Блок Перстень-страдание Прочтение
Шел я по улице, горем убитый.
Юность моя, как печальная ночь,
Бледным лучом упадала на плиты,
Гасла, плелась, и шарахалась прочь.
Горькие думы – лохмотья печалей –
Нагло просили на чай, на ночлег,
И пропадали средь уличных далей,
За вереницей зловонных телег.
Господи боже! Уж утро клубится,
Где, да и как этот день проживу?..
Узкие окна. За ними – девица.
Тонкие пальцы легли на канву.
Локоны пали на нежные ткани –
Верно, работала ночь напролет...
Щеки бледны от бессонных мечтаний,
И замирающий голос поет:
"Что' я сумела, когда полюбила?
Бросила мать и ушла от отца...
Вот я с тобою, мой милый, мой милый...
Перстень-Страданье нам свяжет сердца.
Что' я могу? Своей алой кровью
Нежность мою для тебя украшать...
Верностью женской, вечной любовью
Перстень-Страданье тебе сковать".
30 октября 1905
– «Тонкие пальцы легли на канву – «Канва; (фр. canevas) — сетчатая хлопчатобумажная (иногда льняная) ткань. Применяется как основа или трафарет при вышивании, иногда как прокладочный материал в одежде.
... Это жесткая ткань, нити жестко вплетены одна в другую, такое переплетение создает хорошо обозначенные квадраты, которые легко считать. Канва равномерного переплетения плотнее, без четко обозначенных квадратов. Вышивают на ней через 3-4 нити.» Википедия
Перстень-страдание – это вышивка. См. в черновиках:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
«21: Вот я могу твоей алой кровью
22: Верность мою для тебя украшать.
23: Нежностью женской, любовью лукавой
24: Перстень Страданье соткан тебе.»
То есть здесь не бедная девица, ночь напролет просидевшая над срочным заказом, а ещё одна ведьма , которая кровью – своей ли, как чистовике, или парня, как в первоначальном варианте, исконным женским колдовством – вышивкой – наколдовывавшая влюбленному в неё – Страданье.
– «Тонкие пальцы легли на канву. // Локоны пали на нежные ткани…» – такая вся из себя трепетная, но вот ещё одна, оставшаяся в черновиках, строфа, ее обращение к нищему – герою первых строф:
После 24: (25-28):
«Сердце мое, приживальщик убогий!
Слушай же девичью песню, вникай.
После, коль можешь, зловонной дорогой
Снова шататься и плакать ступай!»
«Если сможешь…» – если и тебя нечаянно не затянет колдование… Но уж тогда:
(29-32):
«…Только не смей разрыдаться у окон,
Здесь тишина. Здесь святыня жива.
Низко спустился задумчивый локон ...
Нищий! Не смей нарушать Торжества!»
То есть – пошел вон отсюда! Плакать он еще здесь будет! Нечего было за бедной девушкой подглядывать!
Технологически, по сюжету – это ещё одно приключение его двойника, ещё одна сценка в его Городе. Ещё один персонаж, который… точь в точь, как в его творчестве – как его Сольвейг, как дева из «В серебре росы трава…», или ведьма из стихотворения чуть дальше – «Лазурью бледной месяц плыл». Сравните:
Одна – Сольвейг:
«В темных провалах, где дышит гроза,
Вижу зеленые злые глаза.
Ты ли глядишь, иль старуха-сова?»
Другая:
«…Я склонился. Улыбнись.
Я прошу тебя: очнись.
Месяц залил светом высь.
Вдалеке поют ручьи.
Руки белые твои –
Две холодные змеи.»
Следующая:
«…Ты, безымянная! Волхва
Неведомая дочь!
Ты нашептала мне слова,
Свивающие ночь.»
И, конечно, же все эти женщины Города, актриса, изгнанная, ведьма – это подходы, наброски, этюды, последовательные приближения к главному образу Тома II – к Незнакомке.
*
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
»
Свидетельство о публикации №222010900721