Шахтер-артиллерист

                Очерк Евгения Меркушина.               
               
               
                Золотыми буквами надо писать о нашем геройском земляке Сергее Алексеевиче Мореве. В юности он работал шахтером в Черногорске. Когда же началась война , и над страной нависла смертельная опасность, стал настойчиво проситься на фронт. Не сразу удовлетворили его просьбу. Надо было добывать уголь. И все же Сергей упросил взять его в действующую армию. проводы были недолгими. Не было у него ни отца, ни матери. Единственная сестра Елена осталась ждать дорого братца.               
               
               
                В полковой школе, в сибирских Черемушках под Омском подучился на артиллериста. Присвоили звание сержанта. Когда с маршевой ротой прибыл на передовую в Великие Луки, назначали командиром орудия. С этого памятного дня и началась его боевая служба, полная труда, тревог и опасностей.  "Летом сорок четвертого наши войска двигались в направлении Витибска-Орши. Сделали прорыв обороны противника и перешли в решительное наступление,-рассказывает Сергей Алексеевич. Запомнилась переправа через широкую, топкую Березину, с отлогими и грязными берегами. Чтобы не затонуть, пришлось сделать настилы. Около Орши сосредоточили большое количество орудий. Там была и наша 76-миллиметровая пушка. По команде вели ураганный огонь по живой силе и технике врага. Подожгли торф на берегу. Ночью скрытно началась переправа. Вода глубокая, в рост человека. До света переплавили пушки и пехоту. километров двадцать двигались, не встречая серьезного сопротивления. Фрицы драпали. Спросим в белорусской деревне:"Где немцы?" Крестьяне отвечают хором:"Тилько утекли!" И только на границе с Латвией немцы перешли к обороне.               
               
               
                Много боев прошел со своим орудием сержант Морев. Но однажды около железной дороги зашли к ним в тыл немецкие самоходные "Фердинанды", открыли огонь , и пушку их разбило. "Меня ранило осколком в лицо и в руку. После госпиталя попал в другую дивизию, 143 стрелковый полк,-продолжает он свой рассказ. С боями подошли к Неману. Долго немец не подпускал форсировать. Берега крутые, вода мутная, дожди. Несколько суток стояли, чтобы переплавиться. У них там надолбы, колючая проволока под током. Укрепрайон сильный был. Дача Геринга в Восточной Пруссии. Ну мы ее раздолбили. Подошли к Кенигсбергу. Взять сходу его не смогли. Завязались тяжелые, кровопролитные бои. Вместе с командиром взвода Цыганковым из Минусинска мы вели бой за большую станцию, где стояли под паром немецкие поезда. Артиллерия наша отстала. Из противотанкового ружья мы подбили немецкий танк. Это было на рассвете, он дал по нам очередь из пулемета. Меня тяжело ранило в голову, парализовало руки и ноги. На третий день в санчасти меня навестил лейтенант Цыганков и сказал ободряюще: "Танк-то мы с тобой подбили. До наших он не дошел."               
               
               
                В общем, стал я инвалидом войны. После излечения в Сибирь , до дома меня сопровождала медсестра. Меня всего парализовало. Родная сестра Лена встретила, помогла на ноги встать, окрепнуть. Как очухался, стал работать по силе возможности. Дома не отсиживался. Последние 15 лет трудился в Очурском хлебоприемном предприятии. Сергей Алексеевич Морев воспитал и вырастил трех дочерей-Людмилу, Надежду и Галину. Все окончили местную школу, получили специальное образование. Любят и уважают дети своих родителей. За ратные подвиги на фронтах Отечественной войны награжден С.А.Морев медалью "За отвагу", нашла она шахтера много лет спустя после войны.


Рецензии
Простой и честный рассказ. Такие рассказы создают правдивую картину нашей истории.

Евгений Шиков 47   08.01.2022 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений. Писал рассказ отец, участник войны

Татьяна Евсюкова   09.01.2022 08:16   Заявить о нарушении
Татьяна, интересные воспоминания.
Посмотрите, пожалуйста, дважды попало "переплавили". Звучит двояко, "переправили" всё же лучше.
С уважением.

Александр Исупов   24.01.2024 13:59   Заявить о нарушении