Главная тульская река

История навеяна статьей Река в Туле в "Тульских новостях" о нашей главной тульской реке Упе.

Вот как она начинается: Я часто задаю вопрос студентам или в иной аудитории: «Какая самая главная улица в городе Туле?». Ответом звучат: пр. Ленина, Советская, Красноармейский проспект. После некоторой паузы, я говорю: «Упа».

В статье подробно рассматриваются проблемы "нашей главной улицы" города. Ну а я каким образом близок к этой теме? Дело в том, что хотя я и очень долго живу в Туле, не могу забыть свою полноводную, судоходную, вполне чистую реку Вологду, громадное Кубинское озеро в моем вологодском крае. Мне не хватает этой чистой речной воды со своеобразным запахом, не хватает возможности окунуться в ее чистые воды, прогуляться вдоль берега.

Если вы заметили, я в своих фото-историях не раз обращался к нашим малым городским рекам. Пора обратить внимание и на Упу. За годы жизни в Туле у меня собралось достаточно большое количество фотографий Упы в разное время года, в разных её районах города и в разные этапы освоения городом её берегов.

И в интернете я нашел много интересного об Упе. С этого и начнем.

                УПА В ПРОШЛОМ

Вот что пишут на сайте Река Упа "Тульские бренды":

Если взять в руки старые тульские карты, не сразу и узнаешь старушку Упу. Она широкой лентой разрезала город на две части, разделяясь у заводского острова на два рукава. Причем русло реки от городского берега до оружейного завода в несколько раз превосходило зареченский рукав. Шутка ли, длина знаменитого Кривого моста, соединявшего башню водных ворот кремля и заводские проходные, составляла тогда 85 метров!

В послевоенные годы Тульский оружейный завод занял не только остров, но и берег Упы у Кремля, заводской канал пришел в запустенье. Эта часть реки настолько обмелела и заросла, что летом 2012 года специалисты фирмы, очищавшие береговую зону Упы у Зареченского моста с помощью плавающего экскаватора, признали: в заводской канал надо запускать мощную землеройную технику - воды в реке между Тульским оружейным заводом и Кремлем нет вообще, только двухметровый слой земли.

Сегодня трудно поверить, что еще семьдесят лет назад Упа считалась судоходной. В 1946 году по решению Тульского облисполкома Упа в полной мере использовалась для внутриобластных перевозок. В навигацию 1947 года по Упе курсировали три баржи и несколько катеров. Только пристань у Новотульского металлургического завода приняла тогда 2000 тонн грузов.

Очень интересно в интернете рассказано о мостах через Упу, которых в прежние времена было семь. Увы, ни один из них не сохранился. Оглашу только их названия.

Это - КРИВОЙ, ЧУГУННЫЙ, ЦЕПНОЙ, два ЖЕЛЕЗНЫХ моста, ВАСИЛЬКОВСКИЙ и ЛУГОВСКОЙ

Вот описание только одного моста

                ЦЕПНОЙ МОСТ

Особенно примечательным был проект Цепного моста, построенного Шуберским в Туле в том же 1843 году. Он соединил заводской остров и Чулково на участке между современными улицами Осташева и Пролетарской.

Такие сооружения тогда только-только входили в моду (серия таких мостов была построена в Санкт-Петербурге) и привлекали архитекторов изысканными формами и простотой конструкции. Устойчивость мостовой достигалась не массивными фермами, а цепями, которые крепились к башням на берегах. За некую прозрачность форм такие мосты еще называли висячими.

Тульский градоначальник Андрей Андреевич Любомудров в книге «Древняя Тула» в 1908 году писал: «…Был устроен для пешего сообщения с Чулковою слободою краса Тулы и чудо строительного искусства – цепной (висячий) мост, впоследствии (кажется в 70-х годах) почему-то снятый, о чем нельзя не пожалеть. Уцелевшие от него устои и доселе стоят, хотя, конечно, в жалком, разрушенном виде».

По Цепному мосту из Чулково дорога вела к деревянному мосту над узким рукавом, рассекавшим остров, и далее через Кривой или Чугунный мосты в центр города.

Фотографии Цепного моста не сохранились, на дореволюционных снимках запечатлены только «устои моста», которые упоминает А. А. Любомудров. В конце XIX века на их месте возвели новый, мало чем примечательный, деревянный мост, который в Туле прозвали «Висячим». Во время сильного паводка его часто накрывало водой, и тулякам на лодках переправляться на другой берег.

Но и это еще не все, что мы можем узнать об Упе. На сайте История Тулы читаем:

Со временем Тула поднялась до признанного центра металлопроизводства, продукция ее умельцев продавалась на всей территории России. Среди них находились подлинные произведения искусства, выполненные настолько ювелирно, что в народе начала ходить пословица о туляках, которые подковали блоху.

Через некоторое время и сама Упа заинтересовала Петра I, и он решил воплотить в жизнь грандиозный план соединения в водную магистраль речного пути из Московского бассейна в Азовское море. Он рассчитывал осуществить его путем соединения Оки, Упы и Шат через Иван-озеро с Доном. Туле предназначалось стать одним из важнейших городов на этом речном пути. В 1707 году первый караван судов прошел через Тулу к морю. Однако идея такого пути не оправдала себя, и вскоре о ней забыли. Упе не суждено было стать связующим звеном в масштабном плане покорения морей Петра I.

                УПА В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА

Вот что пишет старый туляк:

Мы на мосту через Упу. По правую руку когда-то был водный стадион «Динамо». По левую – водная станция ДСО «Труд». Там были дорожки для плавания, вышка для прыжков в воду. Купание прекратилось в середине 60-х годов. И еще именно здесь на лед сходились «биться» Подьячье и Чулково. Кулачный бой был одной из самых любимых тульских забав! Вот что рассказывает о них краевед Алексей Камоликов: «Если с гиканьем и свистом по улице пробежали мальчишки с соседнего района, то все знали – это приглашение на бой. Бойцы и детвора вставали друг против друга, стенка на стенку. Если бой был равный, то все смотрят, подшучивают. А если начинали теснить какую-либо из сторон, в бой включались все присутствующие. Одно слово: «Наших бьют!» По этому призыву на бой вставали все. Правила жесткие: бить только рукой, в кулак ничего не вкладывать. Лежачего не бьют. Если кровь на лице, ты выбываешь.Если кто нарушал правила, то его били и свои, и чужие».

В 2012 году началась чистка берегов от зеленых насаждений. И берега Упы преобразились. Стало пусто и неуютно

О зданиях на набережной Дрейера, прежде всего, о бывшей женской тюрьме, доме вице-губернатора, дворце известного самоварщика Баташева, нескольких самоварных фабрик и других можно прочитать в статье Набережня Дрейера. Названа в честь ДРЕЙЕРА Ивана Рудольфовича (1887-1919) – врач. Прежнее название Больничная Набережная. Год переименования 1924. Называлась просто Набережной. После 1867 года, с появлением здесь губернской земской больницы, она стала называться Больничной Набережной. В 1924 году решением горисполкома Больничная Набережная была переименована в Набережную Дрейера.

                УПА В КРИВОЛУЧЬЕ

Одно удовольствие пройтись по левому берегу Упы летом или осенью в районе Криволучья. Идешь словно по сельской местности. Много зелени, пасуться коровы и козы, поют птицы. Малолюдно, чистый воздух, хотя вдали виден дымящий НТМЗ. И вода кажется чистой. По берегу бьют родники. Хорошо!

                УПА В ПОЛОВОДЬЕ

Упа не раз заливала центр города и Чулково в половодье, особенно в те времена, когда была полноводной. В интернете мне не удалось найти хронику этих событий. Последнее, сильное наводнение было в апреле 1970, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотоснимки. Тогда затопило набережную Дрейера, Чулково, Хомутовку и другие места города. В наши времена Упа ведет себя более скромно.

                УПА ЗИМОЙ

Упа зимой редко замерзает, такие теперь у нас зимы, да и теплые стоки с заводов "помогают", но вот бывает и так, что можно проводить подледную рыбалку (кто ест этих ядовитых рыбок?) и даже катаются на коньках (было такое сообщение в "МК" в зиму 2012/2013 гг.)

Публикация 2013 г. в "Фото-Тула.Ру"


Рецензии