Эпизоды жизни доктора Кушакова. Глава 4

Владимир Шатский

Эпизоды жизни доктора Кушакова

Глава 4

   По некоторым  данным  Кушаков  какое-то  время  провёл в Лондоне, где принимал участие  в  написании  некого  «Лондонского  меморандума».  Но  как  убедительно  доказал  А. Лябзин, оказалось, что все эти данные были почерпнуты из  одной очень ненаучной художественной детской книжки и к действительным событиям не имели никакого отношения. Не было в жизни Кушакова никакого «Лондонского меморандума».
 
В 1919 году группой исследователей была снаряжена Печорская смешанная экспедиция, материально поддержанная Комиссией по снабжению Красной армии. Начальником её был геолог Н.А.Кулик. В состав экспедиции входил и П.Г. Кушаков. Ввиду непрекращавшейся Гражданской войны, экспедиция не смогла проникнуть на Печору и работала на Вычегде. При устье р. Вымь экспедицией были найдены осколки кремниевых орудий. Вторая стоянка была обнаружена при впадении р. Сысолы в Вычегду. Проводилось изучение рыб и состояние рыболовства, ихтиологические наблюдения в основном в районе Усть-Кулома на Вычегде. Результаты ихтиологических исследований обрабатывались в Петрограде, в частности, с помощью профессора Петровской.
 
По всей вероятности, только в 1920 году Кушаков эмигрировал из России.
Известно, что в 1926 году в Англии он сочетался браком с Agnes M. Murray.
И точно была статья в одном из научных журналов под которой стоит подпись P. (Paul) Kouchakoff. Наверное, не надо никого убеждать в том, что это и есть наш Павел Григорьевич Кушаков. 
Тем более, что во вступлении к публикации читаем следующее: «…Первые опыты, которые легли в основу данной работы, датируются 1912-м и последующими годами. Они были проделаны в ходе арктических экспедиций, проводимых под патронажем правительства России и Академии наук в Петрограде. Автор принимал в них участие в качестве руководителя и врача. Все материалы, собранные в тот период, были утрачены в ходе политических событий, потрясших Россию.
 
Эта работа была возобновлена в 1928 году во Франции, в лабораториях доктора Роншеза в Ницце, затем в Швейцарии с 1930 года - в Монтрё и Лозанне, где исследования продолжились благодаря поддержке M Park J. Hammar из Сент-Луиса, Миссури в специальном институте – HealthResearchLaboratory, но более всего в Институте клинической химии. Настоящая публикация – только резюме совокупности опытов, имеющих отношение к пищевому лейкоцитозу».
 
Получается, что «исчезновение» Доктора случилось только потому, что никто  не потрудился поднять все, как оказалось, доступные материалы.
Более того, в 1945 году Кушаков за свою работу по изучению пищевого лейкоцитоза выдвигался от университета Лозанны на Нобелевскую премию по медицине. Но…
На эту номинацию был ещё один претендент, соперничать с которым на тот момент было не по силам, пожалуй, никому. Этот претендент к моменту вручения премии уже спас множество жизней и был на слуху. Это - пенициллин. Естественно, что премия досталась группе исследователей во главе с Александром Флемингом.
 
Такой поворот дела не смутил Павла Григорьевича, он продолжил свои исследования, а в 1946 году в швейцарском издательстве он выпускает книгу «Полуденная ночь и полуночное солнце», в которой описал свои арктические приключения. И что примечательно, иллюстрации в книге и оформление обложки были сделаны самим автором (талантливый человек талантлив во всём).
 
Вот рецензия на эту книгу, опубликованная в швейцарской газете 3 июля 1946 года:
«С удовольствием и интересом читается книга доктора Кушакова, русского ученого и исследователя, эмигрировавшего в Швейцарию, которая стала его второй родиной и убежищем, в которой он проводит свои выдающиеся исследования в области бактериологии. Из экспедиций в Арктику, продолжавшихся несколько лет, доктор Кушаков вынес захватывающие воспоминания о полярной жизни в непрерывно меняющихся и зачастую непредсказуемых условиях, где каждое достижение является результатом бескомпромиссной борьбы с разрушительными силами полярной природы, по своему масштабу несоразмерными человеку, вынужденному жить там».
 
На момент выхода книги Павлу Григорьевичу было 65 лет.
 
Из жизни Кушаков ушёл в Лозанне 4 августа 1946 года после длительной болезни.
Из опубликованного некролога: «Господин Поль Кушаков, доктор медицины, бактериолог Института клинической химии в Лозанне с 1933 года, тихо скончался после продолжительной болезни в возрасте 65 лет.
Поль Кушаков родился в России, и в своей стране блестящие проводил медицинские исследования…Доктор Кушаков принимал участие в полярных экспедициях, из них он привозил воспоминания и научные наблюдения, изложенные в замечательной книге «Полуденная ночь и полночное солнце», которая была издана совсем недавно.
Из своей страны, охваченной большевистской революцией, Кушаков отправился в Англию, где женился, а затем во Францию; он работал в Институте Пастера в Париже и в лабораториях Роншеза в Ницце. В 1931 году он переехал в Швейцарию и в 1933 году поступил на работу в Институт клинической химии, где очень ценились его благородный характер, трудолюбие и научные знания.

Доктор Кушаков, в частности, проводил обширное исследование пищевого лейкоцитоза, терпеливо выполняя эксперименты, пока не стал окончательно уверен в их ценности; эту работу он представил в 1932 году на конгрессе в Риме и в 1937 году в Обществе естественных наук кантона Во. Его трудоёмкие исследования были в самой активной фазе, когда смерть прервала их.
Судьба доктора Кушакова была щедра на испытания, но он не утратил своего прекрасного характера, сочетавшего смирение, кротость, доброту и понимание. Он глубоко увлекался всем, что вызывало его живой интерес, будь то садоводство, охота или рыбная ловля. Будучи тяжело больным, он встретил приход смерти с безмятежностью христианина. Его уход вызывает искреннее сожаление его коллег».

Продолжение:
http://proza.ru/2022/01/12/594


Рецензии