Записки из Бессарабской губернии. Часть I Нечистые

Вам доводилось случайно оказаться в каком-либо месте, а потом усердно искать его нарочно и никак не найти? Словно это какое-то призрачное видение, появившееся из ниоткуда человеку в трудный момент его жизни, и также потом исчезнувшее в никуда. Существующая вне времени и пространства материя, не поддающаяся научному объяснению. О таком как раз случае, произошедшим со мной в Бессарабской губернии, пойдет рассказ ниже. 

Я прибыл в Кишинев царской железной дорогой 15 декабря в три пополудни. Начиналась метель: хлопья снега залетали за воротник пальто, пока я стоял на перроне и ждал извозчика. Железнодорожный служащий объяснил, что их всего тут двое на всех пассажиров первого класса, и предложил мне проследовать в здание вокзала. Делать было нечего: докурив папиросу, я прошел внутрь мимо плаката, гласившего крупными буквами: “Зло не дремлет”.

Собственно, именно это и было целью моего визита в эту губернию. Неизвестное доселе науке таинственное заболевание скосило уже треть населения Европы и вот пробралось и в вглубь континента. Я, капитан С., первый помощник статс-советника, лейб-медика высочайшего двора его Высочества государя императора, был направлен сюда противостоять напасти и навести порядок в здешних краях. Пока же следовало поторапливаться и добраться до гостиницы до наступления сумерек. Ибо горе тому путнику, кто застрянет в дороге после захода солнца. Эпидемия выкашивала всех заплутавших без разбора. 

Снег усиливался, я с нетерпением поглядывал на часы. Наконец мне доложили, что извозчик на месте. Служащий помог мне уложить багаж в сани, и мы поехали прямиком в центр, к главпочтамту, где располагалась единственная в городе гостиница. 

Дорога занимала не более получаса, но погода быстро портилась и ехать становилось всё сложнее. Несколько раз лошади останавливались, будучи не в силах продвигаться сквозь буран. Когда до гостиницы оставалось не более полуверсты, извозчик огорошил меня: 

- Всё, ваше благородие, дальше я не поеду! Не успею воротиться засветло!

- Ты что собрался бросить меня здесь?!

- Вы и пешком доберетесь, тут немного осталось. А я здесь сверну.

- Трус! Поехали вперед! Вместе укроемся в гостинице! 

- А лошади? Лошади погибнут! Этого я не допущу! Кто же меня тогда кормить будет?!Скорее, вылазьте, ваше благородие, иначе не успеем до наступления темноты! 

“Видать умом тронулся, деревня”, - подумал я. Ветер люто свистел в ушах, снег валил сплошным полотном. Казалось, что сугробы висят прямо в воздухе. 

Извозчик бросил меня и свернул куда-то в подворотню. Я поглядел на часы: было 5 минут пятого. Согласно календарю, солнце сегодня садилось в 20 минут пятого. У меня было еще ровно 15 минут убраться с улицы. 

Судя по ориентирам, до гостиницы было идти не более двух-трех кварталов. Я потопал в ее сторону, таща багаж за собой, но не пройдя и пары шагов, рухнул в сугроб, сбитый порывом ветра. Это было ужа не метель, а настоящая вакханалия стужи! С трудом я поднялся на ноги и ужаснулся: дальше вытянутой руки вокруг не было видно ничего! Снег полностью застилал все вокруг. 

Добраться до гостиницы уже не представлялось возможным. Здесь уже надо было банально выжить! Из багажа я взял только дорожный саквояж, и пошел по направлению к постройкам, где, как я запомнил, они должны были быть. Вскоре я уткнулся в черные ворота, расположенного на углу дома. Я постучал, хоть это было и бессмысленно, и пошел дальше, придерживаясь одной рукой за стену дома, дабы не потерять ориентира. Мне оставалось рассчитывать только на какой-то дворик, закуток, лачугу, где бы я мог перевести дух. 

И тут я увидел свет на крыльце возникшего из снега передо мной дома. Дверь была приоткрыта! Я подошел ближе и увидел в окне медный чайник на подоконнике. Похоже, что это была чайная лавка. Чудо, что она еще не закрылась! Я ринулся на крыльцо, и едва я ступил на него, дверь отворилась шире. Передо мной стояла красивая девушка, с русыми собранными назад волосами и большими голубыми глазами. Она ухватила меня за полы пальто. 

- Скорее заходите! - сказала она, и словно в танце ввернула меня внутрь. 

Пока она закрывала дверь, я осматривался, где оказался. Это действительно была чайная лавка. Тесная прихожая связывала две основные комнаты. В одной располагался непосредственно прилавок, в другой - небольшая уютная гостиная, служившая комнатой отдыха для богатых покупателей, насколько я мог судить. 

- В такую погоду, да еще и перед самим заходом солнца оказаться на улице можно только по самой острой нужде, - услышал я голос за собой. 

Я обернулся и застыл. В полумраке глаза девушки светились, как два драгоценных камня, причем такой красоты, какой я не видывал прежде. 

- Разрешите представиться, капитан С., - склонил я голову. - Прибыл в ваши края по распоряжению самого государя императора, думаю, вы догадываетесь, по какой надобности. 

Девушка молча кивнула. 

- Могу я узнать имя моей спасительницы? - спросил я, и, к изумлению своему, понял, что сердце мое забилось чаще.    

Она приоткрыла рот, чтобы ответить, но в этот момент вспомнила о чем-то: 

- Чайник! Кипит уж поди давно! Проходите и располагайтесь в гостиной. Я принесу вам горячего чаю. 

В камине тихо потрескивали дрова. Стрелки на настенных часах показывали 19 минут пятого. Успел! Вовремя! Через минуту начнется. Я сел за стол у окна и уставился наружу. 

Безумный ход снега оборвался. Сейчас он размеренно кружился редкими хлопьями, так что видимость восстановилась. Через улицу напротив лавки, ставшей моим укрытием, был виден одноэтажный дом с пристройкой сбоку. Газовый фонарь освещал вывеску под крышей пристройки - “Ателье”. Слева от пристройки дорожка уходила в темную подворотню.

Я замер, как всегда в эти мгновения, в преддверии их появления. В комнате все также были слышны лишь треск бревен, да тиканье часов. Откуда-то из глубины дома донесся звон посуды: то хозяйка заваривала чай. 

Я едва дышал и перестал моргать, уставившись в одну точку перед собой в подворотне слева от ателье, а именно в полосу, разделявшую свет газового фонаря от темноты. Всё остановилось. В промежуток тишины между перемещением стрелки часов от секунды к секунде, в момент, когда бревна прогорели и более не издавали треска, из темноты подворотни появились они. Судя по росту и одежде это были две пожилые женщины и девочка. Они были одеты в черные полушубки и валенки. Их головы, точнее то, что мы привыкли так называть, были окутаны серыми шерстяными платками. Вместо голов под платками зияли черные дыры, клубившиеся пеплом. Они не шли, они передвигались быстрыми рывками по всему пространству вокруг себя. Рыскали в поисках живых организмов. Я напрягся, зная, что вот-вот произойдет, и всё-таки вздрогнул, когда это случилось. Чёрная пустота, бывшая некогда женским лицом, возникла снаружи у самого окна, за которым сидел я. Она осмотрела (понимаю, насколько парадоксально это звучит!) меня и комнату за моей спиной и переместилась дальше по улице. Откуда-то сверху улицы раздался собачий лай. 

Я покачал головой: “бедный песик”. Собака выбежала на середину улицы. Существо, бывшее некогда девочкой двумя рывками подскочило к нему и засосало животное в пустоту головного платка.   

Исчадия ада, жертвы эпидемии, которых мы называли нечистыми, двинулись дальше вверх по улице. 

- Уже прошли? 

Я обернулся. Девушка стояла позади меня, держа в руках поднос с чайником и кружкой. И вновь я потерял дар речи, ослепленный сиянием её голубых глаз. Лишь молча кивнул в ответ на ее вопрос. Она поставила поднос на стол.

- Угощайтесь. Располагайтесь и отдохните с дороги. Через пару часов, когда они наверняка насытятся, вы сможете выйти через черный ход во двор. Пойдете прямо, перейдете одну дорогу, вновь прямо дворами и выйдете как раз к главному входу гостиницы. 

- Не соблаговолите ли испить чаю в моей компании, сударыня? Да и мне будет полезно послушать про здешнее положение дел от местной жительницы.

Девушка покачала головой: 

- У меня еще неотложные дела. Чувствуйте себя, как дома. Здесь вас никто не побеспокоит. А я пойду. 

Я почувствовал тревогу, острое понимание, что ее нельзя отпускать вот так вот просто! 

- Постойте! Дайте мне хотя бы ниточку! Это ваша лавка? Вы работаете здесь? 

- Я здесь по своим обязательствам, - уклончиво ответила девушка и пошла прочь из комнаты. 

Я рванул было за ней, но тут же остыл. Дурацкое состояние: воспитание побороло страсть. 

Выпив чаю и перекусив припасами из своего дорожного саквояжа, я вышел через черный ход и по указанному пути вскоре добрался до гостиницы. 

***

На утро я явился доложить губернатору, генерал-майору М. о своем прибытии. Генерал встретил меня тепло, и с нетерпением стал расспрашивать о новостях из столицы империи. Я любезно ответил на все его вопросы и, в свою очередь, вверив ему бумаги от моего прямого руководства, перевел разговор к делу. Предстояло быстро ознакомиться с ситуацией и начать подготовку жандармов и солдат согласно стратегии борьбы с эпидемией, принятой государем императором. 

- Позвольте уточню, ваше превосходительство, - сказал я. - Насколько нам известно, сведения о первых жертвах заболевания в южной части империи - Херсонской и Бессарабской губерниях - появились пару недель назад. 

- Ровно 15 дней назад поступил первый рапорт жандарма, доложившего о нападении нечистого на горожанина. С тех пор сведения о жертвах поступают каждый день. Сейчас, по нашим подсчетам в Кишиневе около сотни зараженных. 

Я присвистнул:

- Именно поэтому я здесь, чтобы начать действовать незамедлительно. Сейчас наша основная задача - остановить дальнейший прирост жертв и истребить всех нечистых. Согласно распоряжению государя, с сегодняшнего дня в городе вводится комендантский час, начиная с 3-ех часов пополудни. За час до заката солнца ни один человек не должен появляться на улице. 

Генерал понимающе кивнул головой и спросил:

- Какие последние наблюдения по поводу этой заразы? 

- По предыдущему опыту ясно, что она охотится на высшие сознательные существа, то есть, людей. В меньше степени ей пригодны животные. Как правило, на них нечистые набрасываются, только если в ходе своих вылазок не находят людей. Человеческое сознание - вот основная цель этой заразы. От того у зараженных и исчезает голова: в ней находится мозг, генерирующий наше сознание, и пожирая его, зараза оставляет на месте головы частичку себя. 

По сути, зараза представляет из себя единый организм. Каждый зараженный человек становится ее частью. Поэтому, зачастую достаточно одному нечистому найти новую жертву, чтобы вся эта дрянь целиком почувствовала прибавление своей силы. По нашим наблюдениям, эпидемия протекает очень размеренно: как правило, нечистым хватает одной жертвы за ночь. Насытившись, все нечистые исчезают также как и появляются: в темные подвалы, подземелья, заброшенные колодцы. 

- Уже есть понимание, почему они свирепствуют именно вне дневного света? 

- Пока все на уровне наблюдений и гипотез: впервые поглотив человеческое сознание, вирус понял, что одним из базовых страхов человека является страх темноты. Потому он стал масштабироваться именно на основе этой человеческой боязни, тем самым сформировав и особенности своего поведения. Появляясь после захода солнца, он как бы увеличивает страх от своего появления.

- Как вы собираетесь отлавливать и истреблять уже зараженных? 

- Ловля на живца, - поднял я указательный палец, - однако об этом я бы рассказал уже в присутствии личного состава... 

После того, как диспозиция была обсуждена, генерал повел меня знакомиться со своими подчиненными.   

*** 

Управившись с делами, я поспешил отыскать чайную лавку, где укрылся вчера, чтобы вновь увидеть эту девушку! Пройдя два квартала по главной улице Александровской, я достиг перекрестка с улицей Михайловской, где извозчик бросил меня на произвол судьбы. Определил, куда двинулся вчера и пошел вниз по улице. 

Сначала я подумал, что шел слишком быстро и проскочил дом с крыльцом, через которое я вошел накануне. Я повернулся и пошел в обратную сторону, внимательно рассматривая все дома и парадные двери на улице. “Ошибся улицей”, - подумал я, и тут меня осенило. Ателье! Конечно же! Вчера из окна лавки я четко видел вывеску “Ателье”! Вот же она, немного выше, на противоположной стороне улицы. Я воспрял духом, сердце заколотилось сильнее от мысли, что совсем скоро я увижу девушку!
Поравнявшись с ателье, я, однако, был, мягко говоря, сбит с толку. Напротив ателье, на той стороне улицы, где сейчас стоял я, не было ничего похожего на чайную лавку! Ни дома с крыльцом, ни окна с медным чайником на подоконнике! Я стоял у унылого серого забора и не понимал, как такое может быть?! Вчера, ровно на этом самом месте стоял дом, из гостиной которого я наблюдал нечистых, вылезших из подворотни у этого вот самого ателье напротив! 

Я постучал в дверь дома, по обе стороны от которого тянулся серый забор. На табличке около входной двери значилось “Нотарiусъ”. Дверь отворил моложавый худощавый служащий. 

- Вы по какому вопросу? 

- Подскажите, милейший, где-то здесь по соседству с вами есть ведь чайная лавка? 

- Насколько я знаю, нет, ваше благородие. 

- И никогда не было?! - не поверил я своим ушам. 

- Точно так. Никогда. Чем еще могу вам быть полезен, ваше благородие? 

Я махнул рукой и побрел прочь. Значит все-таки ошибся улицей. В следующий час я обошел все параллельные улицы, хоть это было и глупо, и ничего не нашел. Совершенно очевидно, что ателье располагалось на Михайловской, и именно это ателье было моим главным ориентиром в поисках чайной лавки. Всё это никак не укладывалось в голове и не имело ни малейшего здравого смысла! Где же эта таинственная чайная лавка, в которой я укрылся от нечистых?!

Я отправился в городскую управу и затребовал там перечень всех чайных лавок и ателье, зарегистрированных в городе. 

С этого дня я обходил всех торговцев чаем, расспрашивал их служащих и прислугу, но нигде не было ни следа девушки с голубыми глазами, ставшей моим ангелом-хранителем в вечер моего приезда в Кишинев. Я не мог найти объяснения произошедшему, оно не укладывалось ни в какие существующие научные рамки. Никак иначе, это было само божественное провидение, явившееся мне в сложную минуту, когда моей жизни угрожала опасность. 

Минул не один месяц, прежде чем мне открылась следующая глава этой удивительной истории.   

Кишинев, 2022

Читать продолжение: http://proza.ru/2022/01/23/849


Рецензии
хочется продолжения!

Григорий Аванесов   20.01.2022 22:20     Заявить о нарушении
Спасибо! Опубликовал продолжение http://proza.ru/2022/01/23/849

Андрей Гречко   23.01.2022 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.