабе перелета приняли  еще два  сообщения. Были они непонятны и неразборчивы. Из-за аварийной ситуации и не благоприятных метеорологических условий самолет отставал от графика полета и шел со значительным перерасходом топлива, остатков которого могло не хватить, чтобы долететь до Американского материка. 
Радисты всего мира непрерывно прослушают эфир в надежде принять радиограмму с терпящего бедствие борта. Среди них радисты береговых радиостанций Народного комиссариата связи СССР и Главного управления Северного морского пути, советских арктических полярных станций, северных и дальневосточные советских радиостанций. Круглосуточное наблюдение за эфиром ведут также все военные и любительские радиостанции Северной Америки. Между Москвой и Вашингтоном, а также между Москвой, Сан-Франциско и Фэрбенксом поддерживается регулярная связь по радиотелефону с советником Полномочного представительства СССР в США  Константином Уманским.

Спустя три с половиной часа после отказа мотора радист якутской радиостанции
Главсевморпути Федор Пелясов принял следующее сообщение с Н-209: «Все в порядке. Слышимость Р-1». Затем в тот же день он принимает еще одну радиограмму: «Идем на трех, снизились, вижу ледяные горы». Были и другие сообщения с борта самолета, услышанные в разных концах света. В расчетное время самолет Леваневского в Фэрбенкс не прилетел.

14 августа на поиски Н-209 из Фэрбенкса вылетели три самолета, пилотируемые американскими летчиками. Пилоты обследовали огромное пространство на севере, северо-западе и северо-востоке,  но ничего не обнаружили. Из-за непогоды советские летчики смогли вылететь позже. Начальник Главсевморпути заявлял журналистам, что в этих поисках участвуют пятнадцать отечественных и семь американских самолетов. От мыса Шмидта в советском секторе Арктики в сторону мыса Барроу на Аляске вышел ледокол «Красин». Пропавший самолет искали до наступления полярной ночи. На следующий год поиски были продолжены и ровно через год после старта Н-209 официально прекращены, а экипаж объявлен погибшим.

Но энтузиасты продолжали искать самолет Леваневского все прошедшие годы. Выдвигалось много версий и предположений о причинах  и районах катастрофы, но до сих пор о судьбе Н-209 и его экипажа ничего не известно.  Исчезновение самолет Леваневского – одна из самых загадочных тайн ХХ века, которую до сих пор никто не  разгадал.


Рецензии
Виталий!
Мой друг и коллега по краеведению Николай Леонидович Чупиро (ныне покойный) активно занимался поисками погибшего самолёта Н-209. Предлагаю его версию из переданных мне записок на флешке.

"В 1987 году дирекция Московского дома ученых провела конференцию, посвященную 50 годовщине перелета Н-209. Своими воспоминаниями поделился летчик-испытатель М.А.Нюхтиков, полярный летчик И.П.Мазурук, журналист Ю. Сальников, опубликовавшим много материалов об экипаже и перелете, инженер Н.Якубович, уточнивший параметры самолета в условиях обледенения, Б.Е.Черток, готовивший спецоборудование самолета Н-209 к перелету, Л.Л.Кербер, первоначально включенный в экипаж радистом. Было высказано много гипотез о гибели самолета.
В 2017 году исполняется 80 лет с момента перелета экипажа самолета Н-209 по маршруту Москва – Северный полюс – Фербенкс. За прошедшие годы появились современные методы исследования авиакатастроф.
Мое предложение – провести в рамках Научных чтений, посвященных И.И. Сикорскому, которые проводятся в апреле в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации в 2017 году такую же конференцию.
Я всю свою жизнь посвятил авиации. С 1965 года учился в авиатехническом техникуме. Трудился 33 года на предприятии авиационной промышленности, где прошел путь от испытателя приборов до главного инженера. Для определения места гибели экипажа я решил применить свои экстрасенсорные способности. В 21 веке это не кажется мистикой и шарлатанством.
По одной из версий самолет Н-209 после потери ориентировки отклонился от своего маршрута вдоль 148 меридиана и полетел в направлении Якутска. Заслуженный штурман СССР В.И.Аккуратов не исключал такую возможность. Широта Фербенкса и озера Себян-Кюэль почти одинакова, разница в 40 км. После потери высоты штурман Левченко вынужден был вести самолет по гирополукомпасу, который вблизи полюса дает большую погрешность. Часа через три полета при удалении от полюса компас стал работать. Из-за вращения Земли каждый час необходимо вносить поправку в показания компаса 15 градусов (15х3 =45), 21 градус – аэродинамическое отклонение за счет вращения винтов, уход в сторону крена не менее 15 градусов. Всего в сумме 81 градус. Чтобы вместо Фербенкса выйти на Якутск, необходимо 79 градусов. Ветер для самолета стал попутным, скорость полета вместо 175 км/ч возросло до 250-270 км/ч. Если верить радиограмме , принятой в Якутске и Иркутске в 22 часа самолет был еще в воздухе. Расстояние от полюса до озера Себян-Кюэль он мог преодолеть за 8 – 9 часов.
Место приводнения самолета, который избежал разрушения от обледенения, снизившись до высоты 1000 -2000 метров, может быть между Верхоянском и Якутском 13 августа 1937 года после 22 часов московского времени (6 -8 часов местного времени 14 августа). Координаты 65 градусов 17 минут северной широты, 130 градусов 09 минут восточной долготы. Косвенно это подтверждается тем, что радиограммы с борта Н-209 с плохой слышимостью принимались из этого региона. В 1965 году вертолетчик Е.В.Попов, обслуживая геологов, случайно обнаружил в Якутии на берегу горного озера Себян-Кюэль табличку на захоронении.
На ней имелась надпись, вырезанная ножом, о катастрофе самолета с перечнем погибших. Первой стояла фамилия Леваневский".

Продолжение см. далее:

Александр Соханский   25.05.2022 20:17     Заявить о нарушении
Продолжение записок Н.Л.Чупиро:

"По моей версии самолет Н-209 в конце полета приводнился на гладь озера Себян-Кюэль. Леваневский принял Верхоянский горный хребет с левой стороны от самолета за горы Аляски. Единственным местом для посадки было озеро. Приводняться пришлось по крутой глиссаде, чтобы попасть на гладь озера. При посадке на озеро в кабине находились оба бортмеханика и штурман. Рабочее место радиста было в хвосте самолета. При ударе о воду остекление и передняя часть фюзеляжа были повреждены и быстро затоплены водой. За счет огромных крыльев (размах 42 метра), самолет какое-то время держался на воде. На берег выбрался Галковский, сумевший спустить через астролюк клипер-бот, спасти раненого Кастанаева и радиостанцию «Баян». Еще ему удалось подобрать с поверхности Годовикова, который был мертв. Остальные члены экипажа утонули вместе с самолетом. Галковский похоронил Годовикова, сделал столбик с табличкой, на которой вырезал надпись о катастрофе самолета и список экипажа. Из-за малой мощности передатчика и некачественной антенны его радиограммы принимались только частично еще какое-то время. Ему пришлось оказать медпомощь Кастанаеву. Он пытался найти людей , но сил не хватило. Останки летчика пастухи-оленеводы видели в 30 км. от озера Себян –Кюэль. Другого мертвого летчика видели на берегу озера.
В начале 80-х годов были организованы несколько экспедиций из Уфы в этот район. На месте предполагаемой гибели побывали директор Арктического и Антарктического института А.Ф.Трешников и академик Е.К.Федоров с членами Якутского обкома КПСС. Как рассказал сотрудник Уфимского авиационного института Ю. Лобанов, экспедиция опросила местных жителей, осмотрела захоронение, составила карту местности с ориентирами. Магнитометром пытались обнаружить самолет на дне озера. Из-за слабой технической оснащенности они не могли ни опровергнуть, ни подтвердить этот факт. Возможно, с привлечением Географического общества РФ и помощи министерства обороны, института Арктики и Антарктики, посильной помощи других организаций удастся организовать летом 2017 года хорошо оснащенную экспедицию и раскрыть еще одну тайну Арктики. В Якутии несколько экспедиций Уфимского авиационного института во главе с Лобановым. Однако доказательств, что это место гибели Н-209 не нашли.

Окончание см.далее:

Александр Соханский   25.05.2022 20:19   Заявить о нарушении
* * *

"В апреле 2018 года я решил съездить на свою родину в город Владимир. Хотелось увидеть цветение вишен, познакомиться с родителями жены племянника Андрея, купить сувениры для знакомых – фигурки собак из Гусь-Хрустального, 2018 год – год собаки. Решил перебрать книги, купленные во время учебы во Владимирском авиамеханическом техникуме. Книги по радиотехнике отложил отдельно, чтобы передать в библиотеку техникума. Среди остальных книг мне попалась книга «В морях и океанах». Одна из глав рассказывала о ледяных островах, которые циркулируют возле Северного Полюса. Эти острова огромны по своей величине, имеют в длину более 30 км, в ширину более 10 км. В книге была показана карта движения островов. Это оказался припай Земли Элсмира, находившейся в Канадском архипелаге. В 1946 году американские летчики дали трем островам названия Т.1 (мишень 1), Т.2 (мишень 2), Т.3 (мишень 3). На Т.3 они позже организовали военно-воздушную базу. На этом же острове работала наша полярная станция «Северный Полюс-6». Верхняя часть островов была твердая как взлетная полоса аэродрома. На глубине 40-60 метров снег был мягкий от морской воды. На этих ледяных островах садились самолеты летчиков Котова, Масленнткова, Мазурука в 1947- 1955 гг. 15 августа 1937 года жители небольшого эвенкского поселка Олюкток, расположенного в 140 км. от мыса Барроу в надвигающихся вечерних сумерках услышали шум моторов самолета и увидели двигающийся предмет, похожий на самолет. Только в апреле 1938 года они рассказали об этом сержанту полиции. Тот на собачьей упряжке добрался до радиостанции и передал в Сиэтл об этом случае. На месте падения самолета эскимосы видели разводья бензина. Рыбачьи сети рвались в месте падения самолета. Но почему это случилось 15 августа? Горючего в самолете было 20 тонн и оно должно было закончиться утром 13 августа. Это означало, что Леваневский принял решение снизить высоту полета ниже облачности. Температура на этой высоте была положительная, В.И.Аккуратов в своих дневниках подтверждает это. Штурман Левченко обнаружил ледяной остров. По приказу Леваневского сбросил на лед дымовую шашку для определения направления ветра. Кастанаев ювелирно «приледнил» самолет 13 и 14 августа механики ремонтировали отказавший двигатель. Вечером 14 августа летчики взлетели, набрали высоту 6000 метров. Солнечный указатель курса дал им возможность выйти на меридиан 148 градусов. К сожалению, горючего до Фербенкса им не хватило. Самолет упал в нескольких километрах от берега между двумя островами на небольшой глубине. Нужна экспедиция для установления истины.
Автор текста Николай Леонидович Чупиро"
Надеюсь, что эти записи моего друга, историка авиации Николая Чупиро, будут интересны и для Вас, Виталий.

Наилучшие пожелания!

Александр Соханский   25.05.2022 20:23   Заявить о нарушении
Добрый, Александр! Спасибо за Ваше сообщение. О поисках самолета Леваневского на Себян-Кюеле я немного осведомлен, т.к в то время работал в геологии на Кирова, 13. Поисками занимался геофизик А. Статива, который зимой со льда озера провел магнитную съемку озера и нашел объект, напоминающий самолет, но летом при заверке этой аномалии, его данные не подтвердились. По предположением ряда участников экспедиции - это ТБ-2. Лежит он на крутом склоне. Версию, что Н-209 отклонился от курса и приводнился на якутском озере давно закрестили. При всем желании он не мог туда долететь. А вот вторая версия, что он приземлился на льду, очень интересная. Но вот полетел ли он после ремонта двигателя в Фэрбенкс, зная что не хватит бензина, это вопрос. Проработав кучу материалов, я придерживаюсь другой версии: Левченко изменил курс и самолет полетел к Канадскому архипелагу. Они приземлились на береговой отмели и еще в течение месяца отправляли радиограммы. Последние две радиограммы приняли на теплоходе "Батум" в сентябре месяце. Но их искали в другом месте... С уважением, В. Гадиятов

Виталий Гадиятов   26.05.2022 15:18   Заявить о нарушении
Необычным было увлечение Николая Леонидовича лозоходством или, как он формулировал свои действия, биолокацией. Он мог с помощью двух проволок, согнутых буквой Г, определить правильность расположения рабочего места и дать свои рекомендации. Причём, по его утверждению, проволоки сами по себе сходились в руках и расходились в разные стороны, тем самым подсказывая ему расположение «хороших» и «плохих» мест в доме или на производстве.
Он даже умудрился своими проволоками вычислить «мощное биополе» Леонида Якубовича на передаче «Поле чудес»!
Николай рассказывал, как с помощью этих нехитрых проволочных приспособлений он не раз указывал дачникам место закладки колодцев и всегда там находили водоносный слой.

Николай Леонидович уверял, что располагает биолокационной информацией о Т О Ч Н О М месте гибели самолёта Сигизмунда Леваневского. И если бы не проблемы со здоровьем, то он бы смог принять участие в поисках исчезнувшего самолёта.

К сожалению Н.Л.Чупиро ушёл от нас и уточнить его записи не будет никакой возможности. А вообще-то это был очень своеобразный исследователь истории.
Николай Леонидович проводил глубокие исследования истории Урала и Севера, отслеживал действия советской авиации в Сибири и на полярных широтах, изучал тайные маневры фашистского флота в наших северных морях в годы войны, исследовал творчество полузабытого авиаконструктора А.С.Москалёва. Эти темы отражены в его публикациях в СМИ и докладах на краеведческих конференциях.

С одним из его творческих направлений можно ознакомиться здесь: "Н. Чупиро - инженер, историк авиации, писатель" http://proza.ru/2021/10/20/534

Всего доброго, Виталий!


Александр Соханский   26.05.2022 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.