Империя ГеРоЯ ч. 3 Провал агента

                П Р О В А Л   А Г Е Н Т А
Телефонный звонок прервал размышления вождя. «Слушаю,- ответил Сталин, взглянув  на часы.
-Коба,- раздался в трубке голос Берии,- я тоже знаю, что сейчас пять часов, но дело срочное. Прошу принять Павла Михайловича. (Фитин П.М.- начальник внешней разведки СССР с1939г.)
- Хорошо. Послушаю, что накопал твой протеже. Надеюсь, что новости не самые плохие.
Иосиф Виссарионович протяжно зевнул и энергично потёр покрасневшие от недосыпа глаза.
Секретарь доложил по селекторной связи: « Товарищ Сталин, в приёмной ожидает Фитин.»                - Пропусти и принеси нам моего чаю и пирожков. Фитин, наверное, не ужинал, проголодался.
В кабинет вошёл молодой человек 35 лет. Его добродушное лицо было взволнованным.   хотел сразу начать доклад, но Сталин опередил: «Присаживайтесь, Павел Михайлович, в ногах правды нет. Сейчас попьём чайку из бергамота, очень хорошо прочищает мозги, а потом обсудим дела.»
Секретарь занёс поднос, на котором стоял чайник две чашки и тарелка пирожков. Чаепитие происходило в молчании. Фитин с удовольствием лопал пирожки. Сталин одобрительно поглядывал на разведчика: «Умеет Лаврентий подбирать кадры. Даже не подумаешь, что за таким простодушием скрывается острый ум аналитика, гения многоходовых операций и порядочность.»
Чай был допит, пирожки съедены. «Спасибо, Иосиф Виссарионович, ничего не ел за весь день.»
- Ну, приступим к вашим проблемам. Даже если бы это был провал лучшего агента, Вы бы не волновались, а действовали, спасая остальных разведчиков. Но Вы, как я вижу, обескуражены.
- Вы правы, Иосиф Виссарионович,-Фитин привык к проницательности вождя,- раскрыт “Вертер“, единственный наш человек в Абвере(военная разведка) из близкого круга адмирала Канариса.
- Насколько я помню, «Вертер “ внедрён в Абвер 12 лет назад. Трудно будет его” расколоть”.
- Невозможно, потому что его не допрашивают. Раскрыла его СД (Служба безопасности), которая враждует с Абвером. По идее интриган Шелленберг(начальник военной разведки СД) должен был организовать шумиху и вставить шпильку Канарису, но этого не произошло. “Вертер” был доставлен во дворец принца Альбрехта на Вильгельмштрассе, где беседовал с самим Гиммлером.
- А от кого поступила такая информация и почему вы решили, что ваш агент раскрыт. Возможно, что эта была интрига или попытка СД  завербовать человека из окружения адмирала Канариса.
- Дело в том,- горячо начал аргументацию Фитин, усмотревший  сомнения Сталина,- что агента взяли у входа в кафе на глазах у связного. Он проследил куда отвезли “Вертера“, а потом довезли до кафе. Агент попросил кельнера принести заказ СРОЧНО, потом поинтересовался, когда привозят свежие булочки пообещал прийти ЗАВТРА В 10. Это означает, что в 10 часов он передаст связному сообщение, которое должно быть отправлено немедленно. В 11 часов оно будет у нас.
- Ну что же, товарищ Фитин, в 10-40 жду Вас и Берию. Судоплатов в курсе событий?
- Нет. Шифровка была отправлена на моё имя, но он курирует разведку в Германии и…
- Я Вас понял. Когда Судоплатова обвиняли как врага народа вы один из комиссии проголосовали против и оказались правы. Думаю, что Судоплатов не забыл этого. Идите отдыхать, Павел.
После убытия начальника разведки, Сталин распорядился вызвать на 10-40 Берию и Судоплатова.
В 10-30 все приглашённые собрались в приёмной. В 10-39 вошёл Сталин и пригласил троицу в кабинет: «Присаживайтесь, товарищи. Думаю, что все в курсе цели собрания. Прошу высказать ваше мнение, товарищ Берия, Фитин и Судоплатов. Любые, даже самые нелепые версии.»
- Я, думаю,-начал Берия, - что Гиммлер хочет навести мосты. Он будет искать контакта с Далласом, хочет прощупать почву в СССР. В случае устранения Гитлера надеется на пост канцлера.
- Мне кажется это сомнительным, - включился в разговор Фитин,- Гиммлер – это СС, гестапо, концлагеря. С таким багажом в канцлеры не пролезть, но он может действовать в интересах третьего лица: Бормана, Геринга или, нелепая версия, Гитлера.
- Я предлагаю самую очевидную версию: готовится покушение на Сталина,- отрезал Судоплатов.
- Хорошо, - подвёл итог Сталин,- мне больше нравится версия Павла Михайловича, но и попытку покушения исключать не будем.                Раздался сигнал селектора, и секретарь сообщил, что доставлена шифрограмма для Фитина. Тот
 просмотрел сообщение с непроницаемым лицом и зачитал: « Гиммлер предлагает мне выступить в роли курьера для доставки сообщения  Сталину. Если он готов выслушать, СД организует мой переход в зону советских войск. Прошу срочно сообщить решение Верховного. Вертер.»
Сталин вопросительно посмотрел на трёх руководителей разведки и, не дождавшись ответа, набил трубку табаком, выпустил два облачка дыма. Потерев переносицу, приказал: «Выслушать противника не значит согласится с ним. Мы спасём хорошего агента. Сообщите моё решение.»
Через 11 часов агент самолётом был доставлен в Москву. Ещё через 40 минут вошёл в кабинет Сталина в сопровождении двух офицеров НКВД. Голова его была в плотном мешке, руки стягивали наручники. Вождь с укором посмотрел на Судоплатова. Тот развёл руками: безопасность прежде всего, и подал знак охранникам. Те мгновенно сдёрнули мешок и освободили руки задержанного, но остались рядом с ним в готовности. Иосиф Виссарионович с интересом разглядывал агента, о котором часто слышал, но видел впервые: худощавый мужчина средних лет с сединой на висках
сощурил от яркого света глуповатые голубые глаза и растирал затёкшие руки, оглядывая присутствующих. Лишь на мгновение в них промелькнул глубокий ум, когда они встретились со скептическим взглядом Сталина: «Молодец, глубоко прячешься!». Вернер тоже видел вождя так близко впервые: простоватое лицо было испещрено оспинами, лоб низкий, взгляд твёрдый и пронзительный. Казалось, что он проникает в суть человека.  Повернувшись к Судоплатову, Сталин приказал: « Павел Анатольевич,  волкодавы твои “постарались “, а теперь- свободны.»
- Но, Иосиф Виссарионович, а вдруг,-начал Судоплатов, поняв ошибку, буркнул,- Свободны!
Охранники щёлкнули каблуками и бесшумно удалились. Фитин обратился к Вертеру, протянув руку: «Очень рад видеть Вас в здравии! Передайте мне, пожалуйста, послание.»
- При всём уважении, Павел Михайлович, не могу исполнить этого по двум причинам, - спокойным тоном ответил Вертер, - Во-первых, информация настолько секретна и нетривиальна, что нельзя доверить её бумаге и я запомнил её. Во-вторых, она предназначена только для ушей Верховного Главнокомандующего, который может изменить ход истории. Кроме того, по мнению Гиммлера, в окружении Сталина как, собственно,  и у него есть ненадёжные люди.
Руководители НКВД переглянулись. Взгляды их выражали настороженность и удивление.
« Вы не только умный разведчик,- заявил Сталин, пристально глядя в глаза Вертера,- но ещё и смелый. Безрассудно смелый человек может так говорить в присутствии высшего руководства.
- Я просто исполняю свой долг,- не отводя глаз, потерявших плёнку глупости, заявил твёрдо разведчик.- Я высказал мнение Гиммлера, в котором нет ничего нового. Предательство гораздо старше древнейшей профессии и началось от Каина. Но я не предатель и не проститутка.
- Я верю Вам, товарищ Вертер,- с тёплой улыбкой произнёс вождь,- как и всем присутствующим, которых я вынужден попросить оставить нас наедине. Секретарь вас угостит чаем с конфетами.
Судоплатов прошёл мимо Вертера с каменным выражением, Фитин осуждающе покачал головой,
а Берия одобрительно поднял большой палец. « Присаживайтесь,- указал Сталин на стул.»
-Позвольте, Иосиф Виссарионович, говорить стоя, как это делал Гитлер. Горький подметил, что всегда важно-как говорят. Я запомнил не только слова, но и эмоции фюрера.
- Не возражаю,- нахмурился Сталин,- но почему вы скрыли, что имели беседу с Гитлером и где?
- В кабинете Гиммлера. Вначале он “прощупал “ меня, потом вышел, а через другую дверь зашёл фюрер, состоялась беседа. Шифровку мою могли перехватить. То, что верхушка Вермахта будет искать контактов-это уже секрет Полишинеля, а вот фюрер…Поэтому я указал Гиммлера.
- Очень разумное решение, но почему Вы сразу не сказали? Подозреваете кого-нибудь?
- Нет, но с детства усвоил, что проще не знать секретов вообще, чем их хранить. Я должен донести информацию до Вашего сведения, а уж с кем ею делиться-это, извините, Ваша прерогатива.
Сталин молча поднялся, подошёл к двери и заглянул в приёмную: « Разведчики, вы что такие напряжённые? Товарищ Поскрёбышев, покормите их, поставьте хорошую пластинку в патефон. Пусть расслабятся. Всем нужно отдыхать, чтобы потом эффективнее работать.»
Сталин вернулся на свой стул и, услышав приглушённые дверью звуки музыки, кивнул Вертеру.
Тот закрыл глаза, ссутулился, левое плечо слегка опустилось, большой палец правой руки зацепился за пуговицу пиджака в районе солнечного сплетения. Вождь почувствовал волнение театрала перед началом спектакля: «Настраивается как артист!». Вернер поднял веки, и Сталин вздрогнул: в него вперились бездонные колодцы зрачков фюрера с искорками гениальности или безумия. Впрочем, гениальность всегда сопровождается долей безумия. Вертер начал говорить совсем другим голосом, низким баритоном с хрипотцой, прохаживаясь по мягкому ковру: «Уважаемый, Иосиф Виссарионович. Это не форма вежливости, я очень уважаю Вас, - Вернер резко развернулся, подняв правую руку и возвысив на тональность баритон- Вы единственный достойный противник! Обратиться к Вам меня вынудили чрезвычайные обстоятельства. В начале тридцатых годов на Кольском полуострове работала немецкая географическая экспедиция профессора Карла Хаусхофера (Бригадный генерал 1 Мировой войны, профессор, основатель института геополитики, географ, один из основателей оккультного общества Туле). Эта экспедиция нашла подземный город гиперборейцев. В хранилищах были обнаружены рукописи, расшифровка которых продолжается до сих пор. Именно эти рукописи помогли Германии создать лучший в мире истребитель и подводные лодки. Также был найден артефакт: прозрачная капсула с человекоподобным существом. Капсула была вывезена в Берлин, но вскрыть её не удалось, изготовлена она из материала неземного происхождения. С тех пор капсула хранится в подвалах рейхсканцелярии, а на прошлой неделе “Он” появился в моём кабинете. Не так как командор к Дону Жуану или тень отца Гамлета. Он был абсолютно реален, но мог проходить сквозь стены и нашёл меня в огромном здании, в котором только мои апартаменты занимают 400 метров. Я ощутил, что в моей голове происходит нечто странное, оторвался от карт и увидел гостя. Он показал мне будущее: миром правят американцы, развязывают войны, а беженцев принимает баба-канцлер, - голос Вернера возвысился до крика, - арийцы стали рабами турок, арабов, негров. Немцы работают, а унтерменши получают квартиры, пособия, насилуют немок. По Берлину маршируют не штурмовики, а извращенцы-геи. Боже мой, -Вернер прижал к глазам сжатые кулаки, - ведь предлагал Хаусхофер создать ось Москва-Берлин-Токио для уничтожения господства Англии и Америки. Не послушал я- и погубил Германию и Советский Союз. Впрочем, Иосиф Виссарионович, об этом печальном факте поведает Вам лучше “Он “ и изложит предложение, которое я принял. Надеюсь на сотрудничество. С уважением Адольф Гитлер.» Вернер замолчал и минуту стоял молча. Сталин не мешал ему выйти из образа. Разведчик открыл глаза, взгляд его стал спокойным. «Благодарю за службу, товарищ Вернер. Вы станете великим артистом, - предсказал Сталин и добавил, - После войны. Если захотите. Трое суток можете отдыхать. А как вы думаете, можно ли доверять Гитлеру, или это блеф, чтобы приостановить наше наступление?
- Товарищ Сталин, я видел много выступлений фюрера. Он “приходил в исступление”, доводя толпу до экстаза, но пальцы у него никогда не дрожали.  В этот раз дрожали очень сильно.
- Ценное наблюдение: хороший артист всегда отличит игру от реальности. Пригласите Берию.
Вернер вышел, бесшумно закрыв дверь. Через секунду вошёл Берия, с вопросом в  глазах.
- Отвезите на мою дачу, доставьте туда же его семью. Завтра в 11-00 жду тебя. Фитина и Судоплатова пригласи на 12 часов. Надо подумать очень хорошо, - распорядился Сталин. Берия молча кивнул и покинул кабинет. Он всё понял: если Коба уступает свою дачу, значит агент очень ценный и надо ему обеспечить круглосуточную охрану. Семья создаст комфорт и придаст ему уверенности. На предварительной беседе в 11-00 они обсудят, что можно открыть разведке, а в 12 часов составят с ними план конкретных действий. Интересное блюдо готовиться будет!


Рецензии