Сталинский прищур III
В ходе подготовки продолжения эссе о Сталине жизнь словно специально заставила открыть для себя научно-философское творчество одного из создателей и столпов того, что может быть названо «Ростовской философской школой». Речь о Михаиле Константиновиче Петрове, человеке прошедшем войну разведчиком, ставшим потом так до конца и не понятым философом с большой буквы. О нём, при возможности, будет ещё отдельный разговор, а пока о Сталине, но с его - Михаила Константиновича - помощью.
Какое отношение имеет к нам то, что делал Сталин или что связано с тем временем? Кто-то скажет прямое, а кто-то, что всё это уже не имеет никакого значения. Попробуем разобраться в этой заключительной части, конкретно с опорой на статью Михаила Петрова «Экзамен не состоялся», о которой в декабре уже далекого 1960 года он писал своему коллеге и другу, тоже фронтовику-философу Эвальду Ильенкову:
«Летом я совсем было собрался умирать: уже года полтора у меня предполагался рак, который по вскрытии оказался липой. Этот удар судьбы (превращение рака в липу) я перенёс, но кое-какие остатки предоперационного периода остались. Тогда я сводил счёты с жизнью и делал это типично философским способом: избивал машинку» (Статья «ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПЕРЕПИСКЕ ЭВАЛЬДА ИЛЬЕНКОВА С МИХАИЛОМ ПЕТРОВЫМ И АЛЕКСЕЕМ ПОТЁМКИНЫМ». Письмо М.К. Петрова Э.В. Ильенкову от 18 декабря 1960 года).
Это замечание принципиально важно, так как оно дает понять уровень честности и откровенности того, о чем говорил фронтовик-разведчик, ставший потрясающим своей глубиной и оригинальностью философом.
Объективно оценивая весь трагизм, но и заслуги сталинской эпохи, устами своего литературного героя Петров говорит то, о чем и в эпоху даже перестроечного периода СССР, не говоря о более раннем времени руководства Хрущева, вряд ли кто рискнул бы. А он рискнул и направил эту свою статью не только друзьям, но и в ЦК Партии (за что, правда, потом и поплатился)-
«Пусть кабинетные умники выискивают, высасывают из пальца более спокойные, умные, более мирные пути. После драки это не трудно. Драка-то кончилась. Кончилась? Сталин умер, и не сразу, не вдруг обнаружилась духовная смерть партии. Да, именно духовная смерть». (Отметим, что это то, что Петрову власти не простили, боялись это говорить даже в 80-годы).
И далее (с моими примечаниями в тексте): «Раньше свободой мысли, правом разрабатывать теорию пользовался один человек (прим. - Петров оправдывает это условиями жесткой борьбы). Сейчас никто ничего не может и не скоро, наверное, сможет. Средства очищения мысли превратились в средства подавления мысли. Сталин умер, а люда, подгоняющие всех и все под Сталина или под другой заданный образец (прим. – только ли тогда?), живут и здравствуют. Ходят на службу, выполняют планы, спят спокойно. Спокойно? Вряд ли. Лишенные эталона, они мечутся в поисках нормы, канонизируют мысль прошлого, опираются на прошлое. Решительно повернуты спиной к действительности… (прим. – а вот это уже точно и о нашем времени!)».
Идеология, и философия, как наука, занимающаяся её разработкой, после Сталина превратилась из движущей в «обслуживающую» силу. На первое место, сначала в партии, а затем и в государстве вышли «орговики», «силовики» и «хозяйственники». Что делают, куда ведут страну – сами хоть ведают?
Впрочем, и такое развитие событий – приход «идеологии обслуживания» - предсказал Михаил Петров. Она озвучена устами персонажа ученого-прохиндея (предтечи современного массового типажа философа-приспособленца, «бизнесмена» и «грантоеда» от науки) Полумакаева:
«Пока существует монополия знания для избранных, мы всегда останемся тенью. Знающей тенью. И избирать знающих будем мы. Задавать им тон будем тоже мы, Полумакаевы. Да кто, кроме нас, способен придать наукообразную форму творческим всплескам руководящего мышления?..»
Создание «наукообразных форм» для «всплесков руководящего мышления» оно, конечно всегда будет востребованным и даже прибыльным – наше время тому подтверждение. Для этого даже высшего философского образования не требуется, достаточно журналистов и прочих «спичрайтеров».
И если «верхом» идеологической государственной мысли, а точнее пустопорожним инерционным цензором из окружения Сталина в эпоху Хрущева, Брежнева, а по сути, и позже, стала такая интеллектуальная серость как Михаил Суслов, то кто «светоч мысли» сегодня? Похоже это отстраненный (пока?) от дел Владислав Сурков, с его шедеврами в виде идеи «суверенной демократии» и «глубинным государством Путина»?
Вот уже, похоже, не без усилий Суркова и Ленин, спасший бывшую Российскую империю, которую буржуазные либералы во главе с Керенским довели до полного хаоса, оказывается, не создал великую страну – Советский Союз, а заложил под страну «мину замедленного действия» в виде национально-государственного устройства. И это говорит Президент России.
Безусловно, такая форма устройства страны в виде СССР (подчеркнем – на тот период ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНАЯ для её сохранения в качестве ПЕРЕДОВОЙ мировой державы в границах бывшей Империи), да ещё и с правом республик на выход из неё, требовало соответствующего уровня руководителей. То есть руководства НАУЧНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИ грамотного, а, главное, думающего.
Лениным изначально задавался формат руководства, способного вести дело ТАК, чтобы ни у кого из республик и народов не было оснований и причин реализовывать ПРАВО на выход. Не потянули этот уровень последователи, результат оказался вполне предсказуемым – развал Советского Союза и откат на капиталистические рельсы… Что дальше? Есть ли в России ученые (о чиновниках и речи нет), способные ответить на этот вопрос? И чем это всё кончится?
А пока Сталин, вопреки всему негативу о нём, в различных рейтингах популярности исторических лиц занимает в России (только ли?), если не первое, то одно из лидирующих мест. В сети есть практически все его труды, множество цитирований.
К чему бы это такая популярность? Сам Сталин, понятно, молчит, смотрит только с прищуром на своих потомков с установленных ему памятников.
(На заставке фото с открытия памятника Сталину в Волгограде в декабре 2019 года)
Свидетельство о публикации №222011501297