Мы забыли, как раньше жили

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (152)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2044

 Пришёл новый, 2022-й год. Всё, как и раньше, лишь веселья меньше, поскольку оно отошло в сторону – старость и коронавирус отменили. Поэтому 31 декабря в 22 часа я сел в кресло ожидать вожделённого нулевого момента, а проснулся в 0 часов 15 минут, когда уже пели песни досягаемые лишь мысленно девки.

 Но чувство торжества сохранилось: прошлый год прошёл успешно, сам остался жив, невредим и полон авантюристических планов на новые дурацкие свершения. «Как я счастлив!» - подумал и погрузился в новые стариковские грёзы.

 В первый день года пошёл проведать внучек Святаславу и Родаславу. А они тычут мне два пакета с конфетами со словами:

 - Это тебе, дед, с бабой надо съесть, поскольку нам столько Дед Мороз надавал, что мы всё не одолеем.

 Я прослезился, принимая дедморозовский подарок внучкам с мыслью: «Как же мы с бабой съедим столько конфет?»

 Придя домой, погрузился в ностальгию. Вспомнились многие Новые годы моего детства. Как же мы радовались нескольким сотням граммов конфет от Деда Мороза!

 Вот в Гадивлянской начальной школе Дед Мороз в лице учительницы Анны Дмитриевны Мозго вручает ученикам по кульку карамелек. Какое счастье! Такого не знавали со времён прошлого Нового года начала 60-х. Несколько дней будем кушать по нескольку конфет, выдаваемых родителями! Так это не всё…

 А ещё мамка была единственной учительницей со служебным титулом директора Сталюгской начальной школы. И ей учительский Дед Мороз дал идентичные кульки с конфетами на четырёх её детей. А папка с 1958-го и до смерти в 1965-м работал рабочим районной строительной организации «Межколхозстрой», так её Дед Мороз был намного щедрее и давал на каждого из детей по большому серо-бумажному пакету всяческих лакомств, куда входили вафли, печенье, пряники, и… апельсины. От счастья мы, малые Шушкевиченята, были на седьмом небе от такого невиданного продуктового изобилия.

 В один из Новых годов папка взял меня на межколхозстроевскую ёлку в контору, которая находилась на месте нынешней церкви по улице Партизанской. Перед тем заставил меня выучить новогоднее стихотворение, чтобы рассказать его Деду Морозу. До сих пор помню несколько раз повторяющуюся строчку из него: «Гоп-гоп трата-та – жыць на свеце любата!» Деду Морозу настолько понравился мой эксклюзив, что он из мешка вручил мне сразу два апельсина, хотя всем остальным юным чтецам-декламаторам выдавал всего по одному заморскому фрукту.

 Прошло более шестидесяти лет с тех памятных Новых годов. И меня начала донимать философская мысль: «А откуда тогда могли быть апельсины в Советском Союзе, если они являлись импортным продуктом, ввоз которого из-за бугра попросту не существовал? Может это были мандарины, что в изобилии выращивались в советской Абхазии?» Решил обратиться за разъяснением к супруге-полешучке, уроженке деревни Цна Лунинецкого района тогда Пинской, а теперь Брестской области. Та, дочка одинокой колхозницы, выпучила на меня глаза:

 - А откуда я могу знать, если впервые увидела апельсины в Минске, когда после окончания Барановичского горпрофтехучилища в 1970-м году была направлена на работу в швейное производственное объединение «Комсомолка»?

 М-да… Оказывается, я и ещё трое младших Шушкевиченят в 50-х - 60-х годах были единственными жителями деревни Гадивля Лепельского района Витебской области республики Белоруссия страны СССР, которые на Новый год почти вволю наедались апельсинами в то время, когда наши товарищи даже слова такого не слышали.

 И я в очередной раз пожалел свою супругу, что она в детстве не знала, что значит неизмеримое счастье, когда рот тебе сводит от несравненного ощущения горькости апельсиновая корка.

 А первую жалость к горькой судьбе своей жены я ощутил тогда, когда она мне рассказала, как у неё в детстве украли велосипед. Из её подружек никто не имел такого богатства. А мать Наташи, колхозница колхоза «Маяк коммунизма» Видникевич Ева Григорьевна, купила дочке велик за собранные в течение нескольких лет алименты удравшего от дочки отца. Радость девочки не имела предела. И вот через несколько дней после покупки подружка попросила велосипед, чтобы съездить в центр сельсовета Кожан-Городок. Там двухколёсное чудо у неё украли. Наташа дённо и нощно оплакивала неизмеримую утрату. А мать девочки, которая не досмотрела велик, пообещала, что дочка в знак возмещения утраты будет много раз выпасать корову сельчанки Видникевич Евы. Сама Ева, может, и осталась довольна возмещением утраты, а вот её дочка до сего времени не может пережить фантастический урон. Конечно, ныне она может запросто купить себе несколько велосипедов, но попросту ни в одном из них сейчас нет необходимости.

 Друзья-читатели, вы никогда больше нигде, кроме моих «Личных мемуаров о красной эре», не прочитаете о том, как бедно жили ваши предки в советские времена, а старожилы, детство которых проходило в те по-дурацки бедные годы, забыли его по слабоумию и в эйфории от величины ныне получаемой пенсии, за которую можно запросто купить апельсиновый склад или дорогой горный велик.

 Слава КПСС!


13 января 2022 года.


Рецензии